Анализ и последствия реформ




Реформа самоуправления (Земское и Городовое положения)

1 января 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым стала проводиться реформа органов местного самоуправления или земская реформа.

Суть этой реформы заключалась в том, что, во-первых, существовавшие ранее независимо друг от друга сословные местные органы (крестьянское общинно-волостное самоуправление, городское самоуправление, органы дворянской корпорации) были слиты в единую, общесословную систему, и во-вторых, такие общесословные органы (избираемые по специальным квотам и правилам от трех сословий - землевладельцев, городских жителей и крестьян) были созданы во всех уездах и губерниях, в основном Европейской России.

18 июня 1870 г. получало силу закона Городовое положение, по которому образовывалась всесословная система городского самоуправления, выборные городские органы (думы) получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни.

Положение вводило всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, подразделялись на три класса.

Реформа образования

Серьезные изменения происходят в системе образования. Еще до земской реформы после одобрения Государственным советом 18 июня 1863 г. императором был утвержден новый Университетский устав. В этом уставе были отменены существовавшие ранее порядки, позволяющие почти безраздельно вмешательство во внутри университетскую жизнь министерских попечителей.

Университет получал право учреждать ученые общества: Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей (1868); Химическое общество (1868); Филологическое общество (1869); Физическое общество (1872).

Важным новшеством стало учреждение особого университетского суда, избираемого ежегодно в составе трех профессоров, ведению которого подлежали проступки студентов, связанные с нарушениями ими порядка в университете, или разбор конфликтов с преподавателями. Как правило, этому суду полиция передавала рассмотрение дел о не слишком серьезных нарушениях общественного порядка студентами вне пределов университета.

Университету было предоставлено право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы любые приборы, учебные пособия и литературу. Университет пользовался также правом наследования имущества своих сочленов в случае отсутствия завещания. Увеличено было жалованье всем сотрудникам университета.

После 1863 года значительно укрепилась материально-техническая база университета. Университетская библиотека к 1884 году увеличила свои собрания до 62361 названия в 332284 томах. Пополнились ранее существовавшие кабинеты, и возникли новые: физиологический, палеонтологический, техническая лаборатория. По уставу 1863 года университету полагалось иметь 51 профессора (34 ординарных и 16 экстраординарных, 1 профессор богословия), 24 доцента, 8 лекторов иностранных языков, 4 лаборанта. Помимо них, устав разрешал иметь неограниченное число приват-доцентов вне штатного жалованья, получавших разовые вознаграждения из специальных средств университета. Эти меры вели к обновлению преподавательского состава за счет привлечения молодых ученых. Впервые факультетские советы получили право оставлять при университете талантливых выпускников для подготовки к профессорскому званию и отправке за границу для завершения образования (то есть уже в 1860-е годы возник прообраз современной аспирантуры). По числу докторских и магистерских защит Петербургский университет, безусловно, лидировал среди всех русских университетов.

К юбилею 50-летней годовщины воссоздания университета в Петербурге (1869) была выпущена медаль с изображением здания университета и словами «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». На другой стороне медали были размещены портреты Александра I -- «основателя» и Александра II -- «покровителя».

Что касается студентов, то устав 1863 года требовал от них жесткой учебной дисциплины, они должны были проходить курс по строгому учебному плану и сдавать экзамены в соответствии с этим планом. Плата за обучение оставалась прежней -- 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. В 1870-е годы уже около 70% студентов пользовалось различными льготами по плате за обучение. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. Кроме того, в 1882 году открылось общежитие для студентов под именем коллегии императора Александра II (ныне -- здание административно-хозяйственных служб СПбГУ).

Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших женских курсов в Петербурге в 1878 году. Формально курсы были независимыми от университета, но фактически все преподавание осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. В качестве учредителя была выбрана кандидатура профессора Бестужева-Рюмина, по имени которого курсы и стали называться в дальнейшем. Многие профессора читали лекции безвозмездно. Впереди курсы ждали нелегкие испытания и длительная борьба за признание их выпускного свидетельства равным университетскому диплому, но важнейший шаг на пути к доступности университетского образования для русских женщин был сделан.

В 1864 г., т.е. после земской реформы, нововведения происходят и в сфере низшего и среднего образования. Сначала 14 июня 1864 г. выходит положение о начальных училищах, по которому предписывается повсеместно образовывать сеть таких училищ. И создавать во всех уездах и губерниях особые комитеты из представителей различных ведомств, которые должны были решать все вопросы функционирования этих начальных учебных заведений. 19 ноября 1864 г. утверждается Устав средней школы. По этому уставу все средние учебные заведения разделяются на две категории - классические гимназии и реальные училища. Хотя и те и другие давали законченное среднее образование, классическим гимназиям было предписано готовить своих выпускников главным образом для дальнейшего обучения в университетах, тогда как реальные училища (или гимназии) - для поступления высшие технические школы.

Судебная реформа

В этом же 1864 г. был дан толчок судебной реформе, которая считается одной из наиболее радикальных реформ 60-70 гг. 20 ноября 1864 г. были изданы новые Судебные уставы. В этих уставах отменялся сословный характер судов, существенно демократизировался процесс судопроизводства - появлялась адвокатура, присяжные (выборные представители от различных слоев населения), реорганизовывалась прокуратура, судьи должны были также избираться, судебное производство становилось гласным.

Реформа печати

В 1865 г. вышло новое законодательство о печати (или о цензуре). В этой области правительство предприняло наиболее осторожные и половинчатые акции, не случайно, что само это новое законодательство было издано в виде «временных правил» (хотя они и просуществовали потом четыре десятилетия). Согласно этим правилам 1 сентября 1865 г. большие периодические издания впервые без предварительной цензуры.

Военная реформа

Завершающим актом реформационного процесса 60-70-х гг. были преобразования в сфере военного министерства. 1 января 1874 г. царь утвердил и обнародовал новый Устав о всеобщей воинской повинности, который осуществлял коренное преобразование в порядке формирования российской армии. Рекрутские наборы отменялись и заменялись всеобщей воинской повинностью, одинаково обязательной для всех низших слоев населения. Значительно сокращался срок службы - до 6-7 лет, снижался призывной возраст - до 20 лет, предусматривались льготы для семейных и лиц, имеющих среднее и высшее образование. Вводились новые правила и порядок обучения солдат и офицерского корпуса.

Анализ и последствия реформ

Важной особенностью реформационного процесса в 60-70-х гг. являлось то, что реформы в различных общественных сферах по содержанию и по времени их реализации были тесно увязаны друг с другом.

Ход реформ имел общую логику и подчинялся единому закону. Дело в том, что крестьянская реформа не только кардинальным образом меняла систему землепользования, она дала мощный толчок к трансформации социальной структуры российского общества. Главное направление этой трансформации - это сначала юридическое уравнивание различных сословий и создание на этой основе общесословных структур и организаций. Именно это движение к общесословности и предопределяло последовательность реформаторских акций. Ликвидация крепостничества (полного бесправия огромных масс сельского населения), а значит и юридическое уравнивание прав различных слоев населения поставило под вопрос целесообразность автономного существования сословных корпораций. После этого создание всесословной земской системы стало жизненно необходимым (январь 1864 г.). Это в свою очередь неизбежно толкало к всесословной организации судебной системы (ноябрь 1864 г.) и городского самоуправления (июнь 1870 г.), а также к аналогичным изменениям в формировании армии (января 1874 г.). Данная линия реформаторства, охватывающая в основном социально-экономическую, административную сферу сочеталась с реформами в культурно-образовательной области (университеты - июнь 1863 г.; среднее и низшее образование - июнь 1864 г. и ноябрь 1865 г.; печать - сентябрь 1865 г.).

При анализе период реформ 60-70-х гг. очень часто возникает вопрос о преобразованиях в политической надстройке, государственной системе российского общества. Каково политическое содержание приведенных реформ? Почему они в основном ограничились социально-экономической, культурно-образовательной, отчасти административной сферой, и фактически не затронули политическую и государственную систему тогдашней России?

Сами реформы 60-х гг. проходили в условиях острой политической борьбы. Это во много обусловило противоречивый характер этих реформ. Признавая необходимость перемен в российском обществе, проведения модернизации общественных структур, что совершенно явно вытекало из крупных поражений России в Крымской войне, различные политические круги по-разному представляли глубину и масштабы этих перемен. При этом на новом историческом витке сталкивались, как и в начале XIX в. (Сперанский - Карамзин), две концепции развития России. Сторонники первой концепции считали, что политические преобразования должны стать логически и необходимым продолжением и дополнением социально-экономических и культурно-образовательных реформ, что экономическая модернизация невозможна при сохранении авторитарного режима, без какого-либо привлечения представителей различных сословий к управлению страной. Представители другой концепции стояли на позиции сдерживания реформ, считая некоторые из них чрезмерными, а главное, признавали самодержавие как государственный и политический строй, наиболее адекватно соответствующий историческим традициям России и менталитету русского народа.

Можно констатировать, что при Александре II в 60-70-е гг. все-таки преобладала первая линия, хотя и в неявном, урезанном виде. Прежде сами реформы, хотя и не были направлены непосредственно на политическую сферу, создавали новую политическую ситуацию, новые более благоприятные условия для деятельности политической оппозиции. Самодержавие сохранялось, но из реформ выходила другая Россия. Земские учреждения, адвокатура и суд присяжных, автономия университетов и неподцензурная печать создавали в условиях авторитарного режима ячейки, «островки» относительно автономной и независимой деятельности. Именно на этой базе стало формироваться и приобретать размах либеральное движение, другие умеренные политические течения.

Кроме этого, в период реформ по указанию царя разрабатывались некоторые проекты представительных органов, правда, с очень скромными, в основном совещательными, функциями. В 1862-63 гг. министр внутренних дел П.А.Валуев предлагал созвать Съезд государственный гласных выборных земств и городов- для обсуждения важнейших государственных вопросов. Другой проект создания представительного органа («Общая комиссия») М.Т.Лорис-Меликова (70-х гг.) предполагал, что комиссия будет иметь совещательные функции при обсуждении законопроектов. Из всех проектов представительных органов этот оказался продвинутым наиболее далеко, он был даже одобрен царем. Но произошло это утром 1 марта 1881 г., т.е. за несколько часов до убийства Александра II народовольцами.

С восшествием на престол Александра III курс государственной политики резко меняется. Верх берет охранительно-консервативная группировка во главе с ее идеологом - обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым. «Конституция» Лорис-Меликова отклоняется и даже признается вредной, а вместо этого уже 29 апреля 1881 г. появляется написанный Победоносцевым Манифест царя, в котором провозглашается антиреформаторский курс. Россия вступила в полосу контрреформ, когда были заторможены и частично отменены реформационные акты 60-70 гг.

Заключение

Очевидно, что с момента оформления русской государственности, последующего перехода к сословно-представительной монархии, а затем к абсолютизму и до кризиса последнего все значимые реформы оказали несомненное влияние на ход следующих за ними исторических событий.

В каждом из рассматриваемых периодов рассмотренные реформы в большей или меньшей степени повлияли на такие признаки государственности, как политическая организация общества, закрепление государственной территории, национальный суверенитет, организация власти в центре и на местах, формирование государственных законов, объединение народностей и этносов в единую нацию, с едиными атрибутами государственности, создание единого экономического пространства, международное признание и другие.

«История, как отмечает профессор МГУ им.Ломоносова В.С.Барулин, закономерна, ибо она подчиняется объективной логике социальных преобразований, в то же время сама эта закономерность осуществляется только через деятельность людей. Нет этой деятельности - нет ни общества, ни его истории. Уже сам по себе этот факт - свидетельство фундаментальной значимости человеческой деятельности в обществе».

Обращая внимание на кризис абсолютизма, возникший к концу XIX в. справедливо также отметить, что на примере этих трех и последующих периодов развития российского государства в историческом процессе постоянно возникает дисбаланс социально-экономических и общественно-политических отношений. И чем сильнее эти отклонения, тем значимее исторические последствия - Октябрьская революция с ее полным крушением культурно-исторического наследия, в результате «быстрого», по сравнению с предыдущим перехода к другому политическому режиму; перестройка 90-х с ее полным крушением вновь накопленных государственных ценностей и традиций, в результате «резкого» перехода к длительно ограничиваемой свободе. При этом, основными причинами объяснения такой динамики общественных отношений мне видятся, тоже в свою очередь закономерные - неготовность политических кругов к высвобождению народа из пережитков любой старины и неразвитость к моменту осуществления реформ институтов управления в новых экономических условиях, в особенности для огромной российской территории.

Литература

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: