Династия Комнинов. Турки-сельджуки. Антисистемы. Печенеги. Мадьяры. Крестоносцы




В XI веке ромейский этнос, который мы по-западному называем «византийцами», вообщем-то состарился. И возникло сразу очень много проблем. Одна проблема — чисто этническая. Когда этнос старится, на его периферии, в дальних провинциях остается гораздо больше энергичных людей, чем в центре. Так было в языческом Риме, когда африканец Ульпий Траян, кельты, даки поддерживали отнюдь не свою провинциальную независимость, а целостность Римской империи. Это повторится неисчислимое число раз потом. И Германию создадут провинциалы пруссаки, и в России в XVIII веке провинциалы дадут необычайный взлет нашей мощи, в том числе и мощи нашей культуры. Так было и в Византии.

 

Но в огромной и сложной империи это накладывалось еще на одно противостояние, совершенно не однозначно складывающееся с первым. Гражданские чиновники, то есть бюрократы противостояли военным. Военные были в основном, но не всегда провинциалами, ведь в провинции оставались самые доблестные люди. А вот в Константинополе оставались самые умелые, самые тонкие, носители имперской бюрократической традиции. Вот здесь, я напомню вам, братья и сестры, что бюрократия необходима. И когда она есть высокопоставленная область сферы обслуживания, это великолепно. Но когда это власть, вы в опасности, граждане. Это нынешняя беда Российской Федерации. Нам необходимо понизить бюрократию до уровня обслуживающего персонала. Мы все должны точно знать то, недопонимание чего во многом погубило Византию — что чиновник есть только лишь член обслуживающего персонала. Бывает водопроводчик, бывает электрик, электромеханик, бывает участковый, бывает министр. И все они наши слуги. К сожаленью, не только мы, но и византийцы потеряли то ощущение, которым обладали «хетты», первые арийцы, основавшие государство в нынешней Турции, то есть в Малой Азии две тысячи лет до н.э. Хетты считали правильно, что бывает человек — первая категория, бывает раб — последняя, третья, низшая категория, а между ними находится слуга царя. Естественно, министр и жил лучше, и чувствовал себя социально получше, чем крестьянин, но он был ниже крестьянина, потому что он был слугой царя. А крестьянин был только слуга божий и самого себя. Подумайте об этом, братья и сестры, давайте вернемся к этому. Пора, пора.

Вот на этом была обострена ситуация в Ромейской державе XI века. Итак, провинция — против столицы; гражданские в столице — против военных; и, наконец, энергичные ромеи провинции — против состарившихся ромеев столицы. В этой ситуации доблестный император Роман IV Диоген бросился в бой. Он был столичным человеком, но при этом доверял военным, доблести, чести. Однако доблестных ромеев было уже не столько, сколько при Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии, Василии II Болгаробойце, про которых мы говорили в прошлой передаче. И Роман в 1070 году потерпел от турок-сельджуков чудовищное поражение при Манцикерте и попал в плен. Выкуп императора из плена стоил довольно дорого, и очень многие не хотели его выкупать. А зачем проигравший василевс? Ну и пусть его там держат. Приведу вам параллель. Вся Русь хотела выкупить из плена великого князя Василия Темного, потому что он был символом нашей воли, власти, единства русской державы. Романа вернули, но он проиграл. Он погиб в итоге заговора, его убили. Царствование Романа IV Диогена — 1067-1071 года. Из плена освободился, но править своей державой не смог. Византия проваливалась.

А теперь давайте посмотрим на этнологию. Давайте посмотрим, что получалось. Ведь ромеи родились в I веке до н.э. — в I веке н.э. Следовательно к XI веку гумилевский возраст этноса был уже 13 веков. Они должны были впадать в «обскурацию», распад этноса. Никто не может изменить происходящего по законам природы. Могут только по великой вере. И византийцы, ромеи верили так крепко в церковь и охраняющую империю, что у них получилось, им это удалось, но за счет провинциалов, которые были более доблестными. В провинциях еще сохранились энергичные люди и после гибели Романа Диогена. Кстати, придете в храм в воскресенье, помяните на панихиде царя Романа. Это будет справедливо. Мы должны о нем молиться. А он молится о нас.

Итак, несчастный, но доблестный Роман Диоген проиграл. Но появляется другой император. В 1081 году родственник василевсов, провинциальный воевода Алексей Комнин становится василевсом с полным правом по избранию народа, волю которого выражала армия, по избранию синклита, где были и чиновники, но победили генералы. Мы сказали бы сейчас, что его избрала «хунта». А ведь хунта бывает и праведной. Алексей Комнин становится василевсом Алексеем I Комнином. Это был высокообразованный интеллектуал, хотя и провинциальный военный. Повторяю еще раз по нашему, он был генералом. Причем, по тем задачам, которые он выполнял, будучи генералом, мы бы, пожалуй, сказали, что он — генерал ВДВ. И вот этот самый «десантник» Алексей Комнин, знающий латынь, прилично знающий древнееврейский, становится василевсом ромеев. Боже милостивый, в какой тяжелой ситуации досталась ему империя! На Балканах господствовали антисистемы: среди греков — «павликиане», среди болгар — «богумилы». Отдельно слушайте или читайте мою информацию об антисистемах, религиозных системах, разрушающих и общества, и этносы.

Василевс Алексей победил болгарских богумилов и сумел пленить богумильскую армию. Победил не еретиков, а антисистему! Читайте всё, что вы сможете прочесть об антисистемах, антисистемщиках, то есть тайных врагах христианства, выдававших себя за христиан. Но плененные богумилы не признавались в том, что они богумилы. И тогда василевс поступил согласно описанию его дочери следующим образом. Он вышел перед пленными и сказал: «Я всех вас, потому что вы лютые еретики (ведь василевс не знал слова «антисистема»), сожгу живьем. У вас нет выхода, вы все всё равно сгорите. Поэтому те из вас, которые считают себя православными, пусть покаются перед сожжением. Ну а другие — бог им судья!» И тогда много раскаявшихся богумилов или православных, случайно попавших в мерзкую антисистемную компанию, готовясь к смерти, покаялись. А великий василевс, довольный своей комниновской хитростью, всех покаявшихся освободил, а других вовсе не сжег, а отправил в ссылку. Предводителя же богумилов он казнил, но без особой жестокости. Даже и его-то, чудовищного врага христианства, и то не сжег. И сослал он их, братья и сестры, в самую большую дыру в восточной Европе, в Боснию. Потом боснийские богумилы, когда пришли турки, из ненависти к христианству приняли, лицемерно приняли ислам. И вот вам события последних десятилетий, гибель многих христианских православных мучеников сербов в Боснии и Герцеговине под ударами отступнического, апостасийного Запада. А ведь в основе этого явления было милосердие великого победителя антисистемы, василевса Алексея Комнина!

Кроме того, у него было тяжелейшее положение с болгарами. Против него стояли тогда еще воинственные печенеги, тюрки полукочевники на севере Балкан. И мы, вспомните, имели серьезнейшие тогда отношения с печенегами. И до этого, при князе Святославе Игоревиче, и при князе великом Владимире Святославиче, и даже при великом князе Ярославе Мудром были очень серьезные проблемы с печенегами. Более того, начинала подниматься Сербия, постепенно становясь самостоятельным государством. Напомню здесь, что сербы появились на Балканах только в VIII веке в царствование василевса Ираклия и стали его вассалом. Болгария начинала превращаться во Второе Болгарское царство. Болгария, которую разгромили императоры Никифор Фока, Иоанн Цимисхий и наш киевский князь язычник Святослав Игоревич. Ой, началось!

Алексей справился со всем. Он справился как подобает совершенно редкостному государю. Алексей Комнин — один из величайших монархов в мировой истории, потому что он был и доблестным, и честным, и православным, и вместе с тем был и дипломатом, и хитрецом, и если надо во имя православия и церкви империи, обманщиком тоже был! О нем его дочерью написана великолепная книга, два раза издававшаяся в русском переводе — «Алексиада».

В два приема, в 1086 и в 1088 году варварские орды печенегов сокрушили византийскую армию. И Алексею пришлось просить у них мира в 1089 году. Но печенеги вернулись. А тогда уже готовый к новому сражению Алексей Комнин нанес им на берегу Либурния такое поражение в 1091 году, что их можно было считать уничтоженными по крайней мере на одно поколение. Печенеги мечтали о мести. При сыне Алексея Иоанне Комнине они вернулись в 1121 году, и в 1122 сошли с исторической арены. Византийские василевсы победили во имя православия и империи. Был ли выбор у печенегов, был ли выбор у василевса в Константинополе? Да, конечно, был. Крещение печенегов. И им это предлагалось. Но они, формально соглашаясь на крещение, не крестились. Братья и сестры, нельзя лгать Богу! Заявили, что крестятся, и не крестились, вот и ушли из мировой истории. Если бы мы с вами были настоящими православными, то так все уходили бы из мировой истории, кто заявил желание быть православным и не стал им. Запомните это, прошу вас.

Была еще одна проблема — Венгрия. Мадьяры или венгры — весьма злобный и удивительно жестокий тюркский народ. Тюркский по языку, но с огромной примесью угро-финской крови. Они прошли с Урала через южнорусские степи и поработили или вытеснили наших братьев славян из бывшей римской провинции Паннонии. Посмотрите по карте, это нынешняя Венгрия. Весьма и весьма жаль, что на это не последовал ответ как Византийской империи, так и Киевского Великого княжения. Тогда мадьяр следовало железом и огнем выбивать из славянских земель, из православных земель куда-угодно, хоть в западную Европу. Вся западная Европа словом «мадьяр» детей пугала в XII, XIII, XIV и XV веках. Но, усидели, усидели! А теперь это независимая страна НАТО, не вернувшая нам русским огромные долги. Не забудьте, мадьяры нам должны миллиард! Но вот упустили их тогда. И приняв корону из рук византийского василевса, они ушли в Западный мир, только бы подальше от василевсов ромеев. Корона крестителя мадьяр, святого Стефана Иштвана существует до сих пор, и она византийская.

Была и восточная политика, еще более сложная политика Комнинов. Турки-сельджуки были энергичны тогда. Это был их подъем. И они изгнали греков из восточных областей Малой Азии. Турецкий эмир Сулейман правил в Кизике и даже в Никее, откуда потом, слава богу, византийцы его выгнали. Никея теперь самая западная часть Турции. Алексей Комнин был занят более неотложными делами. Поэтому был вынужден в 1082 году признать завоевание. В 1085 году в руках мусульман, только уже не культурных и благородных арабов, а диких турок оказалась Антиохия. В Смирне эмир Цахес — подозреваю, что еврей, принявший ислам, — построил флот и стал грозить Константинополю. Посмотрите карту. Смирна — это нынешний Измир в Турции на западном берегу Малой Азии. К счастью, молодая сельджукская держава развалилась.

Алексею Комнину последовал Иоанн Комнин. Поразительный был государь. Строго православный, но заключал при этом с западноевропейцами династические браки. Я напомню вам, что и русские князья в это время после формального разрыва 1054 года тоже заключали династические браки. Он восстановил империю. Он был неизбежно миролюбив и исправно удачен. Он восстановил все восточные области Ромейской империи. Он сохранил последние владения в Италии. И всё-таки, как ни замечателен василевс Иоанн Комнин, о котором вы можете почитать недавно переизданную «Историю» Иоанна Киннама, он за свои два десятилетия правления смог, к сожаленью, сделать только одно. Единственная великая Римская, Ромейская империя стала восточно-римской окончательно. Ничтожные владения в западной части Средиземного моря не играли роли. Это была уже в сущности евроазиатская или евразийская империя. Его последователь и сын Мануил Комнин был еще блистательнее. Он стал самым могущественным государем евроазиатского мира. Любой французский королишка поглядывал на то, что думает властитель Мануил на берегах Босфора, и опасался, как бы ему по органу усидчивости не приложили. И ведь всё для Европы сделал Мануил Комнин. Он и женился-то на западноевропейке и латинское образование поощрял в Византии, хотя пытался поощрять и греческое образование в западной Европе. Нет, тупой Запад не хотел единства христианского, ну никак не хотел. Мануил Комнин восстановил все восточные границы. Мануил Комнин одернул «норманнов», которые овладели Сицилией и южной Италией, но вынуждены были признать себя вассалами василевса. Мануил Комнин поддерживал крестовые походы. Он был верен общехристианскому делу. Вот тут мы с вами, напомню вам, сталкиваемся со страшными страницами христианской истории.

В 1096-1099 годах василевс Алексей Комнин пропустил через свои территории первых рыцарей, бойцов первого крестового похода. В итоге, получив помощь от армянских и грузинских властителей Кавказа, крестоносцы нагло отложились от василевса Алексея. Василевс Иоанн Комнин поддерживал крестовые походы и готов был всем их обеспечить. Но в это время западные рыцари полагали, что эти греки, они же недостойные люди, у них чернильница вместо меча у пояса, они же недостойны рыцарской чести.

Мануил Комнин своими действиями в Малой Азии поддерживал второй крестовый поход. И ничего. Не мы оказались недостойными, а они, западные, тогда гораздо более энергичные, чем восточные христиане, они оказались недостойными креста, который носили на шее. Прочитайте об этом и западного автора сэра Стивена Рансимена (три перевода на русский язык) и, конечно, нашего великого историка Льва Николаевича Гумилева. Не мы предали общехристианское дело против безумного напора ислама. Они предали. Они хотели думать только о том, как бы среди восточно-христианских земель захватить себе владения. Мануил Комнин искал союза с Венецией, бывшей провинцией Византии, против норманнов. Венеция еще в сущности православная. А уж по манерам-то! Вы представьте себе венецианцев XII века. Они носили бороды, как греки и славяне, длинные кафтаны. Они все еще были по культуре византийцы и продали. Была еще возможность при великом Мануиле восстановить единство западного и восточного христианства, но продали! Ну вот собственно и всё. Закончилась эпоха Мануила Комнина. Он скончался в 1180 году. Сто лет продержали Комнины величие восточной империи. 1070 год — поражение несчастного Романа IV при Манцикерте, с чего начался, кстати, и упадок Киева. 1180 — кончина Мануила I Комнина. И всё. Мир не поддержал последний блестящий бросок еще доблестных и могущественных ромеев, византийцев.

А мы? А мы, славяно-русы Киевской Руси состарились к этому времени. Заметьте, мы примерно ровесники ромеев. У них еще была сила, а у нас кончилась. В 1204 году черниговцы так разорили Киев, как будто это был иноземный город. Раньше такого не случалось. Славянский мир разваливался, как разваливается он сейчас. И в вашей воле, братья и сестры, зная историю Византии, — почитайте ее подробно, прочитайте «Алексиаду» талантливейшей Анны Комнин — в нашей силе еще пока остановить распадение русского народа на так называемых русских (на самом деле великороссов), так называемых украинцев и так называемых белорусов. Еще пока можем. Потом поздно будет. Подумайте!

Следующая моя беседа, братья и сестры, будет целиком посвящена рекомендации вам литературы по истории, искусству, культуре Византии. Обязательно не пропустите ее. Мы стали мало читать, сами это признаем. Очень стыдно. Я постараюсь вам в этом помочь. К следующей беседе запасайтесь бумажкой и ручкой.,


 

Книги о Византии

Добрый вечер, браться и сестры. Моя сегодняшняя беседа по византийской истории будет целиком посвящена рекомендации вам литературы, связанной с этим, и, может быть, это самая важная беседа. Поэтому очень обзавестись вас немедленно ручкой, карандашом, бумажкой и приступить к записыванию. Помните, что нам 80 лет предельно мешали читать великолепную византийскую литературу и исключительно мало издавали книги, посвященные византийской истории.

Итак, лучшая «История Византийской империи» написана великим византинистом начала нашего века, академиком Федором Успенским. Она трехтомная, это три толстых тома. Издана совсем недавно в середине 1990-ых годов. Не удивляйтесь. Трагическая судьба этой книги, может быть, заставит вас охотнее ее читать, охотнее ее разыскивать. Дело в том, что первый том в совершенно роскошном издании с кожаными корешками, с цветными иллюстрациями, специальным шрифтом был издан в Петербурге издательством «Брокгауз и Эфрон» в 1914 году. Второй том был уже отпечатан в 1917 году. Но тут наступили революционные безобразия. А так как безобразия есть то, что не имеет образа, то отпечатанный полностью тираж большого второго тома поступил на базар в качестве оберточной бумаги и погиб полностью.

Но Успенский не уехал в эмиграцию и не был выслан. Он продолжал работать и получил разрешение издать дальше свою историю на свои средства, на средства авторов. В 1926 году на средства Успенского в десять раз меньшим тиражом всего в 500 экземпляров вышла первая половина, первый полутом второго тома, после чего Успенский покинул этот мир.

Когда после войны, в самом конце 1940-ых годов наступила «сталинская оттепель» — а такая тоже была — стало можно издавать как никак книги по отечественной истории и даже по византийской, академия наук обратилась к наследию Успенского. Выяснилось, что третий том он тоже полностью подготовил. Но из неизданной второй половины второго тома потерялся небольшой кусок примерно в 16 страниц, который невозможно восстановить. Тогда было принято решение сначала издать третий том, потому что он никогда не издавался, потом переиздать второй, потому что от него вышла только крошечным тиражом первая половинка и, наконец, переиздать первый. Третий том вышел в 1950 году, к сожаленью, в уже бедном издании и в новой, коммунистической орфографии.

На этом всё было остановлено на полвека, когда, наконец, вышел впервые полный Успенский. Итак, это лучшая в мире, когда бы то ни было написанная история Византийской империи.

Советская История Византии в трех томах, вышедшая на рубеже 1950-ых и 60-ых годов значительно хуже. Она без автора, потому что написана коллективом авторов, а коллективный труд всегда хуже одного ученого или двух соавторов. Естественно, она сохраняет все недостатки марксистского издания. Но пользоваться ей тем не менее можно. И имейте в виду, в этой советской истории Византии великолепные хронологические таблицы, огромные таблицы, учителю очень удобные. Даже если нет трехтомника, не поленитесь и сделайте себе ксерокопии таблиц и пользуетесь ими. Ученику тоже желаю.

Существует небольшой учебник, написанный крупнейшим современным византинистом Георгием Львовичем Курбатовым — «История Византии». Совсем небольшой, слишком сжатый, слишком коротенький, но и у него есть особое достоинство, спасибо Курбатову. Он содержит гигантскую полную библиографию. И если вам не будет хватать того, что я вам сегодня рекомендую, то вы где-нибудь найдете, просто в районной библиотеке учебник византийской истории Курбатова и выпишете оттуда те книги, те издания, которые я почему-то пропустил.

Есть еще в русском переводе «История Византийской империи» знаменитого французского ученого Шарля Диля. Это сжатый конспект византийской истории. Очень удобный для краткого ознакомления с материалом или для получения справки. Конечно, по ней изучать всю историю нельзя. Но начинать с нее можно.

Существует целый ряд прекрасных сборников биографий. Тот же Шарль Диль, ученый начала нашего века, как и Успенский, в свое время написал книгу «Византийские портреты». Она недавно, в 1990-ые годы переиздана. Курбатов Георгий Львович, которого я уже упоминал, выпустил в 1981 году книгу с родственным названием «Ранневизантийские портреты». Это портреты, кстати, святого императора Юстиниана Великого, святителя Иоанна Златоуста, его вероятного учителя ритора Ливания, прекрасная книга, которую искренне рекомендую.

Совсем недавно молодой византинист Дашков — у нас не переводятся византинисты — выпустил в 1995 году книгу «Императоры Византии». Она состоит из довольно емких биографий всех византийских императоров. Очень удобно.

Но это еще не всё. Профессор Поляковская выпустила книгу «Портреты византийских интеллектуалов» тоже уже в 1990-ые годы. Рассказывает о нескольких ученных поздневизантийского периода. Совсем не редкость.

Вот прекрасное отечественное издание, хоть и советского периода — повторяю, у нас всегда была византинистика — трехтомная «Культура Византии». Ну, естественно, тоже коллектив авторов. Но тут это как раз не есть недостаток, потому что каждый писал свой раздел. Специалист по архитектуре писал про архитектуру, специалист по живописи — о живописи, и т.д. Самые крупные ученые учувствовали в этом трехтомнике. Первый том вышел в 1984 году, это ранневизантийский период. Второй том — средневизантийский период. А последний, третий том — поздневизантийский период. И он вышел уже в 1992 году. Относительно недавно. Тогда тиражи были еще приличные. Так что это не редкое издание.

Отвлечемся немного на византийское искусство. Серию «Очерки истории искусств» книжники называют, обычно, «черная серия», потому что это толстенькие книги небольшого формата в черных переплетах с картинкой на переплете. Все они имеют название, начинающееся со слова «искусство». И вот там есть книга «Искусство Византии» Лихачевой Ольги Дмитриевной, рано погибшей в автомобильной катастрофе. Это дочь Дмитрия Сергеевича Лихачева, академика филолога, это имя знают все. Очень краткий очерк, но для начала годится. И картинки хорошие, невероятно красивые.

Есть и соответствующий том в серии «Малая история искусств». Там том называется «Искусство средних веков в Восточной Европе». Русский раздел, на мой взгляд, не очень удачный. Написал Сопоцинский. А вот Византийский раздел прекрасно написал византинист Тяжелов. Итак, Тяжелов В.Н. «Искусство средних веков» в серии «Малая история искусств».

Лучшей книгой по зодчеству Византии остается книга Комича, Алексея Ильича. «Древнерусское зодчество X – начала XII веков». Не удивляйтесь. Половина книги посвящена подробному разбору источников древнерусского зодчества, то есть каменной византийской архитектуры. Всем, кто серьезно просвещается вне зависимости от того, собирается ли просто быть образованным человеком, учителем, священником. А священники вообще-то должны блестяще знать византийское искусство. А то иначе в наших восстанавливаемых храмах неудобно получается. Иногда даже смотреть просто неприлично. Редко, к счастью, но бывает. Так что обратите внимание на эти мои рекомендации.

Кроме того, существуют и альбомы. Дважды выходил огромный альбом «Византийское искусство в музеях СССР». Ну, там все наши знаменитые иконы. А их довольно много. И в Эрмитаже, и в музеях Московского Кремля. И прекрасное собрание икон в Музее изящных искусств императора Александра III на Волхонке (в Пушкинском Музее изобразительных искусств). Ну, кроме того, там воспроизведены листы византийских книг с миниатюрами. А этого вы ведь вообще никогда не видите. Книги раскрытыми в музеях не держат. Так нельзя делать. Их открывают только на выставке. И всё равно на выставке сразу все страницы не покажешь.

Были и другие такие издания. Особенно назову следующее. Щепкина, «Миниатюры Хлудовской псалтыри». Изумительно воспроизведены все листы этой прекрасной византийской иллюминированной, то есть украшенной миниатюрами псалтыри X века, может быть, лучшей в мире. Название «Хлудовская псалтырь» от знаменитого коллекционера, которому она одно время принадлежала. Под этим названием она вошла в науку.

Но вернемся еще к нескольким книжкам по византийской истории. Весьма рекомендую вам книгу Иванова, Сергея Аркадьевича «Византийское юродство». Довольно редкостное исследование.

Добавлю две книги превосходного английского ученого Стивена Рансимена «Падение Константинополя в 1453 году». Она вышла еще в начале 1980-ых годов. И совсем недавно небольшим тиражом вышло две его книжки в одном переплете «Восточная схизма» и «Византийская теократия». Она вышла в 1998 году. Тираж одна тысяча, возможно, она вам попадется. Очень интересное раскрытие церковной проблематики, прежде всего, в плане взаимоотношений церкви и государства, и восточной и западной христианских церквей. Надо отметить, что для западного ученого, сэр Стивен с огромной симпатией относится к византийской культуре, к византийской истории, к византийскому наследию. Так что читать его неприятно не будет.

Поздневизантийскому периоду посвящено довольно много книг у нас. Прежде всего рекомендую книги петербургского исследователя, достаточно знаменитого Прохорова, Гелиана Михайловича. Любую его статью, а их десятки, можно найти в ежегоднике «Труды отдела древнерусской литературы». В хороших библиотеках он есть. Его книга, наиболее имеющая отношение к нашей сегодняшней проблематике, называется «Повесть о Митяе». Это средневековый русский памятник, но там огромный византийский материал. Весьма советую для изучения XIV-XV веков. Итак, Прохоров, «Повесть о Митяе» и всё, что написал Прохоров.

Есть прекрасная книга, написанная в эмиграции и переведенная у нас теперь. Архимандрит Амвросий Погодин, «Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния». Сразу хочу вам сказать, что отцом Амвросием переведены «Омилии» (Проповеди) святителя Григория Паламы. Они издавались у нас уже по меньшей мере два раза. Трехтомничек из тоненьких томов. Но, заговорив о святителе Григории, я подошел к самой византийской литературе. У нас немало византийских историков. Прокопий Кесарийский, «Война с готами», два издания, одно недавно; «Войны с персами»; «Войны с вандалами». Это Прокопиева история войн Юстиниана Великого. Она переводилась разными авторами и никогда не выходила у нас вместе. Есть отдельно 4 книги в одном издании истории войн с персами и вандалами, и дважды выходила история войн с готами.

Продолжатель Прокопия историк Агафий Миринейский, «О царствовании императора Юстиниана». Только что ее переиздали в 1995 году.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: