Тема 2. Национальная экономика как система




Материалы к 1 семинарскому занятию (2 сентября 2011г.).

Материалы к лекционным занятиям

Тема 1. Введение в экономическую теорию

Краткое содержание темы.

Предмет и метод экономической теории. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Основы микроанализа. Основы макроанализа. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей);

Цели и задачи изучения темы.

Изучить основы экономической теории, осуществить сравнительный анализ микроэкономического и макроэкономического подхода в экономической науке. Изучить сущность и содержание экономических потребностей. Провести классификацию экономических ресурсов. Выявить основные этапы в развитии экономической теории. Изучить содержание и выявить эвристическую ценность макроэкономических методов. Изучить влияние отношений собственности на экономическую деятельность. Изучить конкуренцию как «процедуру открытия». Иссследовать различия между экономическми благами разных видов. Выявить различия между различным видами издержек. Изучить модель «запасы – потоки».

 

Изучив тему, студент должен:

Знать:

- предмет и метод экономической науки;

- основные этапы её становления и развития;

- осуществовании разных подходы к анализу функционирования экономической системы: классический и кейнсианский;

- характеристики экономических систем;

- классификацию экономических ресурсов;

- о влиянии отношений собственности на экономические процессы.

Уметь:

- формулировать и определять цели макроэкономический исследований;

- выявлять участников экономических отношений, устанавливать взаимосвязи между ними;

- классифицировать потребности участников экономических отношений;

- классифицировать экономические ресурсы;

- анализировать деятельность экономических агентов (рыночных) и нерыночных;

- анализировать экономические процессы в рамках модели «запасы – потоки».

Приобрести навыки:

- оценки взаимодополняемости и взаимоисключаемости основных макроэкономических целей;

- использования на практике приемов и методов макро- и микроэкономического анализа;

- оценки альтернативных издержек;

- оценки влияния фактора времени на экономические процессы и принимаемые экономическими субъектами решения.

Ключевые термины.

Предмет экономической теории. Экономические потребности. Экономические ресурсы. Экономический субъект. Экономическая эффективность. Экономическая рациональность. Фискальная политика государства. Монетарная политика государства.

 

Тема 2. Национальная экономика как система

Краткое содержание темы.

Национальная экономика как система экономических отношений. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Кругооборот доходов и продуктов. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. Валовый продукт (производство, распределение и потребление) и способы его измерения. ВВП и ВНП. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Проблема теневой экономики. Недостатки показателя ВВП.

Цели и задачи изучения темы: Изучить национальную экономику как систему экономических отношений и количественные показатели, позволяющие измерять результаты её функционирования. Изучить систему национальных счетов и её основные показатели: валовый продукт, его разновидности и изучить методы его расчета. Оценить его достоинства и недостатки как способа измерения общественного благосостояния.

Изучив тему, студент должен:

Знать:

- что национальная экономика представляет собой систему экономических отношений;

- что результаты деятельности экономических субъектов в рамках национальной экономики можно измерять с помощью макроэкономических показателей;

- что существует разные показатели (в рамках СНС), отражающие важнейшие параметры развития экономической системы;

- что результаты сделок с некоторыми благами не учитываются при расчёте валового продукта во избежание повторного счёта;

- преимущества и недостатки дефлятора ВВП и ИПЦ;

- преимущества и недостатки валового продукта как экономического показателя.

Уметь:

- определить совокупность параметров, которые влияют на величину темпов экономического развития;

- анализировать состояние национальной экономики и происходящих в ней процессов по данным СНС.

Приобрести навыки:

- расчета ВВП методом потока доходов;

- расчета ВВП методом потока расходов;

- расчёта ИПЦ;

- расчёта дефлятора ВВП.

Ключевые термины.

Национальная экономика. Система национальных счетов. Валовый продукт. Валовый внутренний продукт. Валовый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Личный располагаемый доход. Прибыль. Заработная плата. Процент. Дивидент. Рента. Арендная плата. Чистое экономическое благосостояние.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: