Вопрос № 2. Специфика предметной сферы деятельности




Тема № 5. актуальные проблемы современной

Практической психологиИ.

 

Учебные вопросы:

1. Общее понятие о практической психологии.

2. Специфика предметной сферы деятельности практических психологов.

 

Время: 2 часа.

 

 

Вопрос № 1. Общее понятие о практической психологии.

 

Практическая психология - отрасль психологии, предметом которой является психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями и т.п.

Появление профессии практического психолога в начале ХХ века связано с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей. В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии (на основе постепенного выделения собственного предмета и средств деятельности) могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина (в частности, психиатрия), дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологического консультирования. Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в таких психологических школах как психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.

С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального использования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования, а также определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии.

Одним из первых направлений реализации психологической практики явилась психотехника – отрасль психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Психотехника возникла в начале ХХ века. Ее основными задачами признавались:

- осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации,

- изучение утомления и упражнения в процессе труда;

- приспособление человека к машине и машины к человеку;

- выяснение эффективности воздействия различных средств на потребителя (реклама);

- тренировка психических функций при подготовке рабочей силы и т. д.

 

К началу 50-х годов двадцатого столетия в основном завершается содержательное и организационное оформление основных отраслей практической психологии как самостоятельных научно-практических направлений.

В нашей стране психотехника получила значительное развитие в 20-ые годы - первой половине 30-х годов ХХ века, когда были созданы первые организационно-структурные подразделения практических психологов (психотехнические и педологические лаборатории на предприятиях в промышленности, на транспорте, в учреждениях народного образования).

Однако в дальнейшем развитие психологии в нашей стране во многом носило “академический” характер. На рассматриваемом этапе развития, который продлился вплоть до начала 70-х годов, практическая направленность психологии выражалась в разработке прикладныхпроблем. В результате в психологии оформились и получили статус самостоятельных научно-практических отраслей приложения психологии к различным социальным сферам: социальная психология, педагогическая психология, психология управления, семейная психология и др.

К настоящему времени в понимании сущности практической психологии, ее теоретико-методических особенностей сложилось два основных подхода:

- первый подход трактует практическую психологию как психологическое обеспечение функционирования индивидов в различных сферах;

- второй подход рассматривает практическую психологию как отдельную сферу деятельности практических психологов.

Понимание практической психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер (здравоохранение, образование, спорт и т.п.) является наиболее распространенным. Понимаемая таким образом практическая психология (или прикладная психология) представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная, спортивная, юридическая психология и т.д.

Одной из отличительных черт прикладной психологии, по сравнению с научными исследованиями, является то, что психологу приходится иметь дело не с отвлеченной ситуацией, а с конкретными видами деятельности, в которые вовлечены различные люди. В свою очередь, деятельность существенно влияет на проявления психики всех ее участников. Очевидно, что взаимодействие одних и тех же людей в ситуации трудовой деятельности и в ситуации общения будет существенно отличаться по своим психологическим параметрам. Вследствие этого определяющим фактором, который необходимо учитывать при анализе “прикладной психологии”, является совместная деятельность, в которую вовлечены и психолог и объект его исследования.

 

Потребность в психологическом обеспечении профессиональной деятельности человека обусловлена следующими обстоятельствами:

- необходимостью повышения эффективности труда на основе обеспечения наиболее полного соответствия психологических качеств людей выполняемой ими деятельности;

- возможностью, а в ряде случаев и высокой вероятностью, развития негативных психических состояний в процессе труда и необходимостью их профилактики;

- необходимостью предупреждения формирования и развития профессиональных деформаций личности (вследствие вредного пролонгированного воздействия факторов физической и социальной среды);

- потребностью в обеспечении безопасного труда, исключения ошибок в деятельности человека, ведущих к серьезным авариям, травмам и гибели людей, наносящих значительный материальный ущерб.

Разработке и обоснованию теоретических основ создания целостной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности иногда предшествовал целый ряд практических опытов организации производства, сопровождавшихся последующим анализом и обобщением полученных результатов, их внедрением в другие сферы.

Исторический анализ проблемы показывает, что первые книги по вопросам психологического обеспечения профессионализации личности вышли во Франции в 1849 году (“Руководство выбором профессии”).

К концу XIX века проблемы, связанные с необходимостью наиболее эффективного использования трудо­вых ресурсов, приводят к расширению числа исследований в этой области. Различные аспекты профессионализации становятся предметом исследований не только психологов, но и экономистов, юристов, социологов и др. Основоположником научно-психологического подхода к проблеме профессионализации считается Ф.Парсонс, предложивший идею соответствия индивидуальных особенностей человека требованиям профессии. Развитие этого положения наблюдается в работах Шарлоты Бюллер, Э.Шпранглера, Д.Сьюпера и др. В дальнейшем традиции научных исследований в этой области делают возможным развитие практичес­кой деятельности (профотбора и профобучения), направленной на построение типологии профессий, выяснение требований каждой из них к профессионально важным качествам человека, оказание помощи при выборе той или иной специальности.

Создание практических элементов, олицетворяющих прообраз психологической службы и системы психологического обеспечения в целом, связано, в частности, и с внедрением научно обоснованных методов управления персоналом. Одним из первых предшественников применения таких методов в условиях производства был американский фабрикант Чарлз Т.Сэмпсон, реорганизовавший в 1870 году на своей обувной фабрике производственный процесс таким образом, что это позволило набирать впоследствии персонал даже из неквалифицированных работников-китайцев. Большой вклад в развитие консультирования руководителей внесли Фрэнк и Лиллиан Гилбрет, Генри Л.Гантта, Х. Эмерсон и другие.

Создание первой школы промышленных психологов связывают с именем Гуго Мюнстерберга (1863-1916 гг.), сформулировавшего основные принципы отбора людей на руководящие должности. Сферой его интересов и практической деятельности являлись:

· разработка тестов для изучения способностей испытуемых к различным профессиям,

· проблемы утомляемости и предупреждения несчастных случаев на производстве,

· проблемы управления людьми и т.д.

Широко известна одна из первых систем рациональной организации труда, связанная с именем Ф.У.Тейлора (1856 – 1915 гг.), ставшего впоследствии профессиональным консультантом по вопросам управления.

Проблемы, связанные с изучением влияния психических состояний и индивидуально-психологических особенностей человека на качество и эффективность деятельности в нашей стране становятся предметом внимательного изучения уже в конце девятнадцатого века. В этот период И.М.Сеченов проводит цикл исследований трудовой деятельности, в результате которых

1) обосновывает рекомендации по продолжительности рабочего дня (1897);

2) изучает биомеханические особенности рабочих движений человека (1899) и

3) организацию движений в пространстве и времени (1901);

4) разрабатывает принципы чередования нагрузок, организации перерывов в работе и «активного отдыха» как способа повышения продуктивности труда (1895-1901).

И.М.Сеченовым начато выявление природы утомления (1903-1904), сформировано представление о роли психики в процессе построения и регуляции движений, что позволило создать учение об автоматизации движений и формировании навыка.

Идеи о приспособлении человека к машине, отражающие реализацию эргономического направления исследований, высказывались в нашей стране Д.И.Менделеевым (1880) и Н.А.Арендтом (1888) в связи с развитием воздухоплавания. В 1915 году Е.В.Руднев доказал необходимость разработки стандартной кабины самолета с учетом антропометрических и психофизиологических особенностей человека. В 1895 году И.И.Рихтером была опубликована серия статей под общим названием «Железнодорожная психология», в которых, на основе изучения психологических особенностей восприятия ставились вопросы обеспечения безопасности движения, обосновывались требования и рекомендации к сигнальным системам, органам управления и т.п.

Проблема классификации профессий на основе изучения психосоматических факторов рассматривалась в работах гигиениста Ф.Ф.Эрисмана, издавшего одну из первых классификаций профессий.

Наиболее интенсивные исследования возможностей применения данных науки в целях совершенствования условий трудовой деятельности начались в начале ХХ века. Так, например, деятельность по оценке индивидуально-психологических особенностей человека особенно активно стала развиваться с зарождением авиации и постановкой задачи специального отбора в летные школы наиболее подготовленных людей. Уже первый опыт применения авиации в военных целях (итало-турецкая война 1911-1912 гг.) выявил наличие взаимосвязи летных происшествий с индивидуально-психологическими особенностями летчиков.

В нашей стране в 1919 году в Институте мозга, которым руководил тогда В.М. Бехтерев, были организованы лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональных групп. В 1920 году появились Центральный институт труда, Лаборатория промышленной психотехники, а в последующие годы - Центральная психофизиологическая лаборатория ГВФ, Психофизиологическая лаборатория на железнодорожном транспорте и на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде.

Дальнейшее развитие исследований в области психологического обеспечения профессиональной деятельности шло в рамках так называемой психотехники (термин введен немецким психологом В.Штерном в 1903 году). Психотехника как прообраз прикладной (по отношению к нуждам производства) психологии охватывала широкий круг вопросов, в который входило изучение профессионально важных качеств представителей тех или иных профессий, разработка тестов для их выявления у кандидатов на работу, изучение проблем обеспечения безопасности производства, влияния на безопасность индивидуальных особенностей человека. В 20-30-е годы ХХ века значительное внимание уделялось вопросам оборудования рабочего места с учетом психологических и физиологических особенностей человека; совершенствования методов психологического отбора; анализа причин ошибочных действий.

 

Практическая психология как особая психологическая практика. При таком понимании психология не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг, формирует свою собственную психологическую практику.

В этом случае - в отличие от прикладной психологии - положение психолога в исследуемой ситуации принципиально меняется, он как бы получает объект исследования в свое полное распоряжение.Теперь уже становится главной не помощь другим, «базовым специалистам»: педагогам, управленцам и т.д.- в решении их задач, а возможность строить свою деятельность по своим нормам и правилам.

С появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога. Теперь он

· сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности,

· сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека,

· сам несет ответственность за результаты своей работы.

Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности.

 

Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе начинает формироваться психотехническая теория, основными отличительными признаками которой специалисты называют (Ф.Е.Василюк):

- практичность как выражение направленности теории не на внешний по отношению к исследователю объект, а на “работу с объектом”;

- ценностную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы в отличие от критериев объективности, характерных для академической психологии;

- адресность, направленность на психолога-практика как на своего “внутреннего персонажа” и релевантность его внутреннему опыту;

- субъектность познания, обусловленная заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности;

- гибкость и многообразие используемых методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и психолога;

- личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я».

Вопрос № 2. Специфика предметной сферы деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: