Куклы-марионетки для профессионального театра




Марионетки для профи — 1

By Roman

 

 

Rate This

 

Куклы-марионетки для профессионального театра

ЛЕБЕДИНСКИЙ А. М., художник
1977 г.

Много веков назад, когда человек создал маску или использовал череп животного с подвижной челюстью, управляемую сухожилиями, родилась марионетка. Свидетельство этому маски и фигурки из терракоты с подвижными частями и отверстиями для. ниточек. Их находят в разных частях света при археологических раскопках.

B музее в Дели хранится маленькая фигура обезьянки из глины c отверстиями для ниточек. Ей около четырех тысяч лет. B Индии найден буйвол из терракоты c подвижной головкой. B Лувре есть фигурка шакала с подвижной головкой, а в Эрмитаже — терракотовый человечек c подвижными частями тела, которого женщины некогда _носили в процессиях в честь бога Нила Асириса.

Маленький театр марионеток найден в Египте. Этот миниатюрный театр, сделанный из слоновой кости и золота, очевидно, был макетом существовавшего театра. Все фигурки имеют подвижные cycтавы, и на них сохранились даже ниточки. Очевидно, такие театры использовались жрецами в религиозных обрядах.

[more]

Геродот и Аристотель говорят в своих трудах o существовании кукол на ниточках. O кукольнике — «дергателе ниточек» Патейне, которому разрешалось выступать в театре Диониса, мы узнаем из трудов Атениyса. Это первое упоминание фамилии кукольника. Судя по всем данным, большинство кукол в регионе Средиземного и Эгейского морей были марионетки.

После падения Рима, в Европе кукольное искусство пришло в упадок, но кyкольники продолжали кочевать и ставить спектакли в общественныx местах, часто подвергаясь гонению.

B VII столетии в церквях появились фигуры святых c подвижными головами, руками и ногами. Ими pазыгрывали пантомимы на библейские сюжеты под чтение текстов. Куклы, изображающие сцены рождения Христа, назывались «марионетками», т. e. маленькими Мариями.

B ХI в. кукольники изгоняются из церквей. Тогда их представления появляются на площадях и рынках. Вследствие этого изменилась тематика спектаклей: вместо религиозных появляются сатирические и бытовые сюжеты. B Италии, где куклы были более популярны, родились герои Скарамуче, Панталоне, Пульчинелла и Арлекино, прародители нашего Петрушки.

Из Италии марионетки перекочевали в Англию, Германию и Францию. B середине XV в. во Франции, в Дьепе, в церкви Святого Иоанна было служение мессы, известное как «Мистерия Августа», в которой большие куклы изображали восхождение святой девы в небеса. Это представление марионетками привлекало большое количество паломников из разных стран. Подобные мистepии появились в Англии и в других странах на Западе.

B Индии марионетки считались священными существами, посланными на землю богами, чтобы учить и развлекать людей. Они и по сей день очень попyлярны в этой стране.

B США родоначальником театра марионеток считается Тони Сарж, который в начале века много сделал для популяризации марионеток в стране. Теперь там тысячи кукольников, половина которых работает c марионетками. Наиболее известны Билл Бердс, Даниель Ллордс.

В Чехословакии марионетки очень популярны, и всему миру известен театр Скопы в Праге. B Австрии, в 3альцбурге, существует театр марионеток, котoрый ставит оперы и балеты. Всему миру известен Сицилийский театр марионеток. Большое впечатление произвел на XII конгрессе Международного союза деятелей кукол в Москве Альбрехт Розер из Западной Германии своими эстрадными марионетками.

Baird. Bd. The Art of the puppet. U.S.A. 1965. р. 35.

В наши дни марионетки очень распространены почти во всех странах мира и успешно существуют рядом c другими типами кукол. Все театральные куклы в зависимости от конструкции делятся, в основном, на два типа: «верховые» и «низовые».

Куклы, которые кукловод держит над головой, называются «верховыми». Куклы, которые актер приводит в движение сверху при помощи ниточек, называются «низовыми» или марионетками. Они действуют, как живые актеры на сценической площадке: могут парить в воздухе, делать различные трюки и даже на глазах y зрителей перевоплощаться, распадаться на части и собираться в целое. Марионетками можно исполнять эстрадно-цирковые номера, ставить спектакли, оперы и балеты.

Сценические возможности марионеток неисчерпаемы.

В отечественной периодике почти отсутствует литература по изготовлению кукол-марионеток для профессиональных театров. Поэтому для наглядности мы попытаемся c помощью схематических рисунков ознакомить творческих работников кукольных театров c особенностью низовых кукол.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: