Состояние исследования молодежных проблем и необходимость развития социологии молодежи в Украине.




Как уже отмечалось выше, в Украине социология молодежи как наука до последнего времени не имела большое практическое значение. Однако сейчас появилась ряд специальных исследовательских центров и центров изучения молодежи и ее проблемам (которую пределах академической науки, так и при государственных органах), что дело сдвинулось с места научного анализа тенденций в молодежной среде. Прежде всего следует отметить появление специальной научной службы при Министерстве Украины по делам молодежи и семьи, а именно: Украинского научно-исследовательского институт проблем молодежи, где получены интересные социологические данные, которые характеризуют положение молодежи в Украине и тенденции развития процессов социализации подрастающего поколения. Авторы учебника использовали также материалы, полученные в ходе недавних исследований в других странах бывшего СССР. Рассмотрим их в порядке важности для разработки молодежной политики государства.

В деле выработки эффективной молодежной политики важную роль играет выяснения сущности и содержания процессов жизненного самоопределения молодого человека. Эти процессы делятся на: а) социальное самоопределение, б) политическое самоопределение, в) профессиональное самоопределение, г) экономическое самоопределение. Сложный комплекс проблем, связанных с этими процессами, и исследует социология молодежи.

- Социальное самоопределение молодежи. Анализ результатов социологических исследований свидетельствует, что молодежь одна из найураженіших в экономическом плане и найбезправніших в социально-правовом отношении социальных общностей, которая живет в условиях повышенной социальной напряженности и психологического дискомфорта. Как последствия такого положения появляются все новые и новые факты роста наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, "дедовщины" в молодежной среде. После некоторого снижения вновь наблюдается тенденция роста показателей смертности населения младших возрастных групп. Увеличивается количество самоубийств среди молодежи, особенно в возрасте 15-19 лет. Угрожающе выглядит процент повышения удельного веса молодежи среди людей, которые добровольно уходят из жизни: если, например, в Санкт-Петербурге удельный вес молодежных самоубийств среди общего их количества составляла 63%, то в Одессе -75%, наибольший процент среди крупных городов бывшего СССР.

- Политическое самоопределение молодежи. Оно происходит в условиях, когда общество стоит перед альтернативой выбора дальнейшего пути развития. Социологи констатируют, что молодежь не определила своего места в этих сложных процессах, хотя в целом поддерживает изменения, которые наступили. Поэтому большинство занимает пассивную, выжидательную позицию и только 10-15% готовы действовать активно.

Сейчас мы также свидетелями борьбы за молодежь со стороны многих политических партий и движений, в связи с чем процесс самоопределения молодежи приобретает политического характера, которая усиливается во время проведения масштабных политических кампаний. Эта борьба за молодежь очень часто сводится к стремлению за любую цену завоевать ее голоса и завербовать к участию в разовых политических акциях в роли статистов.

Лишь считанные партии и политические объединения имеют в своем составе молодежные секции и произведенную молодежную политику. Наиболее активными в этом плане есть радикальные партии, УНА-УНСО и т.п., членами которых преимущественно молодежь, склонная к конкретным действиям. Но самая заметная тенденция, которую фиксируют социологи, это уменьшение представительства молодежи в управленческих структурах, в различных эшелонах власти. Сейчас этот процент не превышает, как правило, 7-10%. Еще меньший процент молодежи среди управленцев в производственной сфере (он составляет около 2%). Поэтому не удивительно, что более 60% опрошенных молодых наемных работников считает, что они не имеют никакого влияния на деятельность трудовых коллективов.

Отчуждение молодежи от участия в управлении присущи две взаимосвязанные тенденции:

- нарастание пассивности и недоверия молодежи к официальных органов управления, где очень имею их ровесников;

- повышение интереса к чисто молодежных группировок та об 'соединений, в которых нет бюрократически заформализованых формах работы..

Цель молодежной политики в этом плане:

- поддержка политической определенности молодежи;

- содействие молодежным политизированным образованием просоциальной направленности;

- усиление их конструктивной активности, консолидация усилий для укрепления украинского государства;

- демократизация и гумманизация общества.

Профессиональное самоопределение молодежи. В этой сфере социологи отмечают такие тенденции:

- растущие диспропорции в структуре занятости в различных регионах страны;

- растущая безработица среди молодежи;

- растягивая во времени периода получения образования, что отодвигает для большинства молодежи момент вступления в трудовой жизни и достижения профессиональной зрелости;

- массовый характер вымывание молодежи из производственных структуру сферы частного бизнеса и частных предприятий из причин низкой (по сравнению со старшими возрастными группами населения) эффективности труда, использования ее на временно выгодных и хорошо оплачиваемых, которые не требуют специального подготовки работах и т.п.;

- заостренные проявления социального неравенства, которые характерны для различных категорий молодежи при выборе ею профессионального образования и места работы.

В течение длительного времени молодежи отводилось второстепенное место в сфере труда, что привело к усилению материальной (и соответственно психологической) зависимости от старших поколений. Около 90% молодых семей живут за помощью родителей и родных. Как следствие более общего характера видим появление двух разнонаправленных явлений в молодежной среде: относительно высокие стандарты потребления, которые часто рассчитаны на нетрудовые доходы и прибыли; экономическая пассивность, отсутствие готовности к работе в новых экономических условиях. Опрос молодежи выявило, что при росте экономического кризиса, массовой безработицы, невозможности надеяться на гарантированное место дальнейшего трудоустройства 70% респондентов рассчитывает на индексацию доходов государством, 64% на право получения денежной помощи от той же государства в случаях потери работы или ее неодержанні. То есть основная часть молодого поколения при переходе к рынку рассчитывала на социальную помощь и защиту, а не на собственные силы.

Цель молодежной политики в этом плане укрепления профессионального статуса молодежи путем экономического (а не административного) регулирования молодіжної. занятости, особенно в праценадлишкових районах, коренная реформа системы проф-техосвіти, разработка специальных экономических и юридических гарантий, которые будут предупреждать или компенсировать различные возможные формы дискриминации молодежи.

Экономическое самоопределение молодежи. Эта проблема состоит из ряда подчиненных проблем, таких как: необходимость обеспечения равных условий для трудового старта молодежи, возможность социального продвижения, достижения экономической самостоятельности.

Социологические исследования свидетельствуют, что в настоящее время существует значительное неравенство среди молодежи в возможностях получения общего образования, духовного и культурного развития, профессиональной подготовки, выборе места работы. Причин этого явления много: это и социальные последствия демографических, организационных, структурных диспропорций в рамках целой страны, которые образовывались исторически и углубляются в условиях экономического кризиса; рост социального неравенства во всем обществе, что особенно сказывается на молодежи; отсутствие сильной государственной социальной политики.

Например, по сравнению с городской молодежью в сельских парней и девушек невысокие возможности получения качественного образования, престижных мест трудоустройства, содержательного проведения досуга. Все это влечет за собой заметное уменьшение удельного веса молодежи в составе сельского населения ее перемещения в города (что, кстати, далеко не всегда помогает решению проблемы); по переписи населения в 2001 г. 72% молодых людей жили в городах и лишь 23%-в селах.

Цель молодежной политики в этой сфере:

- выравнивание стартовых позиций молодежи,

- преодоление дискриминации отдельных групп молодых людей, для чего пригодны развитие кредитования молодежи и молодых семей на благоприятных условиях,

- предоставление льгот для трудоустройства выпускников учебных заведений в первые два года после их окончания,

- организация (в том числе в сельских населенных пунктах) служб профориентации,

- переподготовки и трудоустройства молодежи, служб юридической помощи и консультирования юношей и девушек.

Молодежная политика должна также увеличивать возможности для должностного, профессионально-квалификационного и образовательного, научного роста молодежи, обеспечить свободный выбор путей и средств социального продвижения. Социологи утверждают, что половина молодежи не достигает достаточного уровня профессиональной зрелости даже в 30 лет, потому что занимается малопривлекательной. неквалифицированной, непрофессиональной, преимущественно ручным трудом, не имеют продвижение на должностях, стимулов продолжения образования.

В 2006 г. среднемесячный доход молодого человека составлял в Украине меньше половины средней заработной платы по стране. Труд специалиста с высшим образованием оплачивается значительно ниже, чем специалиста со средним специальным образованием. Отсюда падение престижа образования: по индексу престижности занятости молодежи получения образования занимает последнее по рейтингу место, а лидируют в этом списке: коммерческая торговля, биржи, банки, сфера досуга, здравоохранения, средства массовой информации, госуправления.

Материальное состояние работающей молодежи не обеспечивает полной экономической независимости. Среди подавляющего большинства молодежи, которая живет за счет материальной поддержки родителей, 60% получают от них помощь деньгами, 46% - одеждой, 40%- продуктами питания, 14% - платой за квартиру и т.д. Вследствие несовершенства законодательства дополнительной работой с целью приработка официально могут заниматься лишь 13% молодых людей, и то начиная с 16-летнего возраста. Поэтому материальный состояния 2006 г. улучшилось лишь у 15% опрошенных, 85% он не изменился или ухудшилось. Одной из острейших проблем становится страх перед безработицей, что еще более усиливает экономическую несамостоятельность всевозрастающего числа представителей молодого поколения (даже 34%) школьников предусматривают безработную судьбу своей когорты).

Цель молодежной политики преодоления отчуждения молодежи от общественных интересов путем повышения ее должностно - профессионального, образовательного статуса в социальной структуре общества и материальной зависимости от общества и родителей через расширение возможностей самостоятельного обеспечения собственных потребностей, усовершенствования законодательной практики и законодательной инициативы. Декларацией об общих началах государственной молодежной политики в Украине предусмотрено в этих делах выделение в государственном и местных бюджетах целевых средств на финансирование этой политики, привлечения средств и ресурсов предприятий (государственных и частных) и т.д.

К молодежных проблем, кроме названных выше, относятся:

- обеспечение духовного и физического развития (исследования показывают, что уровень их очень низкий; зафиксировано тенденцию снижения уровня эстетических потребностей, интереса К поэзии, литературы, классической музыки; повышаются заболевания среди молодежи: сердечно - сосудистые заболевания за последние 5 лет у молодых людей выросли в 2.5 раза, в 40% студентов обнаружены различные хронические заболевания, каждый десятый призывник освобождается от службы в армии по состоянию здоровья и т.п.);

- укрепление молодой семьи (усиливается разрушение традиционной семьи с ее четкими культурными нормами и регламентом семейных отношений, новообразованные молодежные семьи плохо защищены экономически и социальное, рождения ребенка означает перспективу перейти в категорию людей, нуждающихся снижение показателей средней дітності семей, которые сейчас составляют 1.59. что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения - поэтому в Украине прослеживается растущая депопуляция, чего она не знала за все послевоенные годы и т.д.).

Решению возникших и традиционно существующих молодежных проблем должны способствовать законодательные акты, принятые украинским государством. Кроме общей декларации, о которой уже упоминалось, это также Закон Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине".

Сложный комплекс проблем, связанный с этими процессами, и исследует социология молодежи.

 

Вопрос. Задачи.

1.В чем заключаются особенности объекта и предмета социологии молодежи?

2.Дайте общую характеристику основных категорий и понятий социологии молодежи.

3.Які главные задачи социологии молодежи встают на современном этапе развития украинского общества?

4.В чем заключаются особенности толкования понятия "молодежь" западной социологией?

5.Что характерного внесли в развитие социологии молодежи украинские социологи?

6.Яка роль молодежи в сфере труда и занятости?

 

Темы рефератов.

1.Соціологія молодежи как специальная социологическая теория.

2.Соціалізація молодежи как социальная и социологическая проблема.

3.Стратегія вхождения молодежи в общественную жизнь.

4.Основні проблемы современной украинской молодежи.

5.Державна молодежная политика и социология молодежи: особенности и направления взаимодействия.

 

Литература.

1. Социология. Пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред.. проф.. В.Г. Городяненка.- К., 2004.

2. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. Базовый курс. - К., 2005. - с.312.

3. Социология: Учебник/ Под ред. В.М.Пічі.-Львов, 2010.-296с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: