Раздел 5. Методические рекомендации преподавателю




Дисциплина «Конституционно-правовая модель государственной власти субъектов Российской Федерации» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки магистра юриспруденции.

Дисциплина «Конституционно-правовая модель государственной власти субъектов Российской Федерации» является одной из дисциплин государственно-правового цикла и имеет большое практическое, прикладное значение. Преподавание дисциплины «Конституционно-правовая модель государственной власти субъектов Российской Федерации» строится на сочетании теоретических и практических форм обучения и должно обеспечить умение выпускников профессионально работать в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействовать с ними.

Учебная программа подготовлена на базе требований действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки магистра юриспруденции.

Курс «Конституционно-правовая модель государственной власти субъектов Российской Федерации» состоит из 9 тем. Он предусматривает проведение лекций, практических занятий, лабораторных работ.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При изложении материала преподаватель должен обратить внимание на усвоение терминологии, необходимой для адекватного и полного понимания и усвоения курсового материала. Для этого необходимо делать соответствующие записи на доске в течение всего занятия, а также широко использовать интерактивные технические средства (интерактивную доску), поскольку подобная информация тяжело воспринимается на слух.

В преподавании дисциплины используются активные формы и методы обучения, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, «круглые столы», вузовские конференции, применяются технические и программированные средства обучения.

Практические занятия проводятся по наиболее сложным для восприятия студентами темам курса и обеспечивают: контроль уровня подготовленности студентов; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений по политико-правовой проблематике; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

На практических занятиях повторяются основные вопросы темы, а также обсуждаются актуальные проблемы, позволяющие развернуть дискуссию, что способствует выработке у студентов навыков аргументированного выражения своей точки зрения. В целом именно практические занятия призваны привить студентам умение вести научную дискуссию, навыки публичного выступления.

Готовясь к практическому занятию, лабораторной работе, студент должен выполнить следующее:

· изучить (а при необходимости и законспектировать) основные разделы учебника (курса лекций);

· прочитать дополнительную литературу по теме;

· продумать ответы по вопросам практического занятия, быть готовым к выступлению, а также к дискуссии по спорным вопросам, что подразумевает готовность привести необходимую аргументацию той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой;

· при необходимости (а возможно, по желанию) подготовить сообщение, доклад (презентацию) или реферат по конкретному вопросу практического занятия.

В процессе занятий предполагается проведение внутрисеместровых промежуточных аттестаций, а также опросов в устной и письменной формах по пройденному учебному материалу. Также могут применяться такие формы проверки знаний, как самостоятельное выполнение студентом аудиторных тестовых заданий, проверочных работ, а также написание рефератов.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов (презентаций) студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам (презентациям).

Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине.

Письменные работы позволяют оценить умение анализировать использованные источники информации, формулировать выдвигаемые положения, аргументированно обосновывать выводы и рекомендации, правильно использовать отечественный и зарубежный опыт в практической части исследования.

При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

Практическое занятие включает в себя также элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план самостоятельной работы.

Лабораторные работы проводятся в форме разрешения конкретных правовых ситуаций (задач) при помощи информационно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», проведения деловых и ролевых игр, а также в виде экскурсий в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях ознакомления с их деятельностью. В рамках учебного курса по дисциплине «Конституционно-правовая модель государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрены встречи с представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, например города Москвы.

При подготовке к лабораторным работам необходимо вначале проработать теоретические вопросы, а затем решить конкретные задачи и ответить на поставленные вопросы.

В процессе подготовки к практическому занятию студент может воспользоваться консультациями преподавателя. В настоящей рабочей программе специально обозначаются проблемы, по которым рекомендуется сделать доклады (презентации). Докладчики должны освоить дополнительный материал и эффективно донести его содержание до своих товарищей, которые, в свою очередь, фиксируют главные идеи доклада (презентации) в рабочих тетрадях. Преподаватель регламентирует выступления (рекомендуемое время – 20–25 минут), позволяет задавать вопросы и делать реплики всем заинтересованным студентам. Он также может предложить для рассмотрения и иные актуальные темы.

В данной рабочей программе выделяются проблемы, по которым рекомендуется провести «круглый стол». Данная форма практического занятия предполагает обсуждение вопросов, возникающих в теории и практике организации и деятельности органов власти субъектов Российской Федерации. Как правило, это спорные вопросы, имеющие практическую значимость для правовой действительности и несомненный теоретический интерес для науки, а также широко освещаемые в средствах массовой информации и вызывающие общественный интерес. Несколько студентов, заранее выбравших какой-либо аспект темы, готовят выступления. При подготовке рекомендуется использовать дополнительную литературу. Поскольку в обсуждении должны участвовать все студенты группы, преподаватель предлагает всем заранее познакомиться с наиболее интересными для данной темы материалами. Ведущий – преподаватель или студент – дает каждому выступающему
от 15 до 20 минут для доклада. Регламент для вопросов – 5–7 минут. После запланированных выступлений важно предоставить возможность высказаться всем желающим. В заключительной части преподаватель делает короткое резюме.

В процессе изучения дисциплины «Конституционно-правовая модель государственной власти субъектов Российской Федерации» проводится такая форма практического занятия, как деловые и ролевые игры.

Практические занятия могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с докладами (презентациями) по отдельным проблемным темам. Основу докладов (презентаций) составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно текст доклада (презентации) предварительно представить преподавателю для ознакомления.

Кроме того, возможно проведение тематических (проверочных) контрольных работ и тестов.

Форма проведения практического занятия, прежде всего, зависит от уровня знаний студентов, от степени их подготовленности к нему. Никакие дискуссии, споры, деловые и ролевые игры, никакие формы состязательности невозможны, если студенты не готовы к занятию.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью подготовки магистра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Университета, библиотеки) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Основная задача данной формы обучения – сформировать у студентов практические навыки, умение применять накопленные теоретические знания на практике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: