Таким образом ежегодные областные и муниципальные бюджетные затраты на поддержку отраслей ЖКХ приближаются к 4 млрд. рублей.




АКТ

По результатам общественного контроля

Г. Киров «25» октября 2018 г.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ
«Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее –
212-ФЗ) решением Совета Общественной палаты Кировской области от 31.01.2018 № 27 С-8 была создана региональная группа общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на жилищно-коммунальные услуги (далее – региональная группа). В своей работе региональная группа руководствовалась федеральными законами от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», нормативно-правовыми актами правительства Российской Федерации и Кировской области в области государственного регулирования тарифов.

Основной формой контроля рабочей группы был избрана общественная проверка (предусмотренная ст. 20 212-ФЗ) деятельности органов исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Кировской области.

В процессе работы региональной группой осуществлено две общественные проверки в региональной службе по тарифам Кировской области и министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. Проведено 8 заседаний рабочей группы, на которых рассмотрены 11 вопросов с участием Михайлова М.В. – руководителя региональной службы по тарифам Кировской области, Шульгина И.В. – главы администрации города Кирова, Береснева С.А. – генерального директора Кировского филиала ПАО «Т Плюс», Лобанова Р.В. – главного управляющего директора АО «Кировские коммунальные системы», Тороповой И.В. – генерального директора АО «Куприт» - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а также с руководителями структурных подразделений министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, экологии и природопользования, государственной жилищной инспекции Кировской области, Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области и других. Рассмотрены основные параметры всех тарифов на услуги для населения (электроэнергия, тепловая энергия, вода и водоотведение, утилизация ТКО, оплата на содержание жилья, проезд в общественном транспорте) за последние пять и более лет.

Проведенный в ходе общественного контроля анализ тарифного регулирования деятельности ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) дает основания в полной мере разделять серьёзную озабоченность, имеющуюся у общественных организаций, средств массовой информации и жителей Кировской области, ежегодным ростом тарифов на все виды жилищно-коммунальных услуг. За последние пять лет с 2013 года тариф на электроэнергию вырос на 29,8%, тариф на теплоэнергию на 22,1% (за последние десять лет он увеличился в 2,6 раза), тариф на водоснабжение на 41%, тариф на водоотведение – 40%. Ожидается значительный рост тарифа в 2019 году на мусорообразование и сбор, сортировку и захоронение твердых коммунальных отходов в расчете на одного человека. Требование президента Российской Федерации В.В. Путина по ограничению роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в объеме не превышающим уровень инфляции в Кировской области фактически не выполняется. Ресурсоснабжающие организации в своих заявках на установление тарифа стремятся максимально переложить на потребителей все риски и извлечь прибыль. В заявочной компании 2018 года на планируемый период 2019-2023 год АО «Кировские коммунальные системы» предложило увеличить тариф на водоснабжение на 40%, другие структуры также внесли предложения по увеличению оплаты своих услуг.

Вместе с тем, экономические условия, влияющие на затраты РСО как в стране, так и в Кировской области, складываются благоприятно. Инфляция в последние два года не превышает 3% в год, значительно снижены показатели процентной ставки ЦБ РФ, нет роста цен на отдельные виды топлива (уголь, торф). Кроме того, изменения индекса потребительских цен (далее – ИПЦ), которые должны учитываться при установлении тарифов, демонстрируют стабильное снижение: по данным Министерства экономического развития Российской Федерации в 2017 году он сократился с 104,7 до 103,9%, в 2018 г. с 105,1% до 103,7%.

Однако, индексы изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствии с Указом Губернатора Кировской области от 27.11.2015 № 278 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» в 2017 и 2018 годах были установлены в максимально разрешенных Правительством Российской Федерации пределах (4,8% и 7,39% соответственно). При этом для жителей области индекс в 2018 году был определен в пределах 4-5%, а в г. Кирове он составил 7,29 (кировчане составляют 40,2% всех жителей региона). В отмеченном Указе необходимость повышения индекса платежей гражданами обусловливается ростом средневзвешенного экономически обоснованного тарифа и увеличением объемов потребления услуг. При этом прирост по отдельным видам услуг показан в размере от 6,8 до 8%, тогда как индекс роста платежей населения увеличился на 35 %. По нашему мнению, такой резкий подъем уровня платежей экономически вряд ли оправдан. В выступлениях руководителей РСО отмечается потребность в увеличении инвестиционной составляющей тарифа, в связи с чем якобы увеличиваются платежи населения. Однако такой аргумент не может служить основанием, а объемы выполненных инвестиционных планов и программ не подтверждают необходимости такого увеличения.

Наиболее существенным является рост тарифа на теплоснабжение. Платежи по нему собираются с большими трудностями. Долги по теплоснабжению составляют более 70% всех долгов по тарифным платежам. В то же время в отдельных населенных пунктах, домах областного центра тарифы на тепло приближаются к уровню прожиточного минимума в регионе (тариф за Гкал в поселке станции Вятка Кирово-Чепецкого района на 1 полугодие 2018 года – 7691 рубль, в с. Рябово Зуевского района – 5330 рублей, в г. Яранске у МУП «Вулкан» потребители платят 7148 рублей).

Серьёзное общественное недовольство возникает вокруг тарифов, установленных для ООО «Газпром теплоэнерго Киров», которая занимается эксплуатацией блочно-модульных котельных в заречной части г. Кирова,
пгт. Вахруши, пгт. Мурыгино, мкр. Радужный, мкр. Долгушино и в Куменском районе. Это новые, недавно построенные котельные, но тарифы на тепло у них в 2,5-3 раза выше, чем в г. Кирове, что связано с процессом возврата затраченных на их возведение инвестиций через аренду построенных котельных у собственника. Механизм возврата в данном случае явно не отвечает социальным критериям и нуждается в детальном анализе с участием специалистов финансовых, налоговых и правоохранительных органов, в противном случае использование таким образом газовых котельных подрывает принцип экономической целесообразности и социальной направленности инвестиционной деятельности.

Повышение платежей населения за жилищно-коммунальные услуги происходит одновременно с процессом снижения уровня благосостояния жителей Кировской области. В течение 4 лет идет снижение реальных доходов населения. В 2017 году они снижены на 3% по отношению к 2016 году. Средняя зарплата в регионе к концу 2018 года может приблизиться к 30 тыс.рублей, однако это на 35% ниже показателя по стране. Более 18% работающих граждан получают зарплату чуть больше прожиточного минимума (установлен в 1 квартале 2018 года – 9627 рублей). В потребительской корзине платежи за все услуги составляют 2 390 рублей, из них 2063 рубля оплата по тарифам ЖКХ и услугам управляющих компаний. По прогнозным оценкам более 10% расходов домохозяйств идет в долг. Долги по ЖКХ в 2018 году растут в среднем на 5% в квартал. Расчетный остаток средств после обязательных платежей в домохозяйствах не превышает 11 тыс. рублей, а соотношение среднедушевого дохода к величине прожиточного минимума составляет 2,67 (Татарстан 4,27, Ульяновск – 2,89, Мари Эл -2,4).

При росте тарифов и одновременном снижении доходов населения возрастает нагрузка на областной бюджет, обусловленная необходимостью увеличивать объемы средств на социальную поддержку населения по платежам за жилищно-коммунальные услуги. 9,1% всех семей в регионе получают субсидию на оплату жилого помещения. За 10 лет её среднемесячный размер вырос в 3,3 раза (с 759 рублей – в 2008 году, до 2691 рублей в 2018 году). Около 300 тыс. гражданам (107,6 тыс. в г. Кирове) оказывается социальная поддержка по оплате услуг ЖКХ (так называемые «льготники»). Средний размер этой выплаты также увеличился в 2,5 раза
(с 291 руб. – в 2008 году до 720 рублей в 2018 году) По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области объем средств на представление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составил в 2016 году – 2,2 млрд.рублей, в 2017 году – 2,3 млрд. рублей, первый квартал 2018 года – 702,6млн. рублей. Рост указанных затрат областного бюджета напрямую связан с увеличением тарифной нагрузки на потребителей.

Дополнительные бюджетные расходы возникают также в связи с выплатой субсидий, предусмотренных постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/146 «О предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами», на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, управляющим организациям, и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащих внесению платы граждан за коммунальные услуги. Эти платежи составили за 4 года около 2,4 млрд. рублей.

Следует также учесть, что основные РСО АО «Кировская теплоснабжающая компания», АО «Кировские коммунальные системы» и другие имеют ежегодные освобождения от уплаты налога на имущество, в связи с осуществлением инвестиционной деятельности. Эта мера экономической поддержки увеличивает выпадающие доходы бюджета Кировской области (в текущем году - 295,7 млн.руб.), но не снижает роста тарифов.

Таким образом ежегодные областные и муниципальные бюджетные затраты на поддержку отраслей ЖКХ приближаются к 4 млрд. рублей.

Рост тарифов по всем отраслям ЖКХ, как показывает изучение, во многом обусловлен экстенсивным развитием бизнеса ресурсоснабжающих организаций. Отмечается постоянный рост издержек производства, особенно на стадии передачи энергии от генерирующих объектов к потребителям. При передаче теплоэнергии рост составляет 16,7%, электроэнергии – 4,6%, при том, что в сетях АО «Коммунэнерго» - 11%, а в сетях «Горэлектросеть» Киров -12%. Несмотря на постоянно планируемые в инвестиционных и иных программах меры, остается высоким уровень потерь электричества, тепла, горячей и холодной воды. Потери тепловой энергии составляют от 20 до 37%, а расходы электросетевых компаний на потери в «Кировэнерго» - 15,6%, иных территориальных сетевых организациях – 31,1%. Эти потери энергии ложатся целиком на потребителей и занимают значительную часть тарифов. Устранение потерь идет медленно, часто безприменениясовременного инновационного оборудования и новых технологий.

Во всех РСО региона определяющее воздействие на все компоненты производственных процессов оказывает износ оборудования, который в электроэнергетике составляет по линиям электропередачи – 64%, трансформаторному оборудованию – от 70 до 80%. В теплоэнергетике износ трубопроводов и арматуры превышает 60% (по некоторым данным доходит до 90%). Преждевременный износ теплотрасс провоцирует использование несоответствующего качества подпиточной воды. Надзорными органами не налажен контроль в АО «Кировская теплоснабжающая компания» за обеспечением соответствия подпиточной воды СП 124.13330 2012. «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280. Трубопроводы водоснабжения г. Кирова имеют также повышенные показатели износа. Изношенность оборудованияпровоцирует аварийность, снижениенадежности подачи тепла, воды и электроэнергии для потребителей. Потребность в замене и ремонте изношенного оборудования заставляет систематически нести затраты на экстренные ремонтные работы, что снижает возможности для плановой инвестиционной деятельности. Отражается это и на росте тарифов. Выход из данной ситуации видится в использовании инструментов целевого, проектного планирования и продуманного подхода к инвестиционной деятельности.

Значительное влияние на тарифы оказываеттопливная составляющая. Условно-переменные расходы на топливо в тарифе на коллекторах источников тепловой энергии ПАО «Т Плюс» составляют 83%. В этой связи требует изучения специалистами вопрос об использовании лимитного и коммерческого газа на ТЭЦ г. Кирова и Кирово-Чепецка, так как соотношение его использования кардинально отличается год от года. В 2016 году лимитный газ составлял 43,64%, коммерческий – 29,82%, а 2017 году лимитный – 23,08%, коммерческий 46,36%. Необходимо объяснить такие резкие изменения в использовании газа, которые существенно влияют на тарифообразование.

В последние годы в тарифе постоянно растет сбытовая надбавка ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» объединенная энергосбытовая компания Группы «Т Плюс» за сбор платежей за электроэнергию и тепло, что трудно увязывается с экономическими факторами.

Определённое сдерживание расходов домохозяйств на жилищно-коммунальные услуги должны были бы оказатьсистемные меры по энергосбережению. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» расходы энергоресурсов в новых, реконструированных и капитально отремонтированных и модернизированных жилых зданиях и зданиях общественного назначения должны быть сокращены за 5 лет на 15%.Работа по реализации этих требований, по мнению региональной группы, ведется слабо. В регионе растет потребление электроэнергии населением, не уменьшается объём отпуска теплоэнергии. Снижение энергозатрат должно стать одним из стимулов для проведения капитального ремонта в жилых домах старого фонда, а также войти в повседневные заботы управляющих компаний и собственников помещений в многоквартирных домах.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.09.2014 № 631 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Киров» на период с 2014 на 2033 год» утверждена подготовленная администрацией г. Кирова схема теплоснабжения с 2014 по 2033 годы. Изучение этой схемы показывает, что существенных новаций в ней не предусматривается. Будут подключаться новые микрорайоны и жилые дома, развиваться внутриквартальные сети. Вместе с тем, развитие городской застройки опять ориентировано на строительство квартальных котельных, не предусмотрен переход в городе от использования центральных тепловых пунктов и 4-х трубной разводки тепла и горячего водоснабжения по домам к подключению индивидуальных тепловых пунктов (ИТП и БТП) с двухтрубным теплоснабжением.

В г. Кирове уже действует 64 квартальных котельных. Среднеотпускной тариф на коллекторах ТЭЦ на много (до 60%) дешевле, чем в котельных за счет комбинированной выработки энергии, поэтому жильцы ряда районов, запитанных через квартальные котельные имеют повышенный тариф. Кроме того, квартальные котельные увеличивают экологическую нагрузку в г. Кирове.

В областном центре работают 25 смежных сетевых организаций, осуществляющих транзит теплоэнергии от точек присоединения к сетям АО «Кировская теплоснабжающая организация» до потребителей. Около 150 км теплотрасс не имеют юридически оформленных владельцев (бесхозные). Они имеют свой тариф на транзит, который включается в общий тариф для потребителей, поэтому их издержки и потери тепла учитываются и влияют на рост тарифа. В схеме теплоснабжения г. Кирова необходимо рассмотреть обоснованность такого количества транзитеров. Транзитные сети и особенно бесхозные целесообразно передавать (приобретать) АО «Кировская теплоснабжающая организация», которое имеет статус единой теплоснабжающей организации г. Кирова (установлено приказом министерства энергетики Российской Федерации от 19.09.2014 № 631 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Киров» на период с 2014 на 2033 год»).

Перспективным шагом по снижению тарифной нагрузки является отказ от использования центральных тепловых пунктов и переход на индивидуальные тепловые пункты в жилых домах. При таком переходе экономится до 25% теплоэнергии, уменьшаются потери тепла, увеличивается энергосбережение. Данные мероприятия соседние регионы провели с привлечением средств федерального бюджета за счет участия в федеральной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Исходя из изложенного, полагаем схему теплоснабжения г. Кирова до 2033года целесообразно дополнительно проанализировать и внести корректировки для повышения энергосбережения и устранения отдельных причин роста тарифов.

В последние годы инвестиционная деятельность ресурсоснабжающих организаций всё в больших масштабахосуществляется за счет увеличения соответствующей части тарифов, а прибыль, заёмные средства, публичное размещение акций используются всё в меньших объёмах.

Так, в предполагаемом тарифе на сбор, транспортировку и утилизацию ТКО часть тарифа на инвестиции составляет до 40% всех затрат по региональной программе утилизации отходов. Более 350 млн. рублей заложено в тарифе АО «Кировская теплоснабжающая компания» на 2018 год инвестиций в теплоэнергетику г. Кирова, из них 8% составлены из прибыли, а 30% от платы потребителей. Всего по теплоснабжению действует в области более 30 инвестпрограмм, финансируемых в основном за счет тарифов. В этой связи особую роль имеет контроль со стороны профильных министерств и ведомств региона за эффективным и рачительным использованием указанных средств и достижением результатов, заявленных в инвестиционных программах.

Анализ показал, что государственный контроль за инвестиционными программами РСО в Кировской области четко структурирован: определён предварительный анализ программ экспертными организациями, описан регламент контроля министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и региональной службой по тарифам Кировской области. Однако в этой деятельности имеются существенные резервы, позволяющие РСО уходить от детального выполнения заявленных в инвестиционных программах мероприятий. Как установлено, контроль ведется не в полном объёме, в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и региональной службе по тарифам Кировской области выделено 8 специалистов, которые изучают только отчетные документы без их фактической перепроверки. Вследствие чего, в сфере теплоснабжения инвестиционные программы, реализуемые в г. Кирове, АО «Кировская теплоснабжающая компания» выполнялись не в полном объёме (2014, 2015, 2016 годах) или в качестве мероприятий инвестиционных программ представлялись вынужденные ремонтные работы, которые засчитывались по стоимости программных мероприятий. Правоохранительными органами дана оценка таким злоупотреблениям, они будут рассмотрены судом.

Утвержденная в 2017 году в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области практика, когда инвестиционные программы можно корректировать по ходу их исполнения, может привести к их нивелировке и превращению в формальный документ. Такое упрощение вряд ли оправданно.

В контроле за реализацией инвестиционных программслабо участвуют муниципальные органы власти, являющиеся в большинстве случаев владельцами теплосетей (г. Киров, г. Слободской и другие), сетей водоснабжения и водоотведения и сдающие их в аренду. Они могли бы организовать контроль на месте проведения работ с фиксацией фактических изменений качественных характеристик ремонта, реконструкции или нового строительства.

Особое место занимает проблема финансово-экономического контроля средств, заложенных в тарифе на реализацию инвестиционных программ. Установлено, что детального аудита и финансовой ревизии, особенно первичных документов, отражающих реальные расходы РСО на инвестиции, не проводится. Более того, эти с редства, полученные от потребителей услуг через тарифы имеют статус «внебюджетных» поступлений или иных средств, поэтому они не проверяются Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области, контрольно-счетной палатой Кировской области и другими органами финансового контроля, которые уполномочены тщательно и системно отслеживать бюджетные расходы. Таким образом, миллиардные средства, полученные от потребителей на инвестиционные программы и программы капитального ремонта жилых домов, инвестиции в сфере сбора и утилизации ТКО не имеют статуса целевого предназначения и часто тратятся РСО на текущую деятельность.

По нашему мнению, указанные средства должны иметь особый статус и проверяться в полном объёме всеми государственными органами финансового контроля. Для этого необходимо внести изменения в федеральное законодательство Российской Федерации. Соответствующее обращение в Общественную палату Российской Федерации направлено от имени Общественной палаты Кировской области. По существу указанной проблемы проинформирован губернатор Кировской области Васильев И.В.

В то же время реализация инвестиционных программ слабо влияет на изменение качественных характеристик услуг в сфере ЖКХ. Растут затраты и тарифы, но повышение качества, внедрение передовых технологий остаются слабым местом инвестиционной деятельности РСО. Региональная группа также особо отмечает, что перспективные планы и программы на 15-летний период, принятые в последние годы («Долгосрочная программа реконструкции тепловых сетей г. Кирова на 2014-2033 годы», «Схема теплоснабжения г. Кирова на 2014-2033 годы») не были представлены на обсуждение общественным организациям, научному сообществу и экспертам. Учет таких мнений пошел бы на пользу и внес бы немало рациональных предложений.

В Общественную палату Кировской области постоянно поступают жалобы жителей на низкую температуру в жилых домах или, наоборот, работу отопления в жаркий весенний период, частые многочасовые отключения электроэнергии, особенно в сельской местности, где надежность электроснабжения не удовлетворяет людей. Контроль за качеством услуг ЖКХ распылен по нескольким ведомствам, поэтому контроль имеет невысокую эффективность. Государственный контроль в сфере ЖКХ особенно необходим, так как недовольство ростом тарифов и качеством оказываемых услу г являетсяглавным негативным трендом, содержащим угрозу социальной стабильности.

В этой связи, по нашему мнению, осмотрительно и выверенно следует подойтик рассмотрению инициативных обращений ПАО «Т Плюс»
и АО «Кировские коммунальные системы» о необходимости заключения концессионных соглашений на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в г. Кирове. В представленных сценарных вариантах ПАО
«Т Плюс»: одноэтапный предполагает рост тарифа в первый год на 18%, поэтапный -9,9%, а затем 2 года по 7,5% или рост по 6,5% - 4 года. Во всех случаях на 2019 год выпадаетзалповый тарифный скачок с учетом значительного роста платежей за мусорообразование и утилизацию ТКО.

Кроме того, в процессе обсуждения концессиональных намерений рабочая группа не получила проработанных проектов инновационных изменений в теплоснабжении г. Кирова, в большинстве случаев речь шла об увеличении объемом замены трубопроводов и их элементов. По нашей оценке, готовность документов находится на невысоком уровне. Мы выражаем твердое мнение о том, что концессия не может быть принята второпях без должного анализа, поэтому рассчитываем на дальнейшее участие в подготовке этого ответственного шага.

Следует также иметь в виду, что более 400 км теплотрасс в г. Кирове находятся в ведении или собственности более 25 организаций транзитеров, поэтому потребители, запитанные через них, будут вынуждены иметь повышенный концессионный тариф, однако инвестиционные работы на теплосетях, через которые они получают тепло, проводиться не будут. Людей заставят оплачивать не оказанную им услугу. Этот важный момент необходимо рассмотреть и принять предусмотренный нормативно-правовыми нормами справедливый механизм устранения указанных нестыковок.

Рабочей группой рассмотрены отдельные вопросы по формированию тарифа на сбор, транспортировку и утилизацию ТКО. Конкретные экономические расчеты и показатели ОАО «Куприт» представлены не были из-за неготовности контрактов с исполнителями основных работ (полигонами захоронения ТКО и организациями, ведущими сбор отходов). В предварительном плане отмечены потребности регионального оператора существенно увеличить тариф. Однако вызывают вопросы по поводу значительных средств, предусматриваемых на приобретение мусоровозов, а также 11 инвестиционных программ реконструкции полигонов. Рабочая группа считает, что администрации г. Кирова необходимо более активно участвовать в федеральных программах, на которые выделяются триллионные суммы для создания инфраструктуры по сбору и утилизации ТКО в регионах. Использование федерального финансирования инвестиционной деятельности в этой сфере снизит тарифную нагрузку на кировчан. Тарифы на сбор и утилизацию ТКО необходимо будет рассмотреть в начале 2019 года.

С учетом анализа деятельности ОАО «КировПассажирАвтоТранс» (генеральный директор Пырлог Д.Ю.) изучен тариф на пассажирские перевозки жителей г. Кирова и области. Существующий тариф вполне экономически обоснован и не нуждается в пересмотре в сторону увеличения. В то же время необходимо принять меры администрации города Кирова для оптимизации маршрутов, рационального использования субподрядчиков муниципальных контрактов, укрепить автотранспортное предприятие города.

 

Важную роль играет тариф, устанавливаемый администрацией муниципальных образований за содержание жилых помещений. В ряде муниципалитетов области он не устанавливается, что нельзя признать оправданным. В г. Кирове он установлен в текущем году с повышением. На наш взгляд, в нем одномоментно включены значительно возросшие расходы на услуги по уборке территории и проверке газового оборудования. Этот рост можно было бы плавно распределить на последующие регулируемые периоды. Кроме того имеются факты увеличения в одностороннем порядке управляющими организациями платы за содержание жилого помещения до муниципального тарифа в случаях непринятия на общем собрании жильцов решения по установлению иного размера платы (в том числе и из-за отсутствия кворума). Администрации муниципальных образований и контролирующие органы должны принимать меры по пресечению такой деятельности управляющих компаний, несоответствующей нормативно-правовым актам.

По результатам общественного контроля региональной группой общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на жилищно-коммунальные услуги

предлагается:

1. Направить настоящий акт Правительству Кировской области для рассмотрения и принятия мер по выполнению требования Президента Российской Федерации по ограничению роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги не выше уровня инфляции. Обратить внимание органов тарифного регулирования и контроля на необходимость повышения требовательности к ресурсоснабжающим организациям за эффективность и качество услуг в сфере ЖКХ, снижение издержек производства и потерь воды, тепловой и электрической энергии. Добиваться внедрения ими современных наилучших практик производства и доставки энергии населению.

2. Направить настоящий акт Законодательному Собранию Кировской области для учета в работе и рассмотрения вопроса о системе государственного контроля за денежными средствами граждан, заложенными в тарифах на инвестиционную деятельность в сфере ЖКХ, с целью придания им целевого характера и возможности контроля государственными органами финансового контроля наравне с бюджетными средствами.

3. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и региональной службе по тарифам Кировской области:

· усилить контроль и влияние на инвестиционную деятельность РСО, добиваться внедрения передовых технологий, рационального использования топливного баланса, снижения затрат и потерь, тщательно проводить анализ всех инвестиционных проектов РСО с привлечением экспертов;

· укрепить в кадровом отношении работу по контролю за инвестиционной деятельностью РСО;

· совместно с КОГУП «Агентство энергосбережения» и НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» рассмотреть вопрос о состоянии работы по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Активизировать мероприятия по пропаганде экономии энергии, проведении капитального ремонта в жилых домах для улучшения энергосбережения;

· повысить участие в федеральных программах в сфере энергетики и ЖКХ для модернизации объектов и снижения тарифов.

4. Администрации г. Кирова:

· дополнительно проанализировать имеющиеся перспективные планы развития жилищно-коммунальных услуг до 2033 года и увязать их со стратегией развития города, имея ввиду внедрение централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

· активизировать участие структур администрации г. Кирова в контроле за инвестиционной деятельностью РСО, добиваться фактического достижения заявленных результатов. Участвовать в предварительном анализе инвестиционных программ;

· всесторонне и взвешенно подойти к оценке предложений ПАО
«Т Плюс» и АО «Кировские коммунальные системы» по концессионным договорам, до заключения провести их детальную экспертизу с привлечением широкой общественности и научных экспертов. Предусмотреть в них ответственность концессионера за конечные результаты модернизации систем теплоснабжения и водоснабжения населения.

· При установлении тарифа на содержание и ремонт жилья организовывать разъяснительную работу с участием управляющих компаний среди жильцов о праве собственников многоквартирных домов на общем собрании устанавливать в договорах на обслуживание индивидуальный размер платы на содержание жилого помещения. Активнее использовать в этой работе СМИ. Предусмотреть в регламенте на установление данного тарифа учет решений общих собраний собственников многоквартирных домов по объему необходимых работ по ремонту и обслуживанию конкретных многоквартирных домов при непосредственном способе управления ими.

5. Обратиться в прокуратуру Кировской области с просьбой рассмотреть законность тарифообразования для вновь построенных газовых котельных ООО «Газпром теплонергоКиров», имеющих значительный рост оплаты услуг для населения.

6. Направить настоящий акт Уполномоченному по правам человека в Кировской области Панову А.Г. для учета в работе и принятия мер в рамках своих полномочий.

Региональная группа общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на жилищно-коммунальные услуги считает целесообразным продолжить работу в новом составе Общественной палаты Кировской области IV созыва.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: