ЛУННЫЙ» КРУГ ПРОГНУВШИСЬ




Мы уже говорили о том, что одна из возможностей выполнения вращений на коне это вращение вокруг продольной оси тела (108), то есть — выполнение так называемых поворотов. Теперь настал мо­мент обсудить этот важный и интересный вопрос особо. Но сначала нужно прояснить некоторые недоразумения.

Обратившись к литературе по технике упражнений на коне, мы встречаем упоминание о поворотах как бы вокруг различных осей. Так, движения типа «выходов-входов» или «стойкий» обычно отно­сят к поворотам «вокруг руки». Упражнения из категории «кругов прогнувшись», «вертолетов» — к поворотам вокруг передне-задней оси. А про «винты» говорится, наконец, что это повороты вокруг продольной оси тела.

Конечно, с точки зрения чисто прикладной эти определения осей поворота привычны и поэтому удобны. Однако при попытке более глубоко проанализировать существо движений с поворотами подоб­ный «домашний» подход приводит к неразберихе и внушает ложные представления о сущности предмета.

В действительности, все махи на коне, которые оснащаются пово­ротами, это движения, в которых круговой мах (то есть вращение вокруг передне-задней и фронтальной осей одновременно) дополня­ется вращением вокруг третьей — продольной, и только продольной оси тела!

26 Разведение ног существенно приближает массы тела к опорной плоскости и плечевой оси тела, уменьшая тем самым момент силы тяжести, препятствующий подъему.


Лунный» круг прогнувшись

Как же так, воскликнет читатель, ведь «ясно видно», что, напри­мер, при круге прогнувшись гимнаст четко движется все время гру­дью к коню и поворачивается именно вокруг передне-задней оси, но никакого поворота вокруг продольной оси здесь просто нет!



Да, действительно, именно так выглядит это движение. Но с фи­зической точки зрения (не встав на которую мы никогда не разберем­ся в целом ряде важных для нас вещей) поворот здесь есть и для глаза «не виден» лишь только потому, что в таких движениях мера поворо­та точно соотносится с мерой обращения всего тела вокруг коня. Про­верьте это на какой-нибудь подходящей модели (возьмите в руки куклу) или, хорошо сосредоточившись, представьте себе: вот вы из упора делаете круг вправо-вперед; вы можете делать его без поворота (рис. 109-а), и тогда к моменту перемаха под рукой, проходя над те­лом коня, вы окажетесь в положении упора боком на левой. Но! Если вы делаете круг «прогнувшись» (б), то к описанному моменту вы дол­жны будете располагаться не левым боком к опоре, а — грудью к телу коня, и чтобы добиться этого вы должны.. .повернуться вокруг про­дольной оси тела налево, на 90°! В остальных фазах круга — точно так же: чем дальше вы проходите по траектории круга, обходя опору на коне, тем больше, соответственно, вам нужно поворачиваться вокруг продольной оси. При этом гимнаст, конечно, не ждет, когда у него накопится «недоворот», а все время работает так, чтобы держаться лицом к опоре. Между прочим, так же «поступает» наш естественный спутник Луна, которую мы всегда видим «в лицо», а ведь она все время обращается вокруг Земли! И это означает, что она одновремен­но вращается, поворачивается вокруг собственной оси. Вся соль


Конь


Поворот против течения


 


лишь в том, что периоды обращения и вращения у нее в точности совпадают. Совсем, как при кругах прогнувшись...

Нечто подобное происходит вообще во всех других махах с пово­ротами на коне: в зависимости оттого, как одновременно складыва­ются все признаки вращения и перемещения тела, мы видим то движения вокруг руки («плечом вперед» или «назад»), то вокруг передне-задней оси, то вокруг самой продольной оси тела. Конечно, можно называть все эти упражнения любыми привычными терми­нами, но когда речь заходит о принципиальной физической природе движения, нужно действовать более аккуратно, памятуя, что наш «поворот» это — что бы там ни казалось — вращение только вокруг продольной оси тела, добавляющееся к другим видам движения тела в данном упражнении. Без понимания этой особенности махов на коне трудно будет не запутаться с такими вещами, как определение направления и реальной величины поворота, сущности движений «плечом вперед» или «плечом назад», «винтов» и других практически важных упражнений.

ПОВОРОТ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Поразмышляем еще раз о поворотах. Как и всякое вращение, по­ворот может исполняться либо в одну, либо в другую сторону, то есть налево или направо. И меет ли это в случае с конем какое-то значе­ние? Оказывается, имеет, и очень даже существенное! Здесь действу­ют физические эффекты, проявляющие себя с разной степенью ак­тивности в самых разных гимнастических движениях (вращениях), в том числе и на коне.

Вспомним для начала обыкновенные круги двумя. Если вы их де­лаете, скажем, на «грибке», и полностью отдаетесь естественному движению (лишь бы «крутить»), то вскоре заметите, что вас, помимо вашей воли, постепенно, круг за кругом, разворачивает в одноимен­ную сторону (при кругах против часовой стрелки — налево) и все время потихоньку «перешагиваете» руками вбок, «дрейфуете»: нача­ли лицом к окну и, глядь, уже уперлись взглядом в стену... И нужно специально постараться, чтобы вас вот так не «сносило течением» (и не у всех это получается). Нечто подобное происходит и при кругах в ручках. Только там вы, все-таки, остаетесь на месте, вы «привяза­ны» хватом к опоре, но зато ноги вам все время разворачивает в одно­именную сторону, и новичок (при круге влево-назад из упора сзади) будет из-за этого задевать левой стопой о тело. Так что опытный тренер обязательно заставит ученика в начале маха из упора сзади заблаговре-


менно развернуть стопы и таз немного вправо, правым бедром к коню, и даст почувствовать это положение как контрольную позу круга.

В чем здесь дело? Что это за «автоматический» поворот, который мешает гимнасту делать правильные круги, и с которым нужно по­стоянно бороться?

Отвечая на этот вопрос, следует сразу сказать, что механика этого явления довольно сложна. Говоря предельно кратко и упрощенно, речь идет о том, что если тело гимнаста получило вращение более чем вокруг одной оси, то оно вращается или будет стремиться вращаться вокруг всех трех основных осей сразу. И поскольку круги ногами это уже вращение вокруг двух осей (108), то должна напомнить о себе и третья, в данном случае — продольная ось. Вот почему во время кру­гов против часовой стрелки (будем считать, что это круги налево) вас все время будет подталкивать к повороту именно налево, а при кру­гах «в шоколад» — направо.

Резонно спросить: а зачем вообще с этими поворотами бороться? Может быть, это естественное движение нужно использовать для дела, раз оно само по себе возникает? Но мы так и делаем! Ведь все движения типа «выходов-входов», «стойкли», кругов «прогнув­шись» и им подобные, это и есть круговые махи с поворотом в одно­именную сторону*. Если же пытаться поворачиваться вокруг продоль­ной оси в сторону, разноименную кругу, то вся механика движения радикально меняется, это как бы поворот «против течения», «против шерсти». Гимнаст должен в этом случае не только погасить своими усилиями тенденцию к естественному повороту в одноименную сто­рону (как этого и требует правильный круг без поворота), но и пере­крыть ее, сообщив своему телу вращение в «неудобном» направле­нии. И такие упражнения мы знаем. Это не что иное, как известные «винты» Золтана Мадьяра. Так что «винты» это не просто, как приня­то говорить, круги с поворотом «вокруг продольной оси», это круги с поворотом в разноименную сторону, и вся техника, вся структура та­ких движений резко, радикально отличается от других круговых махов с поворотами. Не случайно «винты» Мадьяра стали, в свое время, от­крытием для гимнастов. Это совершенно особый класс махов на коне.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!