Сальто вперед: руки, туловище, шея...




только стали чаще включаться в комбинации (точнее — назойливо часто), но, конечно, и лучше выглядеть. Одновременно с этим повы­силось и внимание специалистов к этому классу движений. Вспом­ним по этому поводу некоторые особенности техники сальто вперед.

Одна из специфических деталей техники этого упражнения — мах руками при отталкивании.

Существует, как известно, три основных разновидности этих движений, уже рассматривавшиеся нами по поводу опорных прыж­ков (133). Кратко рассмотрим этот вопрос еще раз.

Наиболее известен и традиционен отход махом рук вперед-вверх, «передний темп» (рис. 133-а): прыгун выполняет стопорящий наскок на ноги (к. 1), отводя при этом руки назад; в фазе амортизации (к.к. 1—2) руки начинают ускоренный взмах вниз-вперед, а в реша­ющей фазе отталкивания, вместе с движением всего тела вперед-вверх (к.к. 2—3), делают мах в том же направлении. Эта схема кажет­ся совершенно естественной и удобной: руки содействуют прыжку вверх и как бы направляют всё движение опережающим взмахом.



Однако в этой технической схеме есть изъян, о котором уже гово­рилось. Заключается он в том, что такой мах руками, сопровождается


АКРОБАТИКА


148. Сальто вперед: р уки, туловище, шея...


 


их вращением в направлении, противоположном вращению «по сальто». Поэтому подобный темп вполне хорош для случаев «спокой­ного» исполнения обычного сальто вперед в группировке или со­гнувшись — одиночного или в начале связки, но менее эффективен для форсированных движений.

В 60-х годах известный специалист по акробатике Ю. К. Никола­ев «шутки ради» предложил своим ученикам попробовать «задний темп», то есть отход на сальто вперед махом рук вниз-назад, «за спи­ну» (б). Идея казалась парадоксальной, но была вполне логичной, так как руки прыгуна работают здесь и на высоту полета, и на вращение тела: наскок делается с заблаговременным подъемом рук вверх (к. Г), при амортизации они махом опускаются вместе с телом (к.к. 1—3), а при главном выталкивании, естественно продолжая движение по кругу, делают мах вверх-назад (к.к. 3—4). После потери опоры руки возвращаются к бедрам.

Длительная практика показала, что «задний темп» вполне жизне­способен и иногда весьма полезен. Давая, обычно, высоту меньше, чем «передний», он активизирует вращение тела и бывает хорош при исполнении сальто в переход, где именно это (включая невысокий, настильный вылет) и требуется. Однако, данный темп достаточно прихотлив. От исполнителя требуется широкий, остро акцентиро­ванный и без «зажима», мах руками далеко назад «за спину», выпол­няемый при этом без потери скорости движения. Важно избежать также естественно возникающего здесь наклона плечами вперед, ко­торый начинаетпровоцироваться махом рук, как только они заходят за спину. Если гимнаст с этими требованиями не справляется, ему лучше «задним темпом» не пользоваться.

Наконец, в середине прыжковой комбинации наиболее приемлем «верхний темп» — махом рук вперед-вниз (в). Темп этот давно извес­тен, хотя уже в старые времена, когда такой отход использовался в начале прыжковой связки, считался «второсортным» и в шутку име­новался «рабоче-крестьянским».

Между тем, эта техника весьма рациональна и незаменима в соединениях типа «переворот — сальто вперед». Приходя на опору после переворота (к. 1), гимнаст попадает в сильно прогнутое поло­жение, из которого возможно исполнение очень эффективного дви­жения на сальто. Прыгун делает быстрое движение кистями по ши­рокой дуге, работая вместе с туловищем (к.к. 1—3), и лишь в полете опускает руки к бедрам. «Верхний темп» как бы объединяет в себе основные достоинства двух первых, хотя для начала комбинации он, как уже отмечалось, малопригоден и, действительно, не должен ре-


комендоваться, так как в этом случае прыгун совершенно лишается той эффективной подготовки, которая характерна для сальто, ис­полнявшегося вслед за переворотом вперед.

Завершая комментарий к махам руками, заметим, что нормально подготовленный гимнаст должен владеть всеми тремя темпами, это вопрос полноценности базовой подготовки, вопрос технической культуры.

Немного о действиях туловищем в сальто вперед. Здесь — такие же особенности, как и с махом руками. При «переднем темпе» (а) прыгун в отталкивании выпрямляется разгибанием; как и мах рука­ми, это движение провоцирует вращение назад, а не вперед. Поэтому единственным действенным фактором вращения «по сальто» здесь остается умеренный (!) наклон плечами вперед, возникающий во второй части выталкивания от опоры и обеспечивающий нужный для создания вращения по сальто вращающий момент. Сложность, однако, в том, чтобы это движение не превращалось в «сваливание».

При двух других темпах рабочее движение туловища обеспечива­ется уже сгибаниемтела; оно всегда хорошо выражено даже при сальто прогнувшись (в, к.к. 1—3). Принципиально возможно выходить на такое сальто и с совершенно прямым телом — за счет сгибания от сильно прогнутого положения (к. 1) до выпрямленного (к. 2). Нота-кая техника менее эффективна и практически не встречается. Пры­гун всегда хотя бы немного, но сгибается при отходе и в начале полета (к.к. 2—4), после чего, на разгибании, особенно удобно делать поворо­ты. Отметим, что повороты в сальто вперед вообще практически все-гдаделаются не раньше, чем исполнитель достигает в полете позы, удобной для разгибания в тазобедренных суставах (к.к. 4—5). Ис­ключения из этого правила возможны, но крайне редки.

В заключение — о приземлениях.

Приход после сальто вперед на ноги, даже с поворотом, достаточ­но удобен, и комментария не требует. Поэтому остановимся немного на приходах с полуторного сальто — в кувырок. Общие принципы такого прихода, вроде бы, хорошо известны, но трагические случаи неудачных приземлений после этого опасного прыжка заставляют еще и еще раз уточнить некоторые детали.

На рис. 134иа с. 362 — три варианта входа в кувырок. При избы­точном вращении и на крутой траектории (а) у гимнаста могут быть ошибки в виде резкого опрокидывания вперед (к.к. 1—2) с ударом спиной о помост (к.к. 2—3). Ошибка эта досадна, но не смертельна.

Идеален вход в кувырок, при котором раскрытое тело прыгуна все время как бы вписывается в умеренно крутую траекторию полета


 




(б). Кисти удобно ставятся недалеко впереди, и гимнаст без проблем прокатывается в кувырке (к.к. 2—4), сохраняя нормальный «ход» вперед.

Страшнее всего низкий полет с явным «недокрутом» (в). При по­пытке идти в кувырок этим движением гимнаста складывает попо­лам, резко накрывая ногами (к.к. 2—3). Впрочем, малоприятен тот же недокрут и при высоком крутом вылете без достаточного движения вперед. Чтобы избежать такого рода ошибок (особенно, если симпто­мы уже появились) можно посоветовать гимнастам, во-первых, при­держиваться установки «лучше перекрутить, чем недокрутить»; во-вторых, стремиться делать такие прыжки, по возможности, только в свежем состоянии и (пока элемент не готов) не в конце комбинации вольных упражнений; в третьих (что труднее всего) — почувствовав, что отталкивание сорвано, по возможности отказаться от движения в кувырок, так как лучше расквасить нос, чем сломать шею.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!