Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.




 

 

  Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!   Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:   Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.   Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?   Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.   А. С. Пушкин, 1829   Первый снег Ах, кто не любит первый снег В замёрзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру!   В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу, Лось замирает на бегу На отдалённом берегу.   Зачем ты держишь кнут в ладони? Легко в упряжке скачут кони, И по дорогам меж полей, Как стаи белых голубей, Взлетает снег из-под саней...   Ах, кто не любит первый снег В замёрзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру!   Н. М. Рубцов, 1955

4. Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. Как и по­че­му ме­ня­ет­ся от­но­ше­ние Фа­му­со­ва к Чац­ко­му на про­тя­же­нии комедии? (По ко­ме­дии А.С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)

 

2.2. На какие жиз­нен­ные во­про­сы от­кли­ка­ет­ся ли­ри­ка А.С. Пушкина? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний поэта.)

 

2.3. По­че­му сказ­ка М.Е. Салтыкова-Щедрина на­зы­ва­ет­ся «Дикий помещик»?

 

2.4. Как тема ми­ло­сер­дия рас­кры­ва­ет­ся в одном из про­из­ве­де­ний рус­ской ли­те­ра­ту­ры XX века? (По вы­бо­ру экзаменуемого.)

 

Пояснение.

1.1.1. В ко­ме­дии Грибоедова два конфликта: один - социальный, дру­гой - бытовой. В приведённой сцене на­ме­чен бытовой кон­фликт - кон­фликт любовный между Со­фьей и Чацким. Софья не любит Чацкого, она оби­же­на его дли­тель­ным отстутствием и уже увле­че­на бессловесным Молчалиным. Чув­ства Чацкого не остыли. Он умён, остёр на язык и тем самым раз­дра­жа­ет и без того ис­пы­ты­ва­ю­щую неприятие Софью. Так кон­фликт бытовой пе­ре­пле­та­ет­ся с за­рож­да­ю­щим­ся социальным конфликтом. Софья - пред­ста­ви­тель­ни­ца мира, чуж­до­го по убеж­де­ни­ям Чацкому, по­это­му неизбежно пе­ре­рас­та­ние любовного кон­флик­та между Со­фьей и Чац­ким в кон­фликт общественных интересов.

 

1.2.1. Мир при­ро­ды тесно пе­ре­пле­та­ет­ся с внут­рен­ни­ми переживаниями ли­ри­че­ско­го героя, вот по­че­му среди мол­ний и мглы он видит пре­крас­ную деву. Дева - сим­вол душевного равновесия, спа­се­ния в бу­шу­ю­щем мире стихии. Ли­ри­че­ский герой слов­но подчёркивает, что на­сту­пит успокоение, буря отступит, как от­сту­па­ют душевные метания.

2. 1.1.2. Какое зна­че­ние в дан­ной сцене имеет каж­дая из ремарок?

 

1.2.2. Какую роль в дан­ном сти­хо­тво­ре­нии иг­ра­ет инверсия?

 

Пояснение.

1.1.2. Ре­мар­ка (фр. remarque) — за­ме­ча­ние автора тек­ста (книги, рукописи, письма), уточ­ня­ю­щее или до­пол­ня­ю­щее какие-либо детали. В приведённом от­рыв­ке встреечается не­сколь­ко ремарок. Софья го­во­рит с Чац­ким «громко и принужденно», когда хочет под­черк­нуть раздражающую её остро­ту суждений Чацкого, осо­бен­но о Молчалине, в ко­то­ро­го влюблена. Чац­кий в замешательстве, услы­шав о себе не­лест­ный отзыв, по­то­му его речь со­про­вож­да­ет­ся ремаркой «минутное молчание», по­ка­зы­ва­ю­щая смятение героя.

 

1.2.2. Инве́рсия — фи­ло­ло­ги­че­ский термин, от­но­ся­щий­ся к фи­гу­рам речи, про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го слова inversio — переворачивание, пе­ре­ста­нов­ка — из­ме­не­ние прямого по­ряд­ка слов или сло­во­со­че­та­ний как сти­ли­сти­че­ский приём. Ин­вер­сия играет:

1) ак­цент­ную или смыс­ло­вую функцию, слу­жит для вы­де­ле­ния нужных для ав­тор­ско­го замысла слов, пе­ре­да­чи авторского отношения;

2) рит­мо­об­ра­зу­ю­щую функцию, по­мо­га­ет построить по­э­ти­че­ский текст;

3) эс­те­ти­че­скую функцию, создаёт словесно-образную картину; по­мо­га­ет понять смысл стихотворения; де­ла­ет текст образным, выразительным.

В приведённом сти­хо­тво­ре­нии с по­мо­щью инверсии создаётся не­по­вто­ри­мый художественный образ не­по­го­ды и девы на фоне этой непогоды, а также пе­ре­жи­ва­ний лирического героя. ре

3. 1.1.3. Сопоставьте фрагмент пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» с приведённым ниже фрагментом рассказа В. М. Шукшина «Срезал». К каким выводам привело Вас это сопоставление?

 

1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» с приведённым ниже стихотворением Н. М. Рубцова «Первый снег». К каким выводам Вас привело это сопоставление?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: