Сальто с прямым телом - за и против 81. САЛЬТО С ПРЯМЫМ ТЕЛОМ - ЗА И ПРОТИВ




Продолжая тему сальто над жердями, попробуем ответить на воп­рос: каковы условия и реальная возможность осуществления этого движения с совершенно прямым телом, к чему стремятся многие гимнасты (рис. 75-а)?

Такое исполнение или близкое к нему, разумеется, возможно, но нужно разобраться — за счет чего или, если угодно, какой ценой?

Один из возможных вариантов связан с упоминавшимся нами способом перевода кистей с полувкручиванием в плечах. В этом слу­чае мах естественным образом «угасает» к моменту прихода в стойку, и «контртемпа», заставляющего активно прогибаться, здесь практичес­ки не требуется. Но, как уже отмечалось, такое «сальто» — не сальто...

Следовательно, необходимо, все-таки, стремиться к более мощ­ному движению, дающему ощутимый вылет, но тогда, как следствие, нужен механизм, ограничивающий крутку и позволяющий выйти в статическую стойку на руках.

До известной степени эта задача может решаться благодаря специ­фической работе на опоре (к.к. 6—8): быстро поднимаясь вверх пря­мым телом и поддерживая это движение активным нажимом руками вниз-назад на жерди (к. 8), гимнаст сильнее обычного выводит плечи вперед. Это приводит к значительному увеличению момента силы тяжести Рг, действующего на систему и ограничивающего вращение тела. Однако полного гашения крутки при этом все равно не проис­ходит, как, впрочем, это бывает и при любом другом способе испол­нения сальто. Окончательное преодоление этого остаточного враще­ния происходит в полете благодаря действиям руками (80), а также после прихода на опору (к.к. 10—11).

Такова примерная схема прямого сальто. Однако подчеркнем, что описанная техника носит несколько «вымученный» характер; био­механически она нерациональна и идет на поводу у стилевых сообра­жений. Следует знать, что такое сальто, даже если оно более или ме­нее удалось, при прочих равных условиях всегда хуже по физичес­ким характеристикам и, главное, управляемости, чем традиционное сальто с «подрывом» грудью (рис. 73). Поэтому на самом деле точно такого движения, как шрис. 75-а никогда не бывает; реальное сальто все равно технически ближе к тому, что показано па рис. 73.

Наконец, возможен компромиссный вариант «прямого» сальто (рис. 75-6). Сутьеговтом, что гимнаст действует принципиально так же, как в обычном движении, но действия «подрыва» осуществляют­ся на других тазобедренных углах: после броска гимнаст возможно


БРУСЬЯ


Руки стопорят


 


более мощно разгибается, но только до прямого (или близкого к прямому) положения, после чего действует как в «прямом» сальто. Таким образом, схема с «контртемпом» здесь частично выдерживает­ся (хотя последний и менее мощен), а по необходимости к ней добав­ляются другие описанные нами приемы, позволяющие регулировать вращение.

РУКИ СТОПОРЯТ

Закончим обсуждение сальто над жердями кратким разбором его завершающей стадии — прихода на руки с фиксацией стойки на руках.

Вот наивный вопрос: в какое положение нужно придти, чтобы точно зафиксировать стойку? Наивный ответ: точно в стойку на ру­ках. Но, увы, этот ответ был бы удовлетворителен, если гимнаст па­дал в стойку на жердях точно по вертикали и без всякого вращения тела. На самом деле, как мы знаем, это происходит вовсе не так. Даже если подлет (по траектории ОЦТ) был строго вертикальным, то все равно к моменту восстановления опоры (рис. 73, к. 10) тело имеет остаточное вращение назад, и его еще нужно погасить. Если бы гим­наст пришел сразу точно в вертикальную стойку (к. 10, пунктир) это вращение стало бы причиной «завала» назад с уходом из стойки в упор. Чтобы избежать этого, гимнаст ставит руки опережающим движением в тот момент, когда туловище, а особенно ноги, еще от­стают в движении (к. 10). В этом случае тело начинает вновь испыты­вать на себе влияние внешних моментов сил, останавливающих вра­щение назад.

Этих сил две: сила тяжести, действуя на звенья, отставшие в дви­жении, тянет их в направлении, обратном вращению по сальто, а опорная реакция «толкает» туда же тем сильнее, чем жестче был при­ход кистями на жерди. Действующий при этом «стопор» может даже пойти во вред фиксации стойки, так как явно ударный приход на опору не только разом гасит начальное вращение, но и приводит к нежелательной здесь упругой отдаче12.

Описанные эффекты, помогающие погасить остаточное враще­ние, действуют тем сильнее, чем больше был наклон тела в момент

12 Показательная аналогия: вспомните как действует прыгун, приземляясь после акробатического сальто назад в остановку, и как он отталкивается в «конт-ровом» соединении «сальто назад — сальто вперед», когда «в одно касание» меня­ет направление вращательного движения тела.


постановки кистей на жерди. Если степень наклона в момент дохвата (к. 10) точно соответствовала активности остаточной «крутки», то последняя к моменту прихода всего тела к вертикали полностью ис­сякает. Причем звенья тела останавливаются последовательно: кис­ти — плечи—таз — стопы; тело как бы перекатывается по вертикаль­ной плоскости от кистей к ногам и замирает в прямом положении (к.к. 10-12).

В целом же процесс прихода в стойку на руках «с лёта», когда нуж­но одномоментно погасить как перемещение, так и вращение тела, абсолютно идентичен закономерностям приземления на ноги при со­скоках и прыжках в остановку.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!