[ править ] Библиография
· Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. М., 1973.
· Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Мысль, 1983. — 206 с, ил. (стр. 152—153: часть карты Птолемея, изданной в Риме в 1490 г. и часть карты мира, составленной в Генуе в 1447 г.; стр. 98-100: «Арии и финно-угры»).
· Вопросы этнической истории мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т. 63. М., 1960.
· Евсевьев М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Живая старина. Вып.1-2. СПб., 1914.
· Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. Саранск,1959.
· Исследования по материальной культуре мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР.Нов.сер. Т. 86. 1963.
· Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск,1968.
· Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетическия взгляд на историю. М.,1992.
· Майнов В. Н.Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1885.
· Маркелов М. Т. Мордва // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. М., 1931.
· Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968.
· Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы XIX—XX века. Саранск, 1977.
· Мордва // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. С. 232—237.
· Мордва: Историко-культурные очерки. Под ред. Балашова В. А. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995.ISBN 5-7595-1049-5
· Мордва: Историко-этнографические очерки. Саранск,1981.
· Мордва // Народы России. Атлас культур и религий — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
· Мордовский народный костюм. Саранск, 1990.
· Мордовский этнографический сборник. Составлен Шахматовым А. А. СПб., 1910.
· Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.
· Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М.,1964. С.548-597.
· Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.
· Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 121
· Смирнов И. Н. Мордва // Изв. общества археологии, истории и этнографии при Казанском у-те.10-12. Казань, 1892—1894.
· Смирнов И. Н. Историко-этнографический очерк // «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете за 1892—95 гг. (лучшая новейшая монография Мордвы).
· Спрыгина Н. И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии. Пенза, 1929.
· Фетисов С. Г. Я живу в Мордовии. М.: Изд. «Сов. Россия», 1978. — 144 c. c ил. на вкл. (Серия: В семье российской, братской). (Тираж 30 000 экз. Цена 55 коп.)
· Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965.
· Lбszlу Klima. The linguistic affinity of the Volgaic Finno-Ugrians and their ethnogenesis (early 4th millennium BC — late 1st millennium AD), Societas historiae Fenno-Ugricae (1996), ISBN 951-97040-1-9
[ править ] Ссылки
· Динамика численности мордовского населения на рубеже веков
· Мордва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
· Корнишина Г. А. Этногенез мордвы (к истории изучения проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1 С. 59-59.
действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации.
· Свяжитесь с нами
· Политика конфиденциальности
· Описание Википедии
· Отказ от ответственности
· Мобильная версия
·
·
Удмурты
[ править ]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2012; проверки требует 1 правка.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2012; проверки требует 1 правка.
Перейти к: навигация, поиск
Удмурты Удмурт | |
Удмурты в национальных костюмах | |
Самоназвание | Удмурт |
Современный ареал расселения и численность | |
Всего: 570 000 Россия: 552 299 (2010 г.) [1], 636 906 (2002 г.) [2][3] · Удмуртия: 410 584 (2010 г.) [1], 460 584 (2002 г.) [2] · Татарстан: 23 454 (2010 г.) [1], 24 207 (2002 г.) [2] · Башкортостан: 21 477 (2010 г.) [1], 22 625 (2002 г.) [2] · Пермский край: 20 819 (2010 г.) [1], 26 272 (2002 г.) [2] · Свердловская область: 13 789 (2010 г.) [1], 17 903 (2002 г.) [2] · Кировская область: 13 639 (2010 г.) [1], 17 952 (2002 г.) [2] · Ханты-Мансийский автономный округ: 3 670 (2002 г.) [2] Казахстан: 5 824 (перепись 2009 г.) [4][5] Украина: 4 712 (перепись 2001) [6] | |
Язык | удмуртский язык, русский язык |
Религия | православие, сохраняются некоторые проявления местного язычества |
Расовый тип | Сублапоноидный тип (Европеоидная раса с лапоноидным влиянием) [7] |
Входит в | пермская подгруппафинно-угорская группауральская семья |
Родственные народы | коми, коми-пермяки |
[ править ] Этническая история
Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).
Этимологиясамоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед». [8] В современном удмуртском языке слово членится на две компоненты — уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (по этой причине этноним некоторыми исследователями переводится на русский язык как «человек из племени уд; удский человек», что, однако, не может считаться корректным).
Прежнее русское название — вотяки (отяки, воть) — восходит к тому же корню уд-, что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство одо «удмурт») [9].
Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год — приняты в местной историографии условно).
Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 годуВотской автономной области (с 1932 года — Удмуртская АО, с 1934 — Удмуртская АССР, с 1991 — Удмуртская Республика).
[ править ] Основные занятия
Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.
Развиты были ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.
Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.
[ править ] Антропонимика
Основные статьи: Удмуртское имя, Удмуртские фамилии
[ править ] Быт и традиции
Типичное поселение — деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (коркаì), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.
В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.
Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэреìм), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэреìм), опояску. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэстеìм), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).
На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).
Мужской костюм — косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.
Верхняя одежда без половых различий — шубы.
В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь — хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепешки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).
Ценные сведения о свадебных обрядах и обычаях удмуртов приводятся, в частности, в исследовании этнографа и миссионера среди удмуртов С. А. Багина «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк)» [10].
[ править ] Декоративно-прикладное искусство
О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шелковыми и хлопчато-бумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.
[ править ] Праздники
Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день.
Народные праздники:
· Толсур — день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы.
· Гырыны потон или акашка — Пасха, начало весенней страды.
· Гербер — Петров день.
· Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
· Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая.
· Выль шуд, сӥль сиӗн — начало забоя скота.
Праздновались и вскрытие рек (йёкелян) и появление первых проталин (гуждор шыд).
[ править ] Духовная культура
Основная статья: Культура Удмуртии
Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр не развит.
Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.
Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.
Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (другие ипостаси — Кылдысин, Куазь, Инву). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд. [11] Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние христианства (религиозный календарь, мифологические сюжеты).
Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.
Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).
Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (береза, ель, сосна, рябина, ольха).
[ править ] Знаменитые удмурты
· Кузебай Герд — удмуртский поэт, прозаик, драматург, общественный деятель, националист.
· Михаил Петрович Петров — удмуртский писатель, поэт, переводчик.
· Кедра Митрей — российский и советский удмуртский писатель.
· Игнатий Гаврилов — известный удмуртский писатель, публицист, критик, переводчик и общественный деятель.
· Кулакова, Галина Алексеевна — советская лыжница, 4-кратная олимпийская чемпионка, 9-кратная чемпионка мира. Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России.
· Тихонова, Тамара Ивановна — заслуженный Мастер спорта СССР, 2-кратная чемпионка Олимпийских игр, 4- кратная чемпионка Мира по лыжному спорту, многократная чемпионка СССР по лыжным гонкам.
· Черезов, Иван Юрьевич — российский биатлонист, заслуженный мастер спорта России. Двукратный призёр олимпийских игр в эстафете (серебро XX Зимних Олимпийских игр в Турине 2006 года и бронза XXI Зимних Олимпийских игр в Ванкувере 2010 года), чемпион мира 2005 года в смешанной эстафете, чемпион мира 2007 года и 2008 года в мужской эстафете, серебряный призер чемпионата мира 2011 года в мужской эстафете, бронзовый призёр чемпионата мира-2009 в масс-старте.
[ править ] Примечания
1. ↑ 1234567 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
2. ↑ 12345678 Всероссийская перепись населения 2002 года
3. ↑ По переписи 1989 г. в РСФСР было 714 833 удмуртов с бесермянами ([1])
4. ↑ Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения. rar)
5. ↑ По переписи 1989 г. в Казахстане было 15 855 удмуртов (см. Демоскоп)
6. ↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
7. ↑ Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997. С. 48-54.
8. ↑ Белых С. К., Напольских В. В. Этноним удмурт: исчерпаны ли альтернативы? // Linguistica Uralica. T. 30, № 4. Tallinn, 1994; Сахарных Д. М. Названия удмуртов: происхождение и семантика. — Ижевск: Портал «Удмуртология», 2008.
9. ↑ Там же.
10. ↑ Багин С. А. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк). М.: Типо-литография К. Ф. Александрова, 1897. 34 с.
11. ↑ Чураков В. С. Удмуртские традиционные верования в свете некоторых лексических реконструкций. — Ижевск: Журнал «Иднакар: методы историко-культурной реконструкции», 2007. — № 1. — С. 51-64.
[ править ] Литература
· Энциклопедия «Народы и религии мира». М., 1998.
· Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2 томах.
· Народы России, энциклопедия, под ред. В. А. Тишкова, М., 1994.
· Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 141
· Коробейников А. В., Волкова Л. А. Историк удмуртской земли Н. Г. Первухин. (Вятское краеведение XIX в.)ISBN 978-5-7029-0374-3
· Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008.
· Статья «Удмурты» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
[ править ] Ссылки
· Удмурты Башкортостана
· Удмуртология: удмуртский научно-культурный информационный портал
· Удмуртская литература. Прошлое, будущее, настоящее
· Новая песня древней земли: Бускельёс
· ИНВОЖО — литературный журнал
· Yumshan Promo — удмуртская творческая лаборатория
· Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунcткамера) РАН
Конец формы
· Последнее изменение этой страницы: 10:34, 17 января 2012.
· Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации.
· Свяжитесь с нами
· Политика конфиденциальности
· Описание Википедии
· Отказ от ответственности
· Мобильная версия
·
·
Удмуртия
[ править ]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Координаты: 57°17′ с. ш. 52°45′ в. д. / 57.283333° с. ш. 52.75° в. д.(G)(O)
Показать географическую карту 57.283333, 52.75
Субъект Российской Федерации | |
Удмуртская Республика Удмурт Республика | |
Флаг Удмуртской Республики Герб Удмуртской Республики | |
Столица | Ижевск |
Площадь | 57-я |
- Всего - % водн. пов. | 42 061 [1]кмІ 0,6 |
Население | 29-я |
- Всего - Плотность | ▼1 522 761 [2] (2010) 36,2 [3] чел./кмІ |
ВРП | 38-я |
- Всего, в текущих ценах - На душу населения | 240,3 [4] млрд. руб. (2008) 157,0 тыс. руб. |
Федеральный округ | Приволжский |
Экономический район | Уральский |
Государственный язык | русский, удмуртский |
Глава республики | Александр Александрович Волков |
Председатель правительства | Юрий Степанович Питкевич |
Председатель Госсовета | Александр Васильевич Соловьёв |
Гимн | Гимн Удмуртской Республики |
Код субъекта РФ | |
Часовой пояс | MSK (UTC+4) |
Удмуртская Республика (удм. Удмурт Республика) — республика в составе Российской Федерации[5], субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.
По Конституции Удмуртской Республики, наименования «Удмуртская Республика» и «Удмуртия» равнозначны. Народные названия республики — «Республика Удмуртия», «Родниковый Край».
Столица — город Ижевск.
Граничит на западе и севере с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном.
Образована 4 ноября1920 года.
[ править ] Государственное устройство
Основная статья: Конституция Удмуртской Республики
Государственно-правовой статус Удмуртской Республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики.
[ править ] Законодательная власть
Основная статья: Государственный Совет Удмуртской Республики
Высший законодательный и контрольный орган — Государственный Совет Удмуртской Республики, переизбираемый каждые пять лет. Нынешний состав избран в декабре 2007 года, председатель — Соловьёв Александр Васильевич[6].
[ править ] Исполнительная власть
Основные статьи: Президент Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики
Исполнительную власть в республике осуществляют Глава и Правительство Удмуртской Республики, с 2000 года должность Главы УР (до 2011 года — Президента УР) занимает — Волков Александр Александрович[7]. Конституционный суд Удмуртской Республики является высшим судебным органом, но до сих пор[ когда? ] не сформирован.
[ править ] Судебная власть
Судебную власть в республике осуществляют Верховный суд Удмуртской Республики, Арбитражный суд Удмуртской Республики, районные суды и мировые судьи.
Прокурор Удмуртской Республики и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов. Прокурором Удмуртской Республики с 2008 года является Сергей Валентинович Панов[8].