СМЕЛЫЙ МАХ - ВРАГ ПЕРЕКОСОВ




Одна из неприятных категорий ошибок на брусьях — перекосы в движении, чреватые ударом о жерди. Особенно часто эти неполадки возникают при исполнении движений с поворотами. Это происхо­дит, прежде всего, оттого, что большинство поворотов на брусьях выполняется с попеременной постановкой рук, провоцирующей смещение тела в сторону опорной руки.


БРУСЬЯ


Смелый мах -


Враг перекосов


 


Классический пример — уже комментировавшийся нами «оберуч-ный», то есть поворот кругом махом вперед из упора, название которо­го идет из 50-х годов, когда появились первые энтузиасты этого пово­рота, полагавшие, что делать его нужно именно с одновременным от­пусканием обеих рук. В действительности биомеханика этого поворота (втомчисле опорная биомеханическая специфика) вынуждает гимна­ста, снимая одну руку, возможно, дольше опираться другой (рис. 76-а).

Как только это было осознано в практике, возникли и представ­ления о том, что долгая опора на руку будто бы означает перенос тя­жести тела в сторону опорной жерди, например, на левую жердь при одноименном повороте. Казалось бы, четкое ощущение давления руку логически подтверждает эту точку зрения... Но так ли это?

Действительно, повороты типа «оберучного» иногда следует вы­полнять с четким и точным выходом на одну жердь и с соответствую­щим смещением всех масс тела в сторону. Но это лишь тогда, когда там же, на одной жерди, движение и заканчивается! Таковы все пово­роты в стойку продольно — на 90,270,450°.

Но что касается поворотов, кратных 180°, то в них все обстоит пря-^ мо противоположным образом. Начальные и конечные положения этих движений (то есть обычная стойка на руках или упоры поперек) располагаются в общей, продольной плоскости, в которой и должно протекать все движение — точно посередине жердей и без всякого смещения в сторону!

Читатель удивится: как же это возможно, чтобы, сосредоточив вес тела на одной руке, при боковой опоре, все-таки двигаться всем те­лом все время в средней плоскости? Недоумение это понятно, но воп­рос нашего воображаемого читателя неверно поставлен.

Дело в том, что, как уже и было отмечено выше, никакого переме­щения тяжести тела на одну жердь при правильной работе не бывает. Чтобы это произошло, нужно было бы сместиться вбок, так, чтобы проекция ОЦТ тела оказалась над опорной кистью, например, как при простом поворотеиз стойки поперекв стойку продольно (рис. 76-г). На самом же деле ОЦТ тела, инерционно двигаясь в махе, остается в про­дольной плоскости снаряда, хотя приопорные звенья оказываются несколько наклоненными к центру (в). В этих условиях жердь толь­ко частично загружена весом тела, не говоря уже о том, что при «под­лете», сопровождающем смену положения рук на жердях, кисть, од­ноименная повороту, разгружается полностью.

Нотогдане понятно другое, скажет скептик; если тело наклонено куда-то к центру, то как же удается сохранить устойчивость? Почему гимнаст не падает внутрь жердей?


Как же не падает, ответим мы, падает! Гимнаст «падает» с опорной руки на «оберучном» точно в такой же степени, в какой идущий чело­век «падает», совершая каждый свой шаг. Попробуйте, уравновешен­но стоя на ногах, слегка разведенных врозь, внезапно убрать из-под себя одну из них. Естественно, вы начнете падать в эту же сторону. Нечто подобное происходит и во время ходьбы: в любой одноопор-ной фазе вы каждый раз «падаете» и в сторону, и вперед, но — сохра­няя инерционное движение и работая ногами — успеваете вновь и вновь вовремя «подставлять» очередную опорную ногу, предотвра­щая заметную потерю равновесия. Это то, что называется динамичес­ким равновесием, то есть устойчивостью, поддерживаемой благодаря вполне определенному движению.

Но вернемся к теме перекосов. Вдумавшись в уже сказанное, можно понять, что точное, устойчивое движение при поворотах типа «оберучного», «диомидовского» поворотов или «заножки» становит­ся возможным только тогда, когда гимнаст ни в коем случае не пыта­ется уравновешиваться на одной жерди, а смело «проскакивает» сво­бодным, инерционным движением одноопорное положение, удер­живая при этом ОЦТ тела в одной, неизменной (для снаряда — про­дольной, для тела — сагиттальной) плоскости. И напротив: излишне осторожное, «зажатое», несвободное движение почти всегда оказы­вается неустойчивым, ОЦТ тела может легко при этом отклониться от нужной плоскости движения, что и приводит к видимым переко­сам маха, ударам ногами о снаряд. И уже тем более грубыми становят­ся подобные ошибки, если гимнаст стремится по ходу маха «притя­нуться» к опорной жерди и уравновеситься на ней.

То же самое можно проследить при поворотах махом назад (74). Наиболее типичный пример — темповые повороты через стойку (рис. 76-д). Хрестоматийная «заножка» (махом назад поворот кругом через стойку) оказывается надежной и точной лишь в том случае, если гимнаст не боится работать динамично, не «зажимает» мах и — боже упаси! — не смещает тела в сторону поворота13, как это часто хочется сделать. Впрочем, возможен и медленный поворот махом назад через стойку, который делается с более или менее выражен­ным переносом тяжести на жердь, который зависит, опять-таки, от темпа движения. Но это — уже совсем другое упражнение, которое основывается на закономерностях статического равновесия (как на

13 Отметим, что повороты кругом на продольной опоре (перекладина, брусья р/в), выполняемые вокруг опорной руки, всегда требуют смешения тела в сторо­ну поворота, тогда как на поперечной опоре брусьев — всё наоборот.


 




БРУСЬЯ___________________________________________________________

рис. 76-г), тогда как «заножка» — пример динамической устойчивости движения.

Наконец, самый современный и характерный пример — «обрат­ный диомидовский», то есть махом назад поворотна 360° через стой­ку. Здесь тоже важно (особенно при разучивании упражнения) дви­гаться без явных замедлений, но, естественно, толькотогда, когдас самого начала маха точность сохранения плоскости движения верно задана.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!