Дружественные движения в Украине




В течение избирательной кампании в Украине также действовал ряд партнерских движений и организаций, деятельность которых была направлена ​​на поддержку демократических выборов. В Украине действовало около 10-и таких структур, однако наиболее заметными среди них были "Студенческая волна" и "Чистая Украина" а также "черная ПОРА!" И инициатива "Знаю!".

"Студенческая волна" была официальным проектом избирательного штаба Наша Украина, направленным на привлечение молодежи к поддержке демократических перемен и избирательной кампании Виктора Ющенко."Студенческая волна" провела крупнейшую в предвыборный период молодежную акцию в поддержку Виктора Ющенко под названием «Студенческое Вече", которое состоялось 16 октября на Контрактовой площади в Киеве. Также Студенческая Волна распространила серию наклеек и другой печатной продукции. Во время выборов это движение принимал участие в контроле за выборами и других важных инициативах.

"Чистая Украина" была влиятельной независимой инициативой, зконцентрувала искренних и преданных национал-патриотов. "Чистая Украина" отмечалась высокой активностью, мобильностью и дисциплиной своих членов. Наиболее заметными акциями "Чистой Украины" стало распространение ряда интересных и креативных волн печатной продукции, создание сайта https://www.chysto.com/ и участие в контроле за выборами.Лидеры и активисты "Чистой Украины" часто сотрудничали с парома принимали совместное участие в акциях, а представитель "Чистой Украины" (Юрий Юзич) был комендантом базового учебного лагеря ПОРЫ. При подготовке массовых акций в защиту выборов в Киеве согласованный план действий закреплял ЧУ второй по численности количество волонтеров, которые должны принять участие в массовой акции в защиту результатов выборов (приложение 9).

"Черная ПОРА!" (Http://kuchmizm.info) - независимая общественная инициатива, созданная львовской группой активистов и позже возглавляемая участником студенческого движения 90-х Михаил Свистович."Черная ПОРА!" Отличалась оригинальной системой работы, которая не имела руководящего центра и организационных структур. "Черная ПОРА!" Распространила серию наклеек "Что такое кучмизм?" И провела театрализованные хэппенинги "полосатый рейс". "Черная ПОРА!" Преимущественно действовал как антикампания для дискредитации режима Кучмы, а также приняла участие в наблюдении за выборами.

Знаю! (Http://znayu.org.ua/) - гражданская инициатива, созданная при поддержке правительства США. В отдельных регионах избиратели могли наблюдать деятельность инициативы благодаря наклейкам и открыткам "Знаю!" Еще одной заметной акцией "Знаю!" Стало шоу "беспередел чайников" в Киеве 25 сентября.


Информационная стратегия ПОРЫ

Учитывая чрезвычайно острые проблемы с общественным доступом к информации и "свободой слова" в Украине, в основу проведения кампании была положена идея донесения информации о выборах непосредственно к гражданам.

 

Донесение информации происходило в форме очного общения, распространение печатной продукции и визуальных информационных материалов, а также проведение просветительских мероприятий. Для этого использовались:
Печатная продукция (листовки, брошюры, наклейки, мелкая сувенирная атрибутика и др.)§
Публичные массовые акции и демонстрации;§
Визуальные презентации (плакаты, постеры, "граффити" и др..)§
Медиа презентации (ролики, интервью и т.п.)§
Периодические издания;§

Подавляющее большинство информации, которая распространялась в рамках Кампании, создавалась информационно-аналитическими подразделениями КЦ Кампании или НПО-партнерами. В течение избирательной кампании, только в рамках 1-го этапа ГК ПОРА изготовила и централизованно распространила по всей территории Украины около 40 млн. различных образцов печатной продукции (газет, листовок, наклеек, постеров, бандан, значков и т.д.). Кроме того, в рамках указанной стратегии осуществлялось издание различных информационно-просветительских материалов регионального уровня. В рамках 2-го этапа кампании было распространено еще более 15 миллионов наклеек, открыток, бандан и других материалов (https://pora.org.ua/content/blogcategory/122/165/10/10/)..

Информационная структура Кампании.

1-й этап реализации Кампании предусматривал осуществление четырех основных субкомпонента:

1. Внутришньомобилизацийний, для привлечения новых волонтеров, которые составили основу Кампании;
2. Информационный, распространение информации о выборах, кандидатов и прав избирателей по всей стране;;
3. Мобилизационный, мобилизации избирателей к участию в председательстве;
4. Превентивный, для предотвращения возможных фальсификаций.

Обстоятельства фальсификации выборов привели к активизации 2-го этапа реализации кампании, направленной на их защиту. Таким образом, в информационном контексте кампания расширилась еще на один субкомпонент.


Организационная структура ПОРЫ.

На 1-м этапе деятельности ПОРЫ, продолжавшегося в течение избирательной кампании (1 июля - 31 октября 2004 г.), организационная структура ГК ПОРА была построена по уникальной моделью горизонтального сетевого менеджмента. Основу этой структуры составляли региональные мобильные информационно-просветительские группы - рои, в каждом из которых работало от 10 до 15 волонтеров. Таким образом в течение избирательной кампании в рамках ПОРЫдействовала организованная сеть из 380-400 мобильных информационно-просветительских групп, в течение выборов своей деятельности охватили не менее 25 миллионов граждан. Рои действовали на отдельно определенной территории - кусты и покрывали своей работой населения этих территорий. 78 кустов покрывали всю Украину и охватывали территории, где проживало около 500.000 населения, объединенного общим социальным, этническим, историческим или национальным происхождением (карта кустов - приложение 3). Организация работы такой сети осуществлялось Координационный Центр кампании (приложение 5), который формировал информационную стратегию и тактику кампании, осуществлял координацию действий региональных подразделений, организовывал издание и доставку основных видов печатной продукции, вел политические консультации с партнерами и союзниками. Важные стратегические решения и политическая поддержка кампании осуществлялась СОВЕТОМ КАМПАНИИ, из числа влиятельных общественных деятелей, представителей бизнеса, политики, государственных и международных структур. При этом важно отметить большую степень организационной и финансовой автономии региональных подразделений кампании. Такой принцип давал гарантию безопасности кампании, даже при потере ее составляющих, включая КЦ Кампании.

Таким образом с целью эффективного менеджмента и обеспечения всех организационно-технических и информационных потребностей Кампании сложилась следующая структура:
1) Рой / Роевой
2) Кущ / Кустовой командир
3) Координационный Центр (КЦ)
4) Совет
5) Официальные партнеры (ОП)

После фальсификации выборов Организационная структура ГК ПОРА была реформирована для нужд защиты результатов выборов - 2-го этапа кампании. Таким образом, 20 октября был создан штаб акции ПОРЫ(приложение 7), который координировал передвижения и концентрацию волонтеров в Киеве (Андрей Гусак), организовывал деятельность палаточных городков (Евгений Золотарев) и забастовочных комитетов (Андрей Юсов), а также осуществлял необходимые информационные мероприятия, подготовку, печать и организацию распространения печатной продукции.

Подробное описание организационной структуры Поры располагаются в Концепции создания Гражданской кампании ПОРА (https://pora.org.ua/content/view/2603/189/) и других документах на сайте www.pora.org.ua

Почему ПОРА является особой кампанией?

Гражданская кампания ПОРА стала беспрецедентной по масштабу, влиянием и объемом использования технологий "гражданского действия" не только на территории СНГ, но и всей Центральной и Восточной Европы.ПОРА осуществлялась как объединенная инициатива сотен НПО с привлечением больших массивов волонтеров и реализацией десятков разноплановых проектов. ПОРА включала элементы мониторинговой, информационной, просветительской деятельности, а также систему протестных акций. При этом ГК ПОРА была частью большего плана деятельности общественных организаций, направленного на защиту выборов, под названием "Волна Свободы". Еще одной важной особенностью ПОРЫстало то, что она, хотя и использовала опыт, сотрудничество и технологии многих международных партнеров, действовал без существенной международной поддержки и преимущественно за средства украинских предпринимателей.

При этом условия для реализации общественной просветительской инициативы и тем более организации массовых протестных акций были сложные из всех известных общественных кампаний последнего периода. В первую очередь это касается большой разницы в политической и культурной жизни отдельных регионов и демографической специфике. В отличие, например, от Белграда (столицы Сербии) или Тбилиси (столице Грузии), в которых живет более 30% населения и где в течение последнего периода происходили демократические революции, в Киеве проживает лишь 4% населения страны. При таких обстоятельствах события только с участием киевлян не могли иметь национального значения и быть воспринятыми всей стране. Поэтому задача ПОРЫсостояла в том, чтобы необходимости изменений затрагивали всех украинский в разных уголках страны. Участие в "оранжевой революции" на центральной площади Киева принял каждый 9-й житель Украины, а демократические изменения стали естественной потребностью всей нации.

Перечень особенностей деятельности ГК ПОРА:
- Большая территория (603,7 тыс. кв.м) и большой состав населения (47 млн.);
- Равномерное расселение по всей территории Украины (кроме Донбасса)
- Малый процент жителей столицы Киева в отношении общего населения страны - 4%;
- Особое геополитическое положение Украины;
- Низкая степень поддержки демократического процесса развитыми демократическими странами;
- Историческая, социокультурная и гуманитарная отличие разных регионов Украины;
- Внутриполитические особенности развития демократических прав и свобод;
- Мощное вмешательство России в избирательный процесс;
- Внутриполитические особенности авторитаризма;
- Инфраструктура и степень развития НПО и их коалиций;
- Структура, степень развития и организационные возможности политических структур, особенно оппозиционных;
- Природные условия, в том числе сезонные подобное.


Технологические составляющие кампании

Технология деятельности ГК ПОРА формировалась исходя из различного мирового опыта деятельности демократических движений, украинский опыт борьбы за независимость 1985 - 2004 годов, а также учитывая уникальную специфику украинской условий и потребностей.

Учитывая указанные и другие обстоятельства, перед Координационным Центром ПОРЫвстал вопрос наиболее эффективного применения имеющихся кадровых и организационно-технических возможностей. Таким образом, был разработан ряд приоритетных технологических составляющих кампании, детальное описание которых содержится помещен в Концепции создания Гражданской кампании ПОРА и других документах на сайте www.pora.org.ua.


Основные технологические составляющие кампании

- Информационно-просветительская работа на междугородном и пригородном транспорте.
ПОРА активно использовала чрезвычайный потенциал коммуникации с людьми и распространения информации на междугородном и пригородном транспорте. Согласно статистике, в Украине в среднем каждый гражданин Украины на протяжении года находится на различного типа вокзалах (не считая городского транспорта) 35 раз. ПОРА решила воспользоваться такими обстоятельствами, развернув приоритетное информационно-просветительскую кампанию, которая базируется на этом сегменте.
- Информационно-просветительская работа в сельской местности и малых городах.
В значительной степени Украина является аграрной страной. Структура ее населения содержит 35% граждан, проживающих в сельской местности (10 197 сел и 907 поселков). Такое населения особенно поражено правовым нигилизмом и приемлемое для незаконного влияния на их волеизъявление (https://pora.org.ua/old/content/view/305/).

- Работа в городах
Работа роев в городах значилась массовыми акциями, пикетами и демонстрациями, а также распространением информации в людных местах и ​​КВДД. (Http://pora.org.ua/old/content/view/1319/2/).

- Участие в системных мониторинговых проектах
ПОРА как развитая сетевая структура с большим количеством волонтеров приняла активное участие в реализации многих мониторинговых проектов, требовавших "полевой" составляющей. К ним в первую очередь следует отнести национальный мониторинг списков избирателей, мониторинг законности финансирования выборов, наблюдения за голосованием и т.д..

- Мобильные концертные акции
Для привлечения внимания молодежи ПОРА в предвыборный период активно использовала массовые концертные акции, особенно в регионах Украины (Львов, Харьков, Сумы, Полтава и др.). После развертывания акций протеста после 1-го тура выборов ПОРА организовала многодневный рок-марафон возле палаточного городка на Контрактовой площади в Киеве - "Страйк-марафон" ПОРА свободы ". Всего во время выборов были проведены десятки музыкальных акций различного уровня.

- Массовые мероприятия и походы
Массовые мероприятия и походы создавали уникальные возможности для обнародования позиции и лозунгов ПОРЫ, мобилизации новых волонтеров, создание протестного психологического климата и популяризации ПОРЫсреди населения, (фото: https://pora.org.ua/component/option, com_zoom / Itemid, 162 / catid, 1 /).

- Организация информационного обеспечения, пресс-службы, официального сайта и сотрудничества со СМИ
Организация такой работы является обязательным условием развития и влияния кампании. Вся деятельность в информационной сфере должна быть четко координированной. Деятельность в указанном направлении была одной из приоритетных для КЦ кампании. Официальный сайт ПОРЫ(www.pora.org.ua) стал не только стабильным источником информации и твердо вошел в 5-ку самых популярных политических ресурсов. С его помощью участники ПОРЫсмогли обмениваться информацией, координировали действия, пользоваться образцами документов и т.п..

- Граффити
Использование граффити стало одним из важнейших инструментов влияния на молодежную среду и средством его привлечения к активным действия.Применение граффити существенно популяризировало стиль ПОРЫи ее узнаваемость среди граждан.

- Активная использование и популяризация стиля
Использование и популяризация единого стиля, что в массовом сознании ассоциируется с общественными целями, может сыграть ключевую роль в избирательной кампании. Это однозначно было доказано во время "оранжевой революции", когда вся страна одним цветом символизировала свою тягу к свободе. Стиль ПОРЫсейчас является одним из самых узнаваемых в Украине. В его визуальных атрибутов относятся флаги, футболки, значки и т.д..

 


 

 

Новая эпоха

За год своей деятельности гражданская кампания ПОРА стала столпом новой украинской демократии - сообществом людей разного возраста и профессий, социального и географического происхождения и даже разных политических взглядов, но с верой в справедливость и демократическое будущее свободной страны. Это люди, которые поверили в себя и возможность собственного влияния на жизнь общества.

ПОРА стала настоящим прототипом гражданского общества, из которого сегодня образуются различные общественные организации и политические инициативы. Основываясь на опыте своих коллег из других стран Центральной и Восточной Европы, ПОРА не будет превращаться в любую единую организацию, то ли политическую партию, общественное объединение или аналитический центр. ПОРА сформировала качественную основу и адекватных лидеров для различных направлений общественного развития:
- Поддержки и развития международной демократической солидарности;
- Развития гражданского общества в Украине;
- Развития украинской политической системы и т.д..

Поэтому естественным путем развития ГК ПОРА, после официального прекращения ее деятельности, стала трансформация в ряд институтов гражданского общества, среди которых:
- Международный центр поддержки переходных демократий;
- Несколько всеукраинских общественных организациях;
- Политическая партия;
- Другие учреждения, которые могут быть инициированы активистами ГК ПОРА.

Деятельность каждой из указанных выше структур соответствует логике предыдущей деятельности ГК ПОРА и направлена ​​на развитие украинского государства:

- Международный центр (IDI) поддержки слабых демократий может стать первой в Восточно-Центральной Европе престижной и авторитетной негосударственной институтом, который поддерживает демократические процессы в целом регионе. Центр будет действовать при участии лучших экспертов и на базе лучшего опыта демократических движений, действовавших на территории ЦВЕ. Деятельность такой структуры институциализуе и распространит "оранжевую революцию" как международное движение на территории региона. IDI утвердить региональное лидерство Украины в сфере распространения демократии.Приоритетным направлением деятельности центра может стать Беларусь, Россия, Азербайджан, Казахстан, Молдова и т.д.. Инициатива создания такого центра является ответом на многочисленные запросы о партнерстве со стороны лидеров демократических движений из упомянутых стран региона. Создание центра поддерживается правительством Украины и рядом международных организаций.

- Ряд общественных организаций должна развить успехи гражданской кампании ПОРА и стать самым опытным и эффективным "сторожевым псом" демократии в Украине. Деятельность этих общественных об "соединений станет логическим продолжением деятельности гражданской кампании ПОРА, но уже в традиционном для демократических обществ формате. Очевидными приоритетами деятельности таких организации станет борьба с коррупцией, реализация системы информационно-просветительских и мониторинговых проектов в избирательной сфере, популяризация Евроатлантического выбора Украины.

- Гражданская партия ПОРА будет новой политической силой. Партия ПОРА мобилизует в сферу государственной политики и администрирования лучшие молодые профессиональные ресурсы. Это патриотические специалисты, которые не нашли условий самореализации в существующих замкнутых политических системах, построенных по принципу фаворитизма, выращенных под влиянием финансово-политических групп или в условиях полумаргинальных политической оппозиции. Основу политической партии ПОРА составят самодостаточные личности, которые смогли во время переходного периода без государственных преференций и бюджетных средств сформировать карьеру в органах государственной власти, международных институтах или создать собственный эффективный бизнес.Существование независимой и принципиальной политической структуры, базирующейся на четких принципах и приоритетах национальных интересов перед корпоративными давала бы возможность новому президенту более широкого маневра в кадровых вопросах и возможной альтернативной опорой при реализации государственной политики и реформ.


Сейчас ПОРА активно продолжает рекрутировать преимущественно молодых, профессиональных и перспективных лидеров различных общественных сред (предпринимателей, государственных служащих и общественных активистов) из разных уголков Украины на основе общих идеалов, мировоззрения, приоритетов и стратегии государственного развития. Лидеры ПОРЫсегодня пронизывают фактически все действующие политические структуры, органы государственной власти и местного самоуправления. Учитывая новый политический портрет украинского общества, ПОРА может сыграть уникальную политическую роль, поскольку обладает морально оправданной и понятной позицией для принципиальной оценки действий новой власти в Украине.


Гражданская кампания ПОРА появилась особым явлением в жизни украинского общества. Ее деятельность:
- Впервые позволила организациям гражданского общества выдающимся образом повлиять на общественно-политический процесс в Украине;
- Объединила представителей нового профессионального и современного поколения из всех регионов Украины вокруг общего видения перспектив и методов развития Украины в будущем;
- Создала предпосылки для формирования новой "политической нации" на основе четко определенных принципов, идей и подходов к будущему общественно-политического и экономического развития Украины.


Основные количественные и качественные показатели:

За период своей деятельности (2004 год) ПОРА:
- Распространила 40 млн. образцов печатной продукции;
- Привлекла 35.000 постоянных участников и в несколько раз больше сторонников;
- Провела более 750 региональных пикетов и публичных мероприятий;
- Организовала 17 массовых митингов (от 3.000 участников);
- Организовала палаточный лагерь на Крещатике (1546 палаток, более 14.000 жителей);
- Организовала 12 палаточных городков;
- Создала 5-й по популярности веб-сайт (www.pora.org.ua)
- Организовала национальный мониторинг списков избирателей и тому подобное.

 

Основные препятствия и вызовы
• Псевдоконкурентнисть, одна из наиболее типичных проблем для общественных движений. Существование этой проблемы означает, что значительное количество времени и усилий в наиболее ответственный момент общественные лидеры тратят на противостояние между собой, часто и с использованием нечестных приемов, клеветы и т.д.. Настоящие общественные инициативы не участвуют в выяснении этих отношений, а их деятельность является публичной и понятной обществу. Не обращайте на междоусобицы; плюньте на своих конкурентов, потому что это Ваша ПОРА!
• Квазигромадськисть многих постсоветских НПО, которые образовывались не как настоящие общественные инициативы, а как инструмент использования грантов от международных организаций. Проблема также типична для всех посттоталитарных стран. Настоящим общественным инициативам надо стараться использовать инфраструктуру и материально-техническую базу этих организаций для своей работы во время выборов.
• Координация и коммуникация между лидерами НПО, членами различных гражданских движений и лидерами различных групп является сложной и порой проблематичной. Надо стараться максимально унифицировать такие процедуры коммуникаций и обязательства между партнерами, что делает сотрудничество более ответственной, прозрачной и понятной.
• ПР и информационная стратегия кампании должна учитывать отсутствие лояльных СМИ, что также типично для авторитарных режимов. В таких случаях надо стараться добиться любой, даже негативной реакции со стороны СМИ, чтобы повысить интерес к своей работе в обществе, а позже опровергнуть ложь о себе своими действиями. Важно мгновенно реагировать на все обвинения. Отвечая на обвинения были настоящим испытанием.
• Отсутствие достаточного финансирования также типичной проблемой. Но надо твердо знать, что под хорошее дело деньги всегда найдутся. Поиск ресурсов имеет свою специфику в каждой стране, но везде требуется хороший план, обоснованный бюджет и понятную презентацию.
• Атаки криминальных структур и органов правопорядка. Везде это происходит по разному и зависит от реального степени демократии. Поэтому надо держать адекватный баланс между структурой управления и технологиям децентрализованного управления.

Уроки кампании

1. Не существует нереальных задач, есть люди, которые пока не научились их выполнять.
2. Общественные структуры могут только тогда существенно повлиять на общественно-политический процесс, когда они имеют общую цель, общий согласованный план и систему координации действий.
3. Гражданская кампания может быть эффективной лишь при условии: а) анализа основных рисков б) разработки технологий их преодоления в) подготовки комплексного плана г) построения коалиции и распределения полномочий д) реализации взаимосвязанных информационно-просветительской и мониторинговой составляющих кампании и, при необходимости, подготовки протестных акций; е) наличие легитимного и эффективного координационного центра.
4. Все участники кампании должны строго выполнять взятые на себя обязательства, а координационный центр должен внимательно за этим следить
5. Ненасильственное сопротивление - наиболее эффективный инструмент демократических перемен, особенно когда вы хотите вернуть на свою сторону все общество.
6. Гражданские лидеры, которые начинают беспартийные политические кампании, должны иметь глубокое понимание логики политических процессов и состояния развития общественного сектора, а также обладать стратегическим видением развития.
7. Необходимо эффективно сотрудничать с медиа, юристами, политическими силами, донорами, местными общинами, профсоюзами и международным сообществом.
8. Критически необходимо использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, SMS и т.д.). Без их применения опыт Поры никогда не был бы успешным!

9. Не существует универсальных моделей и технологий гражданских кампаний. Каждая страна уникальна а международный опыт лишь примером творческого осмысления.
10. Не нужно пренебрегать уже использованными приемами, методиками или слоганами, если вы уверены в их успешности.

11. Помощь часто приходит оттуда, откуда ее не ждешь.
12. Хочешь мира - готовься к войне.
13. Твердая вера! Успех ближайшее время, когда наступают трудные времена.

Уже через несколько часов до первой волны манифестантов присоединились многотысячная масса киевлян, что уже в последующие дни была поддержана миллионами Украинский, прибывающих из разных уголков страны.


Сопроводительные материалы / образцы
Образцы материалов, разработанных и выпущенных во время выборов кампанией ПОРА (фотографии, база мониторинга украинских и иностранных СМИ, видео, копии буклетов, наклеек, постеров, банданы, ленты и другие продукты) находятся по адресу ул. Десятинная, 1/3, Киев, Украина, тел. + 38 044 461 90 22

Вы можете получить общую информацию о кампании ПОРА и ее деятельность по адресу
Ул. Десятинная, 1/3, Киев, Украина, тел. + 38 044 461 90 22
или на нашем сайте www.pora.org.ua, (английская версия - www.pora.org.ua / en), email: info@pora.org.ua

 


СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

1. Манифест;
2. Декларация о поддержке национальной информационно-просветительской кампании ПОРА;
3. Карта деятельности мобильных групп по территориальному признаку;;
4. Региональная структура кампании ПОРА;
5. Структура Координационного Центра кампании ПОРА;
6. Заявление гражданской кампании ПОРА относительно предварительных результатов выборов Президента Украины 2004 г.
7. Структура оперативного штаба ПОРЫ;
8. Сценарий массовой акции 21-22 ноября 2004 года (отрывок)
9. Поручение Председателя Общественного комендатуры (отрывок)
10. Письмо о свободе и солидарность;
11. Информация об автопробеге "Поезд дружбы";
12. Поздравление Президента Украины в честь завершения деятельности кампании.
13. Известные личности о ВРЕМЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: