ПЕРЕПОЛОХ С РУМЫНСКИМ ФЛЯКОМ





Прыжковая акробатика проникала на бревно медленно, с извест­ными потрясениями, но верно. Если плеяда Ларисы Латыниной не знала ничего более сложного, чем «колесо» и «перекидки», то ее пре­емницы были просто вынуждены рисковать и идти дальше.

Первой ласточкой «настоящей» акробатики стал, естественно, пе­реворот назад, «фляк». Естественно не только потому, что он проще сальто, но и потому, что это — ключ к дальнейшему развитию акро­батических прыжков на бревне.

Впрочем, первые исполнители фляка на бревне, конечно, и не ду­мали (не мечтали) использовать его для соединений. Фляк сам по себе призван был стать сенсацией. Достаточно было бы его просто сделать. И не упасть.

Понятно, что поиски техники надежного переворота назад нача­лись сразу же. И поиски эти шли лихорадочно на всех гимнастичес­ких фронтах, самыми горячими из которых были в то время совете-


 




БРЕВНО___________________________________________________________

кий и — румынский. И вскоре выяснилось, что наши основные со­перницы, румынские гимнастки, освоили своеобразное движение, позволявшее им действовать более уверенно, надежно и эффектно. Это был феномен «румынского фляка».



Если советские специалисты и их ученицы шли по классическому пути, стремясь прямо перенести технику партерного фляка на узкую опору, то их румынские конкуренты поступили если не умнее, то — хитрее. «Румынский фляк» (рис. 154-а) строился на махово-толчко-вой основе работы ногами (к.к. 1—2). Это, во-первых, означает, что, сохраняя как можно дольше опору о снаряд, гимнастка имеет воз­можность задать точное направление общего движения не только махом рук и движением туловища, как это имеет место при обычной технике с отталкиванием обеими ногами, но и махом свободной но­гой. Во-вторых, при этом сокращается неконтролируемая, безопор­ная, фаза движения (к.к. 2—3): едва опорная нога покидает бревно (к. 2), как руки опять стоят на снаряде (к. 3), при том, что маховая нога прошла уже значительную часть пути, чего не было бы при от­талкивании обеими ногами. В-третьих, сохраняется хорошая «свобо­да маневра» на случай ошибки: уже поставив на опору руки и одну ногу (к. 5), гимнастка имеет шанс выправить неточное движение дру­гой ноги.


______________ 165. Переполох с румын ским фляком

На ряде «очных ставок» спор между румынскими и советскими гимнастками был, как будто бы, решен в пользу первых, но...

Но триумф «румынского фляка» оказался, как и следовало ожи­дать44, недолгим. Довольно скоро стало ясно, что эта техническая форма хороша лишь сама по себе, но мало пригодна в плане развития движения, в плане его дальнейшего использования какэнергообес-печивающего, разгонного элемента в связках. В этом смысле «ру­мынский фляк» имеет целый ряд изъянов.

Первый из них — ослабление стартового отталкивания: оно не только делается одной ногой, но и маховая работа руками и тулови­щем оказывается ослабленной (ср. к.к. /на фиг. а, б).

Второй, прямо вытекающий из первого, низкая общая скорость движения, его вялость.

Третий, едва ли не важнейший, заключается в том, что техничес­кие различия в действиях ногами приводят к тому, что маховая нога приходит на опору гораздо раньше толчковой (фиг. а, к. 5). Врезуль-тате этого, при необходимости немедленного темпового отталкива­ния (последующее сальто! соскоки!) синхронной работы никак не получается, отталкивание выходит поочередным, «двухтемповым», растянутым, а значит — ослабленным.

Таким образом, выиграв «промежуточный финиш», румынки от­стали в освоении более прогрессивной техники, что в дальнейшем и сказалось практически.

Но переход к более мощному фляку, выполняемому по модели настоящего акробатического, не был простым. Более того, этот пере-ходдоныне не вполне завершился; кое что в технике даже современ­ных переворотов назад оставляет желать лучшего. Например, на фиг. «"показан фляк, выполняемый гораздо современнее, чем «ру­мынский» (а), но легко и здесь заметить пороки последнего. Глав­ный из них — явная последовательная постановка перед следующим отталкиванием (к.к. 7—8). Причина применения такой техники по­нятна и простительна: такой приход на опору надежнее. Однако надо помнить, что наращивание мощности фляка возможно только на пути его настойчивого и смелого сближения с обычным фляком на акробатической дорожке (160,161), а это означает: энергичный под­сед с замахом (к. 1), низкое, очень быстрое полетное движение с под-

44 Автор этих строк, консультируя в тот период сборную СССР, настаивал на том, что «румынская техника» бесперспективна, и не имеет никакого стратеги­ческого смысла. Но соображения соревновательной тактики тогда все же переве­сили...


БРЕВНО___________________________________________________________

черкнутым движением «в ход», вдоль бревна; постановка рук на опору с некоторым «сваливанием» плеч назад, по ходу движения (см. рис. 149-6, к.к. 4—5); курбет, снимаемый заметно «под себя» (если есть второй фляк) и — с возможно более синхронной, одновре­менной постановкой стоп, особенно если следует сальто. Такая по­становка стоп требует особой работы, направленной на достижение максимально плотной, «впритирку» друг к другу, точной постановки стоп на опору (172).





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!