Кочевничество и оседлый образ жизни 11 глава




15. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

16. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

17. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

18. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

19. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

20. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей

21. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года

22. Росстат. Информационные материалы о предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Численность населения районов и городских населённых пунктов субъектов Российской Федерации

23. Всё о Мордовии: Энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — 840 с. — ISBN 5-7595-1662-0.

24. C 1 сентября во многих школах страны добавится ещё один обязательный предмет — основы православия. Newsru, 30 августа 2006.

25. НДО «Учреждение Фенно-Угриа»

26. Радио Свобода. Российские регионы: Мордовия

27. Председатель Правительства РМ — официальный сервер органов государственной власти Мордовии

[ править ] Ссылки

Мордовия на Викискладе ?

 

В Википедии есть портал «Мордовия»

· Путеводитель по республике Мордовия

· Сервер органов государственной власти

· Законы и нормативные акты Республики Мордовия

Республика Мордовия|п · Республика Мордовия|о ·[{{fullurl:Шаблон:Мордовия|Республика Мордовия|action=edit}} р]

Республика Мордовия [показать]

Административный центр: Саранск
Города: Ардатов | Инсар | Ковылкино | Краснослободск | Рузаевка | Темников

 

Административно-территориальное деление:

 

Городские округа: Саранск

Районы: Ардатовский | Атюрьевский | Атяшевский | Большеберезниковский | Большеигнатовский | Дубёнский | Ельниковский | Зубово-Полянский | Инсарский | Ичалковский | Кадошкинский | Ковылкинский | Кочкуровский | Краснослободский | Лямбирский | Рузаевский | Ромодановский | Старошайговский | Темниковский | Теньгушевский | Торбеевский | Чамзинский

 

Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг

 

Приволжский федеральный округРоссийской Федерации [показать]

Республика Башкортостан | Республика Марий Эл | Республика Мордовия | Республика Татарстан | Удмуртская Республика | Чувашская Республика | Пермский край | Кировская область | Нижегородская область | Оренбургская область | Пензенская область | Самарская область | Саратовская область | Ульяновская область

 

Финно-угорские государства и автономии [показать]

Венгрия Финляндия Эстония

В России:

Карелия Республика Коми Коми-Пермяцкий округ Марий Эл Мордовия Удмуртия Ханты-Мансийский автономный округ

 

 

Мордва

[ править ]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 декабря 2011; проверки требует 51 правка.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 декабря 2011; проверки требует 51 правка.

Перейти к: навигация, поиск

Эту статью предлагается разделить на Мордва, Мокша (народ), Эрзя (народ), Шокша, Каратаи и Терюхане. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К разделению/4 января 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается разнести его в Мордва, Мокша (народ), Эрзя (народ), Шокша, Каратаи и Терюхане. Обсуждение длится одну неделю или дольше, если оно идёт медленно. Дата постановки — 4 января 2012. Не удаляйте шаблон до завершения обсуждения.  

 

Мордва
Протопоп Аввакум, Патриарх Никон, Михаил Девятаев, Василий Ключевский
Самоназвание мокшет, эрзят
Современный ареал расселения и численность
Всего: 800 000 Россия: 744 237 (перепись 2010) [1][2] · Мордовия: 333 112 (2010 г.) [1] · Самарская область: 65 447 (2010 г.) [1] · Пензенская область: 54 703 (2010 г.) [1] · Оренбургская область: 38 682 (2010 г.) [1] · Ульяновская область: 38 977 (2010 г.) [1] · Башкортостан: 20 300 (2010 г.) [1] · Нижегородская область: 19 138 (2010 г.) [1] · Татарстан: 19 156 (2010 г.) [1] · Москва: 17 095 (2010 г.) [1] · Московская область: 18 678 (2010 г.) [1] Украина: 9 331 (перепись 2001) [3][4] Казахстан: 8 013 (перепись 2009) [5][6] Узбекистан: 5 000 (2000 г., оценка) [7] Киргизия: 1 513 (перепись 1999) [8] Белоруссия 877 (перепись 2009) [9] Эстония: 562 (перепись 2000) [10] Латвия: 392 (оценка 2011) [11]
Язык мокшанский, эрзянский
Религия православие, язычество
Расовый тип Европеоидная раса
Родственные народы Уральская семьяФинно-угорская группаВолжская подгруппа
Этнические группы эрзя, мокша

Эрзянки в национальных костюмах

Мокшанские девушки в национальных костюмах

Мордваì — официально народ [12]финно-угорской группы[13], который делится на два субэтносамокша и эрзя[14]. Считают себя разными народами [15][16], не имеют общего самоназвания [17]. Самоназвание мокшан мокш. мокшет, эрзян - эрз. эрзят. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к волжско-пермской подгруппе. Этнографические группы эрзян: [14]шокша, мокшан - каратаи. Проживают в Российской Федерации, около трети [18] — в Мордовской республике, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской [19]. Относятся к коренному населению Центральной России. Верующие — в основном православные [13], есть также приверженцы дохристианских языческих традиций [20][21] (традиционная религия мокшан - мокшень кой), лютеране[22] и молокане.

Содержание [ убрать ] · 1 Этноним o 1.1 Этимология o 1.2 История упоминаний o 1.3 Современное бытование o 1.4 Правильное[58] употребление экзоэтнонима o 1.5 Устаревшие варианты экзоэтнонима · 2 Численность · 3 История o 3.1 Этногенез o 3.2 Средневековье и новое время · 4 Антропологическое описание · 5 Языки · 6 Традиционная культура o 6.1 Комплекс одежды o 6.2 Хозяйство o 6.3 Народные верования · 7 Всероссийский съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа · 8 Примечания · 9 Библиография · 10 Ссылки · 11 См. также

[ править ] Этноним

Традиционный термин «мордва» является русским и является внешним (экзоэтнонимом). Не существует общего мордовского языка, не существует и общего для мокшан и эрзян самоназвания (эндоэтнонима). Эрзяне и мокшане считают себя разными народами, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре [15][16]. Согласно версии профессора Н. Мокшина мордва — бинарный этнос, включающий в себя два субэтноса — мокша и эрзя, где каждый субэтнос, по мнению профессора, считая себя мордвой, в то же время обладает присущими только ему самосознанием и самоназванием (субэтнонимом). По мнению профессора В. Юрчёнкова, мордва — «пульсирующий» этнос, то есть этническая система «которая то раскрывается, то свёртывается» [23].

Точку зрения советской этнографии подвергает критике НДО «Учреждение Фенно-Угриа», указывая на противоречие в утверждении, что эрзяне и мокшане — субэтносы мордвы, указывая при этом, что мордвой они себя не называют

само слово отсутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное — отсутствует само понятие «мордовский язык». Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане — т. н. «мордва» — не понимают друг друга [24].

В июле 1928 на заседании Совета Народных Комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа Н. Г. Сурдин предложил назвать округ Мордовским, на основании того, что названия народов «мокша» и «эрзя» не на слуху, а «мордва» известно всем русскоговорящим. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе Средне-Волжской области [25] В 1990-е была обнародована Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики, однако переименование республики было отложено [26].

[ править ] Этимология

Существуют различные версии происхождения этнонима мордва, ни одна из которых не принимается всецело научным сообществом. Распространённая версия выведения его из древне- иранского *mardχvār- или *mǝrǝtāsa- «людоед», а следовательно — отождествления с андрофагамиГеродота признавалась Максом Фасмером сомнительной, ещё более сомнительной учёному представлялась версия о связи с коми mort, удмуртским murt «человек, удмурт» или с названием народа, живущего на юг от Каспийского моря — Μάρδοι, Μαρδυηνοί [27]. Другая гипотеза о выведении этнонима мордва из ирано-скифских языков предполагает, что он восходит к иранскому *mard- «мужчина». Это слово сохраняется в мордовских языках для обозначения мужа («мирде»). Суффикс «-ва» присоединён уже русским языком, и носит оттенок собирательности (также как в этнонимах «литва», «татарва») [28], однако эта этимология недостоверна [29]. Фасмер так же приводит ругательство мордваì, относимое к евреям и детям и слово мордваìн, употребляемое в значении «проказник», указывая на созвучие с мордоваìть [30]. В «Словаре белорусского наречия» И. И. Носовича так же присутствует ругательство мордваì, относимое к шумному сборищу, особенно евреев, являющееся производным от глагола мордовать [31].

[ править ] История упоминаний

В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.  

Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях готов» готского историка V векаИордана. Там, среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году н. э. упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей) [32].

Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами никогда не называли их общим этнонимом.

«В современных мордовских языках слово „мордва“ как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „<…> называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно“» [33]

На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали также академик А. А. Шахматов [34] и академик Лепёхин И. И.:

«Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою» [35]

Первоначально этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 году даёт следующее описание:

К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины [36]

Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» также отделяет мокшан («moxel») от мордвы (эрзян):

К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета. [37]

То же в конце XVIII века подтверждает и Иоганн Георги:

С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев [38].

Как известно Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием [39]. Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князьЮрий Давыдович:

вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…

Там же:

…Пришла мордва с Пургасом к Новгороду и отбились от них новгородцы; они же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых. В то же лето Пурешев сын с половцами победил Пургаса, и перебил всю мордву и Русь Пургасову, а Пургас едва бежал с малым отрядом

О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану». [40]

Энциклопедия Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:

…В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили главного союзника булгар — мордовского князя Пургаса [41]

.

В работе Пашуто В. Т. также мокшане и мордва упомянуты как разные народы:

Бату был бы и рад закончить поход, но ему не дали этого сделать: Великий хан Угедэй требовал продолжения завоеваний, да и соратники джехангира не желали целиком уступать ему славу полководца, хотели проявить себя в будущих кампаниях. В течение 1239 г. Бату позволил некоторым своим родичам предпринять небольшие рейды на мордву и мокшу, на уже разоренное Рязанское княжество, на Переяславль-Южный. Но откладывать большой поход он больше не мог, и в конце лета 1240 г. вторгся в Южную Русь. Собственно, Русь ему покорять было ни к чему, но через неё лежал путь в Венгрию, куда бежал половецкий хан Котян, с которым у монголов были давние счёты — ещё со времен войны Чингис-хана с Хорезмом [42]

.

Из выступления директора института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске:

<…>достоверно известно, что мокша, эрзя, буртасы, меря и мурома образовались после распада городецкой культуры и являются родственными племенами. Если учитывать и этот факт, то становится ясно, что мордва не просто пребывала в составе древнерусского государства в течение 10 веков, но и способствовала его образованию. [43]

.

О сходстве мокшан и мишарей (мещёры) писали адъюнкт Петербургского университета Х. Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства:

Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, однако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев [44]

.

Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным народами привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз. Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств [45], в то время как мокшанский царь Пуреш являлся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война. [46].

В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский, где приставки «мордва», «мордовский» по сути не несли никакой информационной нагрузки [24].

[ править ] Современное бытование

Согласно результатов переписи 1926 г. на территорииях Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян — 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, также 5,2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима. [47]. По данным переписи населения 2002 года уже 843 350 человек назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 чел. соответственно [48]. В самой Мордовии 283,9 тыс. чел. назвали себя мордвой, в том числе 47,4 тыс. и и 79,0 тыс. — соответственно мокшей и эрзей. Эти противоречивые данные были получены вследствие того, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что ещё во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин» [49][50], это правило вновь возродилось в Республике Мордовия в рамках кампании, предшествующей переписи 2010, когда власти республики настоятельно рекомендовали указывать национальность «мордва» [51]. В 2011 году власти Мордовии оказывали давление на портал finnugor.ru за упоминание мокша и эрзя, как отдельных народов, требуя использовать только термин «мордва» [52][53]. Одной из причин противоречивости данных 2002 называют ошибки в переписи [54][55]. Во внимание также следует принимать оторванность многих общин и диаспор мокшан и эрзян от своей исторической родины, масштабы естественной ассимиляции: обрусевшие мокшане и эрзяне не помнят своих корней и указывают в графе национальность «мордва» так как их предки происходили из Мордовии [56]. По данным микропереписи 1994 года в Мордовии: 49 % мордовского населения назвали себя мокшей, 48 % — эрзей и лишь 3 % сказали, что они — мордва. В соседней Пензенской области из всей мордвы собственно мордвы — 69 %, а остальные 31 % — мокша или эрзя; на всей остальной территории России из всей мордвы собственно мордвы оказалось 99,8 % [56]. По мнению директора Иститута этнологии и антропологии РАН В. А. Тишкова причиной преобладания в итогах микропереписи субэтнонимов эрзя и мокша на территории Мордовии стало некорректное интервьюирование респондентов переписчиками, которые минуя вопрос об этнониме, сразу спрашивали о субъэтнической принадлежности. Преобладание же за пределами Мордовии этнонима «мордва», по его мнению, связано с большей корректностью переписчиков в этих регионах [49]. Результаты Всероссийской переписи 2010 года однако не вызывают уверенности в корректности её проведения [57], по её итогам за период с 2002 по 2010 численность назвавших себя этнонимом мокша сократилась в 10 раз.

[ править ] Правильное [58] употребление экзоэтнонима

Мордвиìн — ед. ч., м. р.
Мордоìвка — ед. ч., ж. р.
Мордваì — о народе, ед. ч., неизмеримое (собирательное имя)

[ править ] Устаревшие варианты экзоэтнонима

мордовцы, мордвины [59]

[ править ] Численность

Общая численность мордвы (мокшан и эрзян) в конце XVI века составляла около 150 тыс. чел. [60], в 1719 г. — 107 тыс. чел., по данным III ревизии в 1764—221,1 тыс. чел., по данным IV ревизии в 1781—279,9 тыс. чел., по данным V ревизии в 1796—345,5 тыс. чел., по данным VIII ревизии в 1835—480 тыс. чел., по данным X ревизии в 1858—660-680 тыс. чел. [60]. Согласно Переписи населения Российской империи 1897 г. численность говорящих на финских наречиях (мордовском) составила 1023,8 тыс. чел [61]. К началу XX века они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 г. общая численность мокшан и эрзян оценивалась в 1200 тыс. чел., согласно переписи 1926 г. на территорииях Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян — 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, также 5,2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима. [47]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: