Б) Рынок несовершенной конкуренции (смешанная экономика)




Типы экономических систем

1) Нерыночная

а)Традиционная система Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования.

Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.

б)Административно-командная система (централизованно-плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности - государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Рыночная

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

А) рынок с совершенной конкуренцией(чистый капитализм)

Эта система сложилась в XVIII в. И прекратила свое существование в конце XIX - первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.

Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.

б) Рынок несовершенной конкуренции (смешанная экономика)

Экономическая система, характеризующаяся наличием разных форм собственности и хозяйствования и способов регулирования экономических и социальных вопросов. «Смешанность» реализуется в воздействии государства и общественных институтов (структур) на те звенья (точки) экономических и социальных процессов, где рыночный механизм дает «осечки».

№5 Собственность - исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения и отчуждения ресурсов, средств производства, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей..
Субъекты собственности — физические и юридические лица, между которыми складываются отношения собственности (частные лица, коллективы, государство).
Объекты собственности — средства производства, ресурсы, рабочая сила и предметы потребления, которые присваиваются людьми и становятся их собственностью. (Объекты собственности: земля и недра; вода; воздушное пространство; здания, сооружения, оборудование; растительный и животный мир; информация; деньги, ценные бумаги и иное имущество.
2. Типы и формы собственности.
Формы собственности и их эволюция
• общинная — производство продукта сверх потребности и закрепление его по наследству, имущественное неравенство, разложение общины;
• рабовладельческая - присвоение труда рабов, средств производства; рабы — собственность рабовладельцев;
• феодальная — производство продукта внутри натурального хозяйства феодального поместья, эксплуатация крепостных крестьян;
• капиталистическая - наем экономически свободной рабочей силы, равенство субъектов собственности;
• корпоративная (акционерные компании и фирмы);
• государственная.

Типы собственности

 

       

Частная собственность — тип собственности, при которой исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо. Характерный признак ее — передача имущества по наследству. Формы частной собственности
• трудовая — в основе лежит труд самого собственника, развивается и приумножается от предпринимательской его деятельности, ведения собственного хозяйства и других форм;
• нетрудовая — не связана с трудовой деятельностью собственника, получает имущество по наследству, дивиденды от акций, облигаций и других ценных бумаг, доходы от средств, вложенных в кредитные учреждения, и других источников, не связанных с трудовой деятельностью.
Общественная собственность — тип собственности, при которой средства производства, его результаты и имущественные ценности являются совместным достоянием.
Коллективная собственность — форма общественной собственности, при которой вещи, материальные и духовные ценности принадлежат определенному коллективу.
Формы коллективной собственности:
• кооперативная (партнерская) — являющаяся достоянием членов кооператива, объединивших средства и труд для совместной деятельности;
• акционерная — включающая финансовый капитал от продажи акций и облигаций, а также средства от хозяйственной деятельности;
• общественных объединений и религиозных организаций — возникшая за счет собственных средств, пожертвований, а также передачи государством имущества.

Государственная собственность — форма общественной собственности, являющаяся достоянием всех людей страны.
Формы государственной собственности:
• республиканская — достояние граждан страны (земля, ее недра, республиканские банки, средства госбюджета, предприятия, учебные заведения, другое имущество);
• муниципальная (коммунальная) - имущество ассоциации граждан области, района (средства местного бюджета, жилищный фонд предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и другое имущество).
Интеллектуальная собственность - результаты интеллектуальной деятельности (литературные, художественные и научные произведения, исполнительская актерская деятельность, создание и присвоение информации).

 

 

№6 Объектом рынка выступают все блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения.
Функции рынка:

- информационная функция. Чем полнее и достовернее информация, чем лучше субъекты рынка осведомлены о действиях конкурентов и желаниях потребителей, тем более правильные решения экономические субъекты принимают и тем эффективнее функционирует экономика. Важнейшим источником информации на рынке являются цены.
- стимулирующая функция. Эта функция реализуется через ценовой механизм. Если потребители пожелают больше покупать какого-либо товара, цена на него поднимется.
- распределительная функция. Получаемые индивидами доходы предст. собой выпла­ты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность
- социально-политическую функцию - только рыночная система может надежно гаранти­ровать личные права и политические свободы человека.
С труктура рынка, понимается как взаиморасположение и взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка.
Структура рынка может быть субъектной и объектной. Если субъектная структура рынка раскрывает состав его участников, то объектная зависит от того, чем на данном рынке торгуют.
субъектами рынка являются домашние хозяйства (индивидуумы) и фирмы.
Рассматривая объектную структуру рынка, можно выделить прежде всего рынок потребительских благ (товаров и услуг) и рынок ресурсов. Потребительские блага производятся фирмами и покупаются людьми для конечного потребления. Ресурсы принадлежат домашним хозяйствам и покупаются фирмами для производства товаров.

Для эффективного функционирования рынка важно наличие развитой рыночной инфраструктуры — совокупности институтов, обеспечивающих работу рынка; организаций, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами (хотя субъектами инфраструктуры зачастую являются также фирмы).
Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. Остановимся лишь на некоторых организациях инфраструктуры, наличие которых позволяет причислить рынок к категории достаточно развитых. Это ярмарки, аукционы, биржи.
Под ярмаркой понимается рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. Формой продажи товаров, которая проводится в определенном месте в определенное время на основе конкуренции покупателей, является аукцион. По способу организации аукционы весьма разнообразны, но наиболее известным является аукцион с повышением цены (так называемый «английский» аукцион).
Очень важную роль играют биржи, на которых осуществляются сделки купли-продажи товаров, ресурсов и на основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Самые распространенные — это биржи труда, товарные, фондовые и валютные биржи. К инфраструктурным организациям рынка можно отнести также брокерские фирмы, торговые дома, холдинги, страховые компании, торгово-промышленные палаты, аудиторские фирмы. Брокерская фирма (брокер) — это коммерческая организация, осуществляющая сделки по купле-продаже товаров, ресурсов, ценных бумаг и т.д. от имени своих клиентов. Фирму, которая проводит внешнеторговые операции (импорт и продажу внутри страны зарубежных товаров, экспорт и продажу за рубежом товаров национального производства), обычно называют т орговым домом. Холдинг — это фирма, капитал которой формируется из пакетов акций других компаний, обычно для координации и контроля над их деятельностью с целью получения прибыли. Страховая компания — финансово-кредитная организация, осуществляющая страховую деятельность на рынке (по страхованию, нейтрализации рисков). Торгово-промышленная палата — коммерческая организация, в задачу которой входит содействие развитию торговых связей рыночных субъектов страны с зарубежными партнерами. Аудиторская фирма — независимая организация, анализирующая и контролирующая финансовую и учетную деятельность.

 

№7 Цена – денежное выражение стоимости;это себестоимость плюс прибыль.

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Функции цен.
Учетная функция выражается в том, что цена служит мерой затрат труда, показывает, во что обходится обществу производство товаров.
Распределительная ( или перераспределительная) Распределительная функция используется для сбалансирования спроса и предложения товаров.

Сущность стимулирующей функции заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление отдельных товаров.
Действие этой функции основано на отклонении цены от стоимости.
Сущность регулирующей функции заключается в воздействии цен на спрос и предложение отдельных товаров. Регулирующая функция цены позволяет определять объемы предложений товаров. В ее основе лежит принцип получения максимальной прибыли.
Координирующая функция рыночной цены – это то, что связывает между собой все рынки, все отрасли рыночной экономики, что заставляет каждого отдельного предпринимателя производить ровно столько товаров, сколько требуется потребителям.
Виды цен и их классификация.
выделяют следующие виды цен:
· оптовые цены на промышленную продукцию, т.е. цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности вне зависимости от форм собственности в порядке оптового оборота;
· цены на строительную продукцию, которые принимают форму сметной стоимости, прейскурантной или договорной цены;
· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами, населением;
· цены и тарифы транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с их отправителей;
· розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговле населению, предприятиям;
· цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги населению – плата за различного рода услуги, оказываемые населению коммунальными и бытовыми службами.
Следующими признаками являются стадии ценообразования. Данная классификация отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров от производителя к потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены на последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товара можно представить в виде схемы. При переходе к рынку появился такой классификационный признак как степень участия государства в ценообразовании. В зависимости от меры реализации этого признака различают рыночные и регулируемые цены. Рыночные цены товаров – это цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Они по условиям формирования делятся на:
· свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях конкуренции; · монопольные цены, устанавливающиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования; · демпинговые цены, сознательно заниженные цен.

· Регулируемые цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия.

 

 

№8 Микроэкономика — это часть экономики, где сосредоточены обособленные хозяйства и небольшие предприятия.

Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, обладающий правами юридического лица, производимый продукцию, товары, услуги, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которого является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и прироста капитала.

Цель: получение прибыли, достичь которую можно, производя какие-то товары, имеющие спрос, выпуск продукции или оказание услуг, получение max прибыли при min затратах.

Задачи: выпуск конкурентоспособной продукции; изучать спрос на выпускаемую продукцию, эффективно использовать материальные ресурсы, внедрение достижений науки и техники, производить гибкую ценовую политику.

В предпринимательстве рассматриваются субъекты и объекты. Субъекты: АО, кооперативы, государство. Объекты: различные виды деятельности (торгово-закупочная, операции с ценными бумагами)

Признаки предприятия:

1) Является хозяйственной единицей;

2) Обладает административной и экономической самостоятельностью (т.е. правами и обязательствами);

3) Имеет общность целей и действий;

4) Имеет собственника (частное лицо, государство);

5) Имеет руководителя.

Все предприятия в зависимости от организационно-правовых форм подразделяются на:

- частное предприятие — это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя, и собственника. Все остальные лица, участвующие в деятельнос-

ти предприятия, являются наемными работниками.

- полное товарищество (общество) — объединение физических или юридических лиц, отвечающих по обязательствам товарищества всем движимым или недвижимым имуществом.

- смешанное товарищество - отличается от полного тем, что наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, есть лица, ответственность которых ограничивается размерами их вкладов.

- товарищество с ограниченной ответственностью — объединение, формируемое на основе вкладов участников, которые несут ответственность только в пределах своих вкладов.

- акционерное общество является добровольным объединением лиц (физических или юридических). Обязательным условием является внесение некоторого материального вклада в уставной фонд общества. Непременным принципом акционерного общества является ограниченная ответственность его участников. Акционеры имеют право на получение ежегодного дохода — дивиденда.

- кооператив — представляет собой вариант предпринимательства, когда средства производства являются собственностью членов коллектива производителей.

- государственное предприятие — вид хозяйственной деятельности, в которой активным предпринимателем выступает государство, в собственности которого находится весь основной капитал. Подразделяются на: бюджетное предприятие — деятельность которого полностью финансируется из государственного бюджета; государственные корпорации — предприятия, акции которых полностью принадлежат государству; смешанные предприятия — которые образуются в виде акционерных обществ или товариществ, акции которых принадлежат и государству, и частным владельцам.

 

 

№9 спрос - это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.

Основное свойство спроса заключается в его увеличении с понижением цены при прочих равных условиях на рынке. И наоборот - спрос уменьшается с повышением цены. Цена и спрос - обратно пропорциональные величины. Именно эту обратную связь спроса и цены принято называть законом спроса.

Кривая спроса имеет выражает обратную связь между ценой и спросом - при понижении цены возрастает количество покупаемого, и наоборот.

Эластичность - мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Варианты эластичности спроса

- спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;

- спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж;

- спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

- спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: