Возрастные особенности контингента обучающихся в ВУЗе




Глава 1. Физическое воспитание студенческой молодежи

Содержание программы физического воспитания студентов

 

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые раз­рабатываются и утверждаются Министерством образова­ния РБ. Государственная программа физического воспитания оп­ределяет обязательный для студентов всех вузов объем физкуль­турных знаний, двигательных умений, навыков и уровень разви­тия физических качеств.

Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, конт­рольный.

Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладе­ние студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретичес­кий раздел формирует мировоззренческую систему научно-прак­тических знаний и отношение к физической культуре.

Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций.

Лекционный курс читается по следующим темам: «Физиче­ская культура в общекультурной и профессиональной подготов­ке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента», «Психо­физиологические основы учебного труда и интеллектуальной де­ятельности. Средства физической культуры в регулировании ра­ботоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических уп­ражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самокон­троль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студен­тов».

Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения реко­мендуемой литературы.

Практический раздел. Учебный материал данного раздела на­правлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методике-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных груп­пах. Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирова­ния учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творчес­кое овладение методами, обеспечивающими достижение практи­ческих результатов. Каждое методико-практическое занятие согла­суется с соответствующей теоретической темой.

Программой предусматривается следующий перечень обязатель­ных методико-практических занятий, связанных с лекци­онным курсом:

— методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передви­жения на лыжах, плавание);

— простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

— методика составления индивидуальных программ физичес­кого воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);

— основы методики самомассажа;

— методика коррегирующей гимнастики для глаз;

— методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;

— методы оценки и коррекции осанки и телосложения;

— методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития;

— методы самоконтроля за функциональным состоянием орга­низма;

— методика проведения учебно-тренировочного занятия;

— методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта;

— методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;

— основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;

— методы регулирования психоэмоционального состояния, при­меняемые при занятиях физической культурой и спортом;

— средства и методы мышечной релаксации в спорте;

— методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;

— методика проведения производственной гимнастики с уче­том заданных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятия направлены на при­обретение опыта, творческой практической деятельности, дости­жение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способнос­тей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и фун­кциональной подготовленности в период обучения в вузе, явля­ется отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыж­ковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, уп­ражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.

Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.

Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физичес­кой и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тре­нировочных занятий выступают зачетные требования и практичес­кие нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разра­батываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом спе­цифики подготовки специалистов в данном учебном заведении.

Обязательными тестами, определяющими физическую подго­товленность студентов, являются:

1) бег на 100 м;

2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины);

3) бег на 1000 м (женщины) и 1500 м (мужчины).

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.[1, 10]

 

Возрастные особенности контингента обучающихся в ВУЗе

 

В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам (молодежный возраст считается 19—28 лет), Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.

Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физическое воспитание приобретает значение эффективного формирующего фактора при направленном приме­нении средств и методов в соответствии с индивидуальными данными физического развития и физической подготовленности студентов.

Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких и др.). Оценка морфофункциональных данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показателей с имеющимися в литературе стандартами физического развития, таблицами оценки уровня гармонии физического раз вития, использования метода индексов и др. [3, 5, 9]

Известно, что возраст человека накладывает определенный отпечаток на его психологию, мотивы поведения, интересы. Социологические исследования показывают, что в целом студенческая молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой, спортом. Вместе с тем у большой части юношей и особенно девушек не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. В силу этого обстоятельства не создаются необходимые психологические предпосылки для лучшего усвоения учебной программы к предмету. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье студентов. Вот по­чему формирование соответствующей мотивации деятельности надо рассматривать как одну из важнейших педагогических задач. Развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов дол­жно осуществляться на основе:

— усиления социально значимой мотивации интереса;

— повышения качества учебного процесса;

—дальнейшего улучшения условий занятий по физическому воспитанию;

— сообщения студентам большего объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в заня­тиях физической культурой и спортом;

— установления взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству и пр.);

— более тщательного учета желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: