Содержание | Методические приемы |
План лекции 1.Экономическая сущность налогов и их функции 2.Налоговая система Республики Беларусь и механизм ее функционирования | |
Введение Налоговая система РБ выступает инструментом государственной политики и при помощи налогов в бюджет поступает до 90 % денежные средства. Актуальность темы обусловлена тем, что налоговая система в Республике Беларусь находится в стадии реформирования и на современном этапе развития общества создает ряд затруднений и, как следствие, неточности. В данной лекции ставится задача раскрыть сущность налоговой системы Республики Беларусь и механизма ее функционирования, а также определить перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь. | 2 мин. Актуальность темы Задачи лекции |
1.Экономическая сущность налогов и их функции Исследование природы налогов изначально велось в рамках учения о государстве, так как реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. На сегодня можно выделить экономическое и правовое определение понятия «налог». Различные авторы дают разные определения понятия налог, с экономической точки зрения.Так, например, д.э.н. проф. Н.Е. Заяц дал следующее определение: «налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта». Кишкевич Адам Данилович дал следующее определение «налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, установленные законодательством для организаций и физических лиц, взимаемые в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансирования общественных расходов». Н.И. Химичева под налогами понимает финансово-правую категорию, выражающуюся в обязательных и по юридической форме индивидуально-безвозмездных платежах организаций и физических лиц, установленных в пределах их компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему с определением их размеров и сроков уплаты. В тоже время профессором Ханкевич А.А. выдвинуто следующее определение «налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков» Итак, как экономическая категория: 1) налоги представляют собой обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономической ситуации, но строго императивно; 2) налоги охватывают различные доходы, различные группы граждан, виды деятельности, типы предприятий, отрасли, а также территории; 3) налоги обеспечивают (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступление государственных доходов; 4) налоги, используемые для пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе. Правовое определение дано в п.1 ст.6 Налогового кодекса Республики Беларусь: Налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная. Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране. Итак, во всех определения можно отметить сложившиеся два подхода: 1) налог рассматривается как форма проявления налоговых отношений, т.е. как обязательный платеж в казну государства; 2) интегральное определение налогов как совокупности присущих им свойств. | 20 мин Дать понятие Дать понятие Разъяснить Уделить внимание студентов Дать возможность обсудить полноту определений различных авторов и определение НК Рассмотреть функции налогов Привести примеры: прямые налоги – налог на прибыль, налог на недвижимость; косвенные – НДС, акциз Сделать вывод |
2.Налоговая система Республики Беларусь и механизм ее функционирования Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости. Налоговая система Республики Беларусь имеет свою структуру (рисунок 2.1). Что касается Республики Беларусь, то и в ней имеются особенности налогообложения, характерные для экономики peспублики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается: установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. Налоговая система имеет свой механизм — совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством существующего в каждой стране налогового законодательства (ст.6 Налогового кодекса Республики Беларусь. Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления — налоговые ставки и налоговая база. Кроме вида налога, налоговой базы и налоговой ставки к элементам налогообложения Республики Беларусь относится: объект налогообложения, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В Республике Беларусь в современных условиях хозяйствования ведется реформирование налоговой системы. Основными направлениями налоговой реформы являются: ♦ сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений; ♦ уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых налоговых льгот; ♦ построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет ♦ консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств; ♦ ослабление финансовых санкций. Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания. | 20 мин Дать понятие налоговой системы Охарактеризовать налоговую систему РБ Рассмотреть и обсудить особенности налоговой системы РБ Охарактеризовать элементы налоговой системы Уделить внимание основным путям реформирования налоговой системы РБ Сделать вывод по вопросу |
Заключение лекции Таким образом, следует отметить, что налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться. | 3 мин. |
Хрестоматия
Совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания
д.э.н. проф. Н.Е. Заяц
Налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
п.1 ст.6 Налогового кодекса Республики Беларусь
Совокупность налогов, принципов и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. С изменением форм государственного устройства меняется и налоговая система
Базылев Н.И.
Налоговая система предстает как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения и отмены налогов, соответствующих налоговому законодательству
Лемешевский И.М.
2.4. Контрольные вопросы
1. Какие функции должны выполнять налоги?
2. Назовите основные принципы налоговой системы.
3. Приведите формулы для определения уровня налогового бремени.
4. Какие платежи определяют прямые налоги?
5. Какие налоги относятся к косвенным?
6. Какие налоги относятся к общегосударственным и какие - к местным?
7. Для чего применяются налоговые льготы?
8. Отразите на графике кривую Лаффера и поясните ее суть.
9. В чем состоит сущность воздействия налогового механизма на организацию регулирования экономических процессов?
10. Каков механизм сдерживающей бюджетно-налоговой политики?
11. Как осуществляется государственное налоговое регулирование экономики при помощи неокейнсианской модели?
12. Каковы основы налогового регулирования при помощи неоклассической модели?
13. Каковы особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь?
Задачи и упражнения
Задание 1.
Тесты
1. К косвенным налогам не относится:
а) налог на добавленную стоимость;
б) налог на прибыль;
в) таможенная пошлина.
Ответ: б
2. Классификация налогов по объектам обложения предусматривает
следующие группы налогов:
а) государственные и местные;
б) на имущество, ресурсы, доход;
в) общие и местные.
Ответ: б
3. Величина налога с единицы обложения - это:
а) единица обложения;
б) источник налога;
в) налоговая ставка;
г) налоговая база.
Ответ: в
4. Юридическое или физическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог - это:
а) носитель налога;
б) субъект налога;
в) налогоплательщик;
г) все ответы верны;
д) верны б) и в).
Ответ: д
5. Налогообложение, которое усиливает дифференциацию населения - это:
а) прогрессивное;
б) пропорциональное;
в) регрессивное.
Ответ: в
Задание 2
Задачи
1. Допустим, сумма уплаченного налога с дохода 18000 у.е. равна 6000 у.е. Затем доход увеличился до 24000 у.е., а налог - до 9000 у.е. Определите среднюю и предельную налоговые ставки.
Ответ: Средняя ставка равна отношению налоговой суммы к доходу, предельная налоговая ставка – отношению изменения налоговой суммы к изменению дохода.
2. Определите налоговый мультипликатор при введении аккордного налога, равного 24 млрд. руб., МРС = 3/4. Чему будет равно изменение национального продукта?
Ответ: Мn= МРС/(1-МРС)
2. 6. Проблемные вопросы
1. Каким образом можно снизить налоговую нагрузку на предприятии?
Снижать налоговую нагрузку, чтобы не нанести ущерба бюджету и реализуемым за счет его средств экономическими и социальными программами, можно, только одновременно предпринимая компенсационные меры по увеличению налогооблагаемой базы.
Попытки правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета приносит успех в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет (тем более в условиях роста инфляции, но в дальнейшем большой налоговый пресс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.
Рост налогового бремени приводит к замедлению приток налоговых поступлений. И при условии прежнего увеличения расходов государства ситуация усугубляется ростом займов и дальнейшим увеличением бюджетных дефицитов.
2. К чему может привести сокращение налогов для экономики?
По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:
Во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);
Во-вторых, обеспечивает расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширение объемов производства;
В-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.
Основные понятия и категории
Налог.
Субъект налога.
Объект налога.
Источник налога.
Ставка налога.
Подоходный налог с физических лиц.
Подоходный налог с юридических лиц.
Акциз. Бюджетный дефицит.
Дискреционная фискальная политика.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика.
Список рекомендуемой литературы
1. Адаменкова, С.И., Евменчик, О.С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах. – Мн.: Элайда, 2005. – 568 с.
2. Заяц, Н.Е. Теория налога: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 220 с.
3. Дейко А. Налоги - залог стабильности государства //Белорусская думка. – 2009. - № 5. – С. 61-69.
4. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь // Директор. – 2009. – №6. – С. 15-17.
5. Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь /Под ред. А.Д. Кишкевич, А.А. Пилипенко. – Мн.: Тесей, 2002.
6. Лукьянова, И.А. Налоговое регулирование в государственной политике //Экономика и управление - 2011 - №1.- С. 25-29.
7. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть. – Мн.: Амалфея, 2004. – 112 с.
8. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях /В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под ред. В.А. Гюрджан. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. - 256 с.
9. Налоги и налогообложение: учебник /Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь. – Мн.: Выш.шк., 2003. – 303 с.
10. Особенности налогообложения в 2011 году /А. Гонаго // налоговый вестник. – 2011. - № 2. – С. 33-44.
11. Рыбинская, О.И. Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятий//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2004. - № 6. – С. 29-35
12. Сажина, М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – 2- е изд., пепераб и допол. – М.: НОРМА, 2006. – 672 с.
13. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. – М.: Юристъ, 2002. – 368с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформы, проводимые в системе образования, предусматривают новые требования к подготовке будущих специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Результаты проведенных теоретических исследований позволяют отметить, что главным средством высокого уровня профессиональной социализации личности должна выступать творческая деятельность учащихся в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин [5].
С целью оценки сформированности у учащихся знаний, умений и навыков при изучении экономических дисциплин были выделены следующие критерии их оценки: самостоятельность, умение анализировать, сравнивать и выявлять главное при изучении дисциплины; сложность вербальных и сенсорных операций профессиональной деятельности; осознанность изучения.
Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие основные выводы о системе экономического образования и методике преподавания экономических дисциплин.
1. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.
2. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса, определяющей его содержание.
Для формирования творческой активности будущего специалиста, развития его профессионально-познавательных потребностей и интересов, выработки способности инициативно решать стоящие перед ним задачи, для воспитания у него умения жить и работать в коллективе велико значение активных форм и методов обучения.
Традиционное обучение, в основе которого лежит воспроизводящая деятельность учащихся, не может создать необходимых условий для формирования творческих качеств личности, овладения умением решать проблемные задачи. Успешное выполнение этих требований возможно лишь при коренной перестройке традиционного учебного процесса, применения активных методов обучения. Именно такое обучение способствует созданию и развитию таких личностных качеств у учащихся как креативность, когнитивность, умение анализировать, обобщать, синтезировать знания, применять их в нестандартной ситуации.
В результате выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
1. На основании современных требований к будущему специалисту обоснована необходимость использования лекции при изучении экономических дисциплин.
2. На основе изучения и анализа различных литературных источников выявлена сущность лекции, изучены основные функции и виды.
3. Разработана методика проведения учебного занятия на основе требований к специалисту экономического профиля обучения по дисциплине «Экономика организации».
В заключении хочется отметить, что учебный процесс, построенный на совокупности требований к подготовке специалистов в современных условиях побуждает студентов (будущих специалистов) к развитию креативных способностей, к самообразованию, формирует профессиональную компетентность, которая является фундаментом профессионального мастерства.
Как некое универсальное по своей сути средство постижения мира, его созидания и преобразования (сначала виртуального, а потом и вполне реального), лекция меняет свой характер и содержание вместе со временем, отражая наиболее характерные перемены в жизни общества, в представлениях и ожиданиях людей.
Данная курсовая работа позволила развить умения по осуществлению рефлексии собственной педагогической деятельности; овладеть умениями педагогического проектирования учебных занятий; расширить и углубить, обобщить и систематизировать психолого-педагогические и предметные знания.
Мастерство преподавателя состоит в умении правильно оценивать взаимосвязь между содержанием и методами обучения, находить рациональные варианты взаимодействия. Преподаватели ищут способы совершенствования подготовки специалистов. Однако профессиональная деятельность требует интеграции знаний. Все это позволяет сделать вывод о необходимости усиления практического обучения и поиска соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на формирование комплексных (сложных) умений специалиста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры, дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кашлев. Рига, 1995.
2. Крамаренко, В. И. Методика преподавания экономических дисциплин. Учеб. пособие / В. И. Крамаренко и др. Симферополь: «Таврида». 1999.
3. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания. 2-е изд. Первая кни-га учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М.: Педагогическое об-щество России, 1999.
4. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателей высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999.
5. Трофимова, З. П. Технология обучения (Методические материалы для преподавателей) / З. П. Трофимова. Мн.: РИВШ БГУ, 1995.
6. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы (Минск, 16–17 марта 2000 г.) / БГУ. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи. 2001.
7. Хвесеня, Н. П. Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии // Учебное знание как основа порождения культурных форм в университетском образовании: Материалы науч.-практ. конф. (Минск, 14–15 ноября 2000 г.) / Центр проблем развития образования БГУ / под ред. М. А. Гусаковского. Мн.: Пропилеи.
8. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001.