КРУГ: ПРАВИЛО И ЕГО ИСКЛЮЧЕНИЯ




В минувшие годы представления о технике круговых махов на коне были столь же разнообразны, как и сами разновидности кругов. Считалось, что в кругах, исполняемых в ручках, на теле и ручке, теле, в кругах продольно и поперек и т. д. масса своих собственных особен­ностей. И в этом, разумеется, большая доля правды, во всех этих дви­жениях есть свои тонкости, которые нужно знать и учитывать.

Тем не менее, по мере того, как конь прогрессировал, становилось все более ясным, что в основе всех круговых махов должны лежать какие-то общие технические критерии и приемы исполнения; в воз­духе носилась идея некоего универсального круга, который был бы одинаково хорош для исполнения в любых опорных условиях.

В наиболее ясной и недвусмысленной форме концепция универ­сального круга еще в 60-х годах прозвучала в трудах великолепного знатокаконяБ. В. Маслова. Он настаивал на том, что гимнасты дол­жны учиться делать такой круг, навык которого, будучи однажды приобретенным, мог бы с одинаковым успехом использоваться для работы на любой части коня и вообще на любой опоре. В сущности,

идея автора была проста: круги нужно делать настолько широко и высоко, чтобы траектория стоп гимнаста располагалась, по воз­можности, в горизонтальной плоскости, всегда находящейся над опорой, включая ручки коня (рис. 105-а).


Прошли годы, и мы видим те­перь, что эта мысль, подпираемая и передовой практикой, и теори­ей-методикой, фактически реали­зовалась. Лучшие мастера-коне-вики работают теперь настолько интенсивно и широко, что их кру­говые движения выглядят почти


конь______________________________________________________

одинаково, независимо оттого, где они делаются. Заметим, что уста­новка на универсальный круг, по сути дела, «спасла» целый ряд на­циональных, в первую очередь южно-азиатских, школ гимнастики, долгие годы испытывавших трудности с конем. Особенно красноре­чив пример с архипопулярными ныне кругами на полу, которые в «не универсальной» форме было бы просто нельзя сделать! (Правда, в последнее время эти круги стали выполняться в форме «деласал-то-мас», что несколько облегчает задачу).

Мы сказали «выглядят почти одинаково». Почему «почти»?

Тут нужно признать, что универсальный круг это, все-таки, иде­ал, аидеалы, как известно, редко когда достигаются...

В действительности, работая на коне, гимнаст всегда, по возмож­ности, дает себе некоторые послабления, так как очень уж трудно (и не всегда нужно) держать максимум амплитуды маха. Поэтому,

работая, например, в ручках продольно, гимнаст обычно по­зволяет себе в упоре сзади опус­тить стопы ниже ручек и даже поверхности тела коня, с тем, чтобы при перемахе назад в упор поднять их до нужного уровня, так, что плоскость траектории стоп оказывается наклоненной вперед или несколько изломан­ной (б). При работе в разновысо­кой опоре, на теле и ручке, тра­ектория стоп, в свою очередь, чаще всего приопущена в сторо­ну тела и поднята над ручками.

Наиболее характерное откло­нение от формы «универсально­го» круга наблюдается при ис­полнении кругов поперек на теле. В зависимости от ориента­ции гимнаста (лицом внутрь или наружу), траектория опускается либо в упоре, либо в упоре сзади.


Все подобные отклонения от формы канонического универ­сального круга в какой-то мере простительны, хотя не должны


 

превышать разумного предела, за которым класс исполнения явно падает. Очень часты, например, случаи, когда гимнаст, выполняя круги поперек, располагается ли­цом не вдоль коня, как следовало бы, а с некоторым разворотом в сторону, разноименную кругу. Так, в обычном круге влево лицом внутрь (рис. 106), гимнаст «хитрит» и несколько поворачивается впра­во, благодаря чему ноги получают возможность опуститься ниже ос­нования ручек, и тогда перемах на­зад выполняется как бы движени­ем снизу вверх, как в привычном и более легком круге продольно. Та­кие технические уловки понятны, хотя, строго говоря, должны счи-

таться ошибкой и караться при судействе. Главное же в том, что они свидетельствуют о недостаточной освоенности базового круга двумя!

Однако есть исключения, которые являются не только допусти­мыми, но и совершенно необходимыми. Речь идет о тех случаях, когда гимнаст должен выполнять с кругов предельно высокие дви­жения — в стойку или через стойку в соскок. В этих случаях горизон­тальная траектория стоп, характеризующая модельный универсаль­ный круг, абсолютно неприемлема: чем выше гимнаст располагается в упоре, упоре сзади, предшествующем выходу в стойку, тем труд­нее ему будет выполнять этот подъем. А с обычного круга (в особен­ности после высокого опорного положения, предшествующего пос­леднему движению на подъем) такой выход в стойку попросту не возможен.

При правильных действиях гимнаст должен подготовить выход в стойку плавным, но сильно выраженным опусканием стоп в круге; только при этом условии можно будет мощным инерционным дви­жением «вымахнуть» в стойку (рис. 107). Разумеется, при этом траек­тория стоп не может грубо «ломаться», движение должно по плавной кривой перестроиться с горизонтали на вертикаль, подобно тому, как автомобиль, едущий на высокой скорости, не делает резких по­воротов, а постепенно вписывается в криволинейную траекторию движения, чтобы не перевернуться. Но на практике даже хорошие


конь______________________________________________________

гимнасты здесь часто ошибаются, не учитывая, что перед высоким подъемом, последний круг должен, в определенной фазе, быть наро­чито низким! Так, при выходе в стойку с кругов поперек лицом внутрь {рис. 107) это двухопорная фаза в упоре, а при аналогичном движении с кругов поперек лицом наружу или с круга «деласалом» из положения продольно в ручках это двухопорная фаза в упоре сзади. Данное техническое правило действует и во всех иных подобных си­туациях, даже при переходах с кругов на высокие «плоские» махи.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!