В ГЕРМАНИИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЙ




ТЕРРОРИСТИЧЕСКА УГРОЗА

Горецкая В.В. ([1])

 

 

Актуальность темы статьи связана, в первую очередь с тем, что в XXI веке борьба с терроризмом стала проблемой мирового масштаба и затронула большинство стран мирового сообщества. Большое влияние Германии в международной политике обусловлено прежде всего ее экономической мощью, в частности, ее ролью крупнейшего кредитора ЕС. С начала 1970-х годов ФРГ входит в число мировых лидеров по объемам финансовой и технической помощи, предоставляемой другим странам.

Проблема терроризма в ФРГ имеет почти полувековую историю. В Германии борьба с терроризмом началась не после 2001 г., а в 1968 г., когда немецкая леворадикальная организация Фракция Красной Армии (Rote Armee Fraktion – RAF) осуществила первый поджог, затем перейдя к атакам насилия. Череда покушений привела к тому, что были приняты первые законы, ограничивающие права граждан (например, «запрет на профессию»). Однако собственно первый антитеррористический закон появился в ФРГ
19 декабря 1986 г. (8). Он является законом о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс ФРГ и в Закон о судоустройстве ФРГ с тем, чтобы приспособить их нормы к нуждам борьбы с терроризмом (7).

 

Германия и нарастающая проблема терроризма

В последние годы в Германии произошел ряд террористических актов, которые позволяют нам говорить о возрастании террористической угрозы в этом государстве.

В связи с обострившейся обстановкой германские политики дискутировали о проблеме в отношении беженцев и иммигрантов. В июле 2016 года в результате кровопролития в Баварии погиб сам смертник – 27-летний сириец, ожидавший депортации.

Так, 24 июля 2016 г. германская полиция сообщила о взрывном устройстве, сработавшем в городе Ансбах к юго-западу от Нюрнберга, унесшее жизнь самого террориста. В результате теракта получили ранения 12 человек, сообщила полиция
(2). Данный теракт вызвал серьезный общественный резонанс в стране.

«Ужасно, что человек, приехавший в нашу страну в поисках убежища, совершил столь омерзительный акт и ранил множество людей, для которых Германия – родной дом, некоторых из них тяжело». «…Это ещё одна ужасная атака, которая усилит и без того серьезные опасения наших граждан о собственной безопасности. Мы должны сделать всё возможное, чтобы предотвратить распространение подобного насилия в нашей стране, совершаемого людьми, которые приехали просить убежища», - сказал министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн.

Погибший жил в отказавшей ему в убежище Германии в ожидании депортации в Болгарию (2).

Министр внутренних дел Баварии сказал, что не исключает вероятность исламистских мотивов атаки в Ансбахе, отметив, что рюкзак сирийца был заполнен взрывчатыми веществами и металлическими деталями, которых бы хватило для убийства большего числа людей. Херрманн отметил, что органы внутренних дел будут кропотливо расследовать обстоятельства и мотивы нападавшего.

22 июля 2016 г. в Баварии произошел еще один теракт. 18-летний немец иранского происхождения расстрелял десятерых около торгового центра в Мюнхене и покончил жизнь самоубийством. Мотивы остаются неясными, однако, полиция ФРГ подозревает, что юноша был психически болен, увлекался виртуальными играми с сюжетами насилия, и не располагает доказательствами, что за атакой стояли радикальные исламисты
(2).

Еще одна трагедия произошла в Германии 19 декабря 2016 г. – грузовик въехал в толпу людей, находящихся на рождественской ярмарке на улице Курфюрстендамм, что в самом центре Берлина. В результате теракта пострадало 50 человек, 48 отправлены в больницу, число жертв увеличилось до 12. ИГИЛ взяла на себя ответственность за кровавое нападение (2).

Основные угрозы

Германия для мигрантов – одна из самых желанных стран. Наиболее привлекательными являются общий экономический уровень страны и уровень социальных гарантий, которыми обеспечены мигранты в Германии. Принято более миллиона мигрантов. Германия стала основным пунктом назначения для беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Однако многие немцы критикуют политику «открытых дверей» канцлера ФРГ Ангелы Меркель, и это усиливает позиции крайне правых партий (1). Так, комиссар германского правительства по вопросам миграции Айдан Озогуз предложила наделять мигрантов ограниченными избирательными правами. По мнению политика, Германии пора смириться с ролью «страны иммигрантов». Немецкие правые, в свою очередь, осудили проект, назвав его безрассудным [1].

Тема «Беженцы, мигранты: Германия» осложняется тем, что немецкое общество опасается малейших обвинений в ксенофобии и расизме, что связано с памятью об ужасах Второй мировой войны. По этой причине ксенофобские и антиэмигрантские движения поначалу здесь не получили такого размаха, как в некоторых странах Европы. СМИ и политические элиты в Германии активно навязывают гражданам «позитивный образ» беженца и пытаются внушить гражданам, что помогать новоприбывшим является его «интернациональным долгом» (1).

Имеется также много позитивных голосов в защиту мигрантов. Так, организации работодателей усматривают в приобретении иностранной рабочей силы шанс для Германии. Многочисленные предприниматели предоставляют места для получения профессиональной подготовки на своих предприятиях, министры образования указывают на возможность обучения, сопровождаемого долговременным планированием предоставления инфраструктуры для интеграции в Германии претендентов на получение убежища: детские сады, школы, места для профессиональной подготовки, места для учебы в университетах и специальных высших учебных заведениях (1).

Проблема беженцев в Европе из регионов Африки, Ближнего Востока и Азии обретает масштабы общеевропейского кризиса. Задачи по выработке единой миграционной политики должны стать доминирующим проектом для всей Германии, так как кризис беженцев обусловил острую криминогенную обстановку, поскольку интеграция является противоречивым и динамичным процессом, не обходящимся без конфликтов (3).

Ни одна из тем не занимала немецкое общество и международную политику в прошедшем году так сильно, как тема миграционного кризиса. Она касалась сфер ассиметричной войны, т.е. войны между противниками, в силах которых имеется существенный дисбаланс либо применяющие различные стратегию и тактику, иммиграции в новых масштабах, а также правовых вопросов, моральных обязательств оказания помощи находящимся в нужде людям, не в последнюю очередь она затрагивала вопросы самосознания Европейского Союза (т.е. понимание того, КТО это все понимает), и переходила в споры германских партий относительно правильного ответа на новые вызовы. В последний год более миллиона беженцев прибыли в Германию (2).

Дебаты и политические решения во многих сферах становятся катализатором для переопределения политики и общества в целом. Вопросы интеграции переместились с окраин общественного восприятия в его центральную часть. Более 16 миллионов человек в стране – это люди с иностранным происхождением; среди детей и молодежи доля тех, кто имеет не немецкие корни, составляет уже одну треть (2).

Население обеспокоено ростом нелегальной миграции. Ранее ряд лиц, запросивших временное убежище в Германии, пытались совершить теракты на территории страны. Речь, в том числе, идет о сирийце Джабере аль-Бакре, который планировал совершить нападение в аэропорту, и молодом афганце, топором пассажиров поезда в Вюрцбурге.

Германия в 2016 году заметно выше поднялась в списках приоритетов ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»). Теракты на территории страны возможны в любое время. Количество сигналов по разным каналам о террористической опасности увеличилось за последние годы в три раза. Причем, с каждым разом указания на угрозу становятся конкретнее. В этой связи все чаще к делу привлекаются спецслужбы, полиция и юстиция (1).

Потенциал ориентирующихся на насильственные действия радикальных исламистов в Германии постоянно растет, со временем он только увеличится. В стране к радикалам можно причислить около 1600 человек, считают эксперты Федерального ведомства по охраны конституции ФРГ (1).

Всего за год на телефон доверия поступило 1100 звонков от бдительных граждан об опасности. Это в два раза больше, чем годом ранее.

Коалиционный партнер ХСС настаивает на более тщательном изучении прошлого потенциальных кандидатов на получение временного разрешения. Между тем канцлер Германии Ангела Меркель заявила о прогрессе в реформировании системы приема мигрантов в ЕС (1).

Центра защиты от терроризма GTAZ

Eщё в начале 2000-х в Германии осознали, что самым главным путем решения проблемы терроризма является высокая координация всех вовлеченных в борьбу ведомств и работа на опережение. С этой целью был создан Общий Центр Защиты от Терроризма – Gemeinsames Terrorismusabwehrzentrum.

Формально Центр не является каким-либо ведомством, однако он призван объединить работу более 40 различных немецких федеральных и земельных учреждений по различным направлениям предупреждения угрозы терроризма.

В его состав входят представители 40 различных структур, которые работают над безопасностью в Германии и представляют основные их силы:

- Федеральное ведомство по защите конституционного строя (Bundesamt für Verfassungsschutz)

- Федеральное ведомство уголовной полиции (Bundeskriminalamt)

- Федеральная разведывательная служба (Bundesnachrichtendienst)

-- Генеральная прокуратура (Generalbundesanwalt)

- Федеральная полиция (Bundespolizei)

- Управление таможенной уголовной полиции (Zollkriminalamt)

- Ведомство по делам мигрантов и беженцев (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge)

- Военная контрразведка (Militärischer Abschirmdienst)

-Различные аналогичные структуры на земельном уровне (1).

 

Структура Центра состоит из девяти рабочих групп, в которые входят свыше 200 представителей вышеназванных ведомств. Они ведут работу по ответственным направлениям, регулярно обмениваясь информацией и координируя свои действия через два аналитических центра – разведывательный и полицейский.

Отдельная группа «Aufklärung des islamistisch-terroristischen Personenpotenzials » отвечает за определение террористического потенциала и степени опасности для Германии различных представителей радикального исламизма. Также именно здесь проводится анализ социальных сетей, сайтов и других интернет-ресурсов на предмет выявления вербовочной деятельности террористов.

Проверка дел беженцев и мигрантов на предмет принадлежности к террористическим организациям, а также принятие предупредительных мер в области миграционного права производится рабочей группой «Statusrechtliche Begleitmaßnahmen».

Рабочая группа «Deradikalisierung» отвечает за обмен информацией и опытом между различными ведомствами по проведению мероприятий и операций по устранению радикальных проявлений в сфере ислама.

И, наконец, группа «Transnationale Aspekte des islamistischen Terrorismus» ведёт оценку международной деятельности радикальных исламистов с точки зрения влияния на интересы Германии в мире.

Таким образом, все немецкие службы и ведомства имеют доступ к ежедневной оперативной информации, получают всестороннюю оценку тех или иных событий с точки зрения угрозы террора и могут координировать свою деятельность по предотвращению терактов (1).

Эффективность структуры

Представители террористических группировок уже не раз заявляли, что они сильнее государств, потому что ведомствам, чтобы противостоять им, необходима ежедневная удача, в то время как террористу для успешного осуществления теракта необходимо везение лишь в один конкретный день (8).

Тем не менее, на фоне событий в других европейских странах, Германия пока что выглядит довольно безопасной страной в вопросе предотвращения террористической угрозы. Сами жители Германии относятся к этому факту весьма настороженно. Одни эксперты считают, что отсутствие крупных терактов в Германии – это вопрос не столько чёткой деятельности немецких служб безопасности, сколько везения и удачи. Другие полагают, что террористы не прилагают своих основных усилий здесь, потому что используют Германию, как координационный центр для своих действий в Европе (4).

Германия усиливает меры защиты против террора. Планируется значительное расширение штата полиции и спецслужб. Согласно опубликованным 20 ноября 2016 года данным опроса, проведенного социологическим институтом Infratest dimap, в Германии
91 % опрошенных согласны с ужесточением мер безопасности. И лишь 5 % опасаются, что это приведет к резкому ограничению их гражданских прав и свобод (9).

Расширение штата полиции

Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер объявил о новых антитеррористических мерах, среди которых – лишение немецкого гражданства за участие в террористической деятельности за границей. Также министр объявил о расширении штатов служб безопасности на 4600 человек (4).

Вместе с тем де Мезьер отверг призывы к запрету на публичное ношение паранджи, отметив, что «нельзя запрещать все, с чем вы согласны», а также предложил дополнительно обсудить идею смягчить требования о соблюдении врачебной тайны в случаях, когда врачу становится известно, что пациент замышляет акты насилия.

В рамках новых мер де Мезьер предложил, чтобы участвующие в террористической деятельности за границей граждане Германии, имеющие двойное гражданство, были лишены немецкого паспорта.

Многие из этих предложений уже вызвали оживленные споры в обществе.

Германские СМИ сообщают, что левоцентристская социал-демократическая партия (СДПГ) – партнер по коалиции с консервативным Христианско-демократическим союзом (ХДС) – выступает категорически против ограничения двойного гражданства. С левыми согласны и представители Партии зеленых (4).

Вопросы конфиденциальности

Обязанность врачей соблюдать конфиденциальность пациентов прописана в конституции Германии.

Но после нескольких недавних происшествий зазвучали предложения разрешить медицинским работникам информировать полицию, если они предполагают, что пациент может быть связан с террористами или участвовать в террористической деятельности.

Виновники трех трагедий, произошедших в Германии, были психически неуравновешенными:

§ Смертник в баварском городе Ансбах взорвал себя на музыкальном фестивале, в результате чего ранения получили 15 человек.

§ Вооруженный огнестрельным оружием преступник убил девять человек в торговом центре в Мюнхене.

§ Пилот авиакомпании Germanwings, который намеренно разбил самолет с пассажирами в Альпах в 2015 году.

В Германии врачам, которые нарушают право пациента на конфиденциальность, грозит до года тюрьмы или выплата штрафа.

«Конфиденциальность пациента – его право, закрепленное в конституции. И даже напряженная внутренняя ситуация не должна подталкивать нас к принятию необдуманных политических и правовых решений», - считает Франк Ульрих Монтгомери, глава Федеральной медицинской ассоциации Германии (5).

 

Заключение

Таким образом, опыт Германии в противодействии терроризму – особенно в контексте растущей взаимозависимости между внутренней и международной безопасностью – представляет несомненную ценность для повышения эффективности дальнейшей антитеррористической борьбы всего цивилизованного мира. При этом главный упор должен быть сделан на углубление международного сотрудничества в сфере безопасности. Ни одно государство в Европе не способно в одиночку противостоять глобальным угрозам современного международного терроризма. Борьба с ним требует скоординированной стратегии, формирование которой возможно, прежде всего, путем улучшения системы обмена информацией между соседними странами, четкой постановкой задач и определением приоритетов в противодействии этому злу. Главным же условием эффективного и успешного международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом должно быть обеспечение правосудия и соблюдение прав человека (6).

 

Примечание

 

 

(1) В Германии угроза терактов возросла в четыре раза. Борьба с терроризмом в Германии от 18.07.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/03/09/v-germanii-ugroza-teraktov-vyrosla-v-chetyre-raza.html (дата обращения 14.03.2017).

 

(2) Интеграция беженцев в Германии: нападения, поджоги, угроза убийств. Германия и нарастающая проблема терроризма от 25.07.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://aussiedlerbote.de/main/1365-integraciya-bezhencev-v-germanii-napadeniya-podzhogi-ugroza-ubiystv.html (дата обращения 14.03.2017).

 

(3) Козловцев А.И. Борьба с терроризмом в ФРГ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.militaryarticle.ru (дата обращения 04.04.2017).

(4) Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире от 20.11.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://dw.com/p/1H9Ki (дата обращения 14.03.2017).

 

(5) Ужесточение мер по борьбе с терроризмом в Германии от 11.08.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-37048147 (дата обращения 14.03.2017).

 

(6) ФРГ: опыт и стратегия борьбы с международным терроризмом от 30.09.2007. [Электронный ресурс]. URL: https://www.finanal.ru (дата обращения 14.03.2017).

 

(7) Хришкевич Т.Г. Противодействие терроризму в ФРГ в начале ХХI в. (внутриполитический аспект). [Электронный ресурс]. URL: https://www.cyberleninka.ru (дата обращения 04.04.2017).

 

(8) Gesetz zur Bekämpfung des Terrorismus, 19.12.1986, [Электронный ресурс]. URL: https://www.bgbl.de (дата обращения 04.04.2017).

 

(9) Deutsche Welle 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/a-18863792 (дата обращения 14.03.2017).

 

 

Научная литература

 

[1] Лунев В.В. Понятие, история, причины и тенденции терроризма // Терроризм в современном мире. 2-изд.// под редакцией В.Л.Шульца; Центр исследования проблем безопасности РАН. – М.: Наука, 2011.

 


[1] Горецкая Вера Вадимовна

2 курс

veragor98@yandex.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: