Раздел III. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 21




ДОКЛАД

По правоприменительной практике

Главного управления МЧС России по Республике Коми

За 6 месяцев 2017 года

 

 

СЫКТЫВКАР – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР 7

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ18

Раздел III. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 21

Раздел IV. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ24

Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК 29

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Настоящие доклад по правоприменительной практике Главного управления МЧС России по Республике Коми, доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным за 6 месяцев 2017 года разработан в целях профилактики нарушений обязательных требований, а также для публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Республике Коми при осуществлении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности с руководством по соблюдению обязательных требований, и основан на положениях:

Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;

постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 г. № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»;

постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно­надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р;

методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 № 7);

методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20.01.2017 № 1);

методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 № 13(2));

приказа МЧС России от 25.11.2016 № 630 «Об утверждении порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России;

приказа МЧС России от 14.06.2017 № 254 «Об организации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности МЧС России»;

указания МЧС России от 16.05.2017 № 19-4-1-1869.

Материалы содержат доклад по правоприменительной практике Главного управления МЧС России по Республике Коми, а также доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным за 6 месяцев 2017 года по всем видам контроля (надзора), осуществляемыми Главным управлением МЧС России по Республике Коми и подчиненными подразделениями (далее - Доклады). Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора) МЧС России федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) МЧС России путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно-надзорных функций;

повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов государственного контроля (надзора) МЧС России, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного надзора.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов организации и осуществления проверок соблюдения организациями и гражданами обязательных требований;

выявление проблемных вопросов применения органами государственного контроля (надзора) обязательных требований;

выявление типовых нарушений обязательных требований;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики, в том числе реализацией профилактических мероприятий для их предупреждения;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.

В качестве источников формирования Докладов использованы:

результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

результаты взаимодействия надзорных органов и ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы» ИПЛ по Республике Коми»;

результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов государственного контроля (надзора) МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;

результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;

результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан; результаты опросов (в том числе, проводимых в информационно-­телекоммуникационной сети «Интернет») представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;

результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;

разъяснения органов государственного контроля (надзора) МЧС России по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований;

разъяснения, полученные Главным управлением МЧС России по Республике Коми от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности.

Главным управлением МЧС России по Республике Коми организована работа по ежеквартальному обобщению правоприменительной практики по видам контрольной и надзорной деятельности, входящим в компетенцию Главного управления (приказ Главного управления МЧС России по Республике Коми от 14.03.2017 № 86), внедрена процедура рассмотрения проектов доклада правоприменительной практики при осуществлении контрольной и надзорной деятельности и доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным общественными советами (республиканским и городов и районов), организациями предпринимателей, экспертными организациями и их публикация на официальном интернет-сайте Главного управления МЧС России по Республике Коми.

 

 

Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

 

 

Деятельность должностных лиц органов государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с:

ежегодными планами проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ежегодными планами проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели;

ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) физических лиц – правообладателей.

Указанные планы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утверждены начальником Главного управления – главным государственным инспектором Республики Коми по пожарному надзору 19.10.2016 и размещены на официальном сайте Главного управления в сети Интернет (https://11.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plan_provedenija_planovih_proverok).

В целях исполнения требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 2016 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планируются.

Планирование плановых проверок объектов защиты юридических лиц в области пожарной безопасности осуществлялось с применением риск-ориентированного подхода.

Всего на 2017 года запланированы проверки 911 объектов защиты, из которых 467 объектов, относящихся к высокой категории риска, 225 объектов значительной категории риска, 122 объекта средней категории риска и 97 объектов умеренной категории риска.

За первое полугодие 2017 года органами федерального государственного пожарного надзора запланировано и проведено 513 плановых проверок объектов защиты юридических лиц, в том числе 288, относящихся к категории высокого риска, 104 – категории значительного риска, 70 – категории среднего риска, 51 – категории умеренного риска.

Выполнение планов плановых проверок за 6 месяцев 2017 годы составило 100%.

В соответствии с п. 17 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ, проведение внеплановых проверок, органами государственного пожарного надзора республики осуществляется по основаниям, установленным статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в том числе:

1) истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган государственного пожарного надзора:

сведений от организаций или граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из средств массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, территории или земельного участка, о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о нарушении требований пожарной безопасности на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проводятся после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Нарушений действующего законодательства при использовании оснований проведения внеплановых проверок, нарушений порядка согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры не установлено.

Всего за истекший период 2017 года проведена 641 внеплановая выездная проверка, в том числе:

482 проверки в связи с истечением срока исполнения предписания;

41 проверка в связи с поступлением в органы государственного пожарного надзора информации об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан;

20 проверок в связи с поступлением в органы государственного пожарного надзора сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

90 проверок на основании изданного распоряжения органами государственного пожарного надзора в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

8 проверок в связи с поступлением в органы государственного пожарного надзора требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры Российской Федерации материалам и обращениям.

В органы прокуратуры республики направлены заявления о согласовании проведения 24 внеплановых проверок, из которых 9 проверок согласованы, в согласовании 15 проверок прокурором принято решение об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проведены 34 внеплановые выездные проверки, в том числе:

14 проверок в связи с поступлением сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

13 проверок в связи с поступлением в органы государственного пожарного надзора информации об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан (проверки в установленном порядке согласованы с органами прокуратуры);

7 проверок в связи с поступлением в органы государственного пожарного надзора требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры Российской Федерации материалам и обращениям.

Распоряжения о проведении проверок разрабатываются и издаются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с типовыми формами, установленными приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В целях исполнения требований статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в распоряжениях о проведении проверок дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, территории или земельного участка, в отношении которых соответственно планируется проведение мероприятий по контролю, наименование их правообладателя (правообладателей).

В целях исполнения требований п. 54 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644 (далее Административный регламент) в распоряжениях о проведении плановых проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), в распоряжениях о проведении плановых проверок физических лиц - правообладателей, также указывается категория риска, к которой относится объект защиты и (или) территория (земельный участок).

В соответствии с п. 58 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН необходимо провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти.

В соответствии с п. 67 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является:

1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;

2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган ГПН:

сведений от организаций, граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН, в том числе результатов анализа проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами), из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков), о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты и (или) территории (земельного участка), о несоответствии объектов защиты и (или) территории (земельных участков), пожарно-технической продукции требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

С начала текущего года, органами государственного пожарного надзора вынесено 1154 распоряжений о проведении проверок объектов защиты.

Федеральный закон № 294-ФЗ (ст. 11 и ст. 12) предусматривает проведение документарной и выездной проверок.

В соответствии с п. 55 Административного регламента административная процедура проверки, предусмотренная настоящим Административным регламентом, проводится только в форме выездной проверки.

Таким образом, органами государственного пожарного надзора документарные проверки не проводятся.

Проверки противопожарного состояния объектов защиты проводятся в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и не превышают двадцати рабочих дней.

В связи с ограничениями, установленными ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ на проведение плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся субъектами малого предпринимательства, плановые проверки, исчисляемые в часах, не проводятся.

За истекший период 2017 года сроки проведения проверок соответствующими руководителями органов государственного пожарного надзора не продлевались.

В рамках проведения проверок органами государственного пожарного надзора осуществляются мероприятия по контролю, предусмотренные п. 5 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, а также п/п 2 п. 64 Административного регламента, в том числе:

обследования объекта защиты (визуального осмотра);

отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;

опроса и получения объяснений;

истребования документов и (или) информации;

проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда;

проведения противопожарных инструктажей с работниками (обслуживающим персоналом) объекта защиты по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты и (или) территории (земельного участка), производстве, в быту, лесах, при проведении массовых мероприятий;

проведения практических тренировок по отработке планов эвакуации.

В соответствии со ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ органы государственного пожарного надзора уполномочены на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к которым относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий.

Порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований регламентирован приказом МЧС России от 24.03.2017 № 132, вступившим в силу 20.06.2017.

За первое полугодие 2017 года проведено 6 плановых рейдовых осмотров, обследований территорий в области обеспечения пожарной безопасности.

Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.

За 1 полугодие 2017 года подтвердившихся нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не установлено. Проверки, проведенные органами государственного пожарного надзора, судами и вышестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора, не отменялись.

Оформление результатов проверок и принятие мер по результатам проверок осуществляется на основании положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ и п.п. 80 - 102 Административного регламента.

По результатам проверок в области пожарной безопасности в первом полугодии 2017 года вручено 407 предписаний (АППГ – 1014, снижение на 59,9%), предложено к исполнению 3543 мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, устранено 3390 нарушений (АППГ – 4957, сокращено на 31,6%), степень устранения нарушений составила 95,7% (АППГ – 96,1%).

В органы прокуратуры и местного самоуправления направлено 100 информаций о противопожарном состоянии объектов защиты (АППГ –273, снижение на 63,4%).

В рамках исполнения функции пресечения правонарушений, допущенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, возбуждено 849 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (1386 за АППГ, сокращено на 38,7 %), в том числе в отношении физических лиц составлено 491 административный протокол (896 за АППГ, сокращено на 45,2 %), в отношении юридических лиц составлен 358 административных протоколов (490 за АППГ, сокращено на 26,9 %), из них (представлено в таблице 1):

Таблица 1

в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении юридических лиц
- по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ – 339; -по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ – 12; - по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ – 68; -по части 5 статьи 20.4 КоАП РФ – 4; - по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ – 8; - по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ – 6; - по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ – 15; - по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ – 15; - по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ – 13; - по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ – 6. - по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ –224; -по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ – 5; - по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ – 65; -по части 5 статьи 20.4 КоАП РФ – 7; - по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ – 1; - по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ – 25; - по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ – 25; - по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ – 4; - по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ – 2.

 

По результатам рассмотрения материалов административных дел, государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 91 административный штраф (151 за АППГ, сокращено на 39,7 %) на сумму 2162 тыс. рублей (3770 тыс. рублей за АППГ), из них 28 штрафов в отношении должностных лиц (61 за АППГ, сокращено на 54,1 %), 17 в отношении юридических лиц (23 за АППГ, сокращено на 26,1 %).

За указанный период к административной ответственности в виде предупреждений привлечено 424 лиц (755 за АППГ, сокращено на 43,8 %), из них – 202 должностных лиц, 2 индивидуальных предпринимателей и 183 юридических лица (за АППГ – 376, 12 и 271 соответственно).

Доля назначенных административных наказаний в виде предупреждений от общего количества административных наказаний в первом полугодии 2017 года составила 82,3 % (за АППГ – 83,3 %).

За последние три года отмечается тенденция снижения количества поданных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами жалоб на решения органов ГПН, как в суды, так и вышестоящим должностным лицам и, соответственно, уменьшилось количество отмененных решений, принятых по итогам проверок. За 6 месяцев 2017 года подано 14 жалоб (за АППГ – 18). На сегодняшний день рассмотрено 12 жалоб, удовлетворено - 2.

Анализ судебных решений показал, что ранее в качестве наиболее часто применяемого судами основания для вынесения решения о прекращении производства по административным делам указывалось на малозначительность совершенных правонарушений, в связи с чем, лицо освобождалось от административной ответственности и ему объявлялось устное замечание в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. Основным мотивом для принятия такого решения являлось то, что, по мнению судей, санкциями соответствующих частей статьи 20.4 КоАП РФ установлены значительные (высокие) размеры административных штрафов.

Кроме этого, в результате неоднозначного толкования некоторых нормативных правовых актов, несовершенства законодательной базы в области обеспечения пожарной безопасности, выносились судебные акты (в большей степени арбитражными судами), отменяющие решения должностных лиц государственного пожарного надзора, принятые по итогам проведенных проверок. Так, еще в 2013-2014 годах судами отменялось порядка 50 % всех решений органов государственного пожарного надзора.

Ситуация изменилась в 2015-2016 годах. Судами в 2015 году удовлетворено 42 % жалоб индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а в 2016 году – 22 % соответственно. Это связано с изменениями в действующем законодательстве, в частности в КоАП РФ были закреплены нормы, предусматривающие замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, а также снижение вдвое минимально предусмотренного санкцией статьи 20.4 КоАП РФ размера административного штрафа. За 6 месяцев 2017 судами из рассмотренных судами 11 жалоб, удовлетворено 2.

Проведенный анализ судебных актов показал, что в подавляющем большинстве случаев хозяйствующие субъекты обращаются в судебные органы с заявлениями об оспаривании предписаний органов ГПН, которыми, по их мнению, предлагаются к устранению нарушения требований норм и правил в области обеспечения пожарной безопасности, утративших свою силу или не распространяющих свою юрисдикцию на объекты, построенные по ранее действовавшим требованиям, а также норм, не являющихся обязательными для исполнения.

Можно выделить основные факторы, которые, по мнению индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, затрудняют (делают невозможным) исполнение предписанных органами ГПН требований:

Во-первых, не возможность выполнения предъявляемых требований в связи с фактическим технико-эксплуатационным состоянием объекта защиты, что напрямую связано с годом введения его в эксплуатацию (как правило, большинство объектов было построено в 60-80 годах прошлого века);

Во-вторых, несоответствие объектов защиты предъявляемым требованиям пожарной безопасности в силу размещения в них учреждений (организаций) изначально не предназначенных для этого в соответствии с существующими требованиями пожарной безопасности.

В качестве примера, отражающего правовую позицию судебных органов по данному вопросу, можно провести следующее судебное решение.

Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений обратилось в суд с административным иском к Главному управлению МЧС России по Республике Коми о признании незаконными предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование административного иска указано, что отделом надзорной деятельности г. Сыктывкара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению возникновения пожара в отношении объекта, находящегося в государственной собственности Республики Коми. Поскольку здание введено в эксплуатацию в 1992 году, в последующем строительно-монтажные работы проводились на основании разрешения в соответствии с проектной документацией, соответствующей требованиями пожарной безопасности, выданного в установленном порядке, до вступления в силу СП 4.13130.2013, собственник не обязан соблюдать требования данных строительных правил. Из предписания следует, что здание отнесено к 5 степени огнестойкости, однако, данное здание может быть отнесено к 3 или 4 степени огнестойкости. Оспариваемое предписание не отвечает требованиям п. 2, 8, 9 ст. 18 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку не содержит указания на конкретные действия, которые должен совершить административный истец в целях исполнения предписания.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, предписанием ОНД и ПР г. Сыктывкара УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Коми указано на необходимость устранения следующих нарушений требований пожарной безопасности, не соответствующих ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 4.13130.2013, СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских, и сельских поселений», - противопожарное расстояние между зданиями менее 10 метров, что не обеспечивает нераспространение пожара.

Административный корпус, ра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: