Рекомендации по отбору и организации материала




Методические РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫпо дисциплине

«ВОЗРАСТНАЯ психология и психология развития»

Для студентов ОЗО

 

Контрольная работа по детской психологии выполняется студентами ОЗО отделения факультета ДПП на 2 курсе. Цель данной контрольной работы систематизировать знания, полученные студентами на аудиторных занятиях и при ознакомлении с научной и учебной литературой.

Рекомендации по оформлению контрольной работы:

 

1. На титульном листе указывается название дисциплины, Ф.И.О. студента, факультет, отделение, курс, группа, тема работы.

2. На 1 странице - план, в соответствии с которым далее излагается материал.

3. Последняя страница - список использованной литературы (правила оформления литературы см. в методическом кабинете).

4. При цитировании следует давать точную ссылку на источник.

5. Работа должна быть написана грамотно, четким почерком, иметь поля для замечаний преподавателя.

6. Объем работы должен составлять не более 14 рукописных 10 печатных листов формата А-4 (шрифт - 14, интервал - 1,5).

7. Работа должна быть выполнена аккуратно и разборчиво (по возможности на компьютере).

 

Студент, не выполнивший контрольной работы в срок, предусмотренный учебным планом, не допускается к сессии.

Тематика предлагаемых контрольных заданий отражает содержание 1 раздела программы по курсу «Возрастная психология и психология развития» - ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ - включает следующие темы: предмет, задачи и методы возрастной психологии, теории психического развития ребенка, основные проблемы возрастной психологии.

Контрольная работа дает представление о подготовленности студента по теоретическому курсу, его умении самостоятельно работать с научной и учебной литературой, выделять наиболее существенные аспекты изучаемого вопроса, а также оформлять работу.

Темы контрольных работ

1. Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.

2. Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

3. Проблема периодизации психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.

Рекомендации по отбору и организации материала

  1. Каждая тема предполагает сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к проблемам психического развития:

А) Биогенетические теории (Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Мейман, А. Бине, А. Гезел)

Б) Психоаналитические теории развития личности (З.Фрейд, А.Адлер, А. Фрейд, Э. Эриксон),

В) Бихевиористские теории развития (Дж.Уотсон, Б. Скиннера, А.Бандура, Сирс),

С) Генетическая психология Ж.Пиаже,

Г) Гуманистические теории развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу),

Д) Культурно-деятельностный подход в психологии развития (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).

Если какая-то из проблем не рассматривалась конкретным автором, ставится прочерк.

2. Независимо от темы должны быть раскрыты следующие вопросы:

параграф 1:

а) специфика предмета и методов исследования в психологических теориях развития,

б) особенности содержания психического развития.

Данные оформить в таблицу 1:

Таблица 1

Общая характеристика теорий психического развития

  Автор концепции Предмет исследования Методы исследования Понятие о развитии психики Ход развития
           

3. В зависимости от темы должны быть раскрыты рабочие понятия: условия и движущие силы психического развития, обучение, периодизация психического развития.

4. Сравнительный анализ подходов к решению проблем возрастной психологии представить в таблицах.

Тема 1. Необходимо рассмотреть биогенетические, психоаналитические, бихевиористские, гуманистические теории и подход Пиаже. В отечественной психологии необходимо рассмотреть работы Л.С. Выготского, А.Н. Запорожца, Л.И. Божович, М.И. Лисиной.

Таблица 2

Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка

в зарубежной и отечественной психологии

  Автор концепции Условия развития Роль биологического фактора Роль среды Движущие силы развития
           

 

Тема 2. Необходимо рассмотреть традиционный подход (можно на примере Фрейда и Пиаже), бихевиористский подход, подход К. Коффки, подход Л.С. Выготского.

Таблица 2

Проблема соотношения обучения и психического развития

в зарубежной и отечественной психологии

Автор концепции Понятие обучения Понятие развития Взаимосвязь обучения и развития
       

Необходимо определить понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения (Л.С. Выготский), выписать принципы развивающего обучения (Л.В. Занков), определить содержание и структуру учебной деятельности (В.В. Давыдов).

 

Тема 3. Необходимо рассмотреть подходы к решению проблемы периодизации психического развития ребенка в биогенетических теориях (Холл–Гетчинсон, Э.Мейман, К.Бюлер), Теориях З. Фрейда и Э. Эриксона, теории Ж. Пиаже, в теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

К каждой теории необходимо определить критерий периодизации и заполнить таблицы.

Периодизации психического развития в биогенетических теориях

Автор Стадия филогенеза Стадия онтогенеза Характеристика стадии
       

 

Периодизация развития личности в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона

Название Возраст Основные проблемы Достижения по Фрейду Новообразования по Эриксону
         

Периодизация психического развития в учении Ж. Пиаже

Стадия Возраст Характеристика
     

 


Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

Эпохи Стадия Соц. ситуация развития Тип ведущей деят-ти Новообразование Кризис Стадия Соц. ситуация развития Тип ведущей деят-ти Новообразование Кризис
Раннее детство 1. Младенческий возраст       Тип   2. Ранний возраст          
Собственно детство 3. Дошкольный возраст         4. Младший школьный возраст        
Отрочество 5. Подростковый возраст         6. Юношеской возраст        

 

При заполнении таблиц необходимо не просто назвать, но и раскрыть уникальность конкретных подходов к решению названных проблем.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М., 2007.

3. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1997.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

6. Зиглер Д. Хьелл Л., Теории личности. – СПб., 1997.

7. Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения. – М., 1986.

8. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2010.

9. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

10. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: