Самостоятельная работа студентов




Память в пространстве исторического знания (36 часов)

Проблемы теории (Лекции, 12 часов).

1. Нация, идентичность, прошлое. (2 часа)

Формирование национализма и потребность в конструировании прошлого. Фаза А вызревания национальной идентичности по М. Гроху. Университет XIX в. и национальные истории.

2. Коллективная память и коллективное забывание (6 часа).

Терминология истории памяти: «коллективная память», «коммуникативная память», «культурная память», «социальная память», «место памяти», «мнемоландшафт», «историческая политика». Концепции М. Хальбвакса, Я. Ассмана, Г. Вельцера, П. Нора.

Функции и механизмы и забывания. Факторы, регулирующие забывание.

 

3. Семейная память (4 часа).

Функции семейной коммеморации. Формы конструирования прошлого семьи, семейного поминовения и траура. Семейные реликвии, памятные места и ритуалы.

Проблемы мемориальной практики (семинары, 24 часа)

1. Аффирмативная и критическая история / память (2 часа).

Типы исторического знания и памяти. Соотношение и функции прославляющей и критической истории в обществах с разной степенью свободы и стабильности.

2. Актуальные дебаты о мемориальной культуре в ФРГ (2 часа).

Идея мемориальной культуры vs завершенность и историзация прошлого. Дискуссии о месте Холокоста в немецкой исторической памяти и идентичности. Аргументы за и против мемориальной культуры.

3. Советские базовые исторические мифы (4 часа).

Классификация базовых (учредительных, мифов основания) мифов. Функции и функционирование мифов основания. Советские мифы основания: Октябрьская революция, Великая Отечественная война.

 

4. Церемониальная коммуникация и официальная коллективная память (4 часа).

История советских праздников. Типология праздников. Парад юбилеев в начале XXI в. Организация праздника. Иконография праздника. Послание церемониальной коммуникации о прошлом.

 

5. Образы прошлого в художественных текстах (4 часа).

История и литература. Формы репрезентации и назначение прошлого в тексте. Эволюция исторической художественной литературы. Горе и скорбь в современной российской литературе.

 

6. История на экране (4 часа).

Проблемы визуализации прошлого. Программы и тактики визуальной репрезентации прошлого. Советская и постсоветская кинематографическая практика проработки прошлого.

 

7. Письменная семейная память (4 часа).

Специфика письменной семейной памяти. Женские семейные хроники рубежа XX – XXI вв.

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планы семинарских занятий.

Тема 1. Аффирмативная и критическая история / память (2 часа).

1. Типы исторического знания и памяти.

2. Соотношение и функции прославляющей и критической истории в обществах с разной степенью свободы и стабильности.

Литература:

Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007. С. 91 – 169.

Тема 2. Актуальные дебаты о мемориальной культуре в ФРГ (2 часа).

1. Идея мемориальной культуры vs завершенность и историзация прошлого.

2. Дискуссии о месте Холокоста в немецкой исторической памяти и идентичности.

Литература:

Ассманн А. Новое недовольство мемориальной культурой. М., 2016. С. 61 – 110.

 

Тема 3. Советские базовые исторические мифы (4 часа).

1) Функции и функционирование мифов основания.

2) Советские мифы основания: Октябрьская революция, Великая Отечественная война.

 

Литература:

Ассман Я.Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. (Введение и гл. 1).

Нарский И. Сто лет превращений русской революции // Исторические исследования. 2017. № 6 / https://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/rt/printerFriendly/109/293

 

Тема 4. Церемониальная коммуникация и официальная коллективная память (4 часа).

1. Организация праздника.

2. Иконография праздника.

3. Послание церемониальной коммуникации о прошлом.

Литература:

Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. С. 279 – 326.

Малышева С.Ю. Советская массовая культура в провинции: Пространство, символы, исторические мифы (1917 – 1927). Казань, 2005. С. 171 – 182, 246 – 283.

 

Тема 5. Образы прошлого в художественных текстах (; часа).

1. История и литература.

2. Формы репрезентации и назначение прошлого в тексте.

3. Эволюция исторической художественной литературы.

4. Горе и скорбь в современной российской литературе.

Литература:

Волков Е.В. Гидра контрреволюции. Белое движение в культурной памяти советского общества. Челябинск, 2008. С. 152 – 238.

Эткинд А. Кривое горе: Память о непогребенных.М., 2016. С. 276 – 311.

 

Тема 6. История на экране (4 часа).

1. Проблемы визуализации прошлого.

2. Программы и тактики визуальной репрезентации прошлого.

3. Советская и постсоветская кинематографическая практика проработки прошлого.

Литература:

Добренко Е. Музей революции: Советское кино и сталинский исторический нарратив. М., 2008. С. 225 – 250.

Эткинд А. Кривое горе: Память о непогребенных.М., 2016. С. 173 – 220.

 

Тема 7. Письменная семейная память (4 часа).

1. Особенности письменной семейной памяти.

1. Женская семейная хроника 1: А.С. Пухальская.

2. Женская семейная хроника 2: В.А. Харькова.

Литература:

Narsky I. Family Memory and Private Archives in the Soviet Twentieth Century // Annales. Histoire, Sciences Sociales. 2/2013, p. 429 – 460 (пер. на русс.).

Пухальская А.С. Жизнь семьи Абрама Хазанова и Баси Пухальской (рукопись).

Харькова В.А. Воспоминания россиянки, родившейся в 1922 году (рукопись).

 

Самостоятельная работа студентов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: