События 1911-1912 гг. и возвращение Далай-ламы в Лхасу




 

Революция 1911-1913 гг. в Китае, провозглашение Китайской Республики, а в Урге в декабре 1911 г. независимости Монголии, отречение цинской династии от трона в феврале 1912 г., крупные перемены в самом Тибете побудили Далай-ламу XIII вернуться в Лхасу. Там после его бегства амбань Лянь Юй попытался взять в свои руки всю полноту власти. Однако его возможности были ограничены. Цинские войска в Тибете быстро превращались в не­контролируемую вооруженную силу. Солдаты в Лхасе, Гьянцэ и Ятуне не подчинялись приказам своих командиров. При получении {219}известий о начале Синьхайской революции взбунтовавшиеся солдаты в ноябре 1911 г. напали на резиденцию амбаня — мань­чжура Лянь Юя. Амбань бежал, но был схвачен и доставлен в Ши-гацэ в качестве заложника. Солдаты избрали новым амбанем ге­нерала Чжун Ина, кстати, также маньчжура. Чжун Ин выдал бун­товщикам 250 тыс. рупий, чем на некоторое время добился пови­новения с их стороны. Но в Лхасу начали собираться солдаты из гарнизонов других тибетских городов и участники боев с вос­ставшими тибетцами. Солдаты грабили жителей, постепенно они захватили всю южную часть Лхасы. Небольшие китайские гарни­зоны в Шигацэ и Гьянцэ вскоре сложили оружие и через долину Чумби ушли в Индию. Но в Лхасе еще оставались китайский гар­низон, старый амбань Лянь Юй и новый амбань Чжун Ин с личной охраной.

24 июня 1912 г. Далай-лама выехал из Индии в Тибет. В конце июля он остановился в семи километрах от Лхасы, поддерживая постоянные контакты со своими сторонниками в столице Тибета.

Быстрому изгнанию китайцев мешала внутриполитическая борьба в правящих кругах Тибета. Если монахи монастырей Сэра и Ганден приняли активное участие в борьбе с китайцами, то руко­водители крупнейшего монастыря Дэпун (около 8 тыс. монахов), некоторые члены Кашага не желали порывать с китайскими вла­стями. Конфликт привел к столкновению. Прокитайские лидеры были арестованы, и восемь человек из них казнены [Shakabpa, 1967, р. 241]. Так, монахи монастыря Сэра убили без всякого суда и след­ствия первого колона Царон-шапэ, одного из его сыновей и несколь­ко других высших чиновников.

Многие богатые жители Лхасы спешно отправили свои семьи и ценности под защиту стен монастыря Сэра. 5 февраля 1912 г. сычуаньские солдаты окружили Сэра. В течение двух дней они обстреливали монастырь и пытались ворваться внутрь, но получи­ли отпор от 5500 монахов, большинство из которых было вооруже­но. Отбив нападение, монахи монастыря Сэра вместе с другими группами вооруженных тибетцев двинулись в Лхасу [ibid., р. 240; Yа Наnhzang, 1993, р. 242-243].

Начиная с 8 февраля и до 19 июня в Лхасе шли бои. Наконец, 19 июня 1912 г. при посредничестве непальского резидента в Лхасе было достигнуто соглашение. Китайские солдаты должны были передать оружие и снаряжение тибетцам. Китайцам разрешалось покинуть Тибет южным путем через Индию; им обещали предоста­вить транспорт и продовольствие. В Лхасе мог оставаться китайский {220}резидент, но его охрана ограничивалась 20 вооруженными людьми [Yа Наnhzang, 1993, р. 243].

4 августа Лянь Юй и его эскорт выехали из Лхасы в Индию. После новых переговоров 12 августа 1912г. было достигнуто но­вое соглашение. Оно содержало следующие главные пункты: «1. Амбань с небольшой свитой остается в Лхасе. 2. Он сохраняет при себе 200 китайских солдат личной охраны. 3. Все остальные китайские войска сдают оружие и амуницию и возвращаются в Китай. 4. Оружие и амуниция остаются в Лхасе под печатями. 5. Тибетцам, бывшим на стороне Китая, обещается прощение. Около 500 китайских солдат с генералом Чжуном без оружия воз­вращаются в Китай через Индию» [Кулешов, 1992, с. 160].

14 декабря 1912 г., после переговоров при посредничестве не­пальского представителя тибетцы и китайцы заключили еще одно соглашение. В нем назначался день (16 декабря), когда китайские солдаты должны покинуть Лхасу и направиться в Китай через Индию, не делая остановок на тибетской территории. Их оружие и амуниция оставались в Лхасе под контролем непальской сторо­ны. Тибетцы обещали предоставить транспорт и продовольствие китайским солдатам и офицерам на время их эвакуации. 19 декаб­ря 1912г. новый амбань генерал Чжун Ин со своим отрядом под охраной гуркхов покинул Лхасу и в апреле 1913 г. пересек грани­цу Сиккима. В 1914 г. он был обвинен во всех неудачах китайцев в Тибете, осужден и казнен в Пекине.

При содействии британской миссии по репатриации китай­цев через сиккимо-тибетскую границу было переправлено более 2 тыс. человек. 6 января 1913 г. последние китайские солдаты ушли из Лхасы. В 1913 г. китайское правительство упразднило институт амбаней.

23 января 1913 г. Далай-лама вернулся во дворец Потала в каче­стве общепризнанного лидера Тибета. По возвращении в Лхасу он издал Декларацию, в которой, в частности, говорилось: «Владыка Будда из священной страны Индия предсказал, что перевопло­щения Авалокитешвары будут, посредством преемственного ряда правителей от ранних царей веры до наших дней, править Тибе­том... Во времена монгольских Чингис-хана и Алтан-хана, при ки­тайской династии Мин и при маньчжурской династии Цин Тибет и Китай сотрудничали на основе отношений священника и по­кровителя. Несколько лет назад китайские власти в Сычуани и Юнънани попытались превратить страну в китайскую колонию. Они послали крупные воинские отряды в Тибет под предлогом {221}охраны рынков. Поэтому я оставил Лхасу и вместе с несколькими министрами уехал на индо-тибетскую границу в надежде разъяс­нить маньчжурскому императору по телеграфу, что существующие между Тибетом и Китаем отношения являются отношениями по­кровителя и священнослужителя и не основываются на подчине­нии одной страны другой...

Из Индии я послал несколько телеграмм императору, однако ответа не последовало из-за препятствий, чинимых бесчестными чиновниками в Пекине. Тем временем маньчжурская империя пала. Это помогло тибетцам изгнать китайцев из Центрального Ти­бета. Я также смог вернуться в Тибет... по моему приказу ныне остатки китайских войск изгнаны из Докама (Амдо и Кам. — Б.М.) в Восточном Тибете. Таким образом, замыслы китайцев угнетать Тибет путем извращенного истолкования отношений священник — покровитель исчезли, подобно радуге в небе...

Мы небольшая нация, независимая и религиозная. Нам пред­стоит защищать свою страну. Мы знаем из прошлого, что, защищая свою страну, наш народ может встретиться с некоторыми трудно­стями. Он должен пренебречь этими трудностями. Мы все должны трудиться во имя сохранения независимости страны» [Богослов­ский, Москалев, 1984, с. 41; Shakabpa, 1967, р. 246-247].

Вернувшись в Лхасу, Далай-лама XIII щедро наградил тех, кто способствовал его возвращению. Монастырь Сэра за верную служ­бу получил восемь имений кочевников в области Дам, монастырь Ганден — половину области Цзон. Своим сторонникам Далай-лама пожаловал имения и титулы. В то же время верховный прави­тель Тибета покарал поддерживавших контакты с китайцами мо­нахов монастыря Тэнгьелин (один из четырех лхасских «лингов»). Настоятель именно этого монастыря был когда-то регентом при малолетнем Далай-ламе XIII и был обвинен в заговоре против жиз­ни «перерожденца». Еще в то время земли монастыря были конфи­скованы, а монахи подверглись репрессиям. Монастырь возродился в 1910 г. с помощью китайских властей. На этот раз (в 1913 г.) мона­стырь Тэнгьелин был закрыт, его здания вскоре переданы Управ­лению почт и телеграфа, монахов этого монастыря разослали по другим монастырям Тибета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: