Отличия между цзинь и ли




Цзинь и ли, перед тем, как приступить к изучению тайцзицюань, нет разницы, какие между ними отличия, однако уже после изучения тайцзицюань нельзя четко не отличать. Приходилось видеть людей, тренировавшихся несколько лет и по-прежнему не понимавших отличия между цзинь и ли, что достойно сожаления.
Следует знать, что ли не может излучаться из костей в плечи и спину, цзинь может излучаться от мышц и доходить до четырех конечностей. Ли имеет форму, цзинь бесформенна; ли – квадрат, цзинь – круг; ли неуклюжа, цзинь подвижна; ли медленная, цзинь быстрая, ли беспорядочная, цзинь собранная; ли всплывает, цзинь погружается, ли тупая, цзинь проницательна. Это различия между ли и цзинь.

В шаолиньской ли имеется прямая ли, горизонтальная ли, пустая ли, полная ли. Прямая ли очевидна, горизонтальная ли скрытная, пустая ли жесткая, полная ли мягкая. У начинающего ли прямая и пустая, это и есть неуклюжая ли; у того, кто позанимался ли горизонтальная и пустая, это цзинь. [Такая] цзинь разделяется на начальную цзинь, рабочую цзинь, обрушивающую цзинь, липкую цзинь. У начинающего много начальной цзинь, рабочей цзинь, обрушивающей цзинь. Начальная цзинь слишком прямая, трудно поднимается и опускается; рабочая цзинь (конечная цзинь) слишком мертвая, трудно изменяется; обрушивающая цзинь слишком стесненная, трудно непрерывно атаковать. Все это крепкая цзинь с явной формой и не слишком подвижна. Тот, кто достиг высокого уровня, у того цзинь липкая и живая, и подвижная и ловкая, ее форма не видна, кисти доходят – цзинь взрывается, перед [тем, как ударить] нет цзинь, после [удара также] нет цзинь, удар в точку и короткий, быстрый как молния, один выброс и сразу возвращение, ци собрана шэнь сгущается, нисколько не прилагается [грубой] силы. Янская цзинь побеждает жесткостью, иньская цзинь побеждает мягкостью. Это как дует сильный ветер, наклоняя сотни трав. Это высшее гунфу шаолиньцюань. В тайцзицюань же ценится ловкая цзинь и не ценится грубая ли.

В тайцзицюань существует множество видов силы – цзинь. Например: сила прилипания, сила слушания, сила понимания, сила избегания, сила нейтрализации, сила заимствования, выброс силы, тянущая сила, сила поднимания, сила опускания, сила контроля, запирающая сила, сила раскрывания, сила сжатия, отбивающая сила, сила отражения, сила затаскивания, теснящая сила, сила надавливания, сила срыва, сила расщепления, сила локтя, сила опирания, трущая сила, сила разламывания, сила скручивания, буравящая сила, сила пресечения, внезапная сила, прерывистая сила, дюймовая сила, разделяющая сила, встряхивающая прыгающая сила, сила встряхивания, сила сгибания складывания и другие. Из их числа сила прилипания, сила слушания, сила понимания, сила нейтрализации и другие несколько видов являются характерной особенностью тайцзицюань. Если хорошо разобрать и понять эти несколько видов цзинь и применить их к своему телу, то возможно понимание тонкого и тайного в тайцзицюань.

Хотя и говорят, что при высоком уровне владения тайцзицюань ценится больше воля – и, чем сила – цзинь, все же для начинающих обучение для повышения своего уровня обязательно нужно начинать с развития силы – цзинь. Если не знать практического использования цзинь, а также не понимать работу движения ци, то также не узнать истинную (работу и использование) воли – и. Поэтому, чтобы подняться на гору нужно самоунизиться, далекий путь всегда начинается с близкого расстояния. Очевидно, что практическое использование силы – цзинь является основой для начала изучения тайцзицюань.

2. Сила прилипания
Чжаньнянь цзинь
沾 粘 劲

Сила прилипания это сила направленная на не разрыв контакта с противником, главное это продвижение вперед. Сила прилипания является самой важной основой внутренней силы в тайцзицюань, появляется в туйшоу.

В начале тренировки силы прилипания обе кисти не имеют ощущений [рук противника], словно деревянные палки, по прошествии какого то времени начинают возникать ощущения от кистей, до рук, до груди, спины, на поверхности кожи во всем теле. Только при наличии такого ощущения возможно [развитие] силы прилипания, только тогда можно притянуть противника, поставить его под свой контроль. Такую силу прилипания нужно получать у просвещенного учителя. Это как зарядка аккумулятора, учитель это имеющий электричество генератор, а ученик это незаряженный аккумулятор, который получает электричество от генератора, позже, когда аккумулятор заряжен поступающим электричеством, он сам может давать электричество. Этот процесс можно назвать и «вскармливание силы». Это подобно тому, как заботливая мать кормит ребенка, после ребенок уже сам знает и самостоятельно может принимать пищу.

Поэтому, когда процесс тренировки такой силы прошел нормально, на коже появляется «туманно – облачная» ци, как будто она покрыта лаком или клеем, и при соприкосновении с противником руки не теряют контакта. Это касается и рук и всего тела. Чем выше уровень мастерства, тем такая ци обильней, поверхность [которую она покрывает] также больше. Однако, эта ци невидима, но субъективно ощутима, а также делает возможным обладание другими схожими ощущениями от соответствующих тренировок. Вот почему когда мастер занимается туйшоу, соединив руки, он знает какой уровень у оппонента, причина этого в том, что в процессе кругов (руками) он определяет количество и качество силы прилипания. Эта сила является самым важным внутренним содержанием в тренировке туйшоу в тайцзицюань, ее нужно непременно развивать. Кроме того, без нее невозможно изучение других видов силы – цзинь, начинающие не должны оставлять ее без внимания.


3. Сила слушания
Тин цзинь
听 劲


«Слушание» означает чувствительность кожи всего тела. Поэтому перед тем, как приступить к тренировке силы слушания, необходима тренировка силы прилипания, если сила прилипания не достаточно развита, «слушание» невозможно.
Некоторые люди утверждают, что главная задача туйшоу заключается в развитии силы понимания, но без слушания понимание невозможно. Это то же самое как разговаривать, если не слышать ушами, не понять смысла сказанного. Поэтому понимание без слушания не представляется возможным. Также и с силой слушания в тайцзицюань, если сначала не избавиться от банальной грубой силы, не раскрепостить ноги и поясницу, не успокоить сердце и освободить мысли, а также не собрать ци и сконцентрировать дух, слушание невозможно. Отсюда, нет слушания – нет понимания; нет понимания – нет ухода; нет ухода – нет нейтрализации; нет нейтрализации – нет выброса. Из этого следует, что сила слушания в тайцзицюань является базовой, те, кто хочет его изучать должны отнестись к ней с должным вниманием.

4. Сила понимания
Дун цзинь
懂 劲

Если есть слушание, есть и понимание, это является обязательным условием. Если слушание не четкое, то и понимание не полное. Поэтому сила понимания одно из самых трудных принципов тайцзицюань, без наставлений известных мастеров и собственного надлежащего изучения сила понимания не будет развиваться, только когда пройдет должное время, станет возможным полное понимание этого принципа.
В упражнениях туйшоу в тайцзицюань, когда еще нет силы понимания и, хотя убираются такие болезни как упирание, отклонения в стороны, потеря контакта, жесткость, а после появления силы понимания все еще остаются такие болезни как прерывистость, остановка, наклон вперед, отклонение назад, это является таким промежутком как будто есть сила понимания, а вроде ее нет. Если есть прерывистость и остановка, то опыт [в практике туйшоу] не может быть правильным, значит еще не достигнута граница истинной силы понимания. Если возможна естественность в ускользании, ответной реакции, финтах, видении, поворотах, наступлении, отступлении, а намерения следуют сердцу, тогда можно говорить об истинной силе понимания. После постижения истинной силы понимания можно постичь тонкое искусство сгибания, выпрямления, движения, покоя, эффект раскрытия, сжатия, подъема, погружения. На встречу [силе противника] – раскрытие; когда столкнулись – сжатие; видишь, что приходит – позволяешь, если достигнут этот уровень, можно войти в границы сознания. В «Тайцзицюань лунь» сказано: «После [того как овладеешь] силой понимания, чем больше тренируешься, тем глубже [понимаешь] суть».
Когда еще нет силы понимания, невозможно отличать силу и длину движений противника на один чи (32 см) оно, на цунь (3,2 см), на фэнь (сотая часть), или на волосок. После того, как появляется сила понимания и ясность восприятия, естественным образом измеряется и чи, и цунь, и фэнь, и волосок, после возможно продолжение, контроль, захват, запирание. На этой грани происходит разделение на два типа силы понимания: на силу понимания себя и силу понимания противника. Сила понимания себя связана с сознанием, способна распознавать конфликтующий инь в собственном теле, и гармонизировать этот инь с ян. Сила понимания противника находится на границе зрения и слуха, при встрече с силой противника следуют и изменяют, не задумываясь, приводят в соответствие внешние движения [собственные и противника], это суть тайцзицюань и основа боевого применения. Эти два типа силы понимания являются прекрасным достижением тайцзицюань. Поэтому, тому, кто практикует тайцзицюань и не владеет силой понимания трудно рассуждать о тайцзицюань.


5. Сила ускользания
Цзоу цзинь
走 劲

Сила ускользания (или сила ухода) это сила не упирания, главное отступление назад, происходит из силы понимания, не понимая как можно ускользнуть? Например, противник нападает, высоко или низко, прямо или сбоку, справа или слева, длинно или коротко, всегда по-разному, если не понимать ситуацию, как можно уйти [от атаки]?
Сила ускользания это уход от тяжелой силы противника и не допущение взаимного «бодания». Поэтому, во время занятий туйшоу, когда едва появляется чувство, что у противника в руках тяжесть, нужно сразу измениться на пустоту. Если сбоку тяжесть, сразу сбоку раскрепостить; встречается двойная тяжесть, сразу сбоку опустить, ослабить и сбросить его силу; следовать ему и избегать, не на мгновение не упираться, делая так, чтобы его сила повсеместно падала в пустоту, ни на йоту не давать ему применить силу. Поистине говорится: «Слева тяжесть – сразу слева пусто, справа тяжесть – сразу справа убежать».
Если начинающий встречается с большой силой и не ускользает, то это несет идею сопротивления и упирания, это отсутствие силы понимания и, как следствие, не правильное ускользание. Сила ускользания полностью базируется в ногах и пояснице, если поясница и ноги не работают, то все бесполезно. Практикующие тайцзицюань не могут этого не знать.


6. Сила нейтрализации
Хуа цзинь
化 劲

Сила нейтрализации формируется из силы прилипания и силы ускользания, без потери контакта и без упирания, следует ощущениям и нейтрализует [силу противника], сначала наступление потом отступление, смотреть по сторонам, соответствовать [ситуации] и не отдаляться (не разрывать контакт). Главное в силе нейтрализации это самому идти попутно [силе противника], а его ставить в невыгодное положение. Если достичь этого, то хотя его сила и в тысячу цзинь, он не сможет ее применить. Поэтому сила нейтрализации в тайцзицюань является наиважнейшей.

Сила нейтрализации содержит в себе немного пэн цзинь (силу отражения), без пэн цзинь невозможно нейтрализовать. Сила нейтрализации не в кистях или плечах, она целиком в пояснице и ногах. Если использовать кисти или плечи, то это жесткий отбив, это не сила нейтрализации, присущая тайцзицюань. Если идти попутно силе противника, независимо от того высокая она или низкая, боковая или прямая, соответственно скорости (если нейтрализация слишком быстрая, невозможно использовать тянущую силу – ин, если медленная, преобразование силы противника не выйдет), то можно прилипнуть и нейтрализовать. Если поступательная [сила противника] прямая, то нейтрализация изогнутая, или вправо или влево, или вверх или вниз, это означает следование пути его силы и исправление ее направления. Если только в возвратно-поступательных движениях есть сгибание-складывание, в наступлении и отступлении есть смена в поворотах, а противник не знает направления твоей силы, [а ты] ставишь его в невыгодную позицию с тем, чтобы он остановился, то можно сказать, что это истинная нейтрализация.
После нейтрализации может быть контроль, может быть выброс, но нужно обращать внимание, что это еще не завершение нейтрализации. Едва нейтрализация закончилась, тут же прерывается сила прилипания, теряется [контроль над] ситуацией и теряется контакт с противником. Кроме того, невозможно [что-то сделать] после нейтрализации, а позже поставить [противника] в невыгодное положение, нельзя атаковать. Что касается нейтрализации выброса силы противника, нужно встретить его силу и увести, не дав полностью проявиться. На границе отвода и полного проявления [его силы] нужно следовать ситуации и нейтрализовать, не следует слишком рано, или слишком поздно. Если слишком рано и сила еще не дошла, нет момента для нейтрализации, если поздно, уже самому нанесен ущерб и нейтрализация бессмысленна. Что касается амплитуды круга при нейтрализации, то чем выше мастерство, тем круг меньше, и круг больше, если наоборот.
Некоторые говорят, что в тайцзицюань в целом ставится превыше всего быстрая нейтрализация, это не верно. Требуется как нейтрализация, так и выброс, если нейтрализация произошла успешно, тут же следует выброс, нейтрализация не получилась, что тут скажешь о выбросе? Все зависит от маневренности ученика. Мастер после нейтрализации сразу наступает, его тело при нейтрализации будто отходит назад, однако следующим шагом он одновременно наступает вперед, это метод «отступлением делать атаку», очень тонкий и неистощимый. С другой стороны, начинающий после нейтрализации отходит назад, в действительности он не разбирается, что это убегание, это не истинная нейтрализация. Вот еще, что важно, по внешнему виду движения в тайцзицюань мягкие, но содержат жесткость, эта жесткость не сознательная, на самом деле это внутренняя сила, которая возрастает за счет повседневных длительных тренировок. Трудность в том, что жесткость внутри и не проявляется во вне, только при столкновении с противником и мягкой нейтрализации применяются жесткие ответные меры. Такое гунфу необычайно сокровенно. Если нет прилипания, продолжения, следования, а отсюда силы понимания и четкого осознания момента, невозможна сокровенность легкой подвижности, получения эффекта «четырьмя лянами отклонить тысячу цзиней».


7. Сила затягивания
Ин цзинь
引 劲

При тянущей силе противник не двигается, а ты его тянешь; или противник двигается, а ты его тянешь по той траектории, какая тебе нужна. Люди знают, что есть сила нейтрализации, сила контроля, выброс силы и не знают, что есть сила затягивания; на самом деле, тянущая сила есть между силой нейтрализации и силой контроля, относительно силы нейтрализации очень трудна [в исполнении]. Поэтому, когда приходящая сила противника не идет туда, куда тебе надо, обязательно нужно тянуть. Например, два объекта двигаются, а направления разные, здесь нет взаимного соответствия, обязательно нужно тянуть, после этого возможно соответствие.
Что касается метода затягивания, при нейтрализации, когда сила противника еще не закончилась, тут можно его тянуть и вести на поводу. Другими словами, сила затягивания это важный пункт в постановке противника в невыгодную позицию. Допустим, вы столкнулись с противником, искусство которого не глубоко и он крепок, если немного имеется гунфу непременно нужно использовать метод затягивания. Например, тянуть сверху и бить снизу, тянуть прямо и бить сбоку, или прежде, чем бить кулаком, надо тянуть, сделать так, чтобы его ци даньтянь поднялось вверх, а центр тяжести стал неустойчив, в момент, когда он испугается не давать ему подготовиться, здесь можно контролировать и сделать выброс силы. Поэтому, перед выбросом обязательно есть контроль; перед контролем обязательно есть затягивание; пред затягиванием обязательно есть нейтрализация, это непреложный закон.

По поводу вышеизложенного метода затягивания, без специального его изучения в течение нескольких лет будет трудно освоить. Поэтому, сила затягивания это не только затягивание кистями, одновременно обязательно нужно использовать методы тела, методы шагов, методы поясницы. Чем затягивание длиннее, тем удобнее будет последующая атака. Однако нельзя забывать двух слов: «контакт» и «приклеивание».

 


8. Сила контроля
На цзинь
拿 劲

Сила контроля, по сравнению с силой затягивания и силой нейтрализации очень трудна в изучении и очень важна в тайцзицюань. Потому, что без контроля нет выброса, выброс, который не содержит в себе контроля не правильный. Контроль это острие выброса. Обычно, когда противник ставится под контроль и есть небольшая задержка, а ваше намерение (провести атаку) уже оформилось, выброс главная задача контроля, но он (выброс) еще не достиг цели. Когда осуществляется контроль, движения должны быть легкими и подвижными, тяжелые движения противник сразу ощутит, начнет изменяться и освободится. Трудность контроля в том, что он производится на грани захвата и не захвата. После контроля противник не может освободиться, это тонкость контроля, тонкость в том, что противник находится в промежуточном состоянии незнания и не чувствования (такого контроля).

Кроме этого, контроль осуществляется захватом его суставов: запястий, локтей, плеч и других, без этого противник освободится. Когда две руки осуществляют контроль, это похоже на весы: если груз большой, противовес безмена сдвинется внутрь, если груз легкий, противовес сместится внутрь, не нужно поднимать руки высоко или низко, отпускать или нажимать, нельзя нарушать (между руками) равновесия. При контроле нужно не только опустить плечи и свесить локти, втянуть грудь и расправить спину, сконцентрировать ци и сгустить дух, но и обратить внимание на сохранение собственного центра тяжести, обязательно нужно держать копчик в вертикальном положении, подпереть (макушку) и свесить (копчик) с устойчивыми шагами, центр тяжести должен быть устойчивым. Поэтому говорится: «При контроле противника, (свое) колено не выходит (за линию носка), (если) колено выходит (за линию носка), контроля нет», очень правильная мысль. Если противник далеко, непременно нужно самому сделать к нему шаг, стабилизировать дистанцию, не опасаясь за потерю собственного центра тяжести. Контроль осуществляется не только руками, от рук легко освободиться, контроль основывается целиком на (работе) поясницы и ног. Контролировать противника нужно без применения грубой силы, грубая сила неподвижна, противник легко освободится, в контроле главное это воля – и и энергия – ци. Вместе с тем, в контроле очень важны методы шагов, методы тела, направления, без устной передачи (от учителя) не может правильно) получаться.

Глубоко постигшему (тайцзицюань) для контроля противника достаточно коснуться любого места, противник сам себе не хозяин и следует куда хочет (мастер), в просторечье это называется «вбить клин». Однако мастера часто контролируют и не атакуют, после контроля противник понимает, что будет побежден и обязательно травмируется, не сопротивляется и сдается сам, ощущая и убеждаясь, что мастер может провести повторную атаку, это путь благородных людей. Контроль делится на имеющий форму и не имеющий форму. Имеющий форму контроль, чем при нем (амплитуда) кругов меньше, тем гунфу глубже; чем круги больше, тем гунфу поверхностей. Не имеющий форму контроль, это когда двое взаимно касаются кожей и каждый производит затягивание и контроль, круги менее продвинутого экранируются более продвинутым. Такое тончайшее гунфу передается известными мастерами, самостоятельно, хоть и заниматься долго, успеха не будет.


9. Выброс силы
Фа цзинь
发 劲


Ударить противника без выброса силы невозможно, не зная выброса силы как можно ударить? Что тут говорить о боевом применении. Те, кто занимается тайцзицюань для здоровья, могут не говорить о выбросе силы, тому, кто занимается тайцзицюань для самообороны нельзя не владеть выбросом силы. Поэтому можно сказать, что владеть нейтрализацией и не владеть выбросом силы, все равно, что уметь защищаться и не уметь атаковать. Про нейтрализацию следует знать, что неофит порой нейтрализует и этим ограничивается, а разве (противник) будет спокойно смотреть и оставаться безучастным? Причина поражения целиком связана с этим. Об атаке следует сказать, что для победы над противником без нее не обойтись, по крайней мере, она не дает ему победить. Поэтому обязательно, как только есть нейтрализация, тотчас есть выброс (как только есть защита, сразу атака), таким образом можно сделать так, что противник не проявит силу полностью и атаковать, вместе с этим следует обращать внимание на нейтрализацию. Прежние мастера говорили: «Появляются руки – виден эффект», смысл в том, что как только мастер задействует руки, противник тотчас падает. Мастер не позволяет ему атаковать и защищаться, а сам защищается и атакует, во избежание потери времени и сил, приводя веские аргументы. Следует обращать внимание на защиту, а также обращать внимание на атаку, в противном случае будет так, что собственный дух придет в беспорядок, а противник этим воспользуется.

Выброс силы в тайцзицюань подразделяется на силу пресечения, длинную силу, силу погружения, буравящую силу, вершковую силу, силу разделения, силу взрыва, встряхивающая прыгающая силу и другие. Сила пресечения по сравнению с длинной силой более резкая, буравящая сила по сравнению с силой погружения более безжалостна, сила разделения по сравнению с вершковой силой более жестока. Мастера могут оторвать обе ноги противника от земли, а дальше отправить его в полет, что является очень хорошим (уровнем). Если не отрывать ноги противника от земли, то это второсортное гунфу. Причина последнего в недостаточности ци или цзинь, в невозможности разрушить укорененность противника. Что касается силы взрыва, то по причине того, что когда противник между тем как затянут и будет выброс силы, не понимает и не чувствует, а проявление (силы взрыва) весьма мощное, противник может быть сильно травмирован, что для большого мастера является не приемлемым и он не использует (этой силы), это путь благородных людей.

Что такое прерывистая сила? Прерывистая сила это когда удалось противника затянуть, в этот момент (течение) внутренней силы немного прерывается, все тело аккумулирует силу и выбрасывается на тело противника, эта сила необыкновенно мощная и чрезвычайно эффективная. Эта сила тренируется и формируется не легко, причем и применяется достигшими высот (тайцзицюань) не часто. Потому что в момент выброса силы невежды, а в особенности молодежь не понимают, что же произошло. Рассказывают, что в старину Ян Баньхоу делал выброс силы, у человека отрывались обе ноги, и он отлетал не 3 чжана и 6 чи (больше 11 метров). С точки зрения современного человека гунфу Яна можно назвать превосходным, однако его отец Ян Лучань напротив так не считал, он видел причину в его выбросе силы, который содержал в себе прерывистость и взрыв, а не откровенный и явный (силовой толчок), с использованием сердца и воли мастерский выброс.
Встряхивающая прыгающая сила это когда собственная сила склеилась с силой противника, применяется встряхивающая сила поясницы и ног, у противника тут же отрываются обе ноги, от этого (слышен) хлопок об землю, словно удар по мячу. Искусный мастер сначала с некоторой силой хлопает, потом делает длинный выброс силы, противник может подпрыгнуть от такого выброса. Такая сила необыкновенно таинственна.

При всех видов выброса силы, кроме заимствованной силы и буравящей силы, перед тем как выбросить, обязательно должны быть нейтрализация, затягивание и контроль. Когда есть контроль, можно говорить о выбросе, в противном случае выброс не эффективный. Для начинающих это представляет трудность, однако, овладев этой силой, можно овладеть и другими видами силы, не имея сути одной силы (выброса), невозможно сделать так, чтобы были применимы другие виды силы.

Когда ученик начинает изучать выброс силы, он обязательно должен знать путь силы: во всем теле человека в каком месте находятся корень, где ветка, а где лист; в верхней части тела в каком месте находятся корень, где ветка, а где лист; в нижней части тела в каком месте находятся корень, где ветка, а где лист. Во всем теле человека ноги это корень, туловище это ветка, голова это лист. В верхней части тела плечи это корень, локти это ветка, кисти это лист. В нижней части тела бедра это корень, колени это ветка, стопы это лист. Поэтому при контроле и выбросе противника, непременно сначала нужно держать под контролем его корень, это называется «проникать в самое святилище», чтобы сломить противника нужно разрушить его корни. Нужно понимать этот принцип, это приемлемое условие для выброса, иначе это все равно, что взбираться на дерево в поисках рыбы, окончание (поединка) не может быть успешным.

Чтобы успешно проводить выброс силы, обязательно нужно усвоить три вещи: мотивацию, направление, момент. Мотивация определяется тем, что сам следуешь ситуации и ставишь противника в невыгодную позицию, центр тяжести противника сдвигается на одну сторону, проявляется его фокус. Другими словами, (как только) центр тяжести противника покосился, в верхней части тела появляется определенное малоподвижное место (нужно немедленно ломать в направлении этой точки). Одновременно его ци поднимается вверх, направление (выброса) вверх или вниз, влево или вправо, прямо или вкось, обязательно нужно следовать направлению неудобного положения противника и атаковать. Момент для выброса должен быть точным, атаковать противника нужно, когда его старая сила уже иссякла, а новая еще не родилась (момент жесткости и малоподвижности) или когда он отступает назад. Не нужно рано или поздно, если рано и сила противника еще не проявилась полностью, легко появляется такой изъян как упирание, при позднем выбросе силы противник почувствует, изменит позицию и нейтрализует. Из этих трех аспектов не нужно ни одного упускать. Если знать мотивацию и не знать направления, легко можно провалиться в пустоту или начать «бодаться» с противником, однако, если знать и мотивацию и направление и не знать момента, также можно легко провалиться в пустоту или выброс силы будет не достаточен. Три аспекта составляют одно целое, если успешно их освоить, то бросать людей будет весьма легко, словно метать ядро рукой, всегда удачно и успешно. С другой стороны, если делать выброс силы слишком яростно, это не будет эффективной силой тайцзи.

Кроме этого, принимая во внимание мотивацию, направление, момент, также следует обращать внимание на дистанцию с противником. При слишком большой дистанции сила не сможет полностью достичь противника, при слишком короткой дистанции сила будет заперта и не сможет выплеснуться. Отсюда имеет значение высота выброса силы. Противник низкий, я низкий, противник высокий, я высокий. Противник слишком низкий, я атакую по верхней части, противник слишком высокий, я атакую по средней или по нижней части. Нужно обращать внимание на то, какой противник высокий или низкорослый, большой или маленький, легкий или тяжелый. Низкорослого обычно атакуют по верхней части, высокого атакуют по среднему и нижнему уровню. Если легкость и тяжесть (в теле противника) распределены поровну, атакуют по его среднему уровню; если сверху легкость снизу тяжесть, атакуют по его нижнему уровню; если сверху тяжесть снизу легкость, атакуют по его верхнему уровню. Такую легкость и тяжесть можно определять в занятиях туйшоу с использованием силы приклеивания и силы затягивания и нейтрализации. Проводя выброс силы, иногда делают ложный выброс и не дают противнику изменяться, иногда руками управляют его силой, затем используют ладонь и атакуют. Всегда, в любой ситуации, следует вначале сделать так, чтобы воля и энергия противника пришли в беспорядок, затянуть его центр тяжести, потом сделать выброс силы. Вместе с тем, нужно следовать за (его) сгибаниями и кривизной. Противник сгибается, сразу следуем его изгибу и атакуем; противник искривляется, сразу следуем его кривизне и атакуем, можно следовать за ситуацией и применять (это правило). Обычно у большого мастера свой центр тяжести движется мало, а у отбрасываемого противника амплитуда движения центра тяжести очень большая, к тому же он может найти и тянуть центр тяжести противника в любом месте его тела и атаковать, одновременно мастер может сделать выброс силы на противника любым местом своего тела. Когда он отбрасывает противника, в одно мгновение может следовать ситуации, тянуть и выпускать силу, не переставая удивлять людей.

Главное требование в выбросе силы это координация всего тела, к тому же выброс силы должен происходить не заметно для того, кто выбрасывает. Чем меньше ощущение силы у того, кто выбрасывает, тем сильнее ощущение понижения тяжести у того, кто подвергается (выбросу силы). С другой стороны, если у выбрасывающего силу есть чувство мощной и очень резкой силы, то до объекта сила дойдет не полностью. Если выбрасывающий не ощущает силу, то эта цзинь будет как выпущенная стрела от натянутого лука, вся сила приложится полностью, не следует оставлять ее в руках даже на толику. Если говорить о несвободном выбросе силы, то у него есть три задержки. В верхней части тела первая задержка в плечах, вторая задержка в локтях, третья задержка в основаниях ладони. В нижней части тела первая задержка в тазобедренных суставах, вторая задержка в коленях, третья задержка в голеностопных суставах. В средней части тела первая задержка в груди, вторая задержка в животе, третья задержка в даньтянь. Все это возникает от неточности в позициях и движениях.

При выбросе силы копчик должен сохранять вертикальную позицию, должно быть мысленное подпирающее (макушечное) усилие, втянутая грудь и согнутая спина, погруженные плечи и свешенные локти, осаженные запястья и вытянутые пальцы, руки вытягиваются и не слишком согнуты (внутренняя сила движется как одно целое). Вместе с тем позвоночник немного выпячивается назад, осаживается поясница и раскрепощаются куа, словно отдача от выстрела из ружья. Однако, при осаживании поясницы не нужно оседать назад, при оседании назад сила отходит назад и не может выбрасываться вперед.

Имеется два типа движения ци внутри тела во время выброса силы: первый это движение спереди назад, обычно называется «от прежненебесной (ци) к поздненебесной (ци)», это когда ци погружается в даньтянь, потом выходит из даньтянь и пронизывает четыре конечности. При другом типе ци движется от зада к переду, еще такой тип называют «от поздненебесной к прежненебесной», это когда ци прилипает к позвоночнику, потом выходит от позвоночника и пронизывает четыре конечности. Сила выброса похожа на швыряние предмета, хочешь бросать и бросаешь, не нужно ни на йоту сомневаться бросать или не бросать. Если появляется сомнение, воля и энергия легко прерываются, если воля и энергия прервались, как можно бросить противника? Поэтому, при выбросе силы непременно нужно сконцентрировать ци и сгустить дух, глаза смотрят на противника. В «тайцзицюань лунь» сказано: «На отклонение назад добавляем вверх, на наклон вперед добавляем погружение», это в точности выражает эту мысль. Нужно знать функцию духа, он следует воле и энергии, хотя сила – цзинь выбрасывается (и прерывается), но воля и энергия по-прежнему не прерывны, это то, что называется «сила - цзинь прерывается, воля – и непрерывна», если воля прерывается, то дух может соединять (движение силы).

Мастер может следовать, нейтрализовывать и выбрасывать, это делается по одному маленькому кругу, чем мастерство глубже, тем круг меньше. Половина круга это нейтрализация, другая половина это выброс, вот почему часто незаметна его траектория, это то, что имеют ввиду, когда говорят, что атака примыкает к отступлению, отступление примыкает к атаке, втягивание примыкает к выпусканию, выпускание примыкает к втягиванию. Очевидцы рассказывали, что Ян Цзянхоу однажды сидел во дворе и курил трубку, впереди него стоял ученик. Ян велел ударить его со всей силы в живот, едва кулак ученика коснулся Яна, он издал небольшой звук, живот наполнился, а ученик вылетел за пределы двора, Ян же продолжал спокойно сидеть и курить, как будто ничего не произошло, а ученик так и не понял, что за сила его отшвырнула. Старший сын Ян Цзянхоу Шаохоу, когда был в Цзиньлине, на него напала бешеная собака и укусила за ногу, в момент, когда она еще не сомкнула зубы, он согнул ногу в колене, собака отлетела на несколько чжанов. Все это наивысшее использование выброса силы, можно сказать верх мастерства.


10. Заимствование силы
Цзе цзинь
借 劲

Заимствование силы является тончайшим проявлением усилий – цзинь в тайцзицюань, не достигшие мастерства не могут его использовать. Когда применяется заимствование силы, то хотя нет ни затягивания, ни контроля, но используется небольшая сила нейтрализации, по мере поступления силы противника не задумываясь можно делать выброс, его скорость как молния. В момент выброса используется положение противника, заимствуется его сила, если идет вверх, направляется вверх, если поступает вниз, отводится вниз, нет необходимости искать его фокус и ставить в невыгодную позицию, нужно делать так, чтобы противник не заметил, как его выбросили.

Чем поступательная сила противника больше, тем удар, которому он подвергается в ответ мощнее. В «Да шоу гэ» сказано: «Четырьмя лянами отклонить тысячу цзиней» это как раз про тонкое использование заимствования силы. При заимствовании силы малая сила может подавить большую силу, слабый может одолеть сильного. Если сказать точнее, можно заимствовать силу любой части тела противника, а самому выбросить противника любой частью своего тела. Только всегда при выбросе обязательно нужно скоординировать поясницу и ноги, погрузить плечи и свесить локти, втянуть грудь и растянуть спину, привести копчик в вертикальное положение, использовать выплеск воли и энергии.

В заимствовании силы также следует учитывать момент времени, нельзя применять раньше или позже. Если применять раньше, то сила противника еще не дошла и нет мотива для заимствования; если позже, то сам уже можешь получить удар, при этом невозможно заимствовать силу. Самый подходящий момент находится на границе, когда сила противника еще не проявилась полностью, но вот-вот проявится, здесь нужно применять заимствование силы, это самый эффективный промежуток времени. Это как будто бы человек входящий в комнату, одной ногой он уже вошел, а тут внезапно захлопывается дверь, человек не только не может войти внутрь, но и может быть ударен дверью. Или когда человек хочет заговорить и в момент, когда он открывает рот, закрывает его рукой, тогда воздух не проходит и звуки не издаются, речь не может быть внятной. Отсюда можно видеть, что изучение заимствования силы дело не легкое, если процесс (заимствования силы) проходит спонтанно, то можно сказать, что достигнуты большие высоты в тайцзицюань. Яны, отец и сыновья, достигли таких высот, их сила выброса как раз была такой заимствованной силой.


11. Сила раскрытия
Кай цзинь
开 劲

Выражение «Видишь, как входит, сразу раскрывай» имеет такой смысл: на замеченную поступательную силу противника нужно реагировать раскрывающей нейтрализацией. Раскрывающая сила это квадратная сила, несущая идею развертывания, применяется для достижения «внутренних ворот» противника, ее действие необычайно решительно. Ее применение чрезвычайно тесно связано с методами тела и методами шагов, дистанция с противником также не должна быть слишком большой, на длинной дистанции она не применима. В момент раскрытия необх



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: