САМАЯ КРАСИВАЯ МАМА НА СВЕТЕ




Суффиксальный способ образования существительных. Птицы и их птенцы

Выпал утром СОВЕНОК из гнезда и ползает по лесу.

Уполз далеко, не может найти родного гнез­да. Увидели другие птенцы СОВЕНКА — не­красивого, с большой головой, ушастого, боль­шеглазого, желторотого.

Увидели и спрашивают удивленно:

— Кто это такой? Откуда взялся?

— Я СОВЕНОК, — отвечает птенец. — Я
выпал из гнезда и не умею еще летать, а днем
я очень плохо вижу. Я ищу маму.

— Кто же твоя мама? — спрашивает ВОРО­
НЕНОК.

— Моя мама СОВА, — гордо отвечает СОВЕ­
НОК. — А твоя кто?

— А моя мама — ВОРОНА, — сообщает ВО­
РОНЕНОК.

— Какая же твоя мама СОВА? — спрашива­ет ДЯТЛИК.

— Моя мама самая красивая.

— Расскажи, какая же она? — просит ДРОЗ-
ДОК.


— У нее голова, уши и глаза такие же, как у
меня, — отвечает с гордостью СОВЕНОК.

— Ха-ха-ха, — рассмеялись ВОРОНЕНОК,
ДЯТЛИК И ДРОЗДОК. — Да ты же урод, зна­чит и мать у тебя такой же урод.

— Неправда! — закричал СОВЕНОК. — Мама
у меня самая красивая.

Услышала его крик СОВА, прилетела, взяла СОВЕНКА за лапку и повела к родному гнез­ду. Совенок внимательно посмотрел на свою маму: она была самая красивая.

А ВОРОНЕНОК, ДЯТЛИК И ДРОЗДОК по­летели к своим мамам.

Кто же они?

Сухомлинский


 




 
 

ЛИСА И ЦАПЛЯ

Суффиксальный способ образования

существительных

Позвала ЛИСИЦА цаплю в гости. Сварила КАШИЦУ и размазала на БЛЮДЕЧКЕ.

Поставила БЛЮДЕЧКО перед цаплей и го­ворит:

— Ешь, цапля. Вкусная КАШИЦА!
Стукала, стукала цапля по БЛЮДЕЧКУ

КЛЮВИЩЕМ, так и не поела КАШИЦЫ.

А ЛИСИЦА ЯЗЫЧКОМ КАШИЦУ лизала и наелась. Обиделась цапля на ЛИСИЦУ.

Зовет цапля к себе ЛИСИЦУ. Сварила КА­ШИЦУ в КУВШИНЧИКЕ и говорит:

— Ешь, ЛИСИЦА, вкусная КАШИЦА!

РЫЛЬЦЕ у ЛИСИЦЫне лезло в КУВШИН­
ЧИК. Поэтому не могла ЛИСИЦА добраться
до каши.

А у цапли НОСИЩЕ длинный, и она целый КУВШИНЧИК КАШИЦЫсъела.

Поняла ЛИСИЦА, что за хитрость цапля отплатила хитростью.




КАК КОЗОЧКА И ВОЛК РАЗГОВАРИВАЛИ

Синонимы. Антонимы. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов

Жили-были ДОБРАЯ, ВЕСЕЛАЯ и ЛАСКО­ВАЯ КОЗОЧКА и ЗЛОЙ, ГРУБЫЙ ВОЛК.

Однажды идет КОЗОЧКА с базара, несет го­стинцы своим КОЗЛЯТАМ, а навстречу ей — ВОЛК.

—Здравствуй, СОСЕДУШКА ВОЛЧОК — СЕ­РЕНЬКИЙ БОЧОК, — говорит КОЗОЧКА лас­ково и приветливо.

— Здравствуй, коза-дереза — отвечает ей
волк грубо.

— У меня ГОЛОСОК ТОНЕНЬКИЙ, ласко­вый. Меня все по ГОЛОСКУ узнают и все меня
любят.

— А у меня ГОЛОСИЩЕ грубый. Я всех
своим ГОЛОСИЩЕМ пугаю.

— У меня ГЛАЗКИ добрые и ласковые.

— У меня ЗЛЮЩИЕ ГЛАЗИЩИ. Все меня
боятся.

— У меня СТРОЙНЕНЬКИЕ, ТОНЕНЬКИЕ
ножки. Я учу КОЗЛЯТОК ими красиво и гром­
ко топать.


 

— У тебя МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ, а у меня
БОЛЬШУЩИЕ И ТОЛСТЕННЫЕ НОЖИЩИ.

— Я нежно облизываю своих КОЗЛЯТОК сво­им МАЛЕНЬКИМ МЯГОНЬКИМ ЯЗЫЧКОМ.
И ЗУБКИ у меня тоже маленькие.

— А у меня БОЛЬШУЩИЙ ЯЗЫЧИЩЕ И
страшные ЗУБИЩИ. Я всех твоих КОЗЛЯТОК
съем!

— А ну-ка, волк, отгадай, что у меня есть, а
у тебя нет и не будет?

Волк недогадливый, глупый, отгадать не может.

— Берегись, злой и глупый ВОЛЧИЩЕ! Я
забодаю тебя КРЕПЧАЙШИ­
МИ И БОЛЬШУЩИМИ РОЖИЩАМИ!



ВАСЬКА


 

 
 

. Уменьшительно-ласкательные суффиксы

' Котик-коток, серенький лобок. Ласков Вася да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васюшки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виля­ет, глазки закрывает, песенку поет. А попа­лась мышка — не прогневайся! Глазки — то большие, лапки что стальные, зубки-то кри­вые, когти выпускные.


СОРОКА И МЕДВЕДЬ


 

 
 

Однокоренные слова

— ЭЙ, Миша-МЕДВЕДЬ, на вопрос ответь.

— Какой вопрос, стрекотуха?

— Почему тебя Медведем зовут?
ГЛУХАРЬ — он весной ГЛУХОЙ, понятно,

заяц-БЕЛЯК — он зимой БЕЛЫЙ, понятно, а вот Медведь — не понятно.

— Хе-хе! Бестолковая ты птица. МЕД-ВЕДЬ
— значит, МЕД ВЕДАЮЩИЙ. Знаю, стало
быть, где МЕД в лесу спрятан.

— А где, где он МЕД-то?

— Так я тебе и сказал! Ты же всем разболта­ешь сразу, все вы в лесу тогда МЕДВЕДЯМИ
станете.

К Сладкое.




ПОГРУСТИЛИ

Синонимы, антонимы, однокоренные слова Жил-был очень ГРУСТНЫЙ человек. Ну, а раз он был ГРУСТНЫЙ, то приходилось ГРУ­СТИТЬ. Да вот только одному ГРУСТИТЬ очень ГРУСТНО. И пошел он поискать кого-нибудь, чтобы вместе ПОГРУСТИТЬ. Видит — ива у реки стоит. ПЛАКУЧАЯ ива. Вот, — думает, — какую речку НАПЛАКАЛА. И спрашивает: — Ты, ива, ГРУСТИШЬ или ПЕЧАЛИШЬСЯ?

— ГРУЩУ, — говорит ива, — и ПЕЧАЛЮСЬ
тоже.

— Пойдем со мной, вместе ПОПЕЧАЛИМСЯ.
Согласилась ива, пошла. Идут они по полю,

видят аиста. Стоит аист, клюв повесил.

— Почему, аист, клюв повесил?

— Потому что я не весел.

— И мы НЕВЕСЕЛЫЕ, пойдем с нами.

— Пошли.

Шли-шли, видят, УНЫЛЫЙ дождик идет.

— Иди, унылый дождик, к нам в компанию.

— Не все ли равно, куда идти, — отвечает
дождик «и за ними пошел.

Шли они шли, остановились и стали всех ГРУСТНЫХ к себе звать. Много всяких ГРУ-


СТНЫХ собралось. Обрадовались они друг дружке:

— Ого, — кричат, — сколько нас! Ну теперь ПОГРУСТИМ как следует!

Радостно в ГРУСТНЫЕ прятки поиграли, с хохотом ВЕСЕЛЫЕ салочки затеяли. УГРЮ-МЫИ хоровод завели — чуть со смеха не лоп­нули. ПЕЧАЛЬНУЮ песню затеяли — за жи­воты схватились

Ах, как весело вздыхать! ХА-ХА-ХА! Как чудесно унывать! ХА-ХА-ХА!

Оказывается, вместе ГРУСТИТЬ не так уж и ГРУСТНО.

Е. Измайлов.


 




 

 
 

ПАР И ХОД

Однокоренные ц сложные слова Жил да был на свете ПАР, С виду был он сед и стар, Но с кипящею водой Он плясал, как молодой.

Он из чайников струился, Над кастрюлями клубился Никаких полезных дел Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД,

В слове «ВЫХОД»,

В слове «ВХОД»,

В слове «ХОДИКИ» стучало,

И в «ПОХОДЕ» вдаль шагало.

Так и жили ПАР и ХОД, Жили врозь они, но вот Вместе их соединили, По воде они поплыли.

ПАРом ХОДит ПАРОХОД, В паре ходят ПАР и ХОД.

Е. Измайлов.


ПОД ГРИБОМ

Однокоренные слова Образование существительных

Однажды был сильный ДОЖДЬ. Некуда му­равью спрятаться. Увидел муравей на поляне маленький грибок, добежал до него и спрятал­ся под шляпкой. Сидит под грибом и ДОЖДЬ пережидает. А ДОЖДЬ идет все сильнее и силь­нее. Ползет к грибу мокрая бабочка.

— Муравей, муравей, пусти меня под гри­бок. Промокла я, летать не могу

— Пущу, только ты сначала скажи, как на­зывается такая погода?

— ДОЖДЛЯВАЯ.

— Нет, подумай еще.

— ДОЖДЛИВАЯ погода.

— А что еще может быть ДОЖДЛИВЫМ?

— ДОЖДЛИВЫЙ день, ДОЖДЛИВОЕ лето,
ДОЖДЛИВАЯ осень.

— Ну, ладно, в тесноте, не в обиде. Иди ко
мне под грибок.

А ДОЖДЬ все сильнее и сильнее. Бежит мимо мышка:

— Пустите меня под грибок. Вода с меня так
ручьем и льет.

— Пустим, только сначала скажи, как се­годня на улице?


 

ДОЖДИЛЬНО.

— Неправильно гово­ришь. Думай скорее, а то
помокнешь до нитки.

— ДОЖДЛЯВО, а, мо­жет быть, ДОЖДЛИВО?

— ДОЖДЛИВО, — ис­правляет муравей.

Потеснились, пустили мышку под гриб

А ДОЖДЬ все льет и не перестает. Мимо воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки
Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть
ДОЖДЯК переждать.

— Нам и самим тут тесно, да и к тому же ты
неправильно говоришь.

— А как же надо?

— ДОЖДИК переждать. НУ ладно, потеснимся.

Пустили воробья под гриб: в тесноте, да не обиде. А тут и заяц на полянку выскочил, гриб увидал.

— Спрячьте, — кричит, — спасите, за мной
лиса гонится. ДОЖДИЛЬНИКА нет, промок
весь.

— Не ДОЖДИДЬНИКА, а ДОЖДЕВИКА, -
заметил мудрый муравей, — пожалеем тебя


 


 

 

спрячем от лисы. Только спрятали зайца, лиса подбегает.

— Зайца не видели, — спрашивает.

 
 

Видели, скажем, куда он побежал, если
ответишь, как можно назвать сильный
ДОЖДЬ?

— ДОЖДЯК.

— А вот и не правильно, не угадала — ДОЖ­ДИЩЕ. Беги, сама ищи зайца.

К тому времени ДОЖДИНКИ реже, реже, реже.

И ДОЖДЬ кончился. Выскочили все на по­лянку из-под гриба.

Муравей задумался: — Как же так? Мне од­ному тесно было, а тут впятером поместились.

— Ква-ха-ха, — засмеялась лягушка, — и
так все ясно!

Спрыгнула со шляпки гриба и ускакала.

Посмотрели все на гриб — а гриб-то___ -

Догадались? — ВЫРОС!



 

 
 

ГОГА И ГУСИ

Домашние птицы Образование существительных

На лугу были гуси: ГУСЬ, ГУСЫНЯ И два ГУСЕНКА. А Гогу в это время мама отпустила погулять.

Увидел Гога на лугу ГУСЕЙ и хотел погла­дить маленького ГУСЕНКА. Но ГУСЫНЯ за­гоготала: — «ГА-ГА-ГА! Не ходи сюда!» А ГУСЬ выгнул шею и зашипел. Он больно ущипнул Гогу за ногу. Нога долго болела. Так Гога и не

погладил ГУСЕНКА.

Л.

Успенская


 

 
 

ДОМИК-РАКУШКА

Однокоренные слова

Шел я по бережку, камешки искал. Увидел РАКУШКУ. В ней РАК-отшельник шевелит клешнями. РАКУШКУ он превратил в свой домик. Раньше там улитка жила.

Поднял я РАКУШКУ. РАК втянул клешни. Решил я выгнать его. Положил РАКУШКУ подальше от воды. Придавил ногой. РАК ше­велит клешнями: я мешаю ему двигаться.

— Найдешь другую РАКУШКУ, — думаю.

Решил РАК уйти, отдать мне РАКУШКУ. Пошагал в море. Ножки в панцире, а брюшко мягкое. Потому и прятал его в РАКОВИНЕ.

Нахлынула волна. Мелькнул РАК брюшком. Больше я его не видел. Шел домой и думал: где РАК нашел другую РАКУШКУ?

По Г. Снегиреву.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: