Направленность общеразвивающей программы дополнительного образования.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы Ю.П. Анохин
«_____» сентября 2015г.
ПРОВЕРЕНО
зам. директора по УВР Т. И. Аягут
«____» сентября 2015г.
 

 

Рабочая общеразвивающая программа

Дополнительного образования

На 2015-2016 учебный год

Название курса ___Рукодельница

Класс_________2-4____________________________

 

Учитель ___Соболь Елена Стефановна,II кв. категория


Пояснительная записка

Направленность общеразвивающей программы дополнительного образования.

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Рукодельница» является:

· по направлению - общекультурной;

· по виду – художественно - прикладное творчество;

· по форме организации - кружковой;

· по времени реализации – одногодичной.

Программа разработана на основе программ общеобразовательных учреждений «Технология» под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Брянского ГПИ В.Д.Симоненко и в соответствии с Положением о рабочих дополнительных общеразвивающих программах МБОУ СОШ №6.

Актуальность программы обусловлена тем, что предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

К числу наиболее актуальных проблем относится:

– создание условий для развития ребенка;

– развитие мотивации к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– профилактику асоциального поведения;

– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Полный курс обучения по данной программе усиливает стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования. В процессе овладения основами производства предметов творчества дети реализуют свои способности, способствующие развитию у них бережного отношения к своему и чужому труду. Программа воспитывает интерес к традициям народного прикладного творчества, что помогает детям активно участвовать в общественной жизни школы, а именно выставках и конкурсах.

Педагогическая целесообразность программы объясняется возможностью каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

1. Формирование ценностных основ культуры личности, т.е. обогащение внутренней культуры и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде.

2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании.

Главный педагогический принцип, благодаря которому создана эта программа – любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития. Поэтому при организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

  • ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся;
  • потребности, интересы воспитанников;
  • уровень развития и самооценка ребенка,
  • к каждому ребенку применяется индивидуальный подход.

Еще один немаловажный педагогический принцип, это создание ситуаций успеха для каждого ребенка. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

Цели программы:

  1. Удовлетворение потребностей обучающихся в овладении основами художественного ремесла.
  2. Создание условий для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия: кройка и шитье, вязание крючком и спицами, вышивка.
  3. Содействие жизненному самоопределению учащихся.

Задачи:

1. Обучающие

  • Обеспечение условий для творческой активности и самореализации учащихся.

· Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

· формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени.

· Формирование умения самостоятельно планировать деятельность.

· Формирование умения решать творческие задачи.

· Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

2. Воспитательные

· Воспитывать уважение к труду;

· Воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

· Воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

· Обеспечивать профилактику асоциального поведения;

· Формировать навыки самоконтроля.

3.Развивающие

· Развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

· Формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

· Содействовать формирование всесторонне развитой личности;

· Создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в модульной подаче материала, что дает возможность учащимся расширить технологические возможности и наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена наличием в школе творческой мастерской, которая оборудована всеми необходимыми инструментами и материалами. Практические занятия по программе связаны с использованием ИКТ. Содержание курса объединено в 4 тематических раздела, каждый из которых реализует отдельную задачу по обучению и развитию у детей различных технологических умений и навыков. Все образовательные разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, уме­нию создавать собственные проекты.

На занятиях дети знакомятся с различными видами народных ремесел, изучают передовые технологии обработки материалов, а также стараются изучить и сохранить уже существующие много лет народные традиции. Значительное место в программе занимает региональный компонент: изготовление национальных кукол – акани, изучение и вышивка народных орнаментов, отделка изделий мехом и бисером.

Для того, чтобы подвести детей 7-10 лет, к освое­нию технологических знаний, предлагается метод создания алгоритмов на основе набора проблемных, проектно- технологических ситуаций, задач и заданий, предложенных учителем. Ребенок данного возраста должен научиться не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения различным видам рукоделия является разъ­яснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит:

· Мотивация и целеполагание действий;

· Действия с реальными объектами в сочетании с моделями, схемами, знаками и символами, фиксирующие объекты и способы их преобразования.;

· Действия в речевом плане;

· Выполнение действий в умственном плане (для некоторых умений и навыков).

Обучение по данной программе строится таким образом, чтобы при изучении каждого блока школьники могли выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения; выполнять эскизы, простейшие чертежи и схемы; осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов; комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия; выбирать необходимые материалы и инструменты; планировать свою деятельность; оценивать процессы и результат своего труда; выполнять индивидуальные или коллективные творческие проекты. В результате такой доступной и посильной работы школьники усваивают необходимые общетрудовые и специальные знания и приобретают умения и навыки преобразовательной деятельности на высоком уровне осознанности, обобщенности и самостоятельности.

Набор в группу детей – свободный. В группе количество обучающихся не должно превышать 16 человек. Занятия проходят в мастерской, где 16 посадочных мест. Кроме того, методика обучения предполагает индивидуальный показ и отработку приемов работы с каждым учеником.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7до 10 лет

Срок реализации образовательной программы -1 год.

Количество часов за год -140.

Продолжительность занятий составляет:2 раза в неделю по 2 часа.

Формы подведения итогов освоения программы:

Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы проводится в форме итоговых занятий, выставок по итогам обучения, участия в выставках разного уровня. В процессе просмотра работ происходит обсуждение ориги­нальности замысла и его воплощения автором, сравнение раз­личных техник выполнения и уровня мастерства. В конце года готовится боль­шая выставка творческих работ, в которой участвуют лучшие работы, созданные учащимися в течение года.

Первый год обучения знакомит детей с основами художественного ремесла. Основные задачи: помочь ребенку преодолеть чувство страха перед новым, неизвестным; дать возможность поверить в успех и в свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развить мелкую моторику рук, глазомер; освоить приемы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполняются по образцу. Детям предлагается изучить основы ручной вышивки, основы работы на швейной машине и основы ручного вязания крючком и спицами.

Формы занятий:

коллективная, групповая, индивидуальная;

• лекция, экскурсия, мастерская, фестиваль, отчетная выставка;

• вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая часть.

 

Учебно-тематический план

№ пп Раздел, тема Количество часов
Всего Теоретич. занятия Практич. занятия
  Вышивка.      
  Кройка и шитье.      
  Вязание спицами.      
  Вязание крючком      
  ИТОГО      

 

Содержание курса

Раздел 1. Вышивка.

Содержание материала:

Правила поведения в мастерской и техника безопасной работы с иголками, булавками, ножницами, утюгом. История возникновения и развития вышивки. Классификация вышивок. Инструменты и материалы. Подготовка к работе. Способы нанесения рисунка. Цветовые сочетания. Ритм, орнамент. Технология ручной вышивки. Пять простейших швов: вперед иголку, строчка, веревочка, стебельчатый, козлик. Выполнение вышитого изделия с использованием изученных швов. Знакомство с журналами по рукоделию. Различные виды глади: односторонняя, двусторонняя, английская, белая, узелковая. Выполнение вышитого изделия. Оформление и уход за вышитыми изделиями.

Формы занятий: комбинированное, практическое.

Методическое обеспечение:

Методы организации занятий:

· Словесный-беседа, объяснение нового материала, рассказ, работа с книгами и журналами по рукоделию;

· Наглядный – демонстрация картин, вышитых работ, иллюстраций, показ приемов работы, работа по образцу.

· Практический – выполнение упражнений, практических работ.

Приемы работы на занятиях: упражнения, устное изложение, рассказ, объяснение нового материала, работа с книгой, работа с инструкционной картой, демонстрация иллюстраций, работа по образцу, практические задания, самостоятельная разработка идеи.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие швейной мастерской.

Из дидактического обеспечения необходимо наличие схем вышивки, эскизов, картин, панно, журналов по рукоделию, образцов вышивки. Также может быть использована компьютерная программа «Вышивка крестом».

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, фломастер, маркер, иллюстрации, альбомы, лоскуты однотонной ткани, нитки мулине 6-8 цветов, канва, иголка с большим ушком, пяльца, наперсток, ножницы.

Раздел 2.Кройка и шитье.

Содержание материала: Техника безопасной работы с утюгом и швейной машиной. Инструменты и материалы, необходимые для кроя и шитья. Устройство швейной машины. Простые машинные швы: стачной, краевой зигзаг. Лоскутная пластика. Выполнение изделия в стиле печворк. Шитье мягкой игрушки по готовой выкройке. Изготовление сувениров к Новому году из ткани: сапожок и мешочек для подарков.

Формы занятий: комбинированное, практическое.

Методическое обеспечение:

Методы организации занятий:

· Словесный-беседа, объяснение нового материала, рассказ, работа с книгами и журналами по рукоделию;

· Наглядный – демонстрация швейных изделий, иллюстраций, показ приемов работы, работа по образцу.

· Практический – выполнение упражнений, практических работ.

Приемы работы на занятиях: упражнения, устное изложение, рассказ, объяснение нового материала, работа с книгой, работа с инструкционной картой, демонстрация иллюстраций, работа по образцу, практические задания, самостоятельная разработка идеи.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие швейной мастерской. Из дидактического обеспечения необходимо наличие эскизов, журналов по рукоделию, образцов швейных изделий, лекал и выкроек, инструкционных карт. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, иллюстрации, альбомы, лоскуты разноцветной ткани, нитки, иголка, наперсток, ножницы, утюг, гладильная доска, швейная машина.

Раздел 3. Вязание спицами.

Содержание материала: Техника безопасной работы спицами. Основные правила выбора спиц и пряжи для вязания спицами. Основные приемы вязания спицами: набор петель, лицевые и изнаночные петли, окончание работы. Правила составления и чтения схем. Прибавление и убавление петель.Выполнение прихватки. Раппорты узоров, их запись. Изготовление повязки на голову.

Формы занятий: комбинированное, практическое.

Методическое обеспечение:

Методы организации занятий:

· Словесный-беседа, объяснение нового материала, рассказ, работа с книгами и журналами по рукоделию;

· Наглядный – демонстрация вязаных изделий, иллюстраций, показ приемов работы, работа по образцу.

· Практический – выполнение упражнений, практических работ.

Приемы работы на занятиях: упражнения, устное изложение, рассказ, объяснение нового материала, работа с книгой, работа с инструкционной картой, демонстрация иллюстраций, работа по образцу, практические задания, самостоятельная разработка идеи.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие швейной мастерской. Из дидактического обеспечения необходимо наличие эскизов, журналов по рукоделию, образцов вязаных изделий, инструкционных карт, схем узоров для вязания спицами. Также может быть использована компьютерная программа «Вязание спицами».

Из дидактического обеспечения необходимо наличие эскизов, журналов по рукоделию, образцов вязаных спицами изделий, схем, инструкционных карт. Для занятий по программе необходимы следующие инструменты и материалы: вязальные спицы № 2-5; нитки вязальные шерстяные 3-4 цветов, ножницы, иголка с большим ушком.

 

Раздел 4. Вязание крючком.

Содержание материала: Техника безопасной работы крючком. Основные правила вязания крючком. Выбор крючка и пряжи. Материаловедение. Свойства натуральных и химических волокон. Основные приемы вязания крючком: воздушные петли, полустолбики, столбики без накида, столбики с накидом, столбики с двумя накидами. Вязание по кругу. Правила чтения схем. Прибавление и убавление петель. Изготовление мышки. Вязание полотна квадратной формы: прихватка. Вязание по схемам: салфетка. Уход за готовыми изделиями.

Формы занятий: комбинированное, практическое.

Методическое обеспечение:

Методы организации занятий:

· Словесный-беседа, объяснение нового материала, рассказ, работа с книгами и журналами по рукоделию;

· Наглядный – демонстрация вязаных изделий, иллюстраций, показ приемов работы, работа по образцу.

· Практический – выполнение упражнений, практических работ.

Приемы работы на занятиях: упражнения, устное изложение, рассказ, объяснение нового материала, работа с книгой, работа с инструкционной картой, демонстрация иллюстраций, работа по образцу, практические задания, самостоятельная разработка идеи.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие швейной мастерской. Из дидактического обеспечения необходимо наличие эскизов, журналов по рукоделию, образцов вязаных изделий, инструкционных карт, схем для вязания крючком. Также может быть использована компьютерная программа «Вязание крючком».

Из дидактического обеспечения необходимо наличие эскизов, журналов по рукоделию, образцов вязаных крючком изделий, схем, инструкционных карт. Для занятий по программе необходимы следующие инструменты и материалы: вязальные крючки № 2-5; нитки х\б и шерстяные 3-4 цветов, ножницы, иголка с большим ушком.

По окончании 1 года обучения:

Ученик будет знать:

1Историю создания вышивки.

2.Инструменты и материалы для вышивки.

3.Технологию выполнения ручных стежков.

4.Сочетание цветов при подборе ниток.

5.Классификацию тканей. Свойства натуральных тканей.

6.Инструменты и приспособления для шитья.

7.Технику безопасной работы с иголками, булавками, ножницами, утюгом и швейной машиной.

8.Основы лоскутной техники.

9.Технологию изготовления простых швейных изделий

10.Начальные сведения о свойствах пряжи, спицах, крючках.

11.Иметь представление о пропорции.

12.Начальные сведения о цветовом сочетании.

13.Различать понятия: «раппорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур», «лицевая и изнаночная петля», Цепочка из воздушных петель».

14.Иметь представление о народных традициях.

Ученик будет уметь:

1.Вышивать в технике «крест», «гладь», бисером и стеклярусом.

2.Выполнять эскизы для вышивки.

3.Шить на швейной машине.

4.Использовать в работе готовые лекала.

5.Технологически грамотно производить раскрой.

6. Владеть навыками работы со спицами и крючком.

7.Пользоваться схемами вязания рисунка.

8.Изготавливать сувенирные изделия.

9.Работать по шаблону.

10.Вывязывать узоры на основе лицевых и изнаночных петель.

11.Прибавлять и убавлять петли.

12.В процессе работы ориентироваться на качество изделия.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

Преобразовывать материалы в личностно и общественно значимые материальные продукты;

Рационально организовывать рабочее место в соответствии в используемым материалом.

Ученик способен проявлять следующие отношения:

Бережное отношение к инструментам и материалам;

Уважение к результатам своего и чужого труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: