Память в пространстве исторического знания (36 часов)
Проблемы теории (Лекции, 12 часов).
1. Нация, идентичность, прошлое. (2 часа)
Формирование национализма и потребность в конструировании прошлого. Фаза А вызревания национальной идентичности по М. Гроху. Университет XIX в. и национальные истории.
2. Коллективная память и коллективное забывание (6 часа).
Терминология истории памяти: «коллективная память», «коммуникативная память», «культурная память», «социальная память», «место памяти», «мнемоландшафт», «историческая политика». Концепции М. Хальбвакса, Я. Ассмана, Г. Вельцера, П. Нора.
Функции и механизмы и забывания. Факторы, регулирующие забывание.
3. Семейная память (4 часа).
Функции семейной коммеморации. Формы конструирования прошлого семьи, семейного поминовения и траура. Семейные реликвии, памятные места и ритуалы.
Проблемы мемориальной практики (семинары, 24 часа)
1. Аффирмативная и критическая история / память (2 часа).
Типы исторического знания и памяти. Соотношение и функции прославляющей и критической истории в обществах с разной степенью свободы и стабильности.
2. Актуальные дебаты о мемориальной культуре в ФРГ (2 часа).
Идея мемориальной культуры vs завершенность и историзация прошлого. Дискуссии о месте Холокоста в немецкой исторической памяти и идентичности. Аргументы за и против мемориальной культуры.
3. Советские базовые исторические мифы (4 часа).
Классификация базовых (учредительных, мифов основания) мифов. Функции и функционирование мифов основания. Советские мифы основания: Октябрьская революция, Великая Отечественная война.
4. Церемониальная коммуникация и официальная коллективная память (4 часа).
История советских праздников. Типология праздников. Парад юбилеев в начале XXI в. Организация праздника. Иконография праздника. Послание церемониальной коммуникации о прошлом.
5. Образы прошлого в художественных текстах (4 часа).
История и литература. Формы репрезентации и назначение прошлого в тексте. Эволюция исторической художественной литературы. Горе и скорбь в современной российской литературе.
6. История на экране (4 часа).
Проблемы визуализации прошлого. Программы и тактики визуальной репрезентации прошлого. Советская и постсоветская кинематографическая практика проработки прошлого.
7. Письменная семейная память (4 часа).
Специфика письменной семейной памяти. Женские семейные хроники рубежа XX – XXI вв.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Планы семинарских занятий.
Тема 1. Аффирмативная и критическая история / память (2 часа).
1. Типы исторического знания и памяти.
2. Соотношение и функции прославляющей и критической истории в обществах с разной степенью свободы и стабильности.
Литература:
Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007. С. 91 – 169.
Тема 2. Актуальные дебаты о мемориальной культуре в ФРГ (2 часа).
1. Идея мемориальной культуры vs завершенность и историзация прошлого.
2. Дискуссии о месте Холокоста в немецкой исторической памяти и идентичности.
Литература:
Ассманн А. Новое недовольство мемориальной культурой. М., 2016. С. 61 – 110.
Тема 3. Советские базовые исторические мифы (4 часа).
1) Функции и функционирование мифов основания.
2) Советские мифы основания: Октябрьская революция, Великая Отечественная война.
Литература:
Ассман Я.Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. (Введение и гл. 1).
Нарский И. Сто лет превращений русской революции // Исторические исследования. 2017. № 6 / https://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/rt/printerFriendly/109/293
Тема 4. Церемониальная коммуникация и официальная коллективная память (4 часа).
1. Организация праздника.
2. Иконография праздника.
3. Послание церемониальной коммуникации о прошлом.
Литература:
Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. С. 279 – 326.
Малышева С.Ю. Советская массовая культура в провинции: Пространство, символы, исторические мифы (1917 – 1927). Казань, 2005. С. 171 – 182, 246 – 283.
Тема 5. Образы прошлого в художественных текстах (; часа).
1. История и литература.
2. Формы репрезентации и назначение прошлого в тексте.
3. Эволюция исторической художественной литературы.
4. Горе и скорбь в современной российской литературе.
Литература:
Волков Е.В. Гидра контрреволюции. Белое движение в культурной памяти советского общества. Челябинск, 2008. С. 152 – 238.
Эткинд А. Кривое горе: Память о непогребенных.М., 2016. С. 276 – 311.
Тема 6. История на экране (4 часа).
1. Проблемы визуализации прошлого.
2. Программы и тактики визуальной репрезентации прошлого.
3. Советская и постсоветская кинематографическая практика проработки прошлого.
Литература:
Добренко Е. Музей революции: Советское кино и сталинский исторический нарратив. М., 2008. С. 225 – 250.
Эткинд А. Кривое горе: Память о непогребенных.М., 2016. С. 173 – 220.
Тема 7. Письменная семейная память (4 часа).
1. Особенности письменной семейной памяти.
1. Женская семейная хроника 1: А.С. Пухальская.
2. Женская семейная хроника 2: В.А. Харькова.
Литература:
Narsky I. Family Memory and Private Archives in the Soviet Twentieth Century // Annales. Histoire, Sciences Sociales. 2/2013, p. 429 – 460 (пер. на русс.).
Пухальская А.С. Жизнь семьи Абрама Хазанова и Баси Пухальской (рукопись).
Харькова В.А. Воспоминания россиянки, родившейся в 1922 году (рукопись).
Самостоятельная работа студентов