Игра № 1: «Четвёртый лишний».
На интерактивной доске поочерёдно появляется 12 тестовых заданий по теоретическому материалу темы «Химическая посуда и оборудование», к каждому из которых предлагается по четыре ответа. Учащимся необходимо в течение 15 секунд выбрать один неверный ответ (четвёртый лишний) и написать соответствующую букву в лист ответов. Проверку работы учащиеся проводят самостоятельно, обменявшись работой с соседом по парте. Количество правильных ответов соответствует числу полученных жетонов (один правильный ответ – 1 аурумчик).
Вопросы:
1. В химическом кабинете используется … посуда
А фарфоровая;
Б хрустальная;
В стеклянная;
Г металлическая.
2. К стеклянной посуде относится …
А тигель;
Б колба;
В пробирка;
Г цилиндр.
3. К фарфоровой посуде относится …
А ступка;
Б кружка;
В мензурка;
Г чашка.
4. К пластмассовой посуде относится …
А ложка;
Б пробирка;
В мензурка;
Г воронка.
5. К металлической посуде относится …
А пинцет;
Б тигель;
В шпатель;
Г пестик.
6. Пробиркодержатель состоит из …
А деревянная ручка;
Б винт;
В «бегунок»;
Г зажим.
7. Деталями к штативу являются …
А зажим с двумя винтами;
Б кольцо;
В пробиркодержатель;
Г колбодержатель.
8. Колбы бывают …
А круглодонные;
Б плоскодонные;
В широкогорлые;
Г толстогорлые.
9. Эти виды посуды можно нагревать …
А колбы;
Б мензурки;
В стаканы;
Г пробирки.
10. Эти виды посуды нельзя нагревать …
А цилиндры;
Б кристаллизаторы;
В трубки;
Г воронки.
11. Прибор для перегонки состоит из …
А колбы-реактора;
Б холодильника;
В дефлегматора;
Г делительной воронки.
12. На рисунке изображено …
А это колба Вюрца;
Б это безмерная колба;
В это одногорлая колба;
Г это круглодонная колба.
После проведения этого этапа учащиеся передают работы друг другу и проводят самопроверку. Правильные ответы появляются на интерактивной доске:
1. б 2. а 3. в | 4. б 5. г 6. б | 7. в 8. г 9. б | 10. в 11. г 12. а |
Игра № 2: «Химическая змея».
Эта игра проходит в три этапа:
Ø этап № 1: «назовите посуду»;
Ø этап № 2: «подпишите посуду»;
Ø этап № 3: «нарисуйте посуду».
Этап № 1: На интерактивной доске появляется задание: назовите выданную вам химическую посуду и укажите, для чего она применяется. Время на работу семь минут.
Каждому учащемуся или паре учащихся выдаётся комплект из семи предметов: три стеклянных, два фарфоровых и по одному пластмассовому и металлическому виду посуды.
Например:
Вариант 1: коническая колба, цилиндр, стеклянная палочка, чашка, фарфоровый шпатель, пластмассовая мензурка, щипцы.
Вариант 2: пробирка, стакан, Г-образная трубка, ступка, фарфоровый тигель, пластмассовая воронка, пинцет.
Вариант 3: круглодонная колба, стеклянная мензурка, кристаллизатор, фарфоровая воронка для фильтрования под вакуумом, кружка, пластмассовая ложка, корнцанга.
Вариант 4: двухгорлая колба, стеклянная воронка, S-образная трубка, пестик, фарфоровая ложка, пластмассовый совок, металлический тигель.
Учащиеся заносят свои ответы в бланк, который складывается пополам, а в середину помещается копировальная бумага.
После окончания отведённого времени, все учащиеся передают заполненную верхнюю часть бланка учителю, а затем один учащийся из пары (по желанию) в течение 30 секунд озвучивает свой ответ по оставшейся части бланка. Учитель выдаёт этому учащемуся набранное количество жетонов (один правильный ответ – 1 аурумчик). Во время ответа учащегося, все другие учащиеся внимательно слушают и после его окончания – исправляют или дополняют ответ своего товарища. Каждое исправление или дополнение оценивается 1 жетоном.
№ п/п | Полное название посуды (1 балл) | Применение посуды (за каждую область применения – 1 балл) |
Этап № 2: На интерактивной доске появляется задание: подпишите название каждого вида посуды в выданной печатной основе. Время на работу три минуты.
Каждому учащемуся или паре учащихся выдаётся печатная основа, в которой нарисовано 5-7 видов посуды. В пустые графы учащиеся вносят свои ответы.
Например:
После окончания отведённого времени, все учащиеся передают заполненную печатную основу друг другу и проверяют её. В случае необходимости обращаются к учителю. Учитель выдаёт учащимся набранное количество жетонов (один правильный ответ – 1 аурумчик), кратко комментирует их работу.
Этап № 3: На интерактивной доске появляется задание: нарисуйте химическую посуду: а) колбу Вюрца; б) трёхгорлую колбу;
в) мерную мензурку с носиком; г) П-образную трубку; д) корнцангу.
Время на работу пять минут. Учащиеся выполняют это задание на альбомных листах. Двое желающих учащихся выполняют это задание на закрытых от учащихся сторонах доски.
После окончания отведённого времени, все учащиеся с помощью магнитов прикрепляют свои рисунки на доску и сравнивают их с работой своих одноклассников. Учитель выдаёт учащимся набранное количество жетонов (один правильный ответ (рисунок) – 2 аурумчика), кратко комментирует их работу. Все учащиеся выбирают наиболее правильные и эстетически красивые три рисунка, их авторы получают дополнительно по 2 аурумчика.