Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь




Основание монастыря

С момента своего основания в 1638 г. донской “Межигорский монастырь” предназначался для донских казаков. Географически был расположен на склоне высокого плоскогорья, в земле представлявшую обширную, однообразную низменную степь, почва солонцеватая и малоплодородная, но богатая лесами. Дон в иных местах обращается в ручей, а в других местах образует пруды. В узких руслах Дон течёт быстро, и иногда весной лёд запирает всю реку в этих местах, поднимает воду и разливами наносит вред населению. Что же касается появлению здесь казачества, то с давних времён в некоторой степени этому способствовали Аланы, Гунны, Хазары, Печенеги, Половцы которые здесь проходили, некоторые оседали и перемешивались между собой.

В IX в. когда начало образовываться Русское Государство, Русь посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий и способствовали здесь распространению Православия.

С образованием Русского государства придонские земли вошли в его состав, потом составляли удел Мстислава Князя Тмутараканского.

В XI в. между Славянами и Половцами происходили частые стычки, при достижении же мирных отношений не только простой народ, но и князья вступали в родственные связи и тем самым вносили в их языческую среду христианский уклад жизни. В 1265 г. здесь была учреждена Саранская епархия, в которую вошло всё пространство между Волгой и Днепром.

На рубеже XV - XVI вв. сюда стекаются бедные крестьяне, как следствие феодально-крепостного гнета (рост государственных податей и налогов). Пришлый народ заселяет Донскую землю, по берегам нижней Волги и реки Яика или Урала, уходя от своих господ, полагают основу вольному казачеству, впоследствии переименованного в царствовании Екатерины II в Уральское.

В 1570 г. при Иоанне Грозном Донское казачество было признано официальным. И уже во второй половине XVI в. в труднодоступных местах появляются первые постройки, было основано 4 городка, в том числе и г. Медведицкий в 1595 году (ныне г. Серафимович).

Основным промыслом казаков были походы за «зипунами» (в старое время, одежда русского крестьянина: кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота) в Крым, Турцию, Персию. К тому же казаки обороняли Российскую Землю от набегов враждебных соседей, в чем помогало Московское правительство.

Имея Веру, но, не имея в своей среде ни храмов, ни священников они поддерживали связь с иеромонахами Киевского Межигорского монастыря (монастырь на берегу Днепра в 19 верстах от Киева), где совершались частые молебствия и напутствия казаков.

В XVII в. уже на Дону появляются три группы монастырей: 1) Черкасские, 2) Полковых казаков, и 3)Донских казаков.

Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, был основан по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани.

В 1638 г казаки испросили у Войскового округа землю под монастырь, недалеко от устья реки, Медведицы, в балке "Межигорской пустыни". Обитель находилась под покровительством Войскового округа.

В XVII в. осуществляющиеся набеги со стороны татар, сделали необходимым условием перенести монастырь в безопасное место. В 1652 г монастырь был перенесен на правый берег Дона напротив Усть-Медведицкой станицы, на площадку уступа над обрывом высокого гористого берега с обеих сторон окруженного горами.

Между 1652-1662 гг. по благословению Патриарха Никона, начинается строительство монастыря, которое закончилось в 1665 г. Предполагалось, не отлагая времени освятить храм в честь Преображения Господня, но сложившиеся обстоятельства воспрепятствовали благому намерению, которое было совершено, только спустя пять лет в 1670 г.

Следует сказать, что первоначально монастырь был не большим, окопан рвом и обнесен валом для защиты от набегов. В обители были построены: келья настоятеля, трапезная, одиннадцать братских келий, состав братии насчитывал четырнадцать человек.

Первым строителем являлся игумен Исайя. В строительстве ему помогали старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл. После смерти игумена Исайи на строительную должность был назначен Антоний из Константиновской пустыни с грамотою от Воронежского епископа Митрофана.

С момента основания Усть-Медведицкого монастыря, казачество для него являлось колыбелью. Обитель то постепенно расцветала, то терпела лишения. В годы лихих сражений принимала в своих стенах раненых казаков, а также снаряжала для царской службы. Монастырь имел большое значение для казачества, служа оплотом Православия и защиты Отечества на окраине Донской земли.

Развитие монастыря

В конце XVII-XVIII вв. хозяйственное положение монастыря окрепло. В 1688 г. в правление строителя Антония за монастырем утвердилась "Пустовая мельница" на р.Медведице в Глазуновской станице, вследствие доброжелательства к Антонию казачьего войска.

В 1694 г. он испросил у войскового начальства утвердить за монастырем Карповский юрт на р.Медведице. Увеличивая благосостояние монастыря, в его владении находилось 637 верст земли в длину, 17 верст в ширину, что составляло 65.500 дес. земли. На этих землях имелись леса (преимущественно дровяные), луга, рыбные ловли. Жизнь налаживалась, в обитель принимались не только престарелые казаки, но и всякий приходящий. Во время Булавинского восстания в XVII-XVIII вв., которое получило название по имени, его возглавившего К. Булавина. В стенах монастыря были успокоены осиротевшие дети казаков. Восстание было поднято, вследствие политики Петра I направленной на ликвидацию социальных и политических устоев Донского общества и суверенных прав Войска Донского.

В 1707 г. Петр I направил карательную экспедицию во главе с полковником Ю. Долгоруковым, что повлекло кровавые стычки. В апреле 1709 г. по прибытии Петра I в Черкасск, К.Булавин был казнен, а голова его водружена на колу.

Обитель не только принимала, но и снабжала казаков снаряжением для несения царской службы. После смерти устроителя Антония в 1711 г. принявшим схиму перед кончиной, отношения с казачеством осложнились. Игуменом в столь не спокойное время для монастыря был Феодосий. Войсковая канцелярия в Черкасске утвердила его строителем Усть-Медведицкого монастыря.

В 1712 г по челобитной игумена Феодосия за монастырем утверждается, для прокорма (обители) рыбная ловля на р.Дон от Усть-Хоперского рубежа до Хованского перелаза. Если насельники пытались приобрести, что-нибудь для монастыря, то сами же казаки отнимали у монастыря землю, распахивали сенокосы, на что игумен Феодосий жаловался Войсковой канцелярии, которая помогла устранить обиду лишь на короткое время. После смерти Феодосия в 1719 г (в схиме Феодосии), правил его преемник игумен Илларион до 1729 г., после ушел на покой и скончался в 1733 г. (в схиме Илия).

С 1729 г. монастырем управляет игумен Игнатий, при нем отношения монастыря обостряются с казаками Островской и Глазуновской станицами, причиной стал развод земли. В 1733 г. атаман приказал казакам при разводе земель столбы межевые вырыть и отказать монастырю во владении сенными покосами. Дерзость казаков переходила все границы морали, игумену Игнатию пришлось отправиться в Петербург и добиться восстановления прав монастыря на спорные владения. По указу императрицы Анны от 28 февраля 1734 г., было предложено возвратить монастырю, его прежние владения по старым грамотам войсковых атаманов. На запрос: “Отчего прежнее межевание оставлено, и столбы вырыты, и земля отнята ”, было произведено следствие и 18 августа 1734 г. была выдана новая войсковая грамота, утверждающая границы владении, правда, значительно урезанных по сравнению с 1716 - 1729 гг.

После смерти игумена Игнатия 1738 г. (в схиме Иаков) положение монастыря стало еще хуже, в помощи отказали соседние станицы, войсковая канцелярия даже по незначительным нуждам: в лесе на поправку ограды, в рыбной ловле, в сложении подушных денег за умерших трудников. Игуменом в это время был Иоаким управлявший монастырем до 1741 г. (в схиме Илларион). На игуменскую должность вступил Евфимий, вскоре переведенный архимандритом в Елецкий монастырь. Игуменство принял Лаврентий, овдовевший священник, правивший до 1775 г. В его время поднялся спор о границах в Карповском юрту. Дело поручалось сделать старшине Себрякову, приведенное в действие лишь в 1745 г. Развод земли не удовлетворил монастырь и 1747 г. вновь поступила жалоба Войску, на обиды причиняемые Етаревскими казаками. Поручено вновь рассмотреть дело, виновных подвергнуть наказанию (бить плетьми), который был выполнен Себряковым в 1749 г.

Между тем, как улаживались внешние проблемы, встал вопрос о строительстве нового храма. Деревянная церковь в честь Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца пришла в ветхость.

В середине XVIII в. монастырь потерпел стихийное бедствие. От весеннего разлива рек Дона и Медведицы талые воды подмывали почву, отчего она становилась неустойчивой, появлялись оползни, грозившие обители разрушением. От движения почвы оседали здания, трескались стены и в 1752 г. под Пасху склон горы и обитель медленно сдвинулись и сползли в разлившийся Дон.

Строить обитель на старом месте уже было нельзя, могло случиться подобное бедствие. Для основания монастыря было выбрано новое место на полугоре, на полверсты выше прежнего. На этой полугоре (где он сейчас и находиться) и был построен монастырь в 1754 г. Возведен храм в честь Преображения Господня с пределом Донской иконы Божией Матери. Освящение предела было совершено епископом Феофилактом, а главный храм Преображения Господня 9 июня в 1759 г. с благословения еп. Кирилла.

В 1775 г. после кончины игумена Лаврентия (в схиме Лазаря), который умел поддерживать отношения с казаками, у монастыря снова стали отнимать земли, сенокосы. Один за одним сменились четыре настоятеля, это выражалось их не способностью урегулировать внешние отношения монастыря с казачеством.

По ходатайству того же А. И. Иловайского Святой Синод указом от 9 июня 1785 г велел преобразовать Усть-Медведицкий мужской монастырь в женский. Тогда же в монастырь были переведены сорок девиц из Сиротинской станицы составляющих девичье собрание. Первой настоятельницей девичьего монастыря стала вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова, устроителем и руководителем в духовной жизни инокинь был назначен семидесятилетний диакон Василий Михайлов от Преосвященного Тихона III еп. Воронежского. Последним же настоятелем мужского монастыря с 1781 г. был Павлин, Усть-Хоперский священник Петр Евтихиев, постриженный за год до преобразования монастыря в женский. Это преобразование объясняется тем, что донских женщин не удовлетворяла жизнь в девичьем собрании и отсюда их желание иметь женскую обитель. А так как уже было три мужских монастыря Кременской, Мигулинский и Усть-Медведицкий, то и было решено преобразовать Усть-Медведицкий.

Спустя три года 1788 г. указом императора было велено все сверх штатные монастыри Воронежской епархии упразднить. Под этот указ попал и Усть-Медведицкий монастырь, который был сведен до положения приходской церкви. Имущество было продано, насельницы распущены, церковную утварь было предписано отослать в Воронежский архиерейский дом, но отослано она так и не была, потому что в отношении Войскового Правительства в Воронежскую консисторию в 1789 г было позволено оставить на прежнем месте. В доме настоятельницы было размещено сыскное начальство. Две мельницы в Островском юрту проданы.

Спустя десять лет обитель была вновь восстановлена. Ходатайствовал перед высшим начальством об открытии монастыря Войсковой атаман В.П. Орлов. Открыть его предполагалось для израненных на службах казаков и престарелых их жен. С момента открытия М. Карпова возвращается в монастырь уже постриженная в монашество с именем Александра в 1801 г. За свое правление от Преосвященного Арсения епископа Воронежского и Черкасского награждена игуменским жезлом. Скончалась она в 1827 г. (в схиме Мария). Преемницею Александры стала игумения Августа. Заслуга ее в том, что она обучала девочек церковному пению. При ней открылся новый источник благотворного влияния на край: малолетние дочери не богатых старшин и казаков, живя по кельям монахинь, получали начатки мирского воспитания и, возвращаясь в свет, уносили в своей душе семена нравственной чистоты и благочестия. Благодаря чему монастырь пользовался большим уважением. Скончалась она в 1835 г. После Августы на игуменство вступила Афанасия. В ее правление монастырь постигли испытания. В 1835 г. было объявлено Высочайше утвержденное положение, в этом положении не было упомянуто о пособии определенном монастырю в 1798 г. Пришлось положиться на добровольные пожертвования. Отказавшись от общественной благотворительности, они решили законным путем восстановить свои права и подали прошение на имя высшего правительства. Дело затянулось на несколько лет, пока не нашелся покровитель в лице архиепископа Игнатия Донского.

Таким образом, благодаря Государю Императору Николаю Павловичу, принявшему участие в обеспечение монастыря, причин опасаться за будущее не было. Но все это было приведено в исполнение только в 1851 г. Скончалась иг. Афанасия в 1847 г., заменила ее казначея Вирсавия. При ней был устроен двухэтажный дом, для трапезы. Число монашествующих, при ней увеличилось от семнадцати до тридцати двух (1854 г.). Скончалась иг. Вирсавия 21 ноября 1863 г., а вместо неё стала казначея Арсения.

Игуменья Арсения

Иг. Арсения, одна из наиболее известных насельниц монастыря. Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова. Родилась Анна 3 июля 1833 г. в Себрове Усть-Медведицкого округа в богатой и знаменитой семье. Род Себряковых старейший в области.

Родоначальник их Себр был убит во время взятия казаками Азова, но так ли это или легенда в точности не известно. Отец Анны, Михаил Васильевич, окончил математический факультет Харьковского Университета. Имел чин штаб-ротмистра и служил войсковым казначеем, асессором войсковой канцелярии, являлся почетным смотрителем Усть-Медведицкого окружного училища и войсковым дворянским депутатом.

Будучи молодым, командовал казачьим полком в Прусскую компанию. За храбрость в 1762 г. императрицею Екатериною II возведен в армейские полковники. В 1767 г. участвовал в Турецкой войне. В Пугачевский бунт был назначен начальствующим над главным ополчением казаков, в виду осложнившихся обстоятельств бежал. По указу Правительства предписано "предать Себрякова строжайшему суду... смертной казни: через повешение на виселице". Но указом императрицы был прощен.

Овдовев, с детьми переехал в основанную его предками слободу Себрово, где занялся наукой. В шестнадцать лет отец хотел сосватать Анну, но она изъявила желание удалиться в монастырь. Ей была предоставлена свобода выбора, но отец старался, чтобы Анна была образованной, для чего нанимал учителей и мастеров, в частности по иконописанию, что в будущем ей пригодилось. В 1850 г. отец отдал дочь в Усть-Медведицкий монастырь. Для монастыря было честью, принять дочь знаменитого полководца М. В. Себрякова.

Монастырь того времени представлял собой бедную, пустынную обитель с двумя Церквями и рядом крошечных келий. Анна была облачена в монашеское платье и определена на послушание. В свободное время занималась чтением духовных книг, по ночам молилась, занималась живописью и написала ряд икон. Поселена Анна была в кельи дальней родственницы М.Себрякова монахини Леониды (Ладыгиной). За усердное несение послушаний настоятельница Вирсавия перевела Анну в игуменский дом, что вызвало у нее стеснение в духовной жизни. Подвиги иг. Вирсавии показались ей бесцельными, что заставило ее искать духовного руководителя на стороне, но все безуспешно.

С таким настроением она предприняла путешествие по святым местам Киева, но встретила препятствие со стороны игуменьи, опасавшейся за ее здоровье. Лишь через год ей разрешили посетить Кременской монастырь, находящийся в восьмидесяти верстах от Усть-Медведицкого, для испытания своих сил. Год спустя в 1853 г. Анна смогла отправиться в паломническое путешествие в Киев. Она была поражена величием храмов и их церковным убранством, но внутренняя жизнь монастыря её не удовлетворяла. Это путешествие развеяло ревностное ее настроение, искания чего-то одухотворенного, будто бы Христос "в пустыне" или "в потаенных комнатах", подтверждение чего мы находим в Евангелии.

Она возвратилась в монастырь и в 1854 г. была пострижена в рясофор (низшая степень пострига, готовящегося к принятию малой схимы) с именем Арсения, в честь Арсения Великого, а в 1859 г. 11 января в мантию, видимо с сохранением имени. Вскоре она нашла себе наставницу в лице схимонахини Ардалионы. В 1862 г. по причине старости лет иг. Вирсавии Арсения была назначена владыкой Иоанном, управлявшим Донской епархией, помощницей игуменьи с назначением на должность казначеи. В 1863 г. скончалась иг. Вирсавия. Стала нужда в выборе новой игумений, выбор сестер пал на Арсению. 1864 г. стал для Арсении знаменательным. 3 января на 31 г. своей жизни, она была посвящена в сан игуменьи Архиепископом Иоанном. Свою уединенную тихую жизнь новопоставленной игуменьи пришлось сменить на бурную деятельность. Спустя некоторое время, скончалась ее духовная наставница схим. Ардалиона. Наделенная властью иг. Арсения занялась устройством обители, как с внешней стороны, так и с внутренней. Первым ее делом, было распространение грамотности в монастыре между сестрами, так как поступающие в монастырь девицы были лишены возможности получить образование, как светское, так и духовное. Ею составлена библиотека, в состав которой вошли книги духовного содержания. В 1867 г. заботами иг. Арсении, при монастыре открылось бесплатное четырех классное женское училище с преподаванием Закона Божия, русского и славянского языков, географии, арифметики и русской истории. Так же была открыта живописная школа, в которой преподавала сама игуменья. В училище обучались дети дворянские и чиновников, духовных и городских жителей, сельские, коренные и иногородние. На 1 января 1875 г. в училище обучалось: 9 из дворянских, чиновничьих и духовного сословия: 10 из городских жителей: 9 из сельских: 19 детей коренных жителей области: 13 иногородних, преподавателей в школе было 9 человек. В живописной школе обучалось до 15 детей постоянно живущих при монастыре, занятия проводились три раза в неделю по два часа. Училище действовало до 1918 г.

Живое участие в преобразовании училища принимал, и Михаил Васильевич Себряков, на его средства была устроена небольшая библиотека и приобретена школьная мебель.

В 1887 г. родной брат иг. Арсении Василий Михайлович отдал свой дом и родовое поместье под училище. Первымипреподавателями были, сама игуменья и священники монастыря, в последствии преподавали монахини, для этого обученные. В 1867 г. после открытия училища, Донской архиепископ Платон прислал иг. Арсении святительское благословение за благоустройство монастыря и открытие в нем женского училища. Но, однажды посетив обитель, отнесся к иг. Арсении, с недоверием посчитав ее молодой и не опытной в управлении монастырскими делами, даже хотел преобразовать в общежительный с определенным количеством сестер. Однако встретил сопротивление со стороны иг. Арсении, которая отрицательно отнеслась к преобразованию, вплоть до отказа от игуменской должности. Архиепископ, чтоб не вызвать отрицательного отношения к себе со стороны игуменьи отклонил свое решение и положительно отнесся к настоятельнице.

В 1871 г. с согласия сестер иг. Арсения обратилась с прошением к Архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Получив одобрение, приступила к собиранию необходимого материала. Высокопреосвященный Платон разрешил использовать на строение храма процентный капитал, вложенный в кредитные учреждения Войсковым Правлением в количестве 8.000 руб. и монастырские в сумме 4.700 руб. Всего наличными было 17.000 руб. Было позволено снести Петропавловскую церковь и на ее месте выстроить новый храм.

Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев. В 1874 г. 23 июня местное духовенство, при огромном стечении народа освятило место для воздвигаемого храма, а в 1875 г. в день празднования "Казанской ик. Божией Матери" была совершена закладка камня. В 1876 г. сотник Василий Борисов представил пожертвование Архиепископу Платону Донскому и Новочеркасскому, на сооружение храма в Усть-Медведицком монастыре, суммой в 3.027 руб. 60 коп. Для дальнейшего строительства храма необходимо было ездить в Москву, обсуждать вопросы с живописцем П.Соколовым о написании икон, с Зыковым проектирующим иконостасы и киоты, с Агафоновым обязавшимся все столярные и резные работы на иконостасе вызолотить червонным золотом, изготовить два престола из кипарисного дерева и два жертвенника из дуба. В 1879 г. в Москве было заказано пять медных золоченных через огонь крестов для храма, рисунки подсвечников и паникадил, винтовые чугунные лестницы. Колоннады из белого итальянского мрамора изготовлены в Петербурге скульптором Бариновым. Колоннады везли по каналам Мариинской системы, затем до Царицына по Волге, после до станции Себрово по железной дороге, со станции по степи на быках через переправы Медведицы и Дона. К началу 1877 г. были сведены под главный купол каменные и кирпичные кладки, и поставлены белые мраморные колонны. Следует так же сказать, что была положена кладка для одной духовой печи с вентиляцией. Последним штрихом в завершении работ, была покраска рам, полов, откосов, дверей обошедшееся в 8.000 руб.

В 1885 г. было завершено строительство храма и 8 сентября освящен главный предел Казанской иконы Божией Матери, Митрофаном еп. Новочеркасским. 15 сентября был освящен придел в честь апп. Петра и Павла архимандритом Иустином из Николо-Бабаевского монастыря. На столь великом событии присутствовало до 15.000 человек.

В 1874 г. еще не окончив строительство храма, иг. Арсения принялась за основание пещер подобно Киево-Печерским, помогали ей в этом ее духовные дочери Никодима, Агния и Викторина. В пещерах, она думала устроить церковь, на что ей не хватило сил, теперь там лежит плита "Покаяния". Вход в пещеры начинается из притвора Арсеньевской церкви. Над входом в пещеры изображен "Страшный Суд" в глубине пещер над другим входом располагается икона "Вход Господень в Иерусалим". Пещеры ориентированны на юг в гору, протяженность их составляет 77 сотен, стены и потолок грунтовые, цементированы, пол кирпичный залит цементом. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. В 30-х гг. пещеры были засыпаны, в 70-х гг. местные жители раскопали заваленные входы. Как было сказано раньше, в пещерах лежит каменная плита, по своим размерам не большая, но тяжелая и прочная. На ней видны глубокие отпечатки ладоней и колен.

После окончания строительства Казанского Соборного храма, Арсения приступила к внешнему благоустройству обители. Вместо малых, тесных и ветхих келий, были построены двухэтажные корпуса, для священнослужителей, обновлены экономические постройки, за оградой монастыря построена монастырская гостиница. В 1904-1905 гг. иг. Арсения тяжело заболела, все чаще помышляла о смерти и не желала, чтобы кто-либо присутствовал в момент ее смерти. 25 июня 1905 г. она отправилась в паломническую поездку в Саровскую пустынь на поклонение мощам прп. Серафима, не смотря на свое болезненное состояние, где имела возможность посетить святые места и думала возвратиться назад. К сожалению, ей это не удалось, болезнь усилилась, и ей пришлось, задержатся на четыре дня. 19 июля в день празднования открытия мощей прп. Серафима, боль усилилась и чувствуя близкую кончину приготовилась к принятию Святых Христовых Тайн. 21 июля по принятии Святых Тайн, она думала всё-таки вернуться. Вернутся ей было не суждено, вечером того же дня, в одиннадцатом часу ночи иг. Арсения преставилась на 72 году жизни. Тело было подготовлено к погребению. Деревянный гроб был опущен в металлический, присланный из Москвы от родственницы Ладыгиной. 22 июля о смерти игумении стало известно в Усть-Медведицком монастыре. Казначея монастыря Леонида послала депешу Преосвященному Платону о перенесении тела почившей и тогда уже по его просьбе Тамбовский архиерей и губернатор дали согласие перевести тело почившей в родную обитель. В июле 30 числа гроб с почившей прибыл на платформу Себрово, через сутки погребальная процессия прибыла в Усть-Медведицкий монастырь. До 20 августа гроб находился в Казанском храме, куда все желающие могли придти и попрощаться с почившей. На погребении присутствовало 9 иереев и 3 диакона. После панихиды было зачитано завещание написанное иг. Арсенией об избрании игуменьей казначею Леониду.

Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и опущен в склеп, в Арсеньевской церкви. Это нижний храм в честь прп. Арсения Великого.

Над могилой иг. Арсении Леонида воздвигнула памятник из белого мрамора с мраморным аналоем и выгравированной на нем "Смоленской ик. Божией Матери" и возжена лампада. За свое сорокалетнее управление иг. Арсения неоднократно получала благословение Св. Синода: имела наперстный крест и крест с драгоценными украшениями, пожалованный ей из кабинета Его Величества, Государя Императора; знак Красного креста за русско-турецкую войну в 1877 – 1878 гг.; медаль в память царствования имп. Александра III и в 1905 г. награждена Библией, выданной ей из Синода за основание монастырского училища. Кроме того, имела наперстный крест с драгоценными украшениями, поднесенный ей сестрами обители, с разрешения начальства в день тридцатилетнего юбилея управления монастырем.

История монастыря в XX в.

В 1910 г. монастырь по-прежнему сохранял свое положение второго класса, в его владении было 1197 дес. земли, имел кирпичный завод, богадельню, школу, управлялся игуменьей, количество насельниц достигало до 249 сестер. В Советское время монастырь был закрыт в 1927 г. Две церкви, находящиеся на территории монастыря, закрыты в 1929 г. на заседании президиума Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета совета рабочих.

На заседании президиума Нижне-Волжского краевого исполкома было принято решение о закрытии двух церквей, находящихся на территории детской колонии, располагавшейся в зданиях бывшего женского монастыря. Церковные здания были необходимы детской колонии состоящей из 400 человек и с той целью, чтобы помещения передали колонии, выдвигалось положение, что церкви мешают воспитанию детей. Ходатайствовал о закрытии церквей Хоперский крайисполком.

В выписке от 15/1.05.1929 г. с подпиской "срочно" сообщалось, что Усть-Медведицкий женский монастырь намечен для культурных целей находящейся там детской колонии. До какого года там располагалась детская колония неизвестно, а за все время существования Сов. власти в монастыре располагалась электростанция, зерносклад и пионерский лагерь.

Во время великой Отечественной Войны 1942-1943 гг. монастырь стал местом тяжелых боев. Можно предположить, что большинство монастырских построек было разрушено войной, чудом сохранился лишь Казанский храм монастыря. Вообще в послевоенное время в годы бесхозного состояния немалый ущерб храму монастыря нанесли случайные "недоброжелатели". Первым шагом для восстановления былого облика Преображенского храма, было закрытие в него доступа. Были заграждены оконные и дверные проемы от "неблагодарных потомков". Предполагалось, что в строительстве храма будет принимать участие молодежь, но местные власти отклонили любительское благоустройство, предпочитая профессиональную реставрацию.

В кон. XX в. в нач. 90-х гг. Св. Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия на которую назначен архиепископ Герман. В 1991 г. на заседании Синода Русской Православной Церкви по ходатайству правящего архиепископа Германа, вступившего в управление Волгоградской епархией, было постановлено: "Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии". В 1992 г. монастырь начинает свою восстановительную деятельность.

Первыми насельниками были настоятель иеромонах Савин (Аганин), два штатных иеромонаха, один иеродиакон, один монах и небольшое число послушников. В монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстановлены пещеры (в пещерах хранится икона Св. Троицы написанная братией), игуменский дом (где была оборудована трапезная), для совершения богослужения оборудовали домовую церковь.

В августе 2001 г. монастырь был преобразован в женский. В настоящее время монастырь управляется монахиней Георгией, в монастыре насчитывается 43 монахини с небольшим числом послушниц и четырех схимниц, духовником обители является иеромонах Лука (Шевченко). С. М. Иванов

Адрес: Россия, 403440, Волгоградская обл., г. Серафимович; тел. (84464) 3-25-44.

https://www.donskiezory.com/tours/palom.shtml

Решением Российского союза исторических городов и регионов г.Серафимович включен в список малых исторических городов России. Здесь сохранена своеобразная архитектура старинной казачьей станицы.

Одним из исторических мест города является Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Это своеобразная жемчужина донского края. Он был основан в 1652 году на уступе гористого берега, место для которого было выбрано неудачно. Уступ не имел прочного основания - это был старинный оползень берега, который с разливом Дона и талыми водами сполз в Дон вместе с обителью. И все же, несмотря на катастрофу, история монастыря продолжалась. При Игумене Лаврентии он был перенесен на теперешнее место, более отдаленное от Дона. В 1754-59 гг. был построен замечательный храм во имя Преображения Господня с приделом Владимирской иконы божьей матери.

Спасо-Преображенский монастырь

В 1785 году, по ходатайству благочестивых донских женщин, монастырь был переименован в женский, через три года был упразднен. И только через десять лет вновь восстановлен 1 октября 1798 года "для презрения вдов и сирот Донских казаков". Первой настоятельницей Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского девичьего монастыря стали вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова. Монастырь далеко не процветал.

30 декабря 1850 года в этот монастырь привез свою семнадцатилетнюю дочь Анну богатый и знаменитый помещик Михаил Васильевич Себряков. Известен он был на Дону не только этим, но как человек очень образованный и дочери своей дал всестороннее и полное образование.

В 1854 году она была пострижена и с именем Арсении, а через десять лет, на 31 году жизни посвящена в сан Игуменьи и стала настоятельницей монастыря. Женский монастырь внутри

20 июня 1875 года Игуменья Арсения приступила к закладке нового обширного храма (без колокольни и куполов) в два этажа с винтовой лестницей по проекту академика И.И. Горностаева, одного из самых талантливых русских зодчих.

В 1920 году монастырь был упразднен. С этого времени начинается разрушение этого своеобразного очага донской культуры. И лишь в 1990 году обитель вновь возрождается. До 2000 года во главе с отцом Савином монастырь был мужским. А с 6 августа 2001 года стал женским с Настоятельницей - матушкой Георгией.

Монастырь стоит на высоком берегу Дона. Главное здание монастыря - собор Казанской Божией Матери с верхним и нижним храмом. Построен в стиле итальянской базилики и восхищает своей красотой. Особенностью собора является наличие пещер, вырытых в 19 веке матушкой Арсенией и еще несколькими монахинями. С тех далеких времен до настоящего времени сохранился чудотворный камень, на котором подвижнически молилась матушка Арсения. Камень хранит чудесные отпечатки двух узких ладоней и коленей. В монастыре вам расскажут об исцелениях и других чудесах, связанных с пещерами и камнем.

 

Статью добавил(а): Александр Богданов, 18 марта 2007


Преображенский монастырь, 2 класса, в 4 верстах от Усть-Медведицкой станицы. Основан в 1665 году и сначала был мужским; обращен в женский в 1798 году. Здесь находятся особо чтимые иконы Божией Матери — Казанская и Владимирская, обе древнего письма. При монастыре школа и богадельня.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): Анонимный участник, 25 апреля 2010


В 1785 году основан Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, в котором после революции сделали базу отдыха пионеров. В советскую эпоху в период безбожия от монастырского поселка остался только храм, возводившийся под руководством игуменьи Арсении (Анны Васильевны Себряковой) более 11 лет и освященный в 1885 году. С недавнего времени построены монашеские кельи, а так же вокруг монастыря, возведён забор из белого кирпича. Проход на территорию монашеской обители в заборе сделан через часовню, которую должен пройти каждый прихожанин желающий посетить святое место. Сейчас всё больше увеличивается поток туристов и паломников, приезжающих на поклон святыням Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, многие верующие едут не только из разных районов области, но и из других, зачастую очень дальних уголков нашей необъятной Родины. Многие из них черпают информацию о храме с сайта Мой Серафим https://mojserafim.ru/interest.htm,где очень много интересной и полезной для паломников информации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: