Телевидение и Вторая Мировая война.




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Утверждена
Ученым советом
факультета журналистики

 

ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

«История развития телевидения»

(специальность — 030601.65 Журналистика)

Санкт-Петербург

Кафедра журналистики

Заочное отделение 1 курс

Составитель:

Доцент кафедры журналистики СПбГУП

Е. Г. Ростовский

Рецензенты:

Заведующий кафедрой журналистики СПбГУП

Профессор И. А. Шадхан

Доцент кафедры журналистики СПбГУП

Ю. Е. Афанасьев

Пояснительная записка

 

Программа дисциплины «История развития телевидения»

предназначена для студентов первого курса заочного отделения, обучающихся по специальности 030601.65 Журналистика (специализация «Телерадиожурналистика»).

Цель дисциплины - ознакомить студентов с историей создания телевидения.

В задачи дисциплины входит получение студентами знаний об истоках возникновения одного из ведущих средств массовой информации, выполняющего сегодня множество функций помимо информационной: общественно-социальную, культурную, воспитательную, развлекательную, и множество других необходимых обществу.

История создания ТВ началась с кропотливых поисков ученых разных стран, начиная с середины XIX века теоретических и практических возможностей передачи изображения на расстоянии.

Возникновение химии, физических открытий и технологических революционных инноваций привели к появлению первых нерукотворных видов искусства – фотографии и кинематографии, развитие капиталистических отношений, все это способствовало небывалому подъему и расширению поисков новых возможностей развития средств массовых коммуникаций, что во многом предопределило появление телевидения.

 

Основные темы дисциплины «История развития телевидения»

помимо лекционных занятий закрепляются на семинарских и подгрупповых занятиях. Знание истории создания и развития, а так же основные технические параметры устройства передачи и приемов изображения, начиная от теоретических гипотез и кончая современными способами телевизионного вещания особенно необходимы студентам журналистом, которые свою будущую деятельность связывают с работой на телевидении.

 

Методика преподавания дисциплины строится на проведении лекционных, семинарских и подгрупповых занятий, а также на самостоятельной работе студентов.

Форма итогового контроля – экзамен во 2 семестре.

 

Тематический план

 

Номер и название темы Всего часов Ауд. часов Лек- ции Практич. занятия СРС
1. 1. Технические предпосылки возникновения теоретических исследований в области передачи изображения на расстоянии в XIX веке.               -  
2. Фототелеграфия как предтеча ТВ. Люминофоры У. Крукса, Катодно-лучевая трубка К. Брауна.       -     -  
3. Диск Нипкова – основа механических систем телевидения   -   -  
4. Работы Б. Розинга и иконоскоп Вл. Зворыкина – автора первого электронного телевизора   -   -  
5. Первые телевизоры для массового производства RCS TT-5 и Би-2. Появление звука и первый электронный телевизор для массового производства КВН - 49   -   -  
6. Цветное ТВ Особенности и стиль Российского ТВ возрастающая роль, как одного из главных составляющих в системе СМИ     -      
7. Переход на цифровое вещание и, связанное с этим глобальное расширение международных и российских контентов          
Итого          

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВ»

 

С давних времен человечество мечтало о передаче изображений на расстояния. Все мы слышали сказки и легенды про волшебные зеркала, тарелочки с яблочками, и все тому подобное. Но прошло не одно тысячелетие, прежде чем эта мечта осуществилась.
Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов прошлого столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий.

Начало XX века ознаменовалось также и началом возникновения и становления телевидения, как в России, так и за рубежом.

Об истоках формирования основ трехкомпонентной физиологической особенности зрения, на которой основываются современные системы цветного телевидения, впервые было высказано М.В. Ломоносовым в 1756 году и развито впоследствии Юнгом и Гельмгольцем.

Зарождение телевидения относится к 70-м годам прошлого столетия. Оно неразрывно связано с развитием электротехники и ее практическими применениями, в частности для связи на большие расстояния.

Возможность быстрой передачи сообщений на большие расстояния в виде электрических сигналов наводила на мысль об использовании аналогичных принципов для передачи изображения на расстояние. Первые проекты систем для электрической передачи изображений были предложены вскоре после изобретения телеграфа и относились еще не к телевидению в современном понимании этого слова, а к фототелеграфии, т. е. передаче единичных неподвижных изображений (чертежей, рисунков и т. п.). Эти гипотезы основывались на использовании химических способностях действия тока, а так же применения различных механических устройств в передающем и приемном аппаратах. Передача сигналов осуществлялась по проводам, принимаемые изображения фиксировать на бумаге.

Начало развития фототелеграфии связано с проектами Александра Бейна (1842 г.), Ф. Бэйкуелла (1847 г.) и Дж. Казелли (1862г.). Фототелеграфия не давала возможности наблюдать удаленные объекты в движении в момент передачи независимо от расстояния и оптических препятствий, т. е. не решала в полной мере задачу видения на расстоянии.

Различие между фототелеграфией и телевидением примерно такое же, как между фотографией и кино. Первые успехи в передаче неподвижных изображений по линиям связи привлекли внимание ученых и изобретателей к проблеме телевидения. Но для перехода от фототелеграфии к телевидению, т. е. к непосредственной передаче движущихся изображений, требовались новые методы и технические средства, необходимо было преодолеть огромные технические трудности.

Телевидение, или видение на расстоянии за пределами непосредственного зрительного восприятия объектов человеком, могло быть осуществлено на основе преобразования света в электрические сигналы. Принципиальная возможность осуществления телевидения появилась после того, как в 1873г. английские ученые Дж. Мей и У. Смит открыли светочувствительность химического элемента Селена, т. е. изменение его сопротивления под действием света. В результате изучения этого явления вскоре в различных странах были предложены многочисленные проекты "видения на расстоянии при помощи электричества", в которых использовались свойства селена для светоэлектрического преобразования. В большинстве случаев эти проекты основывались не на каких-либо теоретических исследованиях и практических опытах, а на догадках и зачастую на неверных исходных положениях и поэтому не могли быть практически осуществлены.

В некоторых проектах и предложениях содержалось рациональное зерно, но необходимые для их реализации элементы и приборы были еще несовершенны или вообще отсутствовали. Отдельные изобретатели пошли по известному в истории техники пути простого копирования явлений природы и пытались построить телевизионную систему по аналогии с устройством зрительного аппарата человека. Такая система была предложена в 1875г. американцем Дж. Керном. Светочувствительной сетчатке глаза в ней соответствовала панель с большим количеством миниатюрных селеновых фотосопротивлений, составлявшая основу передающего устройства.

Центры коры головного мозга, где создаются зрительные восприятия, представлялись источниками света (например, лампочками накаливания), расположенными на второй панели в месте приема. Каждое фотосопротивление на панели передатчика было связано с соответствующим источником света на панели приемника парой электрических проводов, выполнявших роль зрительных нервов. Преобразование оптического изображения в электрические сигналы в системе Керна должно было осуществляться одновременно и непрерывно всеми фотосопротивлениями.

Все изменения передаваемого изображения отражались бы в изменении яркости свечения источников света в приемном устройстве, что позволяло в принципе производить передачу движущихся изображений. Эта система, получившая название многоканальной, не могла быть осуществлена практически вследствие ее сложности даже при не большом числе элементов изображения. Для практического решения проблемы телевидения нужно было найти такой способ передачи изображений, который позволял бы заменить большое количество линий связи между передающим и приемным устройствами одной линией, т. е. перейти от сложной многоканальной системы к более простой, одноканальной.

Этот переход означал замену одновременной передачи всех элементов изображения поочередной. Такая замена оказалась возможной на основе применения развертки изображения и использования инерционности зрительного восприятия. Первые одноканальные системы передачи, основанные на этих принципах, были предложены в 1877-1878 гг. независимо французским инженером М. Санлеком, португальским физиком А. де Пайва и русским студентом, впоследствии известным физиком и биологом П. И. Бахметьевым.

Переход от многоканальной системы передачи изображений к одноканальной был связан с введением в телевизионную систему механических элементов. В отличие от чисто электрической статической системы Керна, не содержавшей никаких механических движущихся частей, в системе Санлека, де Пайва и Бахметьева требовалось применение более или менее сложных механизмов для развертки или разложения изображения на элементы. Интересна идея двадцатилетнего физика П.И. Бахметьева (1880 г.), предложившего осуществлять развертку по спирали: на передающей стороне спирали перемещался селеновый фотоэлемент, а на приемной — газовая горелка с управляемой электромагнитом яркостью. До него способ развертки четко не оговаривался. Впервые влияние света на электричество (это явление называется фотоэффект – вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом) обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году. Он подробно описал свои наблюдения, но объяснить это явление так и не сумел. Параллельно этим исследованиям происходило и множество других, сыгравших в итоге не менее важную роль в истории создания телевизоров. К примеру, в 1879 году английским физиком Уильямом Круксом были открыты вещества способные светится при воздействии на них катодными лучами – люминофоры. Позднее было установлено, что яркость свечения люминофоров напрямую зависит от силы их облучения. В 1887 году первую версию катодо-лучевой трубки (кинескопа) представляет немецкий физик Карл Браун.
В последующие годы было предложено еще много проектов телевизионных систем, основанных на использовании светочувствительности Селена и применении различных механических устройств. Передающее устройство в большинстве этих систем представляло собой сочетание селенового светоэлектрического преобразователя и механизма для развертки изображения.

Такое направление в построении телевизионных систем не случайно. Оно было обусловлено общей тенденцией промышленно-технического развития во второй половине прошлого века, характеризующегося изобретением остроумных механизмов и совершенствованием машин, и опиралось на хорошо развитые отрасли науки, техники и промышленности.

В феврале 1888, русский ученый Александр Столетов провел опыт, наглядно демонстрирующий влияние света на электричество. Столетову удалось выявить несколько закономерностей этого явления. Им же был и разработан прообраз современных фотоэлементов, так называемый «электрический глаз». Позднее, подобными исследованиями занималось и множество других великих ученых, в том числе Ф. Ленард, Дж. Томпсон, О. Ричардсон, К. Комптон, Р. Милликен, Ф. Иоффе, П. Лукирский и С. Прилежаев. Но полностью объяснить природу фотоэффекта смог лишь Альберт Эйнштейн в 1905 году.

 

К концу 19-века сама идея телевидения не кажется уже чем-то абсурдным и фантастическим. Никто из ученых уже не сомневается в возможности передачи изображений на расстояния. Один за другим выдвигаются проекты телевизионных систем, по большей части неосуществимые с точки зрения физики. Главные же принципы работы телевидения были созданы французским ученым Морисом Лебланом. Независимо от него, подобные труды создает и американский ученый Е. Сойер.Они описали принцип, согласно которому для передачи изображения требуется его быстрое покадровое сканирование, с дальнейшим превращением его в электрический сигнал. Ну а так как радио тогда уже существовало и успешно использовалось, то вопрос с передачей электрического сигнала решился сам собой.

Известно более ста проектов систем передачи изображений, появившихся в разных странах в период с 1880 по 1900 г. Однако лишь немногие из этих проектов имели практическое значение для развития телевидения.

Но все-таки наиболее удачной оказалась конструкция немецкого студента Нипкова, известная как «диск Нипкова».

Важным шагом в деле практического решения проблемы телевидения явилось изобретение в 1884 г. П. Нипковым (Германия) простого оптико-механического устройства для построчной развертки и воспроизведения телевизионных изображений.

Диск Нипкова

 

Это первое устройство механического сканирования лишний раз подтвердило справедливость высказывания относительно простоты всего гениального. Для модуляции источника света Нипков предполагал использовать открытое Фарадеем вращение плоскости поляризации света в магнитном поле, а также колебания мембраны телефона. Телевизионная система с дисками Нипкова содержит в себе основные элементы оптико-механических телевизионных систем.

Его устройство являло собой вращающийся непрозрачный диск, диаметром до 50 см, с нанесенными по спирали Архимеда отверстиями – так называемый диск Нипкова (иногда в литературе приспособление Нипкова называют «электрическим телескопом»). Таким образом, происходило сканирование изображения световым лучем, с последующей передачей сигнала на специальный преобразователь. Для сканирования же хватало одного (!) фотоэлемента. Количество же отверстий иногда доходило до 200 (обычно же от 30 до 100). В телевизоре процесс повторялся в обратном порядке - для получения изображения опять-таки использовался вращающийся диск с отверстиями, за которым находилась неоновая лампа. При помощи столь нехитрой системы и проецировалось изображение. Так же построчно, но с достаточной скоростью, для того чтобы человеческий глаз видел уже целую картинку. Таким образом, первыми начали создаваться именно проекционные телевизоры.

Проект Нипкова относится к немногим проектам начального периода истории телевидения, в которых имелись оригинальные идеи, приблизившие решение задачи видения на расстоянии, но он был неосуществим в то время из- за несовершенства отдельных элементов системы. Основная трудность состояла в невозможности получить достаточно сильный сигнал изображения вследствие невысокой чувствительности селенового фотосопротивления. Качество картинки оставляло желать лучшего – лишь силуэты, да игра теней, но, тем не менее, различить, что именно показывают, было возможно.

Данная конструкция, предложенная в 1883 году и имеющая вид диска с размещенными по спирали отверстиями, длительное время была основной в механических системах телевидения. Интересно, что, не будучи «телевизионщиком», сам Нипков впервые увидел телевизионное изображение, полученное с помощью его изобретения, лишь в 1928 году, т.е. спустя 45 лет после изобретения.

Диск Нипкова был основным компонентов практически всех механических систем телевизоров, до их полного вымирания как вида.

Исследования в области телевидения заняли более чем 30 лет в жизни ученого и привели к открытию, принесшему ему мировую известность и послужившему основой для развития современного телевидения.
В 1899 году А.А. Полумордвинов предложил использовать для развертки два синхронно вращающихся (но с различной скоростью) диска с радиальными щелями, закрытыми цветофильтрами.

Конечно, были предложения и зарубежных ученых. Идея разбивки изображения на элементы и поочередная последовательная их передача были предложены в 1875 и 1876 годах.

В таком состоянии находилось телевидение, когда эта проблема привлекла внимание Бориса Львовича Розинга.

Начало его практических исследований в области передачи изображений, которую он называл электрической телескопией, относится к 1897г. В Константиновском училище Борис Львович познакомился с преподавателем электротехники, капитаном артиллерии Константином Дмитриевичем Перским. Это был широко эрудированный человек, принадлежавший к числу передовых русских офицеров.

Так же как и Борис Львович он интересовался вопросами передачи изображении на расстояние и следил за всеми новыми достижениями в этой области. К. Д. Перский впервые употребил термин "телевидение" в докладе "Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)", прочитанном им на 1-м Всероссийском электротехническом съезде в 1900 г., а за тем на Международном электротехническом конгрессе в Париже.

Не достигнув положительных результатов с различными вариантами электрохимических систем передачи изображений и убедившись в их бесперспективности, Б. Л. Розинг настойчиво ищет новые пути и средства решения задачи. Быстрое развитие естествознания и физики и ряд важных научных открытий и изобретений, сделанных в конце ХIХ и начале XX а., подготовили необходимую научно- техническую базу для разработки новых методов телевидения.

Открытие внешнего фотоэффекта, изобретение электронно-лучевой трубки, изобретение радио оказали решающее влияние на развитие телевидения. Работая в лабораториях с осциллографическими трубками Брауна и наблюдая, как электронный луч вычерчивает на экране трубки сложные светящиеся фигуры, Б. Л. Розинг пришел к мысли использовать электронный луч для воспроизведения изображений в системе электрической телескопии.

В 1902 г. Б. Л. Розинг применил электроннолучевую трубку в приемном устройстве системы с электрохимическими элементами на передающей стороне. Трубка имела две пары отклоняющих электромагнитов, расположенных взаимно, перпендикулярно и соединенных со стержнями электролитической ванны. Луч света был заменен металлическим штифтом. При движении штифта по слою медного купороса пятно на экране трубки перемещалось в соответствующую точку. Электронный луч чертил вензеля и буквы, выводимые металлическим штифтом на отравительной станции. Затем отклоняющие электромагниты трубки соединялись на передающей стороне с реостатами, движки которых перемещались по кругу. Одновременным изменением положений движков можно было получать такой же эффект, как и при перемещении штифта в электролитической ванне. Но таким способом можно было передавать не оптическое изображение, а только простые рисунки, буквы, цифры, тогда как целью изобретателя было осуществление передачи на расстояние живых сцен.

Впоследствии стало известно, что аналогичный способ передачи рисунков и письменного текста с воспроизведением их на экране электроннолучевой трубки разрабатывался в то же время в Германии М. Дикманом и Г. Глаге и был запатентован ими в 1906 г.В 1907 году Борису Розингу удалось теоретически обосновать возможность получения изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной ранее немецким физиком К. Брауном. Розингу так же удалось осуществить это на практике. И хотя удалось получить изображение в виде одной единственной неподвижной точки, это был огромный шаг вперед. В целом, в деле развития электронных телевизионных систем, Розинг сыграл огромную роль.

Так шаг за шагом Борис Львович создавал свою систему электрической передачи изображений, настойчиво экспериментируя и проверяя практически каждое ее звено. И только после того как вся схема и все ее элементы были тщательно продуманы, он подал заявку на выдачу ему привилегии на изобретение "Способа электрической передачи изображений". Это было 25 июля 1907 г., т. е. спустя 10 лет после начала первых опытов.

В том же 1907 г. Б. Л. Розинг подал патентные заявки на свое изобретение в Германии и в Англии. Интересно отметить, что патенты в этих странах он получил раньше, чем в России (в Англии - 25 июня 1908 г., в Германии - 24 апреля 1909 г., в России - 30 октября 1910 г.) Таким образом, приоритет Б. Л. Розинга на открытие нового способа приема изображений в телевидении был неоспоримо закреплен в полученных им русском и иностранных патентах. Новая схема телевизионной системы Розинга с использованием модуляции скорости движения электронного луча в приемной трубке была запатентована им в 1911 г. в России, а затем в Англии, Германии и США.

Отмечая заслуги Б. Л. Розинга в области электрической телескопии. Русское техническое общество присудило ему в 1912 г. золотую медаль и премию имени почетного члена общества К. Ф. Сименса. Эта премия присуждалась один раз в два года за выдающееся изобретение, усовершенствование или исследование в области электротехники. Но, несмотря на все это, работой Розинга не заинтересовались, ни правительственные учреждения, ни военное ведомство, очевидно потому, что она не могла сразу дать конкретно ощутимые результаты. Поэтому ученому пришлось проводить свои эксперименты, не получая никакой поддержки.

После первых успешных опытов передачи изображений Борис Львович продолжает кропотливую работу по усовершенствованию своей системы. Полученные результаты не удовлетворяли его. Он ясно отдавал себе отчет в том, что они только подтверждали правильность принципов построения системы, но не могли считаться приемлемыми с практической точки зрения.

Однако эти результаты оказались настолько грубыми, - писал он,- что «я решил вновь подвергнуть переработке на этот раз все части прибора: оптическую систему, фотоэлектрическую цепь, синхронные приспособления и брауновскую трубку». Большое внимание было обращено на совершенствование оптической системы передающего устройства. Нужно было добиться того, чтобы на зеркальную грань падал световой луч минимального сечения, а переход его с одной строки на другую совершался практически мгновенно. Оказалось, что эту задачу можно решить, направляя свет от передаваемого предмета на зеркало через оптическую трубу Кеплера с большой светосилой. Важным шагом в усовершенствовании приемного устройства, имевшим большое значение для дальнейшего раз вития электронного телевидения, был переход от газа наполненной трубки с холодным катодом к вакуумной трубке с накаливаемым катодом и магнитной фокусировкой электронного пучка.

В 1924 Б. Л. Розинг воссоздал свою систему и внес ряд усовершенствований в передающее и приемное устройства. Была разработана новая оптическая система для "получения неискаженного в отношении яркости, отчетливости и увеличения изображения". Для повышения четкости изображения число граней барабана, вращающегося вокруг горизонтальной оси, было увеличено до 48, а второй барабан замешан одним зеркалом. Это зеркало при помощи эксцентриков совершало колебательное движение, двигаясь равномерно в одну сторону в течение 0,1 сек., затем быстро возвращалось в исходное положение и снова начинало движение в прежнем на правлении. Такая система развертки обеспечивала правильное чередование строк без всяких перерывов. Изображение разлагалось на 2400 элементов.

Была также изменена схема получения отклоняющего напряжения для электроннолучевой трубки. Оно снималось с конденсатора, соединенного через большое сопротивление с источником тока. Конденсатор заряжался за время поворота барабана на одну грань и разряжался практически мгновенно. Благодаря этому к трубке подводилось отклоняющее напряжение пилообразной формы. В другом варианте пилообразное отклоняющее напряжение получалось от схемы с катушкой индуктивности. Подверглась изменению и электроннолучевая трубка приемного устройства.

Основное внимание Б. Л. Розинг сосредоточил на получении тонкого электронного пучка, уменьшении аберраций и устранении взаимодействия фокусирующего и отклоняющего полей.

В 1925 году шведскому инженеру Джону Бэрду удалось впервые добиться передачи распознаваемых человеческих лиц. Опять - таки с использованием диска Нипкова. Несколько позже, им же была разработана и первая телесистема, способная передавать движущиеся изображения.
Некоторые из этих изобретателей построили свои системы и добились определенных практических результатов. Работавший в области телевидения французский ученый Фурнье, оценивая влияние Б. Л. Розинга на развитие телевидения, писал в 1926 г.: - Систему русского профессора Бориса Розинга можно рассматривать как прототип современных приборов телевидения.

Передающая телевизионная трубка, в которой оказалось возможным практически использовать эффект накопления электрических зарядов, была изобретена в 1931 г. в СССР С. И. Катаевым.

Несколько позже, в том же 1931 г. аналогичная трубка, названная иконоскопом, была разработана независимо от Катаева американским специалистом В. К. Зворыкиным бывшим учеником Б. Л. Розинга по Технологическому институту.

Работы в области телевидения Зворыкин начал под влиянием Б. Л. Розинга. Сам он так говорит об этом: "Когда я был студентом, я учился у профессора физики Б. Розинга, который, как известно, первым применил электроннолучевую трубку для приема телевизионных изображений. Я очень, интересовался его работами и просил разрешения помочь ему. Много времени уходило у нас на беседы и обсуждение возможностей телевидения. В это время я полностью понял недостатки механического телевидения и необходимость применения электронных систем". Иконоскоп Зворыкина не имел каких-либо принципиальных отличий или технических преимуществ по сравнению с трубкой Катаева. В дальнейшем название иконоскоп стало применяться как к трубке Зворыкина, так и к трубке Катаева, и широко вошло в специальную литературу, как сама трубка вошла в технику телевидения.

Изобретение иконоскопа явилось поворотным пунктом в истории телевидения, определившим направление его дальнейшего развития. Стало совершенно ясно, что ни какая из существовавших в то время оптико-механических систем, несмотря на все усовершенствования, не может конкурировать с электронной телевизионной системой. Иконоскоп обеспечивал телевизионные передачи с большим числом строк. С появлением иконоскопа завершился период исканий в области путей практического осуществления передачи изображений на расстояние и становления электронных телевизионных систем.

Переход от смешанных телевизионных систем (оптико-механические передающие и электронные приемные устройства) к полностью электронным системам начался практически с 1934 г. и был завершен в разных странах в течение 3-4 лет.

В дальнейшем были разработаны другие, более чувствительные, чем иконоскоп, и более совершенные пере дающие телевизионные трубки. Важная роль в создании этих трубок принадлежит советским ученым П. В. Шмакову. П. В. Тимофееву, Г. В. Брауде, Л. А. Кубецкому, Б. В. Круссеру и др. На всех этапах развития телевидения ученые нашей страны находили самостоятельные, принципиально новые и правильные решения сложных задач, во многих случаях значительно опережавшие соответствующие достижения зарубежных специалистов.

Опыты, проведенные С. Л. Розингом в 1924- 1928 гг., показали полную работоспособность его телевизионной системы и правильность принципов, на которых она строилась. В лабораторных условиях можно было передавать простые изображения с четкостью 48 строк.

Изображения на экране трубки получались вполне точные и настолько яркие, что их можно было фотографировать. В 1928 г. Б. Л. Розинг предложил новую телевизионную систему, интересную во многих отношениях. В середине 20-х годов телевидение сделало свои первые практические шаги. Некоторые изобретатели в США, Англии и СССР осуществили передачу на небольшие расстояния силуэтных движущихся изображений при помощи оптико-механических телевизионных систем. Сопоставляя два пути развития телевидения, Б. Л. Розинг выступает как убежденный сторонник и пропагандист электронного телевидения.

В ряде статей, опубликованных в различных журналах, он доказывает, что задача телевидения может быть решена только при помощи электронных средств. "В отношении катодной телескопии предсказания являются несравненно более благоприятны - и, чем в отношении механической,- писал он в 1928 г.,- поэтому решение задачи электрической телескопии в смысле получения легкого и простого прибора для широкого пользования нужно ожидать скорей всего на этом пути"

Развитие электронного телевидения в эти годы проходило в борьбе с противодействием сторонников механического телевидения, пессимистически оценивавших перспективы электронных систем из-за больших технических трудностей, связанных с их созданием. Но идея электронного телевидения, как самая прогрессивная, оказалась наиболее жизненной. В 20-х годах в ряде стран были предложены системы телевидения, являвшиеся вариантами системы Б. Л. Розинга. Для передачи изображения в них применялось то или иное оптико-механическое устройство, а для приема - электроннолучевые трубки, аналогичные трубкам Розинга. Такие системы были запатентованы Никольсоном и Сэбба в США, Довийе и.Валенси во Франции, Дикманом в Германии и др.
В 1933 году, в США, русский эмигрант Владимир Зворыкин продемонстрировал иконоскоп – передающую электронную трубку. Принято считать, что именно В. Зворыкин является отцом электронного телевидения. Приблизительно в то же время, независимо от Зворыкина, передающую трубку создает и советский ученый С. Катаев.

 

Первый же электронный телевизор, пригодный для практического применения был разработан в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, в конце 1936 года. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла из себя массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов.
Первое время развитие телевидения шло в двух направлениях – электронном и механическом (иногда механическое телевидение называют еще и «малострочным телевидением»). Причем развитие механических систем происходило практически до конца 40-х годов 20-го века, прежде чем было полностью вытеснено электронными устройствами. На территории СССР, механические телесистемы продержались несколько дольше.
Первый опытный сеанс телевещания в Советском Союзе состоялся 29 апреля 1931 года. С 1 октября того же года телепередачи стали регулярными.

Вскоре в ряде стран началось ТВ вещание с механической разверткой изображения (в СССР в мае 1931 года). Первые системы имели развертку на 30 строк и 12,5 кадров в секунду, а размер экрана составлял всего несколько сантиметров. Проводились работы по увеличению числа строк до сотен, но это были громоздкие устройства, не пригодные для массового индивидуального использования.

Большой вклад в развитие отечественного телевизионного вещания внесли радиолюбители, которые конструировали устройства для приема сначала зарубежных радиостанций, передававших изображение по системе с механической разверткой, а затем и первых отечественных. Среди известных радиолюбителей особое место занимает Антон Яковлевич Брейтбарт (1901–1986). Он разработал малогабаритную дешевую конструкцию Б-2. Эта механическая модель появилась в апреле 32 года, ставшая единственным типом приемного ТВ устройства, запущенного в дальнейшем в массовое серийное производство.

 

 

Первый советский телевизор

Из представленной принципиальной схемы устройства Б-2 видно, что оно состоит из неоновой лампы 1, генератора строчной развертки на частоту 375 Гц, собранного на триоде СО-118 по регенеративной схеме с параллельным питанием, ведущего мотора, синхронизирующего мотора и диска Нипкова, насаженного на одну общую ось вращения роторов моторов. В качестве синхронизирующего мотора использован реактивный мотор, известный тогда радиолюбителям больше под названием колеса Лакура, или фонического колеса. Генератор управляется строчными синхронизирующими импульсами, передаваемыми в составе ТВ сигнала телепередатчика (ТВ камеры) Московского радиовещательного технического узла (МРТУ). Сигнал с генератора поступает на обмотки 2 колеса Лакура, что и обеспечивает во время передачи синхронное и синфазное вращение дисков Нипкова ТВ приставки и телепередатчика МРТУ.

 

 


Рис. 1.31 Схема переделки трансформаторного выхода радиоприемника: 1 — оконечная лампа приемника; 2 — гнезда (или зажимы) для подключения ТВ приемного устройства; 3 — однополюсный выключатель; 4 — выходной трансформатор; 5 — громкоговоритель

«Телевизор для индивидуального пользования» разработки ленинградского завода им. Коминтерна, который выпускался в 1932 году. Весьма любопытно заметить, что «телевизор индивидуального пользования Б-2» и любительские конструкции для приема ТВ программ не были телевизорами в полном значении этого термина, а фактически представляли собой ТВ приставку к радиоприемнику

Более того, даже после начала опытного вещания из Москвы в конце 1931 года, картинка не всегда передавалась из студии со звуком. Например, в «Вечерней Москве» за 11 января 1932 года было написано: «С 1 января передача изображений по радио осуществляется 2 раза в пятидневку (по третьим и пятым числам) с 12.00 по 0.30 ночи через станцию МОСПС и с 0.30 до 1.00 — через опытный передатчик НКПиТ».

Передача «изображения по радио» и являлось советским телевидением начального этапа. Впервые постоянные передачи со звуком начали транслировать 16 декабря 1934 года. К тому моменту по телевизору уже показывали и новостные передачи, и музыкальные, и развлекательные, и даже кинофильмы.

Так как телевизоров еще не у кого не было, проводились коллективные просмотры, специально отведенных для этого местах. Многие советские радиолюбители начинают собирать механические модели телевизоров своими руками

В 1932 году, при разработке плана на вторую пятилетку, телевидению было уделено много внимания. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Довольно длительное время существовал лишь один канал – Первый канал. На время Великой Отечественной Войны транслирование было прервано, и восстановлено лишь после ее окончания. А в 1960 году появился и Второй канал.
Первый же электронный телевизор был создан гораздо позже - в 1949 году. Это был легендарный КВН 49. Телевизор был оснащен столь маленьким экраном, что для более-менее комфортного просмотра перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. В дальнейшем появилось и м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: