Методическое обеспечение программы




Авторская программа

Дополнительного образования

 

 

Секция каратэ-до и офп

 

Составил –Зарахович А.В.

Педагог доп.образования

 

2017-2018г.г.

Оглавление

 

1. Цели и задачи

2. Содержание программы

2.1.1. Методика работы

2.1.2. План обучения

2.1.3. Программа обучения

3. Заключение

4. Методическое обеспечение программы

5. Список используемой литературы.

 


Цели и задачи

Направленность программы нравственное и физическое воспитание.

Актуальность программы заключается в физическом, нравственном воспитании, развитии волевых качеств. Воля является одними из важнейших качеств личности человека, это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности.

Программа предназначена для занятий с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста, количество человек в группе не ограничено. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа (68 занятий в год - 136 часов в год).

Целью занятий является полноценное нравственное и физическое воспитание детей и подростков, формирование у них активной жизненной позиции и их гармоничного развития.

Задачами занятий являются:

· воспитание у детей и подростков духовно-нравственных качеств, чувства ответственности, дисциплины, патриотизма и любви к природе;

· формирование их физического развития, приобщение к активному образу жизни и экстремальным видам спорта и отдыха;

· развитие у них способности работы в коллективе;

· приобретение ими навыков выживания и психологической устойчивости в критических ситуациях;

· образование у них самостоятельного мышления;

· пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди подрастающего поколения.

Форма занятий: теоретический материал, практические упражнения, игры.

 


Содержание программы

Программа включает в себя спортивное и традиционное направление.

Обучение проводится комплексно. Программа обучения по обоим направлениям основывается, прежде всего, на пропаганде здорового образа жизни, как залога успешного достижения целей занятий. Среди занимающихся проводятся беседы по основам ЗОЖ. Поощряются занятия в других секциях и кружках, способствующих физическому и духовно-нравственному развитию детей и подростков.

Обучение выполняет задачу физического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

Данная программа рассчитана на многолетнее обучение, включающее несколько разделов:

1. Историко-философский.

2. Спортивный.

3. Традиционно-прикладной.

 

1. Историко-философский раздел каратэ. Целью данного раздела является, прежде всего, увлечь занимающихся, привить интерес к систематическим занятием спортом, воспитать дисциплину и взаимоуважение занимающихся, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию. Он призван сформировать у детей и подростков систему ценностей, направленную на доброжелательное отношение к окружающим.

Предполагается изучение:

1.1 Истории и традиций боевых искусств мира.

1.2 Философских основ боевых искусств мира.

2. Спортивный раздел каратэ включает в себя следующие предметы:

2.1. ОФП – общая физическая подготовка – предназначена для развития необходимых физических качеств (силы, выносливости, пластики и т.п.), достаточных для прохождения дальнейшей программы. Дисциплина предполагает освоение элементов легкой атлетики, акробатики, различные упражнения на координацию движений и т.д.

2.2. Спортивные развивающие игры.

2.3. Спарринг – свободный бой с одним или несколькими противниками. Рассматриваются как теоретические (стратегия, тактика, психология поединка), так и практические аспекты (элементы боя, связки, дистанция и т.д.)

2.4. Соревнования, чемпионаты, семинары. Все занимающиеся имеют возможность повышать свой спортивный и технический уровень на проводимых мероприятиях.

 

3. Традиционно-прикладной раздел каратэ включает предметы:

3.1. Ката – формальные комплексы упражнений, служащие для развития физических (сила, выносливость, координация), психических (спокойствие, уравновешенность) и морально-этических качеств (взаимоуважение, культура поведения).

3.2. Традиционные упражнения для наработки навыков кумитэ – заданные элементы поединка. Ступень к свободному бою.

3.3. Работа с традиционными видами оружия (шест, нунчаку, меч и т.д.)

3.4. Дыхательные и восстанавливающие упражнения.

Методика работы

 

Программный курс основан на принципе постепенности, изучение происходит от простого к сложному.

Работа производится по двум группам: младшая и старшая, разделяющихся как по возрасту, так и по объему усвоенного материала (достигнутому уровню). Три раза в год проводятся аттестации, при успешном прохождении которых занимающимся присваивается определенный квалификационный уровень.

Занимающиеся имеют возможность участвовать в соревнованиях, по итогам которых им присваивается соответствующий спортивный разряд.

План обучения

№ п/п Наименование Дисциплины Количество часов
  История, традиции и философские основы боевых искусств мира  
  Общефизическая подготовка  
  Развивающие игры  
  Изучение базовой техники  
  Ката  
  Традиционное кумитэ  
  Спортивное кумитэ  
  Всего  

 

Кроме этого, план обучения включает мероприятия, приуроченные к тем или иным событиям (Новый год, День защитника отечества, 8 Марта и т.д.)


Программа обучения

№ п/п Наименование тем Кол-во часов
1. История, традиции и философия боевых искусств  
1.1 История боевых искусств  
1.1.1 История возникновения основных боевых искусств Востока 1,5
1.1.2 История возникновения некоторых видов единоборств Запада  
1.1.3 История возникновения некоторых видов единоборств России  
1.2 Традиции боевых искусств  
1.2.1 Знакомство с традиционным наследием восточных единоборств  
1.2.1.1 Принципы традиционных единоборств 1,5
1.2.1.2 Кодексы чести  
1.2.1.3 Заповеди мастеров единоборств различных стилей 1,5
1.2.2 Знакомство с традиционным наследием западных видов единоборств  
1.3 Историческая значимость философии в боевых искусствах 1,5
  Всего  
2. Общефизическая подготовка  
2.1 Элементы легкой атлетики  
2.1.1 Бег, различные виды  
2.1.2 Силовая подготовка  
2.1.3 Общеразвивающие упражнения  
2.2 Элементы акробатики  
2.2.1 Техника кульбитов, группировка  
2.2.2 Кульбит вперед, назад, боком  
2.2.3 Усложненные кульбиты  
2.3 Упражнения на развитие физических качеств  
2.3.1 Упражнения на развитие выносливости  
2.3.2 Упражнения на развитие гибкости  
2.3.3 Упражнения на развитие скорости, реакции  
  Всего  
3. Развивающие игры  
3.1 Игры на развитие внимания  
3.1.1 Игры на развитие внимания посредством зрения  
3.1.2 Игры на развитие внимания посредством слуха  
3.1.3 Игры на развитие внимания посредством тактильных ощущений  
3.2 Игры на развитие координации  
3.2.1 Игры в парах  
3.2.2 Игры со спортивными снарядами (лавочка, скакалка и т.д.)  
3.3 Общеразвивающие игры  
3.3.1 Игры с мячом (волейбол, баскетбол)  
3.3.2 Спортивные эстафеты  
  Всего  
4. Базовая техника каратэ  
4.1 Стойки  
4.1.1 Ритуальные стойки  
4.1.2 Передние стойки  
4.1.3 Задние стойки  
4.2 Удары  
4.2.1 Удары руками  
4.2.2 Удары ногами  
4.3 Блоки  
4.3.1 Блоки руками  
4.3.2 Блоки ногами  
4.3.3 Уходы  
4.4 Техника перемещений  
4.4.1 Традиционная техника перемещений  
4.4.2 Техника перемещений в спортивном поединке  
4.5 Борцовская техника  
4.5.1 Техника подсечек  
4.5.2 Техника бросков и захватов  
  Всего  
5. Ката  
5.1 Назначение и смысл ката  
5.1.1 История и традиции ката  
5.1.2 Смысл, заложенный в ката  
5.2 Рисунок ката  
5.2.1 Линия перемещений в ката (энбусен)  
5.2.2 Базовые техники, используемые в ката  
5.2.3 Акценты в ката  
5.3 Применение ката (бункай)  
5.3.1 Расшифровка приемов, используемых в ката  
5.3.2 Отработка техник с партнерами  
  Всего  
6. Традиционное кумитэ  
6.1 Назначение и смысл традиционного кумитэ  
6.1.1 История и традиции кумитэ  
6.1.2 Настрой (занчин)  
6.2 Понятие дистанции  
6.2.1 Выбор и сохранение дистанции  
6.2.2 Использование дистанции для защиты  
6.2.3 Использование дистанции для нападения  
6.3 Техника традиционного кумитэ  
6.3.1 Гохон кумитэ  
6.3.2 Санбон кумитэ  
6.3.3 Кихон иппон кумитэ  
6.3.4 Джию иппон кумитэ  
6.3.5 Джию кумитэ  
  Всего  
7. Спортивное кумитэ  
7.1 Правила спортивного поединка  
7.1.1 Системы проведения поединков  
7.1.2 Основные принципы  
7.2 Отличия между традиционным и спортивным кумитэ  
7.3 Техника спортивного кумитэ  
7.3.1 Техника защиты  
7.3.2 Техника атаки  
7.3.3 Перемещения в свободном поединке  
7.4 Технические спарринги  
  Всего  

 


Заключение

 

В разработанной программе для достижения поставленных целей используется комплексный подход. Обучение истории, философии и практические занятия повышает эффективность процесса обучения, формирует у занимающихся определенный набор качеств, необходимых для становления независимой творческой личности. На занятиях дети и подростки получают полноценное физическое и нравственное воспитание.

Кроме того, большое внимание в процессе обучения уделяется здоровому образу жизни. Поощряются занятия в других секция и кружках, что предполагает возможность всестороннего развития ребенка.

Параллельно с работой по программе организуются мероприятия, приуроченные к тем или иным событиям (государственные праздники, дни памяти, события местного значения). Это способствует более тесному общению занимающихся и преподавателей для образования сплоченного и дружного коллектива.

Занимаясь по данной программе дети и подростки получают возможность проявить себя в разных сферах деятельности, сформировать и реализовывать активную жизненную позицию и получают стимул к постоянному самосовершенствованию.

Данная программа дополнительного образования позволяет воспитать гармонично развитого, творчески и общественно активного порастающего поколение с чувством патриотизма.

 


Методическое обеспечение программы

Раздел Форма занятий Методы обучения Дидактический материал Техническое оснащение Подведение итогов
История, традиции и философские основы боевых искусств мира Беседа, практические упражнения Словесные, наглядные, практические Тематическая литература   Экзамен
Общефизическая подготовка Беседа, практические упражнения Словесные, наглядные, практические Тематическая литература Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, маты и т.д.)  
Развивающие игры Беседа, практические упражнения Словесные, наглядные, практические Тематическая литература Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, маты и т.д.)  
Изучение базовой техники Беседа, практические упражнения Словесные, наглядные, практические Тематическая литература    
Ката Беседа, практические упражнения Словесные, наглядные, практические Просмотр видео материалов   Экзамен, соревнования
Традиционное кумитэ Беседа, практические упражнения Словесные, наглядные, практические Просмотр видео материалов Работа с партнером Экзамен
Спортивное кумитэ Беседа, практические упражнения Словесные, наглядные, практические Просмотр видео материалов Спортивный инвентарь (лапы, мешки, защитные накладки, маты, скакалки, мячи и т.д.) Экзамен, соревнования

Список используемой литературы.

 

 

1. Свищёв И.Д. Теория взаимодействий: общие закономерности взаимодействий участников соревнований в единоборствах и спортивных играх//ТПФК, 2001. - N4. – 75с.

2. Смирнов В. В., Сямиуллин З. С. Техника самозащиты по школе «ЧОЙ», 1991. - М.: РИО ВАФ – 210с.

3. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. Энциклопедический справочник боевых искусств. Научно-популярное издание. Минск: ТОО «Харвест», 1996г. 250с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: