Задачи практики по психологии
· Теоретические знания приблизить к жизни, к практической работе;
· приобретение профессиональных и личностных качеств будущего специалиста;
· приобрести умения в области психологической диагностики;
· изучение индивидуальных и возрастных особенностей детей;
· исследование межличностных отношений, психологического климата детской группы, социометрического статуса членов группы;
· определение стратегии и тактики сплочения группы и повышения статуса отверженных, пренебрегаемых участников;
· выработка у студентов творческого исследовательского подхода к психологической деятельности, приобретение ими навыков анализа свого труда, формирование потребности в саморазвитии;
· овладение умениями научно-исследовательской работы по психологии.
Содержание практики по психологии
· на 4 курсе – изучение коллектива учащихся и составление его социально-психологической характеристики.
Организация деятельности студентов
Требования к организации практики определяются государственным образовательным стандартом подготовки специалиста.
Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста.
Ожидаемые результаты
Овладение студентами в ходе учебно-исследовательской практики следующими видами деятельности: научно-исследовательской, психодиагностической работы, реализуемых через умения:
- организовывать психолого-педагогическое исследование в соответствии с заданной программой;
- отбирать адекватные диагностические методики для оценки развития основных психических функций, социальных отношений детей, эмоциональной сферы;
- устанавливать контакт с ребенком в процессе тестирования;
- грамотного оформления результатов диагностики: протоколирования наблюдения, собеседования, тестирования; осуществления анализа, обобщения результатов; формулирование выводов;
- целостной оценки особенностей развития основных психических функций, социальных отношений, эмоционального развития детей во взаимосвязи с педагогическими условиями воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении, условиями воспитания в семье;
- самоанализа и самокоррекции деятельности в условиях учебно-исследовательской практики.
Формы отчетности
1. Социально-психологическая характеристика школьного коллектива в соответствии с требованиями, предъявленными к ней, на 4 курсе (приложение 1). К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через анкеты, тесты, беседы и т.п. Главные требования – наличие глубокого анализа материала наблюдений и данных, полученных при проведении методик, и не формальный характер отчета (чтобы видно было своеобразие класса! За идентичные работы автоматически снижется оценка). С целью изучения внутригрупповых отношений следует использовать 4 методики (одна из них – социометрия). Результаты проведенных методик должны быть органично включены в характеристику! Сами тесты с обработкой и результатами должны быть представлены отдельно.
Методики представлены в отдельном файле «Методики для исследования учащихся». Обратите внимание: при обработке результатов социометрии каждый вопрос обрабатываете отдельно, т.е. составляете 3 таблицы, 3 социограммы и делаете выводы отдельно по каждой и общи выводы.
2. Подробный аналитический отчёт о прохождении психолого-педагогической практики с выводами и рекомендациями по её совершенствованию (приложение 2). Главные требования – не формальный характер и конкретные, а не расплывчатые выводы.
Общий объем характеристики и отчета - школьная тетрадь (18 л.). Работа должна быть представлена не в печатном, а рукописном варианте с титульным листом.
Примечание:
- Отчеты студентов по практике представляются в письменной форме на кафедру психологии лаборанту (ул. Чернышевского, д. 25 А, 5 корпус, 219 кабинет).
Сроки: последний день практики, первый день после завершения практики.
В случае необходимости обращайтесь за консультациями. Мой телефон 8-905-003-0013. Пришлите на мой электронный адрес (откуда получили это письмо) расписание уроков по школам с вашими номерами телефонов. Созвонимся и я приду к вам с целью помочь вам.
Удачи! Татьяна Петровна Иванченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема составления социально-психологической характеристики ученического коллектива
1. Краткое описание школы в целом (район, статус школы, состав учащихся, и т.д.)
2. Общие сведения о классе и истории его формирования (численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).
(метод: изучение документов - журнал)
3. Официально-деловые отношения в классе.
План работы, поручения, их выполняемость; учет интересов учащихся, общественные дела, их направленность; организация вечеров, конкурсов, экскурсий и т.д.)
(метод: изучение документов)
4. Межличностные отношения в классе.
а). Товарищество и дружба в классе.
Неофициальные лидеры, характер их влияния на класс, его причины, отношение к "вожакам" официальных лидеров; наличие "отверженных", возможные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные. Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса). Причины уважения и неуважения учащихся друг другом. Дружеские пары н их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие учеников. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
(метод: социометрия, анкетирование)
б) эмоциональный фон класса, настроения в учебе, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.
(метод: наблюдение)
в) коллективные переживания успехам и неудачам одноклассников, событиям внутри страны к за рубежом, приходу нового учителя, родителей, директора, ухода в другую школу одноклассников.
(метод: включенное наблюдение)
г) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам одноклассников, сверстников, взрослых, малышей. Осуждение антиобщественных явлений (пьянства, драк, воровства), одобрение заслуживающих одобрение поступков взрослых, сверстников, учащихся младших классов. Требовательность к себе.
д)исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность классного коллектива. Дисциплина.
5.Учебная деятельность коллектива:
а) успеваемость: отличники, неуспевающие. Причины. Перспективы ликвидации отставания по учебе. Взаимопомощь по учебе.
(метод: педагогический эксперимент)
б)культура поведения в классе. Избирательность. Отношение к предметам. Причины. Факультативы, их роль, отношение учащихся к ним.
в)отношение учащихся к домашним заданиям. Своевременность, аккуратность, результативность выполнения домашних заданий. Взаимная помощь, коллективные подготовки. Отношение учащихся к дополнитель-ным занятиям, консультациям.
6.Общественно-полезный труд.
Трудовые навыки и умения, Отношения к труду. Индивидуальные особенности отношения к труду. Участие класса в различных видах общественно-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Виды общественно-полезного труда, в которых участвовали учащиеся. Оценка результатов.
7.Жизнь членов классного коллектива вне школы: друзья, интересы, увлечения.
Посещение кино, театров, музеев, количество и результативность. Спорт в жизни класса. Чтение художественной литературы, тематика. Художественная самодежтельность. Культурные запросы, включая моду. Отношение к различным религиозным, сектанским направлениям, неформальным течением и т.д.
(метод: анкетирование, беседа с учащимися, родителями, классным руководителем)
8.Отношения сродственниками (отец, мать, братья, сестры)
Помощь по хозяйству, участие в домашнем труде. Наличие обязанностей, качество выполнения. Самообслуживание дома, уход за членами семьи. Отношение к деньгам, одежде, обуви. Оценка поведения и отношения к учебе со стороны родителей.
(метод: беседа с родителями; наблюдение 1-2 учеников в семье)
9.Руководство классным коллективом.
Личность классного руководителя. Образование, стаж. Сколько лет работает с данным классом. Отношение классного руководителя к классу. Культура, его интересы. Отношение к классным, внеклассным мероприятиям, связь с родителями учащихся, отношение к ним. Инициативность, принципиальность, целеустремленность, умение управлять классом. Умение планировать и претворять в кизнь план. Знание индивидуальных особенностей учащегося. Авторитет среди учеников. Отношение к коллективу учителей. Оценка его директором, завучем.
(метод: беседа с директором, завучем; наблюдение)
10. Общие выводы.
Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации.
К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через социометрию, референтометрию, анкеты, тесты, беседы и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются и практика не засчитывается.
Характеристика заверяется печатью образовательного учреждения, в котором студент проходил практику.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерная схема отчета студента-практиканта
В отчете должно быть отражено:
1. Общее впечатление и особенности данной практики.
2. Уровни реализации целей и задач практики.
3. Отчет по изучению индивидуальных особенностей своей педагогической деятельности.
4. Положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к психологической работе, выявленные в процессе практики. Иллюстрация примерами.
5. Рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания психологических дисциплин.
6. Конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.
7. Выводы.