УКРЕПЛЯЯ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ




В последнее время режим усиливает внутриполитическое давление. Оно выражается во фронтальном наступлении на руководителей субъектов федерации, в первую очередь, оппозиционных. Из-под их юрисдикции изымаются морские порты и ключевая дорожная инфраструктура. Мэра столицы лишили централизованного финансирования, в апреле 2009 г. ввели должность председателя столичного правительства, который, игнорируя всенародно избранного градоначальника, напрямую выполняет указания президента, касающиеся жизни мегаполиса. В конце августа под это нововведение подвели юридическую базу: Национальная ассамблея приняла специальный закон, где прописаны широкие права и прерогативы главы столичного правительства и, соответственно, до минимума урезаны полномочия мэра22. Таким образом, последний превратился в чисто декоративную фигуру.

Бывший губернатор штата Сулия, кандидат в президенты на выборах 2006 г. М. Росалес, впоследствии занимавший должность алькальда (судьи) Маракайбо, оказался вынужденным просить политического убежища в Перу в связи с возбуждением против него уголовного дела о нецелевом использовании ресурсов. Угодил за решетку и генерал И. Бадуэль по обвинению в растрате финансовых средств в бытность руководителем оборонного ведомства. Сходные претензии предъявлены Д. Боливару, экс-губернатору штата Арагуа, одному из соучредителей партии Podemos. В августе 2009 г. Д. Боливар также был вынужден искать политического убежища за рубежом.

Помимо жителей маргинальных кварталов, президент пытается превратить в одну из основных опор своего режима вооруженные силы. В прошлом военный, У Чавес уделяет армии максимум внимания. Постоянно заботится о ее переоснащении и модернизации, инициирует закупку новейших образцов боевых вооружений. Офицерам и солдатам регулярно повышается денежное довольствие, они пользуются целым рядом привилегий. Главнокомандующий постоянно посещает военные части, присутствует на учениях.

Делается все для превращения армии в некое подобие преторианской гвардии, обязанной защищать и отстаивать идеалы, выраженные в проекте "Социализм XXI века". Ускоренными темпами развивается процесс политизации в ущерб профессионализму. Воинские подразделения стали использоваться в полицейских целях. Все это сочетается с постоянной сменой высшего командного состава, чья лояльность время от времени ставится под сомнение.

Параллельно семимильными шагами развивается процесс милитаризации. Налицо крен в сторону командных методов управления. Наметилась тенденция к вовлечению взрослого населения в нерегулярные воинские подразделения. Расширяются ряды резервистов, в их число в обязательном порядке зачисляются служащие государственных предприятий и учреждений, которые систематически призываются на сборы и учения. В апреле 2005 г. создано Генеральное командование военного резерва и национальной мобилизации. Оно подчинено не министерству обороны, а исполнительному вице-президенту.

В начале 2009 г. глава государства в четвертый раз за время правления запросил у парламента чрезвычайные полномочия. Это обосновывалось, в частности, необходимостью как можно быстрее утвердить новые законы, чтобы к 10-й годовщине одобрения Конституции 1999 г. в "стране не осталось ни одного контрреволюционного закона"23.

В этой связи Чавес акцентировал внимание на безотлагательном принятии закона об образовании, который и был одобрен парламентом в августе 2009 г. Судя по его содержанию, власть стремится поставить под жесткий контроль исполнительных структур всю образовательную систему, подчинить ее задачам формирования нового человека, вписывающегося в контекст "Социализма XXI века". Знаковым стало, в частности, назначение куратором сферы образования старшего брата президента, Адана. Перед Министерством образования наряду с привычными обязанностями ставится задача воспитывать народ, прививать ему коллективистские моральные ценности, искоренять вредные привычки, доставшиеся в наследство от "общества потребления".

21 Подробнее см.: Демушкина Е. В. Венесуэла после Второй мировой войны. 1945 - 1958. М., 1969.

22 См.: El Nuevo Herald (Miami). 28.08.2009.

23 El Universal. 26.07.2009.

стр. 88

Министерство курирует и так называемые боливарианские школы и лицеи, готовящие учащихся по ускоренной программе, в которой превалируют предметы с идеологической составляющей. Подобные курсы теперь обязаны вводить и частные школы, в противном случае им грозит закрытие или национализация.

В настоящее время Министерство образования разделено на две структуры, одной из которых поручен контроль исключительно над высшим образованием. Этот контроль выливается в фактическое свертывание университетской автономии, гарантированной Конституцией 1999 г. У руководителей учреждений и академического сообщества изымается значительная часть прежних прав и прерогатив. Предусматривается жесткая регламентация сверху всех аспектов жизни вузов включая набор студентов, профессорско-преподавательского состава, определение направлений исследования, распорядок внутренней жизни, распределение на работу выпускников24. В обозримой перспективе в программы высших учебных заведений намечается включить такие общественно-политические дисциплины, как "Боливарианское учение" и "Социализм XXI века" вплоть до марксизма-ленинизма.

Комментируя значимость закона об образовании, президент подчеркнул, что начинается "демонтаж буржуазной системы образования"25.

Власти настроены решительно, пытаются пресечь любые выражения протеста в отношении закона об образовании. После его принятия по стране прошли массовые манифестации; генеральный прокурор Л. Ортега Диас пригрозила их организаторам строгими санкциями - возбуждением уголовных дел по обвинению "в подрыве демократических устоев государства, дестабилизации власти и нарушении общественного порядка". Подобные правонарушения наказываются тюремным заключением на срок от 12 до 24 лет26.

Особо следует сказать о взаимоотношениях команды У. Чавеса с ведущими оппозиционными СМИ. Они постоянно подвергаются жесткому прессингу, их норовят приструнить, надеть узду под благовидным предлогом невыполнения ими "основной функции". Такой концептуальный подход зафиксирован в Конституции, провозгласившей обеспечение "информационной безопасности", необходимость защитить граждан от лживой, недостоверной информации. В связи с этим журналистское сообщество задалось вопросом, кто же будет оценивать качество и достоверность информации? Ответ напрашивался однозначный - исполнительная власть. А это прямая дорога к цензуре и административному произволу.

В сентябре 2004 г. Национальная ассамблея одобрила законопроект "О социальной ответственности радио и телевидения". Это было сделано под благовидным предлогом заботы о нравственном здоровье молодого поколения, необходимости оградить его от тлетворного влияния зарубежных программ, изобилующих сценами насилия и секса. Документ, который оппозиция окрестила "законом-кляпом", явился составным элементом широкомасштабного наступления на независимые СМИ. В нем регламентировалась деятельность органов информации, в том числе частных. Устанавливались пропорции трансляции программ местных и зарубежных производителей. Предусматривались санкции в отношении нарушителей, вплоть до закрытия. Именно такая судьба постигла в 2007 г. старейший телевизионный канал, функционировавший с 1953 г.: ему отказали в продлении лицензии на вещание по политическим мотивам. В середине 2009 г. по той же причине одновременно была прекращена деятельность 34 радиостанций и в это же время парламент одобрил проект драконовского закона, предусматривающего уголовное наказание сроком от 6 месяцев до двух лет "за преступления, совершенные средствами массовой коммуникации". Под ними подразумеваются акции, направленные "против социального мира, безопасности и суверенитета нации, общественного порядка, стабильности государственных институтов, умственного и нравственного здоровья, которые создают ощущение безнаказанности и неуверенности"27. За витиеватыми формулировками явно просматривается намерение приструнить независимые масс-медиа.

Параллельно создавались подконтрольные средства массовой информации, обслуживавшие нужды власти. Наиболее ярким примером явилось образование Национального боливарианского агентства, а позднее компании "Телесур", которая рассматривается в качестве антипода североамериканским корпорациям, вещающим на Латинскую Америку.

24 См.: El Universal. 10.08.2009.

25 El Universal. 14.08.2009.

26 См.: El Nacional. 28.08.2009; El Nuevo Herald. 29.08.2009.

27 El Nuevo Herald. 31.07.2009.

стр. 89

ПАРТИЯ - НАШ РУЛЕВОЙ

В концепцию президентской вертикали логически вписывается создание "Единой социалистической партии" (ЕСП), которая рассматривается как важнейший механизм мобилизации масс на решение поставленных задач. Мысль о потребности в авангардной партии по образцу существовавших в социалистических странах бродила в умах боливарийцев с момента образования коалиции "Патриотический полюс".

Постепенно идея стала воплощаться в жизнь. Началом этого процесса стало решение о роспуске партии "Движение V Республика", принятое в конце 2006 г.28 По аналогичному пути рекомендовалось пойти и другим партиям коалиции. В конце апреля 2007 г. по заданию сверху на полную мощность развернулась пропагандистско-организационная кампания по отбору желающих стать членами новой партии. В первых рядах оказался сам президент. Сделал он это в присущей ему экстравагантной манере: приехал к одному из столичных пунктов регистрации, облаченный в красную рубаху за рулем малолитражки того же цвета. По завершении процедуры призвал собравшихся последовать своему примеру и осудил некоторых руководителей миноритарных партий, опасавшихся растворения в создаваемом монстре. С присущей ему безапелляционностью он отчеканил: "Кто против "Единой социалистической партии", тот против Чавеса"29.

Рекрутирование в новую организацию осуществлялось не только добровольно, но и с использованием административного ресурса. Отказ от членства в новой организации грозил потерей работы. Существовала специальная разнарядка по регионам. Так, губернатор штата Боливар в конце мая с гордостью рапортовал, что практически вышел на запланированный уровень, обещая в скором будущем превысить его. Перед новой партией ставились амбициозные задачи. Как заявила первый заместитель председателя Национальной ассамблеи Д. Сантос Амарал, ЕСП станет самой массовой, дисциплинированной и сплоченной политической организацией в масштабах континента30. Кампания двигалась ускоренными темпами. К середине июня 2009 г. о намерении вступить в ЕСП заявили 5 млн. человек, в том числе 45% в возрасте до 28 лет, и 10% - подростки 16 - 17 лет31.

Партия строится по образу и подобию армейского подразделения: на уровне регионов создаются батальоны, первичные ячейки отсутствуют, индивидуальное членство в партии невозможно, записываются в нее коллективно. Для руководящего состава в будущем предусматривается партийная школа по образцу аналогичных китайских учебных заведений. Об этом сообщил Чавес в апреле 2009 г. по возращении из поездки в Поднебесную, где встречался с директором ВПШ КНР32.

Новая партия рассматривается как инструмент сплочения властной элиты и одновременно как механизм, с помощью которого можно держать ее в узде. Так, выдвижение кандидатов от партии на муниципальных выборах 2007 г. осуществлялось под неусыпным контролем главы государства, лично отбиравшего претендентов. О результатах выборов было сказано выше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: