Что означает термин «секта»?




Как появился термин «секта» и производные от него?

Термин "секта" происходит от латинского слова «sekta» и изначально имел две этимологии:

а) часть чего-либо;

б) образ мыслей, учение.

Соответственно, производными от слова «sekta» являются в латинском языке «secare» - «отсекать» (часть от целого) и «sequi» - «следовать» (за кем-либо в учении, образе мыслей).

В русском языке понятие «секта» и производные от него стали употребляться со времени введения в духовных семинариях и академиях, светских гимназиях, лицеях и университетах курса преподавания латинского языка. При этом слова сохранили первоначальное фонетическое произношение и смысловое значение. Употребление термина «секта» как обозначения «части чего-либо» привело к появлению хорошо известных сегодня слов «сектор» и «секция». Использование термина «секта» для обозначения «образа мыслей, учения» постепенно трансформировалось в название одного из институционных типов религиозных объединений.

 

Что означает термин «секта»?

Приведу определения из авторитетных источников.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля сообщает: «Секта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь»[1].

В «Словаре русского языка» С.И.Ожогова секта определяется как «религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противостоящее», а в переносном смысле - как «группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах»[2]. Такое же толкование дает термину «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»[3].

Академический «Словарь» Ушакова понимает под сектой «религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявшей новое учение», а в переносном смысле – «отгородившуюся от общения с другими, замкнувшуюся в себе группу лиц»[4].

Подобным образом разъясняется этот термин и в «Словаре иностранных слов» под редакцией Ф.Н.Петрова: «Секта - религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; замкнутая группа, чуждающаяся широких масс».

Таким образом можно заметить, что во времена подготовки вышеуказанных источников термин использовался для обозначения как специфических религиозных объединений, так и просто замкнувшихся групп, дистанцировавшихся от общества в силу своих, не обязательно религиозных интересов.

Именно в таком «двойном» значении слово «секта» раньше и употреблялось.

В толковании «замкнутая группа, чуждающаяся широких масс» термин применялся обычно к небольшим политическим организациям оппозиционного толка.

Характерным примером является подготовленный К.Марксом и Ф.Энгельсом "Манифест Коммунистической партии", где отмечено, что группы приверженцев социальных утопий "выродились в чистейшие секты", а сами коммунисты таких "сектантских принципов" не разделяют[5]. Эти же авторы на страницах совместного труда "Мнимые расколы в Интернационале" писали о "сектантских секциях", "сектантских группах" и "сектантских организациях", понимая под ними небольшие политические кружки с альтернативными взглядами[6]. Во вводной статье к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке" Энгельс сообщал, что германский ученый Е.Дюринг "открыто начал создавать вокруг себя секту, ядро будущей особой партии"[7], в письме Августу Бабелю называл социалистов-утопистов "заядлыми сектантами"[8], а в статье "Маркс и "Neue Rheinische Zeitung" подчеркивал, что без понимания роли пролетариата немецкие социал-демократы могли бы "вместо большой партии действия основать маленькую секту".[9] Карл Маркс в письме Фридриху Больте также отмечал: "Интернационал был основан для того, чтобы заменить социалистические и полусоциалистические секты подлинной организацией рабочего класса"[10].

Справедливости ради надо заметить, что противники коммунистических идей тоже охотно применяли термин «секта» по отношению к оппонентам. Известная русская художница "серебрянного века" Мария Башкирцева в своем дневнике 17 июля 1874 года, например, писала: "Говорят, что в России есть шайка негодяев, которые добиваются коммуны; это ужас что такое! И их подлая секта так распространена, что журналы делают отчаянные воззвания к обществу"[11].

Не менее активно применялось понятие «секта» и для обозначения «религиозных общин, отколовшихся от господствующей церкви». Достаточно вспомнить вышедшее в 1912 году фундаментальное исследование протоиерея Сергия Булгакова «Православие. Расколы. Ереси. Секты»[12] или статью знаменитого писателя Николая Лескова «Несколько слов о духоборских и других сектах»[13]. О «сектантах», «русском сектантстве», «сектантской религиозной литературе», «сектантском пафосе» по отношению к отечественной культуре писал на страницах работы «Типы религиозной мысли в России» Николай Бердяев[14]. Владимир Бонч-Бруевич, являвшийся одним из самых известных дореволюционных исследователей религии, выступал составителем многотомника «Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества», книги которого выходили в свет с 1908 по 1916 год[15].

Кроме того, в царской России данный термин широко использовался в нормативно-правовых актах, регулирующих религиозную деятельность. «Паспорты на отлучки внутри Империи выдаются раскольникам всех сект», - отмечалось, например, в мнении Государственного Совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб», вышедшем в 1883 году[16], а изданный в 1911-м «Свод законов гражданских» содержал отдел "О метрической записи браков старообрядцев и сектантов"[17].

После 1917 года слово «секта» стало исчезать из «политического» лексикона, и его понятие сузилось до обозначения одного из типов религиозных объединений. В этом качестве оно с равным успехом применялось как авторами научно-популярной литературы (напр.: Привалов К. Б. Секты: досье страха. М., 1987), так и серьезными учеными (напр.: Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973; Москаленко А. Г. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск, 1978, Клюева Т.А. Христианское сектантство в условиях урбанизации. М., 1980).

В настоящее время научная литература дает секте следующее определение: «Секта религиозная (лат. secta - образ мыслей, учение) - один из типов религиозных объединений. Секта религиозная возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для секты религиозной характерна претензия на исключительность свой роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко - и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному выражению (ревивализм), признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Эта установка нередко ведет к фанатизму. Секта религиозная отрицает институт священства, лидерство считает харизматическим, право на него признает за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на "обращение", предшествующее членству. Указанные черты, отдельно взятые, могут быть обнаружены и у религиозных объединений иных типов. Однако совокупность признаков характерна именно для секты религиозной. Общие признаки по-разному модифицируются в различных сектантских течениях. Историческая судьба сект религиозных неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в церкви или деноминации».

Данное определение является академическим - поскольку содержится как в «Атеистическом словаре» советского времени[18], так и на страницах учебника «Религиоведение», изданного в 1998 году под редакцией профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой философии религии и религиоведения МГУ, члена Совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации И.Н.Яблокова[19].

Сам термин «секта» в этом понимании продолжает широко использоваться учеными. Только за последние годы были изданы, например, такие работы, как: Браславский Л.Ю. «Протестантские секты в Чувашии» (Чебоксары: Кн. изд-во, 1988. - 96 с.); А.Новопашин. «Религии и секты в современной России» (Новосибирск, Издательство храма во имя А.Невского, 1998); Панченко А.А. «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект» (Изд. "ОГИ", 2002. - 543 с.); Таевский Д.А. «Христианские ереси и секты I - XXI веков: Словарь.» (Изд. "Интрада", 2003. - 320 с.)

Кроме того, понятие «секта» и производные от него широко использовали авторы множества других научных работ, например: В.И.Гараджа. «Религиеведение. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы» (2-е издание, дополненное. Москва, "Аспект Пресс", 1995); А.В.Федосеев. «Основы религиеведения. Методическое пособие» (Донецк, издательство Донецкой государственной академии управления, 1997); Омурова Т.О., Лукашов В.А. «Религиоведение. Учебно-методическое пособие» (Бишкек, 1998); И.Н.Яблоков. «Религиеведение. Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению» (М.: Гардарика, 1998); Е.Г.Балагушкин. «Нетрадиционные религии в современной России» (М., 1999); Н.А.Трофимчук, М.П.Свищев. «Экспансия» (М., Издательство Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ, 2000).

Таким образом, термин «секта» продолжает широко употребляться в научных кругах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: