ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ДЖАЙНИЗМА





 


души для своих определенных целей. Признание всякой формы познания относительной, как-то связанной с переходом в нечто другое, потребует от нас утверждения большей реальности, аб­солюта, в который вливается все относительное.

Но имеются ли какие-либо пути для понимания природы этого абсолюта? Мы не можем получить представления о позитивной, всеохватывающей реальности посредством сопоставления.наших частных точек зрения. Простое соединение вкладов различных точек зрения не приведет нас к истине в самой себе. Если мы будем следовать духу джайнской логики, наша мысль свяжется с относительным и не сможет дать нам познания абсолютного. Если мысль не может охватить реальность, то нет ли какой-либо другой силы, которая в состоянии это сделать? Вопрос ставится неопределенно, но ответ явно дается в утвердительной форме. Тщательное изучение кеваладжняны, или познания, которым об­ладают освобожденные, покажет нам, что джайнская теория подразумевает признание метода интуиции и философии абсо­лютного.

Согласно теории джайнизма наивысшим видом познания, объединяющим все свойства, проявляющиеся в опыте, является познание, которым наделены кевалины, или освобожденные. Это — полное, или совершенное, познание, являющееся свойством души. в ее чистых, неоскверненных условиях. Такое совершенное по­знание, представляющее собой сущность души, в различных ви­дах бытия проявляется в различной степени за счет влияния внешних сил материи, соединения или союзы которых подавляют чистое познание души. Лишенная сознания материя при соеди­нении с субстанцией души подрывает ее силы сообразно типу связи или слияния души и материи. Различные типы сознания зависят от действия противоположных сил.материи, колеблясь от сознания, в котором эти силы проявляются в полной мере,— причем в таком случае познающая сила души может проявить себя только посредством чувства осязания, как в металлах и т. п.— до такого сознания, когда эти силы материи устраняются, и тогда достигается свободное сияние всеведения. Промежуточные типы сознания между этими двумя пределами обусловливаются полным или частичным разрушением той энергии, которая пре­пятствует познанию. Познание, являющееся сущностью души, скрыто и обнаруживается по мере воздействия материи на нее. Все латентно заключено в я, и требуется только устранить при­чины, которые мешают проявлению познания. Когда препятствия устраняются, душа становится всепознающей, не ограниченной ни временем, ни пространством. Нет побуждений разрушить ее или заинтересованности в том, чтобы затемнить полный блеск той души, чьей сущностью является сознание. В то же время мы не можем сказать, что существуют какие-либо отличительные;

 

260. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД


 


признаки в этом совершенном условии. Объектом познания яв­ляется вся реальность, а субъектом становится чистый интеллект, в котором невозможны ни ограничения, ни различия. Нет в нем и нереальных различий эмпирического мира. Короче говоря, отличия присущи элементам, которые не сохраняются, а то, что сохраняется,— это душа, чья природа — сознание. Джайнисты не могут логически обосновать теорию плюрализма.

VII. ПСИХОЛОГИЯ

Прежде чем перейти к метафизическим взглядам джайнистов, мы остановим свое внимание на их психологических мнениях. Они признают дуализм души и тела. Пять чувств, или индрий, разделяются на дравъя-индрии, или физические органы чувств, и бхава-индрии, или их психические копии *. Общим элемен­том для глаза, который наслаждается формой, и его объекта яв­ляется цвет. Глаз приспособлен реагировать на цвет, который является свойством материи. Поскольку органы чувств представ­ляют собой только внешние силы, или инструменты, дживы, эле­менты, которые воспроизводят наслаждение всеми объектами, возможно, существуют и в конституции самой души. Чувства— это способность наслаждения, а чувственные качества, которые существуют вне нас, представляют собой объекты наслаждения. Значительная доля психологического анализа отведена разделе­нию: осязания — на восемь видов (горячего и холодного, шеро­ховатого и гладкого, мягкого и твердого, легкого и тяжелого); вкуса — на нять видов (острого, кислого, горького, сладкого и вяжущего); запаха — на два вида (хорошего и дурного), цвета — на пять видов (черный, синий, желтый, белый и розовый); звука— на семь (шадъя, ришабха, гандхара, мадхъяма, панчама, дайвата, нигиада, то есть на до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Чувственное восприятие является результатом контакта между органом чувства и объектом. Этот механический контакт, однако, не может полностью объяснить психическое восприятие. Он помогает только устранить завесу, которая скрывала познание души. Субъект — это джнянин, бхоктри, а также картри, то есть познающий, наслаждающийся и действующий. Признаются три формы сознания: познание, ощущения, или испытываемые в

1 Т. 8., II. 19. Равным образом манас имеет два аспекта — физический и
психический. Когда душа, как говорят, заполняет все тело, это означает, что
душа и тело становятся психическими и физическими двойниками одной и
той же сущности. Однако объяснять психическое восприятие физическими
объектами бесплодно. Мы не можем решить проблему отношения души и тела
посредством повторения свойств того и другого во всех чувствах, или
индриях. ЛЧ;,;

 

261. ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ДЖАЙНИЗМА


 


опыте плоды кармы х, и желания 2. Способность к волевому уси­лию и ощущение тесно связаны. Как правило, мы получаем сна­чала ощущение, затем способность к волевому усилию и нако­нец — познание 8. Отношение между дживой и пудгалой то же, что и между субъектом и объектом. Сила, которая порождает их единство, — это не познание, ибо мы можем познать вещь и все же не поддаться желанию воздействовать на нее. Всеведение Сиддхатмана предполагает отражение вселенной в сознании, хотя душа не обязательно должна находиться в зависимости. Взаимодействие зависит от желаний дживы. Это подчинение же­ланиям и последующая зависимость не присущи дживе, по­скольку он может избавиться от желаний.

Каждый джива состоит из тела и души, причем душа является активным агентом, а тело — неактивным, пассивным агентом. Признавая соотносительность ума и материи, джайнизм избегает недостатков как солипсизма, так и материализма. Однако джай­низм не видит того, что отличие я от не-я является результатом существенного признака ума. Джайнизм придерживается теории наличия двух субстанций во всей ее наготе, рассматривая позна­ние как нечто отличное от того процесса, который имеет место между ними. Равным образом джайнизм не признает концепцию развития, согласно которой тело в своей высшей фазе приобре­тает новые свойства. Джайнизм вынужден был удовлетвориться дуализмом духа и тела и остановиться на психологической точке зрения. Джайнизм не мог согласиться с теорией взаимодействия, но должен был принять мировоззрение параллелизма со всеми его трудностями. «Кармическая материя сама, через свою сущест­венную природу порождает свои собственные изменения. Джива так же, тем же путем, через свои собственные неочищенные со­стояния мысли, обусловленные кармой, порождает свои собствен­ные изменения мысли» 4.

Дух и материя образуют два независимых ряда, самостоятель­ных и законченных. Для ответа на вопрос, почему же джива дол­жен страдать от плодов кармы, если дух и материя независимы, предлагается своеобразный вид предустановленной гармонии 5. В мире мы имеем материальные тела — большие и малые,— часть из которых является кармической материей, имеющей тенден­цию быть привлеченной дживами. Благодаря их сосуществованию джива и кармические материальные молекулы соединяются. Внедрение кармической материи в дживу обусловлено их сопри'-касающимся сосуществованием. Нельзя сказать, что ум оказы-

1 КагтарЬа1асе1апа.

8 Р., 38.

» Р., 39.

4 Р., 68.

1 Р., 70—77.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: