Общее руководство ознакомительной практикой осуществляется начальником управления мореплавания и практической подготовки БГАРФ на основе действующего «Положения об организации и проведении практик курсантов и студентов в БГАРФ». Непосредственное руководство практикой возлагается на кафедру «Экономика» возлагается на руководителя практики от кафедры «экономика». Руководители практики от кафедры назначаются приказом ректора академии.
Руководитель практики от кафедры:
- осуществляет учебно-методическое руководство практикой в соответствии с «Положением об организации и проведении практик курсантов и студентов в БГАРФ»;
- разрабатывает программу и методические рекомендации студентам по проведению ознакомительной практики;
- разрабатывает программу и методические рекомендации студентам по проведению ознакомительной практики;
- проводит организационные собрания перед началом практики и консультации по всем возникающим вопросам;
- проводит инструктивное занятие перед началом практики и консультирование в период ее прохождения;
- принимает и утверждает отчет о прохождении ознакомительной практики и подводит итоги выполнения программы практики в целом.
Для руководства ознакомительной практикой от предприятия, куда направляются практиканты, приказом по предприятию назначается руководитель практики от предприятия из числа руководящих работников и специалистов.
Руководитель практики от предприятия:
- обеспечивает непосредственное руководство практикой на рабочем месте, своевременное и качественное выполнение работ практикантами в соответствии с программой практики;
- проводит инструктаж и консультирование студентов;
- знакомит практикантов со структурой предприятия, осуществляет контроль за их работой, определяет им задания, помогает в решении вопросов практики;
- предоставляет студентам доступ к материалам и документам, необходимым для подготовки отчета;
- обеспечивает безопасные условия работы практикантов;
- подтверждает нахождение студента на предприятии и ход выполнения программы практики в дневнике практики;
- проверяет и утверждает отчет студента о прохождении практики;
- составляет письменную характеристику на каждого практиканта и представляет руководителю практики от академии.
1.4. Права и обязанности студентов при прохождении практики
Студенты имеют право:
- самостоятельно выбирать место прохождения ознакомительной практики в соответствии с программой прохождения практики под гарантийное письмо организации об обеспечении местом прохождения практики;
- высказывать пожелания и замечания по организации и проведению практики на итоговом собрании.
Студенты обязаны:
- явиться на организационное собрание по проведению практики, получить у руководителя практики все необходимые организационные и учебно-методические документы;
- получить в библиотеке или на кафедре Программу прохождения практики и полностью выполнить задание, предусмотренное программой ознакомительной практики в соответствии с методическими указаниями, а также дополнительные задания и указания руководителя практикой, отражающего специфику предприятия – места прохождения практики;
- прибыть на предприятие точно в срок, установленный для начала практики в соответствии с графиком учебного процесса;
- по прибытии в организацию на место практики отметить дату прибытия в направлении на практику в Отделе кадров или у специалиста по персоналу, доложить руководителю практики от академии о прибытии к месту прохождения практики;
- выполнять установленные на предприятиях и организациях правила внутреннего распорядка, требования техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности, санитарии и гигиены, экологической безопасности;
- выполнять указания руководителей практики от академии и предприятия;
- по мере освоения программы практики систематически формировать материалы для подготовки и составления отчета по практике. К концу практики оформить отчет по практике, который должен быть подписан у руководителя организации по месту прохождения практики;
- находясь на практике, показывать пример добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ответственности;
- убывая с места практики по ее окончании, взять характеристику, подписанную руководителем и заверенную печатью организации (предприятия) и приложить ее к отчёту по практике, оформить убытие в направлении на практику в Отделе кадров;
- сдать руководителю практики от академии отчет, характеристику, дневник практики для последующей защиты;
- после прибытия с практики защитить отчет на кафедре в установленные сроки.
Во время работы на предприятии необходимо:
- выполнять распоряжения непосредственных начальников и руководителя практики на предприятии;
- выполнять работы, не связанные с программой практики: уборку рабочего места и т.п.
Отказ от работы, невыполнение обоснованных требований руководства предприятия не допускается и расценивается как нарушение дисциплины. Нарушители могут быть отстранены от прохождения практики, направлены в распоряжение академии, и практика им не будет зачтена
2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
В результате прохождения практики студент должен:
Уметь:
- Систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать тексты.
- Использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности.
- Использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.
Иметь опыт:
- Обработки информации: уметь проводить статистический анализ, систематизировать информацию.
- Работы с компьютерной техникой для обработки текстового материала и решения простейших аналитических задач с использованием пакета Microsoft Office.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В период прохождения ознакомительной практики студент обязан ознакомиться с:
- организационной структурой предприятия;
- функциональными обязанностями служб, отделов, должностными инструкциями основных категорий работников;
- техническим оснащением предприятия и уровнем информатизации в управлении;
- организацией работы маркетинговой службы предприятия, если таковая существует (при отсутствии выяснить, кто из работников выполняет функции маркетинговой службы и в чем заключается эта деятельность);
- организацией хозяйственных (коммерческих) связей предприятия с поставщиками и потребителями (клиентами);
- материалами первичного учета и отчетности;
- документами, отражающими деятельность предприятия (уставом предприятия, приказами по основной деятельности и личному составу предприятия, положением о структурном подразделении, должностными инструкциями, журналами для регистрации входящей и исходящей документации и т.д.).
За время прохождения практики и при составлении отчета студент должен выполнить следующие задания:
1.Дать общую характеристику предприятия, его основных видов деятельности.
2.Дать описание правового поля, в пределах которого функционирует предприятие (организация, фирма).
3.На основании данных (за последние 3 года) о текучести кадров и использовании фонда рабочего времени определить: среднесписочное и среднеявочное число работников, коэффициент текучести кадров, коэффициент использования максимально возможного фонда рабочего времени. Сделать выводы.
4.Проанализировать методы и эффективность маркетинговой деятельности организации.
5.Рассчитать в динамике за последние 3 года и проанализировать показатели наличия и движения основных фондов и нематериальных активов предприятия.
6.Рассмотреть структуру затрат на производство и реализацию продукции (услуг) по элементам затрат. Выявить и описать особенность формирования себестоимости продукции работ (услуг).
7.Проанализировать показатели прибыли и рентабельности предприятия (за последние 3 года).
8.Представить образцы документов предприятия: Устав предприятия (по возможности), приказы по основной деятельности и личному составу, должностную инструкцию (или трудовой договор при отсутствии должностной инструкции), положение о структурном подразделении (по возможности).
9. Дать оценку состояния информационного обеспечения рабочих мест и уровня их компьютеризации. Представить краткое описание используемого программного обеспечения и характера задач, решаемых с их применением.
4. ВИДЫКОНТРОЛЯ
4.1. Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется непосредственно в течение проведения практики: руководитель практики контролирует выход студента на практику, выполнение им календарного плана и своевременности подготовки отчета.
4.2. Итоговый контроль
Аттестация по итогам практики осуществляется на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия.
Отчет о практике принимает руководитель практики от академии, который проверяет полноту выполнения программы практики и владение материалом, содержащимся в отчете.
5. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ
В соответствии с графиком учебного процесса в последнюю неделю практики студент представляет на кафедру «Экономика» письменный отчет об ознакомительной практике, в котором подробно отражается материал по всем разделам программы практики.
Объем отчета, оформленного в компьютерном варианте, должен составлять 20-25 страниц. Применяемый шрифт - 14, интервал- 1,5.
Отчет о прохождении практики составляется студентом индивидуально и должен отражать его производственную и научную деятельность. Он должен состоять из следующих разделов:
1.Титульный лист отчета (Приложение 3).
2.Содержание.
3.Введение.
4.Основная часть.
5.Заключение.
6.Список использованных источников.
7.Приложения.
Последовательность изложения материалов в отчете осуществляется в соответствии с содержанием практики (п. 3.).
В основной части анализируются собранные материалы за 3—5 лет. Затем производится обработка полученных материалов с целью установления тенденций и закономерностей.
В заключении дается краткое описание проделанной работы, выводы и предложения, а также определяется возможность практического использования разработанных рекомендаций.
Отчет о прохождении практики может содержать текстовые, графические и табличные материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.
В состав приложений включаются структурная схема управления предприятием, данные о текучести кадров, динамика движения основных фондов предприятия за определенный период, образцы управленческих документов и другие доступные материалы и информация.
Страницы текста и приложений нумеруются как единый документ. В тексте отчета делаются ссылки на номера соответствующих приложений.
Отчет проверяется и заверяется руководителями практики от предприятия и академии.
Вместе с отчетом по практике должны быть представлены:
1. Дневник практики.
2. Характеристика предприятия на студента-практиканта.
Отчет по практике и дневник заверяются печатью предприятия и подписью руководителя практики от предприятия.
При непредставлении отчета или при получении неудовлетворительной оценки студент направляется на повторное прохождение практики и не переводится на следующий курс до ликвидации академической задолженности.
Студенты очной формы обучения, не защитившие отчеты по практике по истечении месяца учебного семестра, следующего после практики, подлежат отчислению из академии за академическую неуспеваемость. Студенты заочной и очно-заочной форм обучения должны защитить отчеты по практике в сроки, установленные графиком учебного процесса.
Оценка по практике приравнивается к оценке по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости. По результатам защиты отчета по практике руководитель дает оценку работы практиканта в форме зачета - «зачтено» или «не зачтено».
Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику в свободное от учебы время, в объеме часов, предусмотренных графиком учебного процесса. Защита отчета проводится в соответствии с графиком ликвидации задолженностей.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения, как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном Уставом БГАРФ.
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Багиев, Г.Л. и др. Маркетинг: учебник для экон. спец. вузов/ Г.Л. Багиев и др. - М.:Экономика, 2005. - 736 с.
2. Басаков, М.И. Делопроизводство: конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 192 с.
3. Годин, A.M. Статистика: учебник, 5-е изд.-М.: Издатель-ско-торговая компания «Дашков и К0», 2007. - 464 с.
4.. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие.- М.:ИНФРА-М, 2004. - 491 с.
5. Общая теория статистики/ Под ред. А.А. Спириной, Баши-ной О.Э. - М.: ФиС, 2007. - 440 с.
6. Рогожин, М.Ю. Справочник по делопроизводству (+CD). -СПб.:Питер, 2008.-192 с.
7. Румынина, Л.А. Документационное обеспечение управления. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.
8. Харченко, Л.П. Статистика: учебник./ Л.П.Харченко, В.Г.Ионин, В.В.Глинский и др.- М: ИНФРА - М, 2008.- 445 с.
9. Экономика и статистика фирм: учебник для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой - М.: Ф и С, 2002. - 288 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ