Тема 2. Северный Кавказ в составе Золотой Орды




Методические рекомендации

Эта тема проводится в форме коллоквиума, в рамках дополнительного занятия. Студенческая группа делится на подгруппы, каждая из которых готовит вопросы темы. Прочитав соответствующую новую научную литературу необходимо выступить выработав и защитив свою собственную позицию по вопросам. XIII век - переломное время в истории народов Северного Кавказа. Монголо-татары завоевав ряд государств Азии, устремились на Северный Кавказ, изменив этнополитическую картину региона. В первом вопросе необходимо рассказать об историографии вопроса образования монголо-татарского государства, выяснить причины успеха внешнеполитической экспансии, рассказать о социально-политическом устройстве монголо-татарского общества, особое внимание следует уделить устройству армии, жесткой, если не сказать жестокой дисциплине. Во втором вопросе плана необходимо подробно изложить описанные в источниках и литературе первые походы завоевателей. Известно, что монголы за несколько лет – 1222 -1223гг, 1238-1239, 1240 гг. совершили ряд военных походов, в результате которых были разгромлены основные этнополитические структуры на Северном Кавказе – Сарир, Дербент, Зикия – Черкизия, Алания и кипчацко-половецкие объединения. Поясните подробно особенности борьбы народов Кавказа с захватчиками. Необходимо подробно разобрать каждый из походов, причины, цели и результаты, описать основные битвы, численность воинов обеих сторон, причины победы монголо–татар и поражения местных народов.

В третьем вопросе плана необходимо охарактеризовать время власти Золотой Орды на территории региона. В результате завоеваний Чингис-хана и чингизидов была создана огромная по территории и численности населения Монгольская империя. В составе этой империи сформировалось полусамостоятельное политическое образование - улус Джучи или, как принято его именовать, Золотая Орда, в который вошли бывшая Волжская Булгария, Хорезм, Западная Сибирь, степи до Днестра, включая Поволжье, Северный Кавказ. В ходе подготовки к семинарскому занятию следует сравнить иго установившееся над Русью, и полное завоевание территории Предкавказья и Северного Кавказа. Показать сложившуюся картину повседневной жизни монгольского периода региона, показать, где и какие поселения находились, каковы основные занятия их жителей, этнический состав монгольских поселений. Рассказать о духовной жизни региона в изучаемый период, о верованиях пришлого и аборигенного населения. Известно, что на территории Северного Кавказа сохранились сведения о летних и зимних ставках и постоянных монгольских поселениях. Рассмотреть археологические данные и сведения арабских средневековых писателей и путешественников Абдул-гази-Баядура-хана, Абдул-л-Фида. В русских летописях содержится информация о монгольском средневековом городе Маджар. В этом вопросе плана необходимо подробно остановиться на истории этого города, подчеркнуть его роль в истории монгольского периода региона, осветить историографию проблемы истории города.

В четвертом вопросе плана необходимо рассказать о процессе распада Монголо-татарского государства и борьбы между Тамерланом и Тохтамышем за территорию Кавказа. Сложившийся образ жизни был нарушен походами Тамерлана, по свидетельству исследователей именно в этот период были уничтожены многие города и поселения, возникшие уже при монголах, окончательно уничтожена аланская епархия, последний духовный оплот оставшихся алан и других христиан на Северном Кавказе.

В пятом вопросе плана поясните, как изменилась этническая картина Северного Кавказа в XIV – XVI в., какие народы прекратили существование на территории региона, какие появились за период могущества золотой Орды в регионе и в процессе ее распада. Как известно, в в XIV – XVI в формируются такие народы как ногайцы, кумыки, карачаевцы, абазины. Привлекая изученный на 3 курсе этнографический материал необходимо подробно раскрыть процесс этногенеза перечисленных и других народов Северного Кавказа. Рассказать о формирования этнических общностей после ослабления власти орды и постепенного освобождения от зависимости.

План коллоквиума

1. Образование Монголо-татарского государства.

2. Первые походы монголо-татар на Кавказ. Завоевание Кавказа.

3. Северный Кавказ под властью Золотой Орды. Социально-политическая и культурная жизнь региона.

4. Нашествие Тимура (Тамерлана).

5. Этнополитическая картина Северного Кавказа после нашествия монголо-татар.

 

Задания для самостоятельной работы

На контурной карте отметить походы на Северный Кавказ войск Чингизхана, Батыя, Тимура. Отметить монгольские поселения на карте: Маджар, Нижний Джулат, Верхний Джулат.

 

Темы рефератов и сообщений:

· Повседневная жизнь монголо-татарского города (На примере г. Маджар)

· Религиозные верования монголо-татар и принятие официального ислама.

 

Источники и литература

Основная:

  1. История народов Северного Кавказа.Т.1. (с древнейших времен до XVIII в.) М., 2003.
  2. Юрченко А.Г. Хан Узбек: между империей и исламом (структуры повседневности). // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. IX. Ставрополь, 2009. С.415.
  3. Плано Карпини. История монголов. //https://www.hist.msu.ru

 

Дополнительная:

1. Бабенко В.А. Памятники Золотой Орды на Ставрополье в трудах Г.Н. Прозрителева. //Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VIII. Крупновские чтения 1971-2006. М., 2008. С.663.

2. Бабенко В.А. Сырцовые погребальные сооружения эпохи Золотой Орды в Центральном Предкавказье и Калмыкии. //Диалог городской и степной культур на евразийском пространтве. Материалы IV Международной конференции посвященной памяти профессора МГУ Г.А. Федорова-Давыдова. 30 сентября – 3 октября 2008 года. Азов, 2009.

3. Егоров В.Л. Проблемы изучения Золотой Орды. //Диалог городской и степной культур на евразийском пространтве. Материалы IV Международной конференции посвященной памяти профессора МГУ Г.А. Федорова-Давыдова. 30 сентября – 3 октября 2008 года. Азов, 2009.

4. Зиливинская Э.Д. Золтоордынские мечети Кавказа. //Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VIII. Крупновские чтения 1971-2006. М., 2008. С.620.

5. Магомедов Р.М., Криштон А.Е. Борьба против татаро-монгольских захватчиков на Северном Кавказе и ослабление власти Золотой Орды. Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы (СКНЦВШ). Общественные науки, 1978. № 3.

6. Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар. Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 5. Ставрополь, 1953.

7. Назимов И.И. Легитимность власти Улуса Джучи (Орды) над русскими землями. //Преподавание истории в школе. 2009 //https://pish.ru/category/articles/articles2009



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: