Вопрос № 2. Система частных методов и методик, применяемых в психологии.




Тема № 4. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫИ МЕТОДЫВ психологиИ.

Учебные вопросы:

1. Методология науки и принципы психологической работы.

2. Система частных методов и методик, применяемых в психологии.

Время: 2 часа.

 

 

Вопрос №1. Методология науки и принципы психологической работы.

 

И в научно-исследовательской, и в практической работе психолог пользуется определенными методами, то есть способами организации собственной деятельности, направленными на достижение поставленной цели.

Метод - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В то же время выбор и объединение методов, их разработка связаны с более общим понятием – методологией. Термин«методология» переводится как «учение о методе».

Методология науки - это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований.

В окружающей пространственно-временной реальности существование предметов и явлений подчинено определенным зависимостям. В целомметодология определяет те принципы и приемы, которыми руководствуется (или должен руководствоваться) человек в своей деятельности, учитывая эти зависимости. Ее функция двояка: с одной стороны, методология позволяет описать и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации, с другой - в рамках методологии вырабатываются рекомендации, правила, т.е. те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности.

Если рассматривать метод как «способ организации деятельности», то в широком смысле к «способам» относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Следовательно, целесообразно говорить о различных уровнях методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологии.

О философской методологии говорят как о той основе, на которой базируется деятельность; как учении о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философия определяет исходные позиции ученого в отношении действительности. Например, в зависимости от философской ориентации исследователь будет пользоваться в интерпретации событий диалектическим методом, предполагающим представления о качественных этапах развития и опирающимся на анализ противоречий, либо метафизическим методом, исходящим из количественного понимания развития.

Крупные философские учения выступают также в роли методологической основы определенных научных направлений. К этому уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления, например, обсуждение специфики гуманитарного и естественнонаучного методов познания. К положениям, соразмерным с уровнем общей методологии науки, относятся, например, следующие законы материалистической диалектики:

► материя первична, а сознание, психика – вторичны (из этого следует, что психолог в своей работе должен учитывать условия жизнедеятельности людей, их влияние на сознание, отношения людей к тем или иным событиям, другим людям и т.п.);

► окружающий мир познаваем для человека;

► все в мире находится в непрерывном движении, изменении;

► закон перехода количественных изменений в качественные;

► источником развития является единство и борьба противоположностей;

► развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного (закон отрицания отрицания).

Данные положения составляют общую методологию всей науки. В конкретных отраслях они выступают в качестве принципов данной науки.

В рамках специально-научной методологии выделяются несколько уровней:

1) уровень общенаучной методологии,

2) уровень конкретно-научной методологии,

3) уровень метода как конкретной методики (или способа действий с объектом).

К общенаучной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а с широким кругом наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок).

К этому уровню относятся, например:

* концепции системного научного анализа;

* структурно-уровневый подход;

* кибернетические принципы описания сложных систем и др.

На данном уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности ученого, в частности общие проблемы построения эксперимента, наблюдения, моделирования.

К уровню общенаучной методологии относятся следующие принципы, организующие исследовательскую деятельность ученых:

- о социальной обусловленности заказа исследования;

- единстве теории и практики;

- объективности рассмотрения психологических явлений, независимости от субъективных оценок исследователя;

- всесторонности изучения явления (принцип всеобщей связи);

- единстве исторического и логического (принцип развития);

- верифицируемости, воспроизводимости результатов исследования.

Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные проблемы в рамках конкретных наук - как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Разработка эта осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами. Каждая из систем имеет свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.

 

Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:

1. Принцип системного детерминизма психического.

Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин и факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется, прежде всего, его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей обусловливаются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.

2. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит: любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

3. Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

4. Принцип единства психики (сознания) и деятельности состоит в том, что психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешнюю форму выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует. Поэтому лучшим способом исследования психических явлений является их изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).

5. Принцип системности (системного строения психического явления) требует анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя "слепить" из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.

6. Принцип развития предполагает рассмотрение психических явлений в постоянном изменении, движении и развитии, разрешение противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминантов развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

В настоящее время в качестве мировоззренческой основы психологической антропологии (науки о человеке), расширяющей границы понимания человека, сложившиеся в материалистической диалектике, может быть определена философская антропология как учение о целостности человеческой реальности. Человек в философской антропологии понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Одним из постулатов является положение о бесконечности человека, о принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление «человека в человеке», его живой человеческой индивидуальности, присущее психологии.

 

 

Вопрос № 2. Система частных методов и методик, применяемых в психологии.

Понятие «метод» распространяется на различные области человеческого познания и практики, представляя мировоззренческие позиции ученого и организующие правила его взаимодействия с объектом. В более узком понимании методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет целую систему частных методов или методик.

В психологии выделяются следующие группы методов:

1) организационные;

2) эмпирические;

3) коррекционно-развивающие методы;

4) методы обработки данных.

 

1. Организационные методы – методы, определяющие общую логику планирования, организации исследовательской деятельности и применения в конкретных ее формах экспериментальных и диагностических средств.

Данные методы включают

1.1. лонгитюдный метод,

1.2. метод поперечных срезов,

1.3. сравнительный метод.

Их применение позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности), особенности и закономерности психического развития людей на различных этапах возрастного развития.

1.1. Лонгитюдный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности. Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ, позволяя:

- проводить обработку данных по отдельным возрастным периодам одних и тех же лиц;

- определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;

- анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности.

Основным недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Суть 1.2. методапоперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования - возможность получения результатов в течение короткого времени. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

1.3. Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый сравнительно-генетическим, получил в зоопсихологии и детской психологии.

 

2. Эмпирические методы включают в себя

Ø наблюдение и самонаблюдение,

Ø экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);

Ø психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы);

Ø анализ продуктов деятельности;

Ø биографический метод.

 

Группа эмпирических методов в психологии традиционно считается основной.

2.1.Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или объективное наблюдение. Наблюдение – метод психологического познания путем непосредственного восприятия поведения человека.

В ходе наблюдения собирается информация, поступающая по зрительному, слуховому, осязательному и обонятельному каналам. Применяется этот метод при трех условиях:

- обстановка позволяет наблюдать, не внося существенных перемен в поведение наблюдаемых людей;

- невозможность вмешиваться в поведение;

- невозможность получения от испытуемого словесного отчета.

Квалифицированное наблюдение направляется на проверку определенной гипотезы и осуществляется по плану, основой которого служат наблюдаемые элементы. Как правило, для исследования различных психологических ситуаций требуются отдельные планы и соответствующие наборы наблюдаемых элементов, проявляемых в изучаемой ситуации.

К наблюдаемым элементам относят: детали выражения лица (мимики), жесты, позы, вегетативные проявления (изменение цвета лица и других открытых участков тела, особенности дыхания, частота сердечных сокращений), характеристики речи и голоса (что говорится, как, с какими интонациями, с какой степенью возбуждения, к кому обращена речь), параметры выполняемых действий и многие другие.

Наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, так как познание психики всегда осуществляется в той или иной степени опосредствованно через наблюдение внешней деятельности. Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Кроме того, требуются значительные временные затраты на осуществление наблюдения.

2.2.Экспериментальный метод - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, имеющая следующие особенности:

- исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

- он может варьировать, изменять условия, в которых протекает явление;

- имеется возможность неоднократно воспроизводить результаты исследования.

Если какие-либо важные факторы не контролируются, то такое исследование называется квазиэкспериментальным.

Эксперимент – особым образом организованное исследование, в котором в максимальной степени контролируются (измеряются) существенные параметры изучаемого психического явления и их взаимные влияния, а позиция исследователя отличается активностью, связанной с варьированием условий проведения эксперимента.

Эксперимент предполагает четкую формулировку проблемы и гипотезы, выделение и операционализацию зависимых и независимых переменных, осуществление контроля над ними, а также над побочными и сопутствующими переменными, которые вносят возмущения в исследуемые зависимости.

Под зависимой переменной понимаются входящие в структуру эксперимента явления, процессы, изменяющиеся вместе с изменением его условий. Независимая переменная – изменения в эксперименте, вводимые экспериментатором, которые влияют на зависимую переменную – исследуемое психическое явление (психический эффект).

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения и изучения существенные особенности внутреннего психологического процесса.

Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания психических процессов в определенных объективных условиях.

Различают следующие разновидности эксперимента: лабораторный, полевой, естественный, формирующий.

2.2.1.Лабораторный эксперимент является классической формой психологического исследования. Он обеспечивает максимальную степень контроля над исследуемыми переменными. Только в лаборатории можно создать необходимые инструментальные условия для осуществления точных измерений психических функций. Ограничения в манипулировании условиями зависят только от этических соображений, а также материальных возможностей.

2.2.2.Полевой эксперимент проводится не в лаборатории, а в тех условиях, где живут и работают испытуемые. Прикладные исследования чаще всего ведутся «в поле»: на производстве, в магазине, в метро или автобусе. Все остальные атрибуты полевого эксперимента такие же, как и у лабораторного: наличие исследовательской проблемы, рабочей гипотезы, независимых и зависимых переменных, экспериментальной и контрольной групп. Независимая переменная (т.е. то, что воздействует или с помощью чего хотят воздействовать на изучаемое явление) вводится в экспериментальную группу путем изменения условий, в которых живут или работают люди. Например, знаменитые хотторнские эксперименты начинались с манипулирования освещением в помещении, где работницы собирали реле для телефонных станций. Современный уровень развития микроэлектроники, измерительной аппаратуры и телеметрии позволяет и в полевом эксперименте обеспечить высокий уровень контроля над зависимыми и другими переменными.

2.2.3.Естественный эксперимент характеризуется еще меньшим уровнем контроля над изучаемыми психическими явлениями. Исследователь ожидает, что в определенных условиях может появиться фактор (аналог независимой переменной), который, возможно, окажет воздействие на интересующий его процесс (психологическая зависимая переменная). Исследователь стремится зафиксировать воздействие данного фактора на изучаемое им психическое явление.

Как видно, ситуация естественного эксперимента характеризуется высокой степенью неопределенности. Многое зависит от оперативности исследователя, его способности прогнозировать развитие психических процессов и состояний. Между естественным экспериментом и психологическим наблюдением существует большое сходство. Метод естественного эксперимента позволяет сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий.

Эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей называется 2.2.4.формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы при помощи варьирования, введения новых независимых переменных, а задача изменения определенных психологических параметров объекта (человека, группы) стоит как отдельная, центральная задача данного этапа исследовательской деятельности.

2.3.Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические особенности и различия, как между людьми, так и между группами людей.

В психологии (в отличие, например, от медицины) диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность человека или ее отдельные характеристики. Очевидно, что для выделения доступных эмпирическому исследованию психологических признаков необходимо опираться на соответствующие теоретические представления о предмете диагностики. Например, при диагностике индивидуальных особенностей памяти ученика такими признаками могут быть скорость запоминания, легкость воспроизведения и т.д. Психологический диагноз, являющийся результатом психодиагностической деятельности, должен обладать точностью, прогностичностью. Психологический диагноз - заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комп­лексного анализа отдельных показателей и характеристик.

В психодиагностике термин «психологический диагноз» употребляется в двух значениях. В широком смысле это углубленный и всесторонний анализ личности (коллектива) и психологических факторов ее развития. В узком смысле под психологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причин недостатков или отклонений в развитии с целью устранения этих причин путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.

Для решения разнообразных задач психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (беседа, интервью, анализ продуктов деятельности, изучение документов, проективные методики) и стандартизированных методов (опросники, психологические тесты, анкеты).

Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово "тест" означает "проба" или "испытание". Тест это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов выявляются определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), а также некоторые качества личности.

2.3.1. Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа предполагает плановую организацию в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является 2.3.2.биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

2.3.3. Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные 2.3.4.опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам: опрос "лицом к лицу" - интервью, проводимое исследователем по определенному плану; заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

В 2.3.4.1.стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

2.3.4.2. Анкетирование (заочный опрос) целесообразнее применять в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности. Исследовательские и диагностические методы, а также исследования в целом характеризуются рядом свойств, наиболее значительными из которых являются валидность и надежность.

Валидность – это центральное понятие экспериментальной психологии. Под валидностью исследования понимают степень соответствия методов исследования свойствам объективной реальности, то есть меру достоверности полученных результатов.

Надежность исследования – это показатель устойчивости полученных результатов при повторных исследованиях по данному плану, их подтверждаемость в экспериментах, которые проводят другие исследователи, желая проверить результаты своих предшественников.

 

3. Методы психологической коррекции и развития.

Данная группа методов отражает практически-прикладную функцию использования психологического знания в интересах решения конкретных психологических проблем и сохранения психического здоровья людей. Она характеризуется активным воздействием на человека с целью изменения, совершенствования определенных психологических параметров, затрудняющих в данный момент его эффективное функционирование в системе социального взаимодействия. Эта группа методов чрезвычайно многообразна как по целям, теоретическим основаниям, лежащим в их основе, так и по формам их применения.

К методам психологической коррекциии развития(объединенных в рамках таких видов деятельности, как психологическое консультирование, психотерапия, психологическое просвещение и обучение, психопрофилактика и и психогигиена) принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, различные способы и процедуры (психотехники) терапевтического воздействия (см. таблицу 1). Как видно из таблицы, они могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуально-ориентированные психотехники Групповые психотехники
* гипноз * психоанализ * бихевиориальная терапия * гештальт-терапия * клиент – центрированная терапия * рациональная терапия * логотерапия и др. * трансактный анализ * Т-группы * психодрама * группы встреч * танцевальная терапия * арттерапия и др.

Таблица 1 Методы психологической коррекции и развития

Общим в применении данных методов является их нацеленность на актуализацию личностного ресурса человека, оказание ему помощи в формировании, развитии, укреплении необходимых для жизнедеятельности в обществе психологических качеств, развитие способностей к самостоятельному планированию и реализации избранной жизненной стратегии, профилактику и коррекцию неадаптивных форм поведения, ущербного мировосприятия и пр.

Данные задачи реализуются в рамках основных мероприятий психологической работы, проводимой психологом, обладающего специальными знаниями, опытом и полномочиями для применения специализированных процедур коррекционно-развивающей направленности.

 

4. Методы обработки данных включают:

4.1. количественный метод (применение математической статистики, обработка данных на ПЭВМ);

4.2. качественный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).

Под обработкой понимается преобразование эмпирических данных (за счет упорядочивания и группирования) в форму, пригодную для описания данных с целью перехода в дальнейшем к их анализу и интерпретации и решению на этой основе поставленных исследовательских задач.

Обобщение рассматривается как одна из задач обработки данных, реализуемая посредством повышения их размерности и информативной емкости с целью перехода от первичного (количественного) анализа к более глубокой теоретической интерпретации.

Анализ данных - основной вид оперирования исследовательской информацией, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденций развития изучаемого объекта.

Результатом применения процедур обработки, обобщения и анализа является объяснение (интерпретация) - раскрытие на основе анализа эмпирических данных и теоретических положений сущности объекта, возможностей его диагностики посредством поиска ведущих факторов и причин, показа их подчиненности определенным объективным законам, тенденциям.

 

 

Вывод по теме № 4.

Итак, наука - это область человеческой деятельности, направленная на получение нового знания. Психология относится к гуманитарным наукам – к наукам, изучающим (т.е. имеющим в качестве своего объекта) человека. Одной из особенностей гуманитарных наук, в отличие от естественных, является то, что в одни и те же понятия исследователи различных теоретических ориентаций вкладывают разное содержание. В этом смысле можно сказать, что единой психологии не существует, а есть различные направления, школы, течения. Все это – следствие сложности и многогранности внутреннего мира человека.

Представленные основные точки зрения на объект и предмет психологической науки показывают, что реально существующие на сегодняшний день школы и учения свидетельствуют о многоплановости и неоднородности психологической науки. Любое содержание психологической науки всегда выражает ту или иную методологическую концепцию и, кроме того, всегда относится к определенной сфере практической деятельности человека.

Основным механизмом развития научного психологического знания является научное исследование, осуществляющееся на основе применения специально разрабатываемых методов. Наиболее развитой формой психологического знания является теория, в рамках которой формулируются открываемые законы. Теории же представляют собой попытки целостного представления существенных связей и свойств определенных областей действительности и возникают на базегипотез, т.е. предположений относительно характера этих связей и свойств. Собственно развитие науки в основном и представляет развитие и смену теорий. При этом достаточно часты ситуации «возвращения» старых и уже как будто отвергнутых теорий - они переосмысливаются на новом уровне и открываются новыми, до этого неизвестными сторонами.

Невозможность объяснить получаемые данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательное противоречие, составляющее проблему (обычно она формулируется в виде вопроса). Далее формулируется гипотеза, т. е. предположительный ответ на этот вопрос, обоснованный в рамках исходной теории. Для проверки гипотезы организуется получениеэмпирических (т. е. опытных) данных, в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых.

Обозначенные пункты (постановка проблемы, формулирование гипотезы, получение эмпирических данных, обработка, интерпретация) представляют собой основные этапы научного исследования, в рамках которого реализуются методы исследования, т. е. обоснованные нормированные способы его осуществления.

 

 

Система частных методов и методик,

применяемых в психологии.

(к лекции № 4)

Группы методов. Методы и методики.
1. Организационные методы. 1.1.Лонгитюдный метод.
1.2.Сравнительный метод.
1.3.Метод поперечных или срезовых исследований.
2. Эмпирический метод. 2.1.Наблюдение.
2.2.Экспериментальные методы: 2.2.1.лабораторный эксперимент; 2.2.2.полевой эксперимент; 2.2.3.естественный эксперимент; 2.2.4.формирующий эксперимент.
2.3.Психодиагностические методы: 2.3.1.метод беседы; 2.3.2.биографический метод; 2.3.3.метод изучения продуктов деятельности; 2.3.4.опрос; 2.3.4.1.интервью; 2.3.4.2.анкета.
3. Методы психологической коррекции и развития. 3.1.Индивидуально-ориентированные психотехники: 3.1.1.гипноз; 3.1.2.психоанализ; 3.1.3.бихевиориальная терапия; 3.1.4.гештальт-терапия; 3.1.5.клиент – центрированная терапия; 3.1.6.рациональная терапия; 3.1.7.логотерапия и др.
3.2.Групповые психотехники: 3.2.1.трансактный анализ; 3.2.2.Т-группы; 3.2.3.психодрама; 3.2.4.группы встреч; 3.2.5.танцевальная терапия; 3.2.6. арттерапия и др.
4. Методы обработки данных 4.1.Количесивенный метод: 4.1.1.матеметическая статистика; 4.1.2.обработка данных на ЭВМ.
4.2.Качественный метод: 4.2.1.дифференциация материала по группам; 4.2.2.анализ материала; 4.2.3.обобщение материала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: