Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.




Вариант № 55740

1.

1.1.1. Какие при­чи­ны влюблённости Та­тья­ны в Оне­ги­на раскрываются в дан­ном фрагменте?

 

1.2.1. Каким предстаёт ли­ри­че­ский герой дан­но­го стихотворения?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.

 

  VI Меж тем Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье И всех соседей развлекло. Пошла догадка за догадкой. Все стали толковать украдкой, Шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха; Иные даже утверждали, Что свадьба слажена совсем, Но остановлена затем, Что модных колец не достали. O свадьбе Ленского давно У них уж было решено.   VII Татьяна слушала с досадой Такие сплетни; но тайком С неизъяснимою отрадой Невольно думала о том; И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнём оживлено. Давно её воображенье, Сгорая негой и тоской, Алкало пищи роковой; Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь,   VIII И дождалась... Открылись очи; Она сказала: это он! Увы! теперь и дни и ночи, И жаркий одинокий сон, Всё полно им; всё деве милой Без умолку волшебной силой Твердит о нём. Докучны ей И звуки ласковых речей, И взор заботливой прислуги. В уныние погружена, Гостей не слушает она И проклинает их досуги, Их неожиданный приезд И продолжительный присест.   IX Теперь с каким она вниманьем Читает сладостный роман, С каким живым очарованьем Пьёт обольстительный обман! Счастливой силою мечтанья Одушевлённые созданья, ЛюбовникЮлии Вольмар1, Малек-Адель2 и де Линар3, И Вертер4, мученик мятежный, И бесподобный Грандисон5, Который нам наводит сон, — Все для мечтательницы нежной В единый образ облеклись, В одном Онегине слились.   X Воображаясь героиней Своих возлюбленных творцов, Кларисой6, Юлией7, Дельфиной8, Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит, Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты, Вздыхает и, себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть, В забвенье шепчет наизусть Письмо для милого героя...

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

1Юлия Вольмар — героиня романа Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза».

2 Малек-Адель — герой романа М. Коттен «Матильда, или Записки, взятые из истории Крестовых походов».

3 Густав де Линар — герой повести баронессы Криденер.

4 Вертер — герой романа И.В. Гёте «Страдания молодого Вертера».

5 Грандисон — герой романа С. Ричардсона «История сэра Чарлза Грандисона».

6 Кларисса — героиня семитомного эпистолярного романа С. Ричардсона «Кларисса».

7 Юлия — см. сноску 1.

8 Дельфина — героиня одноимённого романа Ж. де Сталь.

 

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.−1.2.2.

 

  Мы возвращаем землю От границы мы Землю вертели назад — Было дело сначала. Но обратно её закрутил наш комбат, Оттолкнувшись ногой от Урала.   Наконец-то нам дали приказ наступать, Отбирать наши пяди и крохи, Но мы помним, как солнце отправилось вспять И едва не зашло на Востоке.   Мы не меряем Землю шагами, Понапрасну цветы теребя, Мы толкаем её сапогами — От себя, от себя.   И от ветра с Востока пригнулись стога, Жмётся к скалам отара. Ось земную мы сдвинули без рычага, Изменив направленье удара.   Не пугайтесь, когда не на месте закат. Судный день — это сказки для старших. Просто Землю вращают, куда захотят, Наши сменные роты на марше.   Мы ползём, бугорки обнимаем, Кочки тискаем зло, не любя, И коленями Землю толкаем — От себя, от себя.   Здесь никто не найдёт, даже если б хотел, Руки кверху поднявших. Всем живым — ощутимая польза от тел: Как прикрытье используем павших.   Этот глупый свинец всех ли сразу найдёт, Где настигнет — в упор или с тыла? Кто-то там впереди навалился на дот — И Земля на мгновенье застыла.   Я ступни свои сзади оставил, Мимоходом по мёртвым скорбя, Шар земной я вращаю локтями — От себя, от себя.   Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон, Принял пулю на вдохе, Но на Запад, на Запад ползёт батальон, Чтобы солнце взошло на Востоке.   Животом — по грязи, дышим смрадом болот, Но глаза закрываем на запах. Нынче по небу солнце нормально идёт, Потому что мы рвёмся на Запад!   Руки, ноги — на месте ли, нет ли, — Как на свадьбе, росу пригубя, Землю тянем зубами за стебли — На себя, на себя!

В. С. Высоцкий, 1972

Пояснение.

1.1.1. Татьяна влюбляется в Онегина, едва увидев. Причинами столь быстро возникшего чувства нетрудно отыскать в ее детстве и юности. Татьяна увлекалась любовными романами, где были герои, где любовь была обязательно светлой, романтической. Не мудрено, что «Воображаясь героиней / Своих возлюбленных творцов», Татьяна увидела в Онегине героя своего романа, своих девических грез.

 

1.2.1. В стихотворении В. Высоцкого лирический герой - солдат, узнавший свою землю и сроднившийся с ней на дорогах и полях сражений. Сколько пройдено по этой земле? Сколько пришлось проползти? Но роднее этой земли ничего для него на свете нет. Кроме того, лирический герой ощущает себя сильным, способным повернуть вспять Земной шар, потому что он делает благое дело - освобождает мир от фашистской чумы.

2.

1.1.2. С по­мо­щью каких вы­ра­зи­тель­ных средств автор передаёт увлечённость Та­тья­ны ли­те­ра­тур­ны­ми образами?

 

1.2.2. Как Вы думаете, в чём со­сто­ит смысл по­сле­до­ва­тель­но­сти деталей, приведённых в стихотворении: «толкаем её сапогами» — «коленями Землю толкаем» — «шар зем­ной я вра­щаю локтями» — «Землю тянем зу­ба­ми за стебли»?

 

Пояснение.

1.1.2. Увле­чен­ность Татьяны ли­те­ра­тур­ны­ми образами пе­ре­да­ет­ся с по­мо­щью использования в тек­сте специальных вы­ра­зи­тель­ных средств. К примеру, в при­ве­ден­ном ниже фраг­мен­те использованы ме­та­фо­ра «обольстительный обман» (сентиментальные сла­ща­вые романы срав­ни­ва­ют­ся автором с обманом, но этот обман, но этот обман обольстительный, Та­тья­на готова его "пить". Кроме того, герои ро­ма­нов именуются метафорично: «счастливой силою меч­та­нья одушевленные созданья».

Пьёт обо­льсти­тель­ный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые созданья...

Широко ис­поль­зу­ют­ся Пушкиным и эпитеты: «сладостный» роман, бес­по­доб­ный Грандисон, воз­люб­лен­ных творцов.

 

1.2.2. По­сле­до­ва­тель­ность при­ве­ден­ных де­та­лей в сти­хо­тво­ре­нии неслучайна. Де­таль­ный ряд по­стро­ен по прин­ци­пу нагнетания: тру­ден путь сол­да­та к победе, не­ве­ро­ят­ные уси­лия при­хо­дит­ся для этого прилагать, имен­но по­это­му сна­ча­ла сол­дат «толкаем её сапогами», то есть идет, затем «коленями Землю толкаем», то есть пол­зет на коленях, затем «шар зем­ной я вра­щаю локтями», и наконец, «Землю тянем зу­ба­ми за стебли», то есть уже как толь­ко можем, но все равно стре­мим­ся к победе, так как она - глав­ный смысл всего.

3.

1.1.3. Сопоставьте фрагмент романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с приведёнными ниже строфами из главы четвёртой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и ответьте на вопрос. В чём похожи и чем различаются Онегин и Печорин в приведённых фрагментах?

 

1.2.3. В чём схожи и чем различаются стихотворение Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились...» и приведённое ниже стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»?

 

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

 

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлёкся трудностью предприятия...

Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдём такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство — истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности — только в не-возможности достигнуть цели, то есть конца.

Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! он вовсе её не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слёз!»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое моё удовольствие — подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашёл бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание даёт понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 

********************

 

  VII   Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем её вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хвалёных дедовских времян: Ловласов обветшала слава Со славой красных каблуков И величавых париков,   VIII Кому не скучно лицемерить, Различно повторять одно, Стараться важно в том уверить, В чём все уверены давно, Всё те же слышать возраженья, Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет! Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольцы, слёзы, Надзоры тёток, матерей И дружба тяжкая мужей!   IX Так точно думал мой Евгений. Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей. Привычкой жизни избалован, Одним на время очарован, Разочарованный другим, Желаньем медленно томим, Томим и ветреным успехом, Внимая в шуме и в тиши Роптанье вечное души, Зевоту подавляя смехом: Вот как убил он восемь лет, У тратя жизни лучший цвет.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: