ПРОСТЫЕ МАХИ - НЕ ПРОСТЫ




В начале главы мы говорили о важности базовых размахиваний в висе (86). Что касается махов в упоре на кольцах, то они используют­ся крайне мало и в самых несложных ситуациях. И неспроста: широ­коамплитудные размахивания в упоре на кольцах — вещь весьма трудная, малодоступная и поэтому каку бы «бесперспективная».

Вместе с тем, грамотные маховые движения в упоре полезно уметь делать любому гимнасту, особенно продвинутому. Ведь, несмотря на то, что махом из упора на кольцах, казалось бы, мало что можно сде­лать, сам навык размахиваний крайне полезен, так как является од­ним из элементов «школы» на этом виде многоборья. Гимнаст, по­трудившийся освоить не самые примитивные размахивания в упоре, не только гораздо увереннее чувствует себя в этом рабочем положе­нии, но и вообще умеет лучше работать кольцами, надежнее осваива­ет маховые упражнения, завершающиеся точностным приходом в упоры, в том числе в наиболее важный из них — стойку на руках.


 




КОЛЬЦА___________________________________________________________

Но дело не только в этом.

Семейство маховых упражнений в упоре на кольцах, в том числе усложненных, вообще мало разработано. Они богаче, чем об этом принято думать. Но чтобы реализовать эти потенции нужно, прежде всего, владеть полноценными махами в упоре.

Что такое полноценный мах?

Вспомним как обычно выполняются махи на кольцах. Подвиж­ность снаряда лишает гимнаста возможности относительно просто и эффективно действовать на опору по горизонтали. Поэтому, если исполнитель не прилагает особого старания, мах строится по прин­ципу движений как бы в условиях стабилизированного статического равновесия. Нарис. РОпоказаны такие размахивания; они полностью совпадают по картине движений с простейшими махами на брусьях (56). Но там это были примитивные «школярские» махи новичка, а здесь это норма, обычная даже для опытного гимнаста. Причем это, фактически, не столько свободный мах, сколько движение, постоян­но поддерживаемое силой.

Но махи в упоре на кольцах можно и должно делать лучше, только для этого необходимо хорошо поработать и, главное, отказаться от представления, будто это — простое движение.

Нарис. 91 в несколько утрированном виде показан полный цикл форсированных размахиваний в упоре на кольцах.

Если гимнаст претендует на действительно мощное движение, он должен, прежде всего, наладить управление состоянием равновесия тела в упоре.


100. Простые махи — не просты

Как и при исполнении современных махов в упоре на брусьях (56), форсированный мах на кольцах строится по схеме «нарушение равновесия — восстановление равновесия», то есть — по принципу динамического равновесия.

Так, с началом спада на мах вперед (к.к. 1—2) гимнаст сопротивля­ется естественному в данном случае движению плечами вперед (ина­че тело уравновесится, и вместо свободного движения получится си­ловое опускание в упор). При этом, по субъективным ощущениям, плечи отводятся назад, а кольца, наоборот, сдвигаются вперед.

Однако долго так происходить не может, так как в любом случае нужно пройти вертикальный упор в устойчивом положении. Поэто­му в следующей фазе спада (к.к. 2—3) гимнаст быстро, нодозирован-но, посылает плечи вперед, после чего (к.к. 3—4) вновь меняет харак­тер усилий и как бы постепенно «зажимается» в плечах, благодаря чему плечевой пояс начинает вновь смещаться назад, и к вертикали гимнаст приходит в устойчивое положение (к. 4).


 




КОЛЬЦА___________________________________________________________

Последующее маховое движение вперед исполняется вначале со смещением плеч назад и заметным сгибанием тела (к.к. 4—5), но в конце подъема (к.к. 5—6) гимнаст силой отводит кольца назад и, вы­водя плечи вперед, выпрямляется по возможности высоко вверх-вперед (к. 6).

Последующий мах назад (к.к. 6—11) строится по той же принци­пиальной схеме, фазы которой (для махов обоих направлений) по­казаны на рис. 91 буквами: а — «оттяжка от опоры с умышленным нарушением равновесия, б— активное уравновешивание тела, в — стабилизация уравновешенного упора и прохождение вертикали, г— активный сило-маховый подъем в уравновешенном положении, д— повторная «оттяжка» с новым нарушением равновесного положения и подготовкой маха нового направления.

Итак, любой мах в одном только направлении включает в себя пять (!) быстро следующих друг за другом фаз действий, предполага­ющих строго определенные манипуляции состоянием равновесия в упоре. Простое на вид движение оказывается на самом деле довольно сложным навыком, требующим, кстати сказать, не только точней­шего ощущения равновесия, координации, отличной силовой подго­товки, но даже и определенной смелости!

САЛЬТО» НАД КОЛЬЦАМИ

Владение полноценными махами в упоре на кольцах, чему был посвящен наш предыдущий сюжет, открывает гимнасту дополни­тельные возможности, а главное — новые, доныне неосвоенные про­фили движений, которых на этом снаряде, увы, не богато.

На рис. 92-а показана одна из возможных реализаций супермаха вперед из упора на кольцах. Это переворот назад с выкрутом в вис.

Спад из стойки (хотя возможен вариант этого движения после подъема махом назад) строится здесь на основе техники, описанной выше (100). После прохождения упора (к. 5) гимнаст выполняет вы­сокий мах ногами вверх, «над собой», значительно сгибаясь в тазо­бедренных суставах и заметно «сваливаясь» назад плечами (к.к. 5— 7). Решающая фаза движения — переворот назад с выкрутом (к.к. 7—9). Из положения высокого упора сзади (к. 7) гимнаст энергично разги­бается, быстро переводит голову назад, к спине и, разводя до необхо­димой степени руки в стороны, с разворотом кистей с кольцами на­ружу, делает выкрут назад. Завершение движения не представляет собой ничего оригинального и весьма сходно с окончанием высокого выкрута.


______________________________ 101. «Сальто» над кольцами

Комментируя описанный элемент, нужно особо отметить, что его следует делать либо хорошо, либо не делать вообще/Вся прелесть этого упражнения в том, чтобы наиболее ответственную его часть — пере­ворот с выкрутом — выполнить в упоре, а не явно поздним движени­ем, с падением плечами назад. Если же гимнаст слишком сильно «сваливается», быстро уходя назад из положения упора, весь эффект движения пропадает: оно превращается в примитивный спад с по­здним выкрутом и неприятным обрывом в висе сзади.


КОЛЬЦА


102. Бланш не устарел!


 


На фиг. ^показана наиболее трудная и виртуозная форма реализа­ции той же идеи — переворот назад в упоре, своего рода сальто назад над кольцами. Движение требует от исполнителя не только блестя­щего владения махом вперед, высокой активной подвижности в пле­чах (очень желательны «мягкие плечи» и предрасположенность к разного рода выкрутам и висам сзади), но и точной равновесной ра­боты в упорах, в особенности в положении типа «стойки сзади». Выполнив мощный, смелый мах вперед, гимнаст (в отличие от предыдущего движения) не только не должен позволять себе «свали­ваться» назад плечами, но и должен активно выводить их вперед, соот­ветственно посылая кольца в противоположном направлении (к.к. 7—8). Это дает возможность, в ожидании дальнейших событий, уравновеситься в упоре после окончания переворота. Далее мах впе­ред до положения «стойки сзади» (к.к. 7—8) естественным образом переходит в выкрут назад, выполняемый также активным разгиба­нием. Прогибаясь (к.к. 8—9), гимнаст оказывается в положении с не­которым «завалом» вперед, позволяющим быстро уравновеситься, опускаясь в упор (к.к. 9—12). Финал движения (к.к. 12—14) носит вполне обычный характер и может давать как остро динамичные, так и замедленные, темпо-силовые соединения.

В описанном варианте движения наиболее ярко выражена важная техническая деталь, характерная для всех упражнений описываемого типа. Это «подбрасывание» тела над опорой, позволяющее освобо­дить кольца и достаточно свободно сделать выкрут с переводом рук в новое опорное положение (к.к. 6— 8на фиг. аи к.к. 7—11шфиг.б). Действия этой фазы наиболее ответственны во всех отношениях. Они не только включают в себя все решающие перегруппировки тела в целом и его звеньев, но и требуют оптимальной меры усилий: чрез­мерно резкое движение вверх с потерей контроля положения над опорой и «поддергиванием» тросов сильно осложняет возвращение в упор и чревато рывками, неупорядоченными движениями колец, потерей равновесия. И напротив, излишне вялое движение не только снижает высоту прохождения тела над опорой, но и недостаточно ос­вобождает кисти от давления на кольца, мешая свободным движени­ям руками в фазе выкрута. Таким образом, гимнаст должен тонко регулировать необходимую степень активности движения: нужно постоянное ощущение тросов при минимальном «напоре» на кольца в решающей фазе упражнения.

Разумеется, возможны и аналоги описанных «ультра-си», выпол­няемые махом противоположного направления. На фиг. в показано наиболее интересное движение, аналогичное предыдущему — махом


назад переворот вперед в упор. Пофазно сравнивая его с переворотом назад, можно восстановить все наиболее существенные особенности этого движения: динамичный мах с упреждающим отведением плеч назад и «подбрасыванием» тела вверх (к.к. 1—6), вкручивание вперед с акцентированным прогибанием тела, переводом головы на грудь и быстрым поворотом кистей внутрь (к.к. 6—8), «загрузка» колец (к.к. 8—9) и возвращение в упор с сохранением наклона плеч назад и необходимым, по условиям равновесия в каждом конкретном слу­чае, сгибанием тела (к.к. 9—11). Нетрудно заметить, что финальная фаза этого упражнения вполне соответствует перевороту вперед в упор(«хонме»).

Мы не описываем здесь наиболее простой вариант данного дви­жения — с приходом в вис. Такое движение будет весьма сходно с давно уже исполняемыми оборотами вперед типа «итальянских», представляющими собой темповое соединение «хонмы» и спада впе­ред через упор сзади.

102. БЛАНШ НЕ УСТАРЕЛ!

Силовой выход прогнувшись в стойку (обычно через согнутые руки) в прежние времена считался самым «благородным» способом выполнения жима. И хоть пришедший ему на смену спичаг, то есть стойка согнувшись с прямыми руками (77,174), выглядит достаточ­но стильно, остается сожалеть, что бланш сейчас практически забыт. Впрочем, жим прогнувшись с прямыми руками делается и теперь, и даже чаще, чем в давние годы, но не каждому это доступно. Что каса­ется стойки согнувшись, то при всем к ней уважении, следует заме­тить, что почти абсолютное ее преобладание в комбинациях мастеров делает этот элемент слишком стандартным и, надо бы признать, скучным, особенно, если учесть, что далеко не все гимнасты делают его должным образом (78).

Между тем, артистически проделанный бланш через согнутые руки даже сейчас не так уж позорен, и его можно было бы включать в комбинации, если бы не судьи, которые обязательно сочтут это дви­жение архаичным18.

18 Думается, настало время учитывать при судействе не только формальную, например физическую, трудность упражнений, но и другие факторы, реально влияющие на доступность элемента, на возможность его исполнения согласно определенным техническим требованиям и стилевым канонам. С этой точки зрения стойка прогнувшись через согнутые руки — движение более сложное, чем «бланш на прямых».


 




КОЛЬЦА___________________________________________________________

Между тем, это упражнение не так-то просто выполнить красиво! Можно легко убедиться, что даже опытные гимнасты, которым пред­лагается показать это движение, почти всегда допускают явные ошибки, демонстрируя непонимание стиля и техники упражнения: это неравномерный темп подъема, слишком низкое положение плеч припрохождении горизонтального положения тела и, соответствен­но, чрезмерное сгибание рук в локтях и др. Особенно часто исполни­тели допускают ошибки в работе кистями, которая здесь довольно специфична и прихотлива. Остановимся именно на этом аспекте, который практически никогда не обсуждался в литературе.

На рис. 95показано пофазное изменение положения рук с кольца­ми в процессе правильного исполнения стойки прогнувшись через согнутые руки.



Движение, как водится, начинается из положения упора углом (к. Г), хотя надо признать, что это очень давний стилевой штамп (не понятно, например, почему силовой выход в стойку нельзя начи­нать из какого-либо другого исходного положения? Ну, хотя бы из вертикального упора...).


102. Бланш не устарел!

Итак, начиная из «угла», гимнаст должен вначале развернуть кис­ти с кольцами наружу, супинировать их (к. к. 1—2). Это положение анатомически наиболее точно соответствует характеру действий в локтях — вначале на сгибание (в уступающем режиме), а затем и на разгибание (в преодолевающем). Такое положение колец сохраняет­ся на самом ответственном участке работы, когда гимнаст наращива­ет напряжение мышц рук и плечевого пояса и, переходя у вертикали к силовому подъему (к. 2), выходит в горизонтальное положение (к.к. 2—3).

Дальнейшее движение происходит не только на фоне разгибания рук, но и при одновременном сгибании в плечах, то есть по мере вып­рямления в локтях руки гимнаста одновременно поднимаются «вверх» относительно туловища. Анатомически наиболее естествен­ное для кистей движение в этой фазе — их постепенный, в темпе подъема рук вверх, поворот внутрь, пронация. Поэтому, переходов завершающую часть жима, гимнаст не только возвращает кисти из ранее супинированного положения в нормальную для стойки и упо­ров позицию с параллельными кольцами (к.к. 3—4), но на время про­ворачивает их еще больше внутрь (к.к. 4—5). Эта фаза действий рука­ми для опытного гимнаста не обязательна, но, как правило, все-таки имеет место. При этом исполнитель получает возможность несколь­ко опереться о ремни колец, увеличивая связь с опорой и повышая надежность равновесного положения тела перед важным моментом выхода в стойку. Явная опора такого рода судьями, конечно, не по­ощряется, но в реальности, как правило, используется.

Наконец, когда движение-таки завершается, кольца окончатель­но приводятся в нормативное положение параллельно друг другу или даже несколько разворачиваются наружу.

Таким образом, правильная техника действий кистями при блан-ше через согнутые руки непроста и включает в себя четыре характер­ные фазы: супинация—стабилизация — пронация — супинация.

Что касается аналогичного жима, выполняемого через прямые руки, то его техника, как ни парадоксально, более однопланова. Это тот показательный случай, когда движение труднее, но — проще. Правда, в зависимости от силовой подготовки и даже телосложения гимнаста, техника «бланша на прямых» бывает разной. Наиболее ха­рактерные отличия здесь также отражаются, прежде всего, на дей­ствиях кистями с кольцами, хотя связаны далеко не только с работой руками. Выделяются два основных варианта этого движения: на относительно узких кольцах, сохраняющих параллельное поло­жение от упора до стойки и — на разведенных супинированных


КОЛЬЦА___________________________________________________________

кольцах. Первый вариант более техничен, но не очень эффектен. Второй требует значительной силовой подготовки и порой трактует­ся как нарочитый «жим через самолет». Такое движение, конечно, довольно внушительно, но у некоторых исполнителей выглядит гру­боватым.

И СИЛА НЕ ПОМОЖЕТ

Обычно способность гимнаста справляться с трудными силовыми элементами ставится в прямую зависимость именно от его силы. «Сила есть — нет проблем!». Сила, что и говорить, фактор решаю­щий. Но даже у физически мощных спортсменов бывают проблемы с силовыми упражнениями.

Любопытный в этом отношении пример — горизонтальные сило­вые упоры. Возьмем наиболее эффектный из них, так называемый «самолет», то есть горизонтальный упор на разведенных руках. Мыс­лимый идеал этого упражнения сводится к представлению о зафик­сированном горизонтальном положении, в котором разведенные в стороны руки удерживаются в одной плоскости с прямым телом. Все знают при этом, что гимнастический «самолет» -~ непременно само­лет «реактивный», то есть — со скошенными назад руками-крылья­ми, поскольку держать горизонтальное положение на руках, отве­денных в стороны на 90° невозможно в принципе.

Но какой же угол между руками и туловищем — правильный?

Здесь мнения обычно однозначны: чем шире, тем лучше. В зави­симости от этого критерия «самолет» обычно и оценивается, в том числе и судьями. При этом обычно считается, что гимнаст, удержива­ющий равновесие на узко поставленных руках, для такого элемента слабоват.

На самом деле сила здесь далеко не все определяет. Более того, каждый исполнитель — независимо от уровня силовой подготов­ки! — обречен держать только такой «самолет» (если вообще спосо­бен) , какой ему предписан его личной телесной природой...

Речь здесь идет об анатомической и масс-геометрической природе тела каждого гимнаста. Дело в том, что в таком положении, как «са­молет», тело можно зафиксировать лишь по известным принципам статического равновесия, когда точки опоры о кольца находятся на одной прямой, а точнее — в одной отвесной плоскости с ОЦТ тела гимнаста (рис. 94-а, б). Никакое другое положение тела — будьте вы хоть Геркулесом! — зафиксировать не удастся, вас попросту опроки­нет вперед или назад, в зависимости от того какая половина тела,


И сила не поможет

находящаяся по ту или другую сторону от колец, перевесит. Поэтому исполнитель самолета вынужден искать свою индивидуальную, единственно возможную для него позу, при которой с разведением рук кольца встанут так, как нужно для равновесия в горизонтальном упоре. Но поскольку каждый из нас имеет некоторые особенности в пропорциях, то и расположение ОЦТ тела у нас, а также нужное по­ложение рук при «самолете» — индивидуальные.

На фиг. а и ^показаны для сравнения случаи, когда два гимнаста с разной анатомией вынуждены удерживать горизонтальный упор с различным отведением рук от туловища. Субъекту с относительно длинными руками (а) приходится разводить руки шире, а тому, у кого они короче (б) — поуже. Отсюда ясно, что первому приходится заметно труднее, так как необходимая для него поза требует больших усилий. Впрочем, если ему это удается, то сам «самолет» оказывается, как и отмечалось, более эффектным, чем во втором случае.



Нечто подобное происходит и с исполнением обычных горизон­тальных упоров (фиг. виг). Имея более длинные руки (в), гимнаст вынужден удерживаться выше над опорой, чтобы достичь нужного равновесного положения, тогда как у его «короткорукого» коллеги (г) необходимое положение — более низкое, «настильное». На коль­цах разница в этих компонентах техники особенно заметна, так как опора здесь, как известно, подвижная и не оставляет гимнасту ника­ких реальных возможностей как-то скомпенсировать равновесное положение за счет более жесткой связи со снарядом. В несколько большей степени это возможно на брусьях, где захват жердей может отчасти восполнить нарушение равновесия при неточной (в точки зрения статики) позе.


КОЛЬЦА


Крест: и техника тоже


 


Наконец, было бы упрощением считать, что все зависит только от относительной длины рук гиминаста. Как и отмечалось, здесь важна вся геометрия масс тела спортсмена, например то, насколько масси­вен его плечевой пояс в сравнении с ногами, каковы их продольные линейные размеры и т. д.

Итак, когда мы видим то или иное исполнение сложного силового равновесия, следует учитывать, что зримые здесь доблести зависят не только от силы атлета.

КРЕСТ: И ТЕХНИКА ТОЖЕ

Упор руки в стороны, «крест» — силовой знак качества для гимна­ста. Это настолько серьезное силовое упражнение, что даже при от­личных физических качествах спортсмену приходится думать о тех­нике его исполнения. Речь идет не о стилистике элемента (осанка прямая, голова приподнята, все звенья тела располагаются в одной фронтальной плоскости и др.), а именно о деталях исполнения, по­зволяющих лучше справиться с этим трудным упражнением. Частр от этих тонкостей вообще зависит само решение вопроса — быть кресту или не быть. Впрочем, ряд таких технических деталей знают все. Это и глубокий хват с некоторым разворотом колец наружу, и выбор положения рук при наличии переразгибов в локтях, и некото­рое отведение колец назад, позволяющее легче зафиксировать поло­жение за счет возникающих ограничений подвижности в плечевых суставах и др. Перечисленные хитрости (за исключением, разве что, глубокого хвата) относятся уже, фактически, к нарушениям стиля креста и отнюдь его не украшают. Но что делать!

Есть, вместе с тем, технические детали, которые нужны для гра­мотного исполнения упора руки в стороны, но они доныне мало из­вестны или недостаточно осознаны.

Одна из них — действия в локтевых суставах. Грубейшая ошибка при кресте — попытка удерживать его в положении с локтевыми впа­динами, повернутыми вперед. Такой упор не только технически без­грамотен, эстетически ущербен, но даже опасен, так как провоцирует растяжение суставной сумки и боковых связок.

Единственно верная установка рук при «кресте» — локтевой впа­диной вниз. Все дело, однако, в том, что такой разворот локтя выпол­ним лишь во время появления опоры о кисти, под ощутимой нагруз­кой, тогда как показать такое положение свободной рукой невоз­можно. Поэтому правильной работе в локтях при «кресте» нужно специально учиться. Для начала, например, так: опустите кольца до


уровня плеч и, подседая, изобразите крест, отслеживая положение локтей. Как только вы достаточно сильно надавите руками на коль­ца, локти можно будет повернуть локтевой впадиной вперед-вниз и «выключить» (без нажима на кольца это не получится!). И это дей­ствие, как и само положение, нужно научиться хорошо, отчетливо чувствовать! Одно «но»: выключение локтей с их поворотом вниз провоцирует движение плечевыми суставами вперед и как бы ссуту-ливает гимнаста, препятствуя прямой осанке. Но это трудность пре­одолимая, нужно лишь внимательно отследить положение головы и самих плеч, не позволяя им «вылезать» вперед.

Еще одна деталь, связанная с работой плечевого пояса и осанкой в кресте. Нужно помнить, что при правильном упоре руки в стороны лопатки должны быть по возможности сближены или вообще сведе­ны, и это нужно контролировать ощущением, консолидируя работу мышечного аппарата плечевого пояса и решая тем самым проблему с осанкой и правильным положением плечевых суставов. Правда, фи­зически сильные гимнасты могут всем этим пренебрегать, но отме­тим, что «силовикам» вообще незачем задумываться над техникой креста, достаточно не забыть о стилевых требованиях.

Описанное выше выключение в локтях в реальных условиях про­исходит сразу с началом опускания в крест (или любого другого в него прихода). Можно сказать и иначе: как только локти выключа­ются, непроизвольно начинается опускание, так как сразу появляет­ся и нарастает момент силы тяжести, вызывающий отведение рук от туловища. С этого мгновения и начинается основная силовая работа по фиксации упора руки в стороны.

И вот еще одна важная деталь. Как нужно опускаться в крест? Многие скажут: замедленно, и это, конечно, понятно. Но, все-таки, как быстро это нужно делать?

Для гимнаста, испытывающего трудности с крестом, кажется оче­видным, что опускание должно быть совсем медленным, ато не «заж­мешь». Но... Как ни парадоксально, это совсем не так. Опускаться в крест лучше «в темпе». Конечно, речь идет не о падении вниз, а о силовом, но довольно живом движении, которое начинается из упора быстро, а по мере приближения к упору руки в стороны столь же быстро затормаживается. Можно сказать так: не следует сразу сопро­тивляться опусканию, а нужно целеустремленно идти к цели и, мобилизуясь, фиксировать положение уже непосредственно в зоне креста.

Легко сказать «мобилизуясь»! — Возразит читатель. А если нет та­кой возможности?


 




КОЛЬЦА___________________________________________________________

Но все дело в том, что у того, кто опускается в крест относительно быстро, силовых возможностей всегда больше, чем у того, кто сразу, предельно напрягаясь, идет вниз нарочито замедленно и, все-таки, боится «проскочить» нужное положение. Изюминка здесь в том, что при темповом опускании приводящие мышцы, ответственные за фиксацию рук в кресте, быстро натягиваясь, способны развивать го­раздо большие усилия, чем мышцы, действующие медленно. Это обусловливается физиологической закономерностью «сила-ско­рость» (155), согласно которой сила, развиваемая мышцей, тем боль­ше чем меньше скорость сокращения или чем выше скорость ее натя­жения. С последней ситуацией мы и сталкиваемся, опускаясь в крест: быстрое натяжение приводящих мышц плеча, происходящее при темповом опускании с разведением рук из упора, сопровождает­ся прогрессивным нарастанием усилия, позволяющего остановиться в положении руки в стороны и зафиксировать это положение. Кроме того, тот, кто начинает бороться за крест слишком рано, тот и устает преждевременно: вместо того, чтобы расходовать свои ресурсы в са­мом упоре руки в стороны, он «выпускает пар» не доходя до цели.

На этом нюансы техники упора руки в стороны, конечно, не за­канчиваются, но и о них мы еще будем говорить ниже.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!