В Волгограде представили макет нового стадиона для ЧМ-2018 3 глава




Казаки усвоили все приемы рыбной ловли и охоты, веками на-

 

Древнейшая гончарная печь для обжига керамики

 

аОШ

копленные в здешних местах степными народами. Орудия, которыми они пользовались и пользуются для рыбной ловли, находят в древнейших могильниках — это бесчисленные ловчие корзины, сети, всевозможные багры, остроги и иные снасти.

Удила, стремена,

подкова

и наконечники

стрел из

поселений половцев

Железный половецкий казан на тагане

Разрезной кафтан и шаровары одежда степняков

Мягкие сапоги без каблуковичиги

Особенностью охоты и рыбной ловли на берегах Дона, Хопра, Днепра, Терека, Сула-ка, Урала было то, что казаки (а до того их предки: бродники, половцы, хазары) охотились и ловили рыбу промысловыми ватагами, коллективно. Промысловая артель была дисциплинированна, в ней строго распределялись обязанности, справедливо, по предварительному уговору, делилась добыча.

Именно на рыбных промыслах и на загонной охоте отрабатывались основы казачьего воинского мастерства. Как это принято у охотничьих народов, казаки тщательнейшим образом оберегали места нереста рыбы, строго регулировали число зверя, чтобы не истощить природные запасы. Отголоски древних времен можно отыскать в отношении казаков к своим родовым рекам, которым они и до сих пор молятся, оборотясь к ним лицом, как к церковному алтарю, а иногда стоя по колено в воде.

Именно здесь, по берегам рек-кормилиц, и возникали, может быть, на местах древних городищ

 

Оголовье половецкого

ушедших народов, первые казачьи поселения и городки. В названиях некоторых из них слышатся не всегда известные потомкам древние понятия: «Чиганаки» (тюрк, свайный поселок, поселение на воде), «будун» (тюрк, глинобитное строение, отсюда в украинском языке слова будынок — дом и буду ваты — строить). Будуны ставились в степи, в местах сезонного прохода стад. Это древние охотничьи промысловые станы.

Не случайно первых казаков считают кочевниками. Однако не следует путать кочевников-ското водов и кочевавших от одного охотничьего стана к другому кочевников-охотников. Если скотоводы, как принято считать, шли в новые земли в поисках пастбищ, то охотники передвигались от одного становья к другому, следуя за сезонными передвижениями зверя. Охотники строили постоянные землянки или полевые станы, которыми регулярно пользовались десятки лет и которые как родовое имущество передавались по наследству. Подобный способ жизни неожиданно воскрес в Семиречье, куда казаки переселились в XIX веке и где они образовали Се-миреченское казачье войско. И сейчас еще живы сравнительно нестарые потомки казаков-охотников из долин рек Или и Чу, кото рые вместе с родителями кочевали из одной землянки к другой, не имея постоянного дома в станице или хутора. Своим родовым юртом они считали не земли, а охотничьи угодья и ловы.

Особый род казачьих занятий составляла «баранта» — угон ско та, которым занимались так назы ваемые гулебщики. Назывались они гулебными потому, что действовали самостоятельно, без разрешения атамана и казачьего круга. Поэтому в случае их поимки и гибели станичное общество не несло за них ответственности и за них никто не мстил (как за Кавказ

ских абреков). Однако главным занятием гулебщиков было не скотокрадство, а торговля и обмен — прежде всего лошадьми, которых в казачьих землях было несметное количество и которые были чрезвычайно дешевы. Сохранились известия о том, что в казачьи городки приходили различные ремес-

Обувь из телячьей кожи — башмаки. Башмак (тюрк.) — теленок

ленники, например портные, и на заработанные деньги всегда очень дешево покупали замечательных коней.

В казачьих поселениях, в основном на Кавказе, разводили виноград и готовили вино. И хоть казаки не занимались хлебопашеством, огороды они разводили. Именно оттуда, из половецкой степи, которую иногда еще по старой привычке называют Диким полем, принесены были на Русь почти все бахчевые культуры -потому они и называются по-половецки: гар-буз — тыква, кабак -дыня, кабачок, кавун — арбуз.

Половецкое седло XI — XII веков

СТАНИЧНЫЕ РЕМЕСЛА

Ученые подсчитали, что каждый крестьянин владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, благополучно забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но кроме этого в память о тех временах, когда предки казачества были жителями городков, каждая станица была еще и местожительством ма стеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особен-

жении столетий разводили пуховых коз, и здесь с незапамятных времен вязали сказочной красоты пуховые платки. Позднее это искусство казаки-хоперцы занесли в

Бочка, ушат, бадья и бочонок

стерство включало в себя несколько десятков специальностей: кожемяки, красильщики и т. д. Завершалось кожевенное производство мастерством шорников — мастеров по изготовлению конской сбруи и седельников, нагаечни-ков. Валяльщики-шерстобиты катали валенки и валяли кошмы, бурки, тончайшие войлоки, из которых шились и валялись непромокаемые балахоны.

Разумеется, по всем войскам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и ма стера-оружейники, ковавшие булат. Терские казаки владели всеми секретами плетения из тонких нитей и «запекания >>-закал и вания булатных клин ков. Такие мастера славились. Их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

делия — от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых корзин до плетеной мебели, изготов лением которой особенно слави-

Казачья керамика с древним орнаментоя

 

Бондарь «ровняет клепку».

 

Корзинщик с учениками. Казачата плетут «морды» и «вентеря»снасти для ловли рыбы

Оренбургское войско, откуда идут нынче по всему миру прославленные и воспетые в песнях оренбургские платки.

Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников... Последнее ма-

Кроме этого станичного деления внутри каждого хутора, каждой станицы, на каждой улице жили мастера самых разных профессий. Больше всего было, конечно, гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетеные из-

лись уральцы, — использовали в казачьих землях с древнейших времен.

Высочайшими мастерами были донские, кубанские и терские виноделы. Первое русское шампанское изготовлено на Дону! А кубанские и терские вина славились со времен Хазарии, и с той поры винодельческие традиции здесь не прерывались.

Во всех казачьих землях были, есть и будут, пока живы степи и горные луга, пасечники, водившие пчел и едва ли не заливавшие медом половину России. Славились мельники, умевшие поймать в степях малейший ветер в крылья ветряков и моловшие даже в ура ганы, а в горах ставившие водяные мельницы на крошечных ручьях чуть ли не за сутки...

Садовники, бахчевники — слава о них гремела на парижских выставках и русских ярмарках. Но были профессии, овеянные особой славой и окруженные мис-

Гончар за работой на гончарном круге

тическим страхом. Одной из них была профессия «лозоходца» — мастера, который с ореховой рогулькой в руках по дрожанию прутика отыскивал воду в степи. Это были особые люди, как и пасечники, ведшие полумонашеский образ жизни, стремившиеся и к телесной, и к душевной чистоте. Особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа

Традиционная казачья медная посуда

была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому очень часто колодцы копались «по обету» -людьми, «замаливавшими грех».

Казачки катают кошму — ковер из войлока

 

Станичный кузнец

Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники в складчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читалась Псалтырь.

О чем думал он, пробиваясь через меловые и песчаниковые пласты иногда на глубину до сорока метров и оплетая стенки вокруг себя ветками караича? Что вспоминал? О ком молился? Появление воды в колодце означало, что обет исполнен и Бог простил грех давшего обет. Но вода могла быть соленой или горькой. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.

Колодцы и реки помнили на вкус: Ак-су - белая (чистая) вода (Аксай), Су-б-ан - сладкая вода (Кубань). Колодцы увенчивали надписи: «Люди добрые, воды ис-пейтя и казаков бедных пожалей-

Горизонтальный ткацкий станок

тя. Грехи им проститя и в молитвах помянитя», «Сей колодец выкопал по обету донской казак раб Божий Степан в память матери

Степной колодецдукан. У таких колодцев ставили деревянное сооружениеблок на треноге (чигирь) и с помощью верблюдов или коней поднимали воду

Шорники мнут кожу

рабы Божией Агрофены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как слезы матери моей, пролитые по мне».

Ближе ста саженей от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в трехстах саженях от колодца.

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО. САМОУПРАВЛЕНИЕ

Булава и пернач — знаки атаманской власти

не мог

20

Бунчуки

С

древности казаки жили самостоятельными и ни от кого не зависящими общинами — казачьими станицами. Каждая из них представляла собой миниатюрное государство республиканского тина. Станица имела территорию — «юрт», границы которой в XVIII веке были определены достаточно четко. Изменить их могли только с согласия станичного общества, что со времен Екатерины II российским правительством подтверждалось неоднократно. В XVIII веке в станичных юртах стали возникать отдельные поселения, именовавшиеся хуторами. Число их в пределах од ной станицы могло исчисляться десятками. Население станицы и принадлежащих ей хуторов называлось станичным обществом. Казак имел гражданство одного из казачьих станичных обществ. Никто, кроме самого станичного общества, даже сам император, дать или отнять это право.

Все наиболее важные дела решались на общем собрании совершеннолетних мужчин-станичников, называвшемся казачьим кругом или станичным сбором.

По старинным актам известны кру ги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ были собранием полноправных членов представите лей народа.

Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей станиц всего округа. Высшим счи тался круг валовой, куда собирались представители всего казачества. Он решал

особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд находился в отлучке и не голосовал.

Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название «коло» (круг). Круги были высшим проявлением демократии и вольнолюбия, поэтому каждый тоталитарный режим старался их уничтожить.

На Дону круги были запрещены в 1721 году Петром I и заменены станичными сборами, где казакам зачитывались указы и постановления властей. Несмотря на запрещения и кровавые репрессии (так, в 1771 году начальник гарнизона Яиц-кого городка полковник Траубенберг приказал стрелять картечью из пушек по казачьему кругу, что послужило одной из причин Пугачевского восстания), на Урале (Яике) в 1775 году станичные и хуторские (поселковые) круги все-таки сохраняли традиции ка зачьей демократии. В 1917 году во всех казачьих землях эта основа казачьей жизни (^ала полно стью восстановлена. Последний Конституционный круг Дона, Кубани и Терека созывался в янва ре 1920 года.

Проводили круги по празд ничным дням церковного Православного календаря на площади (майдане), расположенной перед g станичным храмом. Все присутствовавшие были равны независи-

Один из видов наказаний — посадка на цепь

мо от богатства или занимаемых ими должностей на царской службе. Власть возглавлял станичный атаман, избираемый на год, впоследствии — на три года. В XIX XX веках это в большинстве случаев были рядовые казаки или урядники, хотя в некоторых станицах жили до десятка генералов, не говоря об офицерах меньших

Казачий круг на Дону. XVI1 век

Медаль станичного судьи начала XIX века

рангов. Атаману избирали помощников — есаула и судей, в старину именовавшихся «подписными стариками». Атаман и судьи составляли станичное правление. Впоследствии состав правлений расширился, а судьи, выделившись из правления, стали составлять самостоятельные станичные суды. Если приемлемого для всех сторон решения суд не находил или правонарушение было очень серьезным, дело выносили на рассмотрение казачьего круга. Суды руководствовались казачьим «обычным», или «станичным», правом. Наказания были самыми разнообразными. Могли заставить провинившегося напоить вином весь станичный сбор. Могли приковать цепью к позорному столбу. Могли выпороть плетьми, но это наказание с 60-х годов XIX века уже не применялось. За очень серьезные преступления (воровство, конокрадство и т. п.) наказывали изгнанием из станицы навсегда или смертью. Преступников обычно топили в реке. На несколько соседних станиц избирался еще один суд, в котором можно было

обжаловать решение станичного суда. Он назывался «суд почетных станичных судей».

С возникновением хуторов появились хуторские сборы и атаманы, обязанные подчиняться решениям станичных сборов и атаманов, но сохранявшие самостоятельность в решении чисто хуторских проблем. С увеличением населения в казачьих станицах на станичные сборы стали избирать делегатов от определенного числа дворов.

Для обороны и заключения военно-дипломатических договоров казачьи станицы объединялись в «войска». Сам термин «войско» не был военным. По сути, это перевод на русский язык слова «орда». Во главе казачьих войск стояли войсковые атаманы, в старину ежегодно избираемые войсковым кругом. В помощь им избирались войсковые есаулы. На время похода избирались походные атаманы и есаулы. Права вмешиваться во внутренние дела станиц войсковые круги и атаманы не имели, не было и общевойскового гражданства. В старину войсковой круг был и высшей судебной инстанцией, где, руководствуясь «войсковым» правом, рассматривали дела об измене казачеству. Это считалось самым тяжким преступлением, и наказание было одно — смерть. В таких случаях нередко вешали на корабельном якоре, поставленном на базарной площади.

На Волге, где казаков было достаточно много, и в ряде других регионов общевойсковых органов правления создать не сумели, и казачество в этих местах постепенно сошло на нет.

Древнюю традицию проведения войсковых кругов и выборов вой сковых атаманов казаки смогли ненадолго возродить лишь после падения династии Романовых в 1917 году. Тогда же в казачьих

Чернильница писаря и станичная печать

 

республиках Дона, Кубани, Терека и других были разработаны и приняты самые демократические на тот момент конституции в мире и самое передовое законодательство. Так, женщины-казачки уже летом 1917 года принимали участие в выборах Донского войско вого атамана Каледина.

Государство диктатуры пролетариата демократизм казачества и его приверженность своим правам ни в коей мере не устраивали. В 1921 году казаки были окончательно лишены своих старинных прав.

Насеки

Войсковые круги проходили во время Великой Отечественной войны на территориях, оккупированных немецкой армией, где казаки Дона и Кубани попытались возродить свою самобытность. Послед-иш». походн ым ат аманом Войска Дон^кЪп?,11аИ§Я!И?Ьвой зсм.те_бь^ в 1942 году избран С. Павлов. Отступавшие с немецкой армией каза ки провели последний круг в апреле 1945 года в Берлине, где походным атаманом был избран Гельмут фон Панвиц. И это был един ственный случай за всю историю казачества, когда атаманом был избран не родовой казак.

Первый круг возрождения казачества собрался в июле 1990 года в Москве, где выборщики от 70 тысяч казаков разных областей учредили первую казачью организацию возрождающегося казачества — Союз казаков — и выбрали первого со времени запрета атамана — потомственного донского казака станицы Гниловской А. Мартынова.

ДРЕВНЕЙШИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ

К

онечно же, они не сохранились в их прежнем обличье. Смысл многих когда-то религиозных и магических действий сегодня забыт, и почему люди поступают так, а не иначе, сами они, как правило, объяснить не могут. Кубанские и донские казаки, например живущие в Приазовье и Причерноморье, при погребении кладут умершим в левый рукав серебряные монетки. Зачем? По обычаю. А обычай древнегреческий. Это монетки для платы Ха-рону, который перевозил души умерших через Стикс, реку забвения, в царство мертвых — подземный Аид.

Примечательно, что этот обычай сохранился в тех местах, где две тысячи лет назад были греко-скифские поселения.

Такой же древний, но, вероят но, славянский обычай — в ночь перед Рождеством зажигать кос тер (чаще всего соломенный сноп) на базу. Вокруг огня собираются только родственники. Обычай объясняется тем, что в ночь, когда Спаситель еще не родился и нечи стая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетают души умерших предков людей из этого рода. С кострища, которое сохра няется (на нем никогда не гото вят), казак, отправляясь в даль ние края, берет землю, щепотка которой вместс_<^^^Я| ■«■

по поверьям, отгонявшей злых духов, сохраняется в ладанке на груди. Казак считается не погребенным, если на его могилу не посыпана «мать-земля с родного пепелища»...

На смену языческим верованиям вместе с половцами в Степь пришло тенгри-анство — религия древних кочевников. Казалось бы, от него ничего не сохранилось, как не сохранились «половецкие бабы» — каменные изваяния, когда-то во множестве стоявшие на курганах, а теперь перенесенные в музеи. Но стоит присмо- Захоронение воина «черных клобуков» в колоде — треться ко многим ка- деревянном, выдолбленном из ствола дерева гробу зачьим обычаям, и

во всех казачьих областях войсковой праздник — Покров (1 октября по старому стилю). Праздник древний, православный, но так широко, как в России, он не отмечается ни в одной другой православной стране. И, наверно, не случайное совпадение, что именно 1 октября у степняков-половцев начинался новый год.

Еще один отмечаемый только казаками праздник — День матери-казачки, выпадающий на православный праздник Введения Богородицы во храм. В этот день организуются особые балы, куда приглашаются молодые люди с

родителями

Половецкая

«каменная

баба» —

изображение

воина

с поминальной

чашей в руках

след древней веры обнаруживает- В старину именно на этих «поется. Самый важный, почитаемый ных» балах происходило знакомство будущих супругов. В праздновании много загадочного: выпадает он на православный пост, но отмечается балами — как праздник любви, благоденствия семьи и плодородия... Может быть, он так празднуется потому, что тысячелетия назад именно в этот день пением и танцами отмечался праздник богини красоты, любви и плодородия Афродиты. С ним тоже, вероятно, не случайно совпал отмечавшийся столетия назад праздник милосердной, всемилости вой и всеблагой богини по-ловцев-тенгрианцев Умай, которую изображали красивой доброй женщиной-матерью с младенцем на руках — совсем как Богородицу.

К древнейшему и не совсем ясному обычаю относится тради ционное для казаков почитание шапки. Прежде оно было настоль ко сильно, что казаки, например, заставляли священников венчать невесту с шапкой, в момент венча ния символизировавшей жениха, бывшего в это время где-нибудь в отлучке — на службе, на войне. Обвенчанную шапку отвозили ему в сотню, и как только он ее наде вал — считался женатым. Иногда, если новорожденный был слабень ким и его боялись нести в цер ковь, особенно если это происхо дило зимой, требовали, чтобы свя- Захоронение знатного щенник «покрестил шапку». Ее половецкого воина затем надевали на ребенка, и он

в боевом доспехе, считался крещеным. Может быть,

с металлической это воспоминание о «черных кло-

«личиной», с конями и запасом пищи

Предположительно, «несторианский крест» - изображение, ставшее орнаментом на войлочной кошме

Древнейшее изобра жение бога Тенг-ри — всемилостиво го единого Бога творца

буках» (тюрк, кара - колпак), высокие бараньи шапки которых вошли даже в название племени.

Сотни еще существующих обычаев доказывают преемственность культур, когда одно и то же действие, передаваясь от народа к народу, истолковывается по-разному, но сохраняется.

И очень важно, чтобы жили носители культуры — люди, которые хранят в своей памяти, может быть не придавая значения тому, из какой тьмы веков, откуда пришла, скажем, сказка про репку или про курочку Рябу. И что в одной рассказывается про семису-точный лунный цикл, а в другой — про год, который степняки представляли в виде птицы с 365 черными

Обычай сожжения снопа в ночь перед Рождеством

перьями и 365 белыми. А мышка, которая хвостиком вильнула,— короткая ночь, макушка лета, 22— 24 июня, когда разбивается «золотое яичко» — солнце. И казачонок, который помнит сказку про гусей-лебедей, не подозревает, что она о его предках и о работорговле, которая когда-то процветала в степи. Как не подозревает, что слова считалки «эники-беники» были когда-то молитвой древних тюрок, живших в этих местах, которые тоже были его предками вместе с десятками других народов, в том числе и тех, что не

оставили после себя даже детской считалки..

I I,._L__ I lit III III I I'll II."

А когда уходят «те, кто помнит», умирает народ и степь стано-

вится безгласной пустыней. И все человечество беднеет...

Но ничто не исчезает. И «Мать Всемогущая» — богиня Умай пришедших в причерноморские и донские степи тенгрианцев (то есть кочевников, поклонявшихся единому и всесильному Богу Неба и Земли милостивому Тенгри) в сознании потомков легко превратилась в Богородицу. Тем более что и Умай была матерью Бога, правда, не Христа, а Тенгри. А сам Тенгри стал восприниматься потомками степняков-христиан как Христос. Это произошло легко, потому что пришедшие в днепровские и донские степи половцы были и тенгрианца-ми, и христианами-несторианами. Несториане считали Христа человеком, который преодолел человеческие слабости и стал мессией. Это учение возникло в V веке в Византии. Основатель его патриарх Нестор был осужден как еретик на Эфесском соборе в 431 году и выслан в Египет, но его учение стремительно распространилось в Сирии, Эфиопии, Индии, оттуда проникло на Алтай и вместе с половцами, а затем крещеными монголами вернулось в Европу.

Следы этого учения можно найти в мировоззрении казаков, в их жертвенном служении, в убежденности, что они призваны служить Христу самым тяжким послушанием — оружием. В культе терпеливости и стойкости...

Отголоски такого понимания христианства можно найти у выдающегося философа-просветителя,

почитаемого казаками, Григория Сковороды.

Особенно же интересен веками сохранявшийся культ коня. Культ почитания коня и обожествления его гораздо старше и скифов, и их предшественников. Складывался он, когда возникала ин-до-еропейская раса, но в Великой степи долгое время сохранялся неизменным.

Здесь гадали по поведению коня, здесь хоронили коней вместе с хозяевами. Здесь до самого последнего времени сохранялись могилы знаменитых скакунов...

Мифологический древнетюркский сюжет (Тенгри — повелитель змей?). Интересно, что казаки называют коренных уральских казаков «Горынычами»

Хотя чему удивляться? Рассказывают же терские казаки, что клыкастый зверь Индрик бродит под землею и трясет ее, вызывая оползни и сели, а страшный Вий, когда ему поднимают веки, видит сквозь камень и сквозь заговор и что было, и что будет, а ведь это — древний бог Индра, танцующий в подземном царстве, и бог мертвых Вайя... Сквозь толщу тысячелетий пришедший в казачьи края и оставшийся в сказках.

Так половцы хоронили умерших и насыпали курганы

ХРИСТИАНСТВО В СТЕПИ. КАЗАЧЬИ ХРАМЫ

Древнейшее изображение тюркских крестов

Половецкий серебряный крест

Половцы-христиане идут на богослужение. Церковь построена из дубовых досок и перекрыта деревянной крышей

24

 

Вначале первого тысячелетия Великая степь была «Дорогой цивилизаций». Наиболее населенными и развитыми в культурном отношении были Причерноморье, Кавказ и Прикаспийские земли. Существовавшие там государства были теснейшим образом связаны с наиболее «обжитым» районом мира — Средиземноморьем. Они являлись частью этого мира, и, естественно, все, что происходило там, имело самые прямые последствия в Великой степи, на родине казачества.

Древнейший каменный крест.

По легенде, под ним покоятся

киевские дружинники, сокрушившие

Хазарский каганат. Возможно, этим

крестом отмечена дорога,

по которой славяне шли на Хазарию

Величайшим событием в истории человечества было возникновение христианства. И, разумеется, это не могло не найти отражения в Степи. В 303 году христианами становятся армяне. Как проникало христианство в Степь, кто были первыми пастырями и проповедниками — неизвестно. Но из скудных исторических сообщений мы знаем, что в 352 го ду на Никейском соборе был мит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: