Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. А. С. Пушкин, 1829 | Первый снег Ах, кто не любит первый снег В замёрзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру! В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу, Лось замирает на бегу На отдалённом берегу. Зачем ты держишь кнут в ладони? Легко в упряжке скачут кони, И по дорогам меж полей, Как стаи белых голубей, Взлетает снег из-под саней... Ах, кто не любит первый снег В замёрзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру! Н. М. Рубцов, 1955 |
4. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1. Как и почему меняется отношение Фамусова к Чацкому на протяжении комедии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
2.2. На какие жизненные вопросы откликается лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений поэта.)
2.3. Почему сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина называется «Дикий помещик»?
2.4. Как тема милосердия раскрывается в одном из произведений русской литературы XX века? (По выбору экзаменуемого.)
Пояснение.
1.1.1. В комедии Грибоедова два конфликта: один - социальный, другой - бытовой. В приведённой сцене намечен бытовой конфликт - конфликт любовный между Софьей и Чацким. Софья не любит Чацкого, она обижена его длительным отстутствием и уже увлечена бессловесным Молчалиным. Чувства Чацкого не остыли. Он умён, остёр на язык и тем самым раздражает и без того испытывающую неприятие Софью. Так конфликт бытовой переплетается с зарождающимся социальным конфликтом. Софья - представительница мира, чуждого по убеждениям Чацкому, поэтому неизбежно перерастание любовного конфликта между Софьей и Чацким в конфликт общественных интересов.
1.2.1. Мир природы тесно переплетается с внутренними переживаниями лирического героя, вот почему среди молний и мглы он видит прекрасную деву. Дева - символ душевного равновесия, спасения в бушующем мире стихии. Лирический герой словно подчёркивает, что наступит успокоение, буря отступит, как отступают душевные метания.
2. 1.1.2. Какое значение в данной сцене имеет каждая из ремарок?
1.2.2. Какую роль в данном стихотворении играет инверсия?
Пояснение.
1.1.2. Ремарка (фр. remarque) — замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали. В приведённом отрывке встреечается несколько ремарок. Софья говорит с Чацким «громко и принужденно», когда хочет подчеркнуть раздражающую её остроту суждений Чацкого, особенно о Молчалине, в которого влюблена. Чацкий в замешательстве, услышав о себе нелестный отзыв, потому его речь сопровождается ремаркой «минутное молчание», показывающая смятение героя.
1.2.2. Инве́рсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Инверсия играет:
1) акцентную или смысловую функцию, служит для выделения нужных для авторского замысла слов, передачи авторского отношения;
2) ритмообразующую функцию, помогает построить поэтический текст;
3) эстетическую функцию, создаёт словесно-образную картину; помогает понять смысл стихотворения; делает текст образным, выразительным.
В приведённом стихотворении с помощью инверсии создаётся неповторимый художественный образ непогоды и девы на фоне этой непогоды, а также переживаний лирического героя. ре
3. 1.1.3. Сопоставьте фрагмент пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» с приведённым ниже фрагментом рассказа В. М. Шукшина «Срезал». К каким выводам привело Вас это сопоставление?
1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» с приведённым ниже стихотворением Н. М. Рубцова «Первый снег». К каким выводам Вас привело это сопоставление?