Проектная (красная) линия оси дороги состоит, как правило, из нескольких участков с различными уклонами.
Начальной проектной отметкой может являться отметка точки примыкания трассы к существующей или проектной дороге.
3.1. Нанесение на профиль проектной линии выполняется в соответствии со следующими условиями:
а) перегибы проектной линии желательно намечать только над точками профиля, имеющими черные отметки (пикетами или плюсовыми точками);
б) объем земляных работ должен быть минимальным;
в) объем насыпей должен быть равен объему выемок (т.е. сумма площадей выемок на профиле должна быть примерно равна сумме площадей насыпей);
г) над рекой проектная линия должна быть горизонтальной линией длиной не менее 10 м по обе стороны от берегов реки и проходить на высоте 1,5 – 2 м над горизонтом высоких вод (ГВВ);
д) уклоны элементов проектной линии не должны превышать
0,050.
3.2. Проработав варианты профиля проектной линии и выбрав окончательный вариант, приступить к расчетам и нанесению проектной линии (красного профиля) в следующем порядке:
• вычислить уклон намеченного элемента проектной линии по высотным отметкам начальной и конечной точек этого элемента, определенным непосредственно с профиля графически;
• округлить этот уклон до тысячных долей единицы и записать его значение в целых тысячных долях (например, 7 вместо 0,007) в строку «уклоны в тысячных» (числителем), а под уклоном (знаменателем) — длину элемента с данным уклоном в метрах;
• приняв красную отметку начальной точки за исходную, вычислить красные отметки всех точек (пикетов и плюсовых) проектной линии по формуле
Нn = H n – 1 + i S,
где Нn — красная отметка последующей точки; H n – 1 — красная отметка предшествующей точки; i — проектный уклон; S — горизонтальное расстояние между точками;
• красные отметки записать в соответствующую строку сетки профиля;
• если элементом проектной линии является горизонтальная площадка (i = 0), то на профиле написать отметки только первой и конечной точек площадки (рис. 4);
• нанести красные отметки на профиль и прочертить по ним проектную линию;
• вычислить рабочие отметки (высоты насыпей или глубины выемок) на каждом пикете и плюсовой точке по правилу: рабочая отметка данной точки равна разности красной и черной отметок;
Рис. 4. Профиль трассы на горизонтальной площадке
• выписать на профиле над проектной линией рабочие отметки со знаком плюс (высота насыпи); под проектной линией – рабочие отметки со знаком минус (глубина выемки);
• вычислить расстояния до точек нулевых работ (точки пересечения проектной линии с линией профиля местности) от ближайшего пикета по формуле:
x = {|r1| / (|r1|+|r2|)} S,
где |r1+r2| — сумма абсолютных значений рабочих отметок; S — горизонтальное расстояние между точками с указанными рабочими отметками (рис. 5).
Отметки точек нулевых работ (синие отметки) вычислить по формуле Н c = H кр. + i x.
Рис. 5. Схема определения расстояний до точки нулевых работ
4. Оформление чертежа профиля трассы.
4.1. Красным цветом вычерчивают и подписывают проектную линию и рабочие отметки, уклоны (вместе с чертой дроби), красные отметки, раздельные линии между уклонами и красными отметками, а также между красными и черными отметками, все линии и надписи в строке «План прямых и кривых» (кроме номеров пикетов), ось трассы и указатели направлений ее поворотов на плане местности;
4.2. Синим цветом — линии перпендикуляров, опущенных из точек нулевых работ на условный горизонт, расстояния от пикетов до точек нулевых работ, синие отметки и нули над точками нулевых работ, линии пикетов (нижнюю линию строки горизонтальных расстояний), линии горизонтов меженных и высоких вод, отметки этих горизонтов, площади живого сечения реки на профиле и зеркала воды на плане местности;
4.3. Черным цветом — все остальные линии, надписи, цифры на профиле и условные знаки на плане местности, в частности, название реки и направление ее течения.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите названия всех точек, определяющих положение трассы на местности при полевом трассировании.
2. В чем заключаются работы по разбивке трассы на местности?
3. В каких случаях и для чего производится качание рейки при измерении превышений на станции?
4. В чем состоит контроль нивелирования на станции?
5. Как осуществляется постраничный контроль и что им контролируется?
6. В каких случаях выгодно вычислять высоты точек методом горизонта прибора?
7. Какие точки трассы в процессе нивелирования могут быть связующими и какие — промежуточными?
8. Когда возникает необходимость в x – вых точках при нивелировании и каково их назначение?
9. По какой формуле рассчитывается допустимая невязка нивелирования при полевом трассировании?
10. Как вычисляются рабочие отметки точек трассы и что они обозначают?
11. Как рассчитываются расстояния от пикетов до точек нулевых работ?
12. Какие точки круговых кривых называются главными?
13. Как определяется соответствие увеличения зрительной трубы и цены деления уровня у нивелира?
14. Как вычислить проектные и фактические отметки?
15. Как контролируется расчёт пикетажных наименований главных точек круговой кривой?
16. Как контролируется расчёт пикетажных наименований углов поворота трассы?
Список литературы
1. А.В. Маслов, А.В. Гордеев, Ю.Г. Батраков. Геодезия. –М.: КолосС, 2006.
2. Практикум по курсу прикладной геодезии / под ред. Н.Н. Лебедева. – М.: «Недра», 1977.
3. В.Н. Ганьшин, Л.С. Хренов. Таблицы для разбивки круговых и пере-ходных кривых. – М.: «Недра», 1966.
4. Г.П. Левчук. Курс инженерной геодезии. – М.: Недра, 1970.
5. Г.П. Левчук, В.Е. Новак, В.Г. Конусов. Прикладная геодезия. Основные методы и принципы инженерно-геодезических работ. – М.: Недра 1981, с. 438.
6. Е.Б. Клюшин, Д.Ш. Михелев, А.К. Зайцев и др. Практикум по прикладной геодезии. – М.: «Недра», 1993
7. Е.Б. Клюшин, Д.Ш. Михелев и др. Инженерная геодезии. – М.: «Академия», 2006. – 480 с.
8. А.Г. Юнусов. Лекции по дисциплине «Прикладная геодезия».
Приложения.
Журнал нивелирования Приложение 1
Месяц Май 13 число 1995 г. Наблюдал______________________ Записывал и вычислял ___________________________
Номера станций | Точки стояния рейки | Отсчеты по рейке, мм | Превышения, мм | По-прав-ки, мм | Исправ- ленные превы- шения, мм | Гори-зонт прибо-ра, м | Высота точки, м | Примечание | |||
задний | перед-ний | промежу-точный | изме-рен-ные | сред-ние | |||||||
Реп. 1 | – 450 | 99,555 | Рейка ставилась на полку | ||||||||
– 453 | –452 | +1 | – 451 | ||||||||
ПК 0 | 99,104 | ||||||||||
ПК 0 | – 827 | 99,988 | 99,104 | ||||||||
– 829 | – 828 | +1 | –827 | ||||||||
+ 70 | 98,970 | ||||||||||
ПК 1 | 98,277 | ||||||||||
ПК 1 | |||||||||||
ПК 2 | |||||||||||
ПК 2 | |||||||||||
+38 | |||||||||||
+38,пр.+20 | |||||||||||
+38,лев.+20 | |||||||||||
+55 | |||||||||||
ПК 3 | |||||||||||
7 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ 22 | Урез воды | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+ 46 | Урез воды | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+53 | Глубина реки на ПК 3+39=―1,75 м | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | +53 | ― | ||||||||||||||||||||||||||||||||
+ 72 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ПК 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
+61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
пр. + 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
пр. + 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
лев. + 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
х | ― | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПК 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
х | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
х | Рейка ставилась на верх столба | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Реп. 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 2
Варианты исходных данных для выполнения задания
№ варианта | Высота реп.1, м | Высота реп.2, м | Угол 2 поворота трассы влево | Радиус кривой 2, м | Румб первой прямой вставки |
52,512 | 57,249 | 28° 13' | СЗ: 29° 15' | ||
42,687 | 47,460 | 27 30 | ЮВ: 31 56 | ||
55,138 | 59,874 | 28 56 | СЗ: 26 53 | ||
45,349 | 50,121 | 26 47 | ЮВ: 30 03 | ||
57,763 | 62,498 | 29 39 | 25» | СЗ: 24 31 | |
48,010 | 52,781 | 26 04 | ЮВ: 28 10 | ||
60,387 | 65,121 | 30 22 | СЗ: 29 09 | ||
20,670 | 25,440 | 25 21 | ЮВ: 26 17 | ||
63,010 | 67,743 | 31 05 | СЗ: 19 47 | ||
23,329 | 28,098 | 24 38 | ЮВ: 24 24 | ||
65,632 | 70,364 | 31 48 | СЗ: 17 25 | ||
25,987 | 30,755 | 23 55 | ЮВ: 22 31 | ||
68,253 | 72,984 | 32 31 | СЗ: 15 03 | ||
28,644 | 33,411 | 23 12 | ЮВ: 20 38 | ||
70,873 | 75,603 | 33 14 | СЗ: 12 41 | ||
49,864 | 54,623 | 17 28 | ЮЗ: 78 06 | ||
89,185 | 93,908 | 38 16 | СВ: 80 10 | ||
47,215 | 51,975 | 18 11 | ЮЗ: 75 29 | ||
86,572 | 81,296 | 37 33 | СВ: 76 59 | ||
44,565 | 49,326 | 18 54 | ЮЗ: 72 52 | ||
83,958 | 88,683 | 36 50 | СВ: 73 48 | ||
41,914 | 46,676 | 19 37 | ЮЗ: 70 15 | ||
81,343 | 86,069 | 36 07 | СВ: 70 37 | ||
39,262 | 44,025 | 20 20 | ЮЗ: 67 38 | ||
78,727 | 83,454 | 35 24 | СВ: 67 26 | ||
36,609 | 41,373 | 21 03 | ЮЗ: 65 01 | ||
76,110 | 80,838 | 34 41 | СВ: 64 15 | ||
33,955 | 38,720 | 21 46 | ЮЗ: 62 24 | ||
73,492 | 78,221 | 33 56 | СВ: 61 04 | ||
31,300 | 36,066 | 22 29 | ЮВ: 18 45 | ||