Улучшения состояния лесов




Запланированные в Лесном плане мероприятия по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде. Ведение лесного хозяйства должно соответствовать стратегическим целям управления лесами Российской Федерации, изложенным в программном документе «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации», утвержденном приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 05 февраля 1996 года № 21. Они соответствуют Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и международным обязательствам России по обеспечению устойчивого развития лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.

Список критериев устойчивого управления лесами Российской Федерации включает шесть направлений:

1. Поддержание и сохранение продуктивной способности лесов.

2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов.

3. Сохранение и поддержание защитных функций лесов.

4. Сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в глобальный углеродный цикл.

5. Поддержание социально-экономических функций лесов.

6. Развитие инструментов лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами.

Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 69-р, для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

- урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий;

- определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;


- обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании;

- повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

- совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;

- совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.

На областном уровне необходимо:

- реальная оценка ресурсов всех видов использования лесов, их стоимости и организация их рационального использования;

- проведение государственной инвентаризации лесов (лесоустройства), лесоучетных и лесоисследовательских работ, работы по проектированию лесных участков и повышение их точности;

- лесовосстановление вырубок (гарей) хозяйственно ценными породами;

- совершенствование охраны лесов от лесонарушений и пожаров, в том числе за счет строительства регионального пожарного центра;

- повышение эффективности работ при уходе за лесами;

- совершенствование арендных отношений;

- инвентаризация существующей постоянной лесосеменной базы и ее развитие, в том числе за счет создания базового семеноводческого хозяйства;

- соблюдение режима особо охраняемых природных территорий, защитных лесов и особо защитных участков леса;

- организовать экологический (комплексный) мониторинг, решающий задачи охраны, защиты лесов, контроля негативного воздействия на лесные земли;

- развивать лесное образование, науку, лесное опытное дело;

- способствование системе лесной сертификации;

- упорядочить административно-хозяйственное деление лесов на лесничества.

Лесная сертификация – один из важнейших экономических инструментов формирования устойчивого управления лесами в условиях рыночной экономики. Сертификация лесоуправления является орудием перехода к интенсивному ведению лесного хозяйства и лесопользования с развитием переработки древесины на месте, учитывает социальные и экологические требования.


Процесс добровольной лесной сертификации, как правило, поддерживается заинтересованными сторонами, включая администрацию и лесопромышленников, на региональном уровне.

Добровольная сертификация – это процедура, которая нужна самим лесопромышленникам и органам лесного хозяйства, позволяющая им оценить уровень собственной работы и сообщить об этом потребителям через товарный знак.

Существует несколько систем лесной сертификации. В Российской Федерации наибольшее распространение получила FSC – сертификация, на принципах Лесного попечительского совета и Панъевропейский стандарт (PEFC).

Лесным попечительским советом (ЛПС) было разработано 10 принципов устойчивого управления лесами и 56 критериев.

Предприятия, изъявившие желание сертифицироваться, принимают на себя обязательства следовать этим принципам. Оценка деятельности дается аудитором, который направляется компанией – аудитором по договору с предприятием. В странах, экспортирующих древесину, создаются рабочие группы по разработке национальных и региональных стандартов с участием неправительственных организаций.

В целях развития устойчивого управления лесами в Европе разработаны Панъевропейские оперативные руководящие критерии. Они переводят продекларированные международные обязательства на уровень планирования и практического управления лесами.

Независимо от Панъевропейского процесса, но в соответствии с ним, именно эти критерии приняты советом REFC в качестве базовых для национальных систем сертификации. Они же послужили основой для стандарта лесоуправления и лесопользования Российского национального совета по лесной сертификации.

В соответствии с Улучшенными общеевропейскими индикаторами устойчивого управления лесами, сохраняя критерии, предлагается использовать не только количественные характеристики лесного фонда, но и качественные, предназначенные для планирования лесоуправления и его оценки.

Включение в планирование международно-принятых критериев и индикаторов позволит унифицировать подходы к лесоуправлению и повысить его эффективность, а также:

- интегрировать их для России в целом, обеспечив подготовку отчетности по международным процессам;

- дифференцировать их на уровень единиц лесоуправления (лесничеств) и лесопользования (арендаторов), обеспечив реализацию планов.

 


Комплект документов направлен на обеспечение функционирования единой системы Планирование – Реализация и Контроль – Оценка в рамках современного законодательства:

- отчетность и контроль органов лесоуправления (государственная обязательная система в рамках Лесного кодекса) – с одной стороны;

- подтверждение соответствия декларируемого устойчивого лесоуправления и лесопользования (арендаторы) международно-признанным нормам путем лесной сертификации (негосударственная добровольная система в рамках закона «О техническом регулировании») – с другой.

В России утвержден стандарт ГCR-ST-2006 Стандарт системы лесоуправления и лесопользования (HYCKC). В соответствии с этим стандартом система лесоуправления и лесопользования должна соответствовать принципам устойчивости в экономической, экологической и социальной сферах и должна обеспечивать:

- соблюдение законодательства и международных обязательств РФ;

- рациональное и эффективное ведение лесного хозяйства и лесопользования;

- сохранение биоразнообразия жизнедеятельности лесных экосистем и функций леса;

- выявление, сохранение и поддержание лесов высокой природоохраняемой ценности;

- соблюдение прав работников, местного населения;

- планирование мероприятий и мониторинг ведения лесного хозяйства и лесопользования.

Московская область в настоящее время в эти процессы не включилась.

 

2.1.1. Увеличение покрытой лесной растительностью площади и повышение доли лесных насаждений ценных древесных пород

 

В основе разделения площади земель лесного фонда на категории земель лежит их современное состояние и хозяйственное использование. При этом удельный вес площади лесонасаждений в составе лесных земель и их породный состав характеризуют уровень использования и качество земель лесного фонда.

Покрытые лесной растительностью земли в Московской области составляют 91,4% от общей площади земель лесного фонда, в том числе лесные культуры – 19,4%, несомкнувшиеся лесные культуры – 1,7%, не покрытые лесной растительностью земли – 0,9%.


В целом эти показатели положительно характеризуют лесной фонд области.

В площадном выражении по данным государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2009 г. с учетом лесов бывшего Озернинского ГООХ, Серебряноборского лесничества вырубки занимают 9,1 тыс.га, пустыри и прогалины – 5,3 тыс.га, гари и погибшие насаждения – 2,7 тыс.га. Всего требуют лесовосстановления – 17,1 тыс.га не покрытых лесной растительностью земель, являющихся фондом восстановления. Помимо этого в фонд лесовосстановления по факту вырубки будут включены перестойные осиновые насаждения, общей площадью – 21,6 тыс.га намечаемые в сплошную рубку.

Сохранить и увеличить покрытые лесной растительностью земли предусматривается за счет своевременного и успешного проведения лесовосстановительных мероприятий на не покрытых лесной растительностью землях.

Лесовосстановление планируется осуществлять путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.

Одновременно с образованием хозяйственных секций выбираются древесные породы, которые должны выращиваться в хозяйстве. При решении этого вопроса необходимо исходить, прежде всего, из наличия древесных пород, составляющих насаждения в лесничествах. Различают преобладающие породы и главные (целевые). Преобладающую породу следует считать основным элементом леса, когда при двух породах ее доля по запасу в составе основного яруса в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях составляет не менее 50%.

Главной породой в хозяйстве признается та, которая наиболее желательна при данных экономических и лесорастительных условиях.

Если в ярусе смешаны две или три хозяйственно ценные породы (например, сосна, лиственница, ель) с одной или двумя менее ценными (например, березой, и осиной), то одна из хозяйственно ценных пород принимается за основной элемент леса, если их суммарный запас составляет не менее 50% от общего запаса яруса. В молодняках и средневозрастных насаждениях доля участия главной породы для отнесения ее к основному элементу леса соответственно понижается на 10%.

Руководящим принципом лесного хозяйства является стремление к лучшему и наиболее правильному использованию лесорастительных условий, с извлечением наибольшей пользы из произрастающих насаждений.

При выборе главных пород необходим всесторонний анализ хозяйственного значение второстепенных древесных пород и правильная оценка о доле их участия в составе насаждений.


В лесах Московской области, представленных на 100% защитными лесами, главные породы определяются в зависимости от назначения различных категорий защитных лесов. Так, главные породы назначаются из долговечных, с хорошими защитными и почвоукрепляющими свойствами. К таким породам относятся сосна, лиственница, береза, ольха черная, дуб высокоствольный (семенной). Выбор и сочетание пород производится с учетом почвенноклиматических (природно-географических) условий. В продуктивных лесах, лесорастительные условия наиболее полно используются смешанными насаждениями, в роли целевых пород на определенный срок могут выступать и лиственные породы. Формирование березняков со вторым ярусом из ели позволяет с единицы площади получить два урожая древесины. С первым приемом рубки – спелую березу, со вторым – спелую ель.

При выборе древесных пород исключительно важно учитывать их естественные ареалы, природную зональность лесов.

В сосняках с еловым подростом, при невозможности создания лесных культур сосны, целевыми породами выступают сосна и ель. После первого приема рубки формируется еловое насаждение из подроста с семенниками сосны, с наступлением возраста рубки ель вырубается под семенной год сосны, с тем расчетом, чтобы путем минерализации можно было обеспечить надежное обсеменение вырубки сосной.

В лесах с избыточным увлажнением, если лесорастительные условия соответствуют произрастанию березы, наряду с сосной и елью, она также объявляется целевой породой. Выбирая древесные породы, ни в коем случае нельзя игнорировать мягколиственные – березу и осину. На самом деле хорошие осинники I-II классов бонитета дают хороший прирост и большой запас ценной древесины.

Береза в оптимальных условиях продуцирует высокоценные сортименты – фанерный, лыжный, ружейный кряж и др. Березовые насаждения имеют большое значение в лесном хозяйстве как почвоукрепляющие и огнестойкие породы. Неоценима эстетическая и рекреационная значимость березняков.

Выращивание целевых насаждений осуществляется с учетом следующих к ним требований:

- состав и структура насаждений должны обеспечивать возможно более полное использование потенциального плодородия почв;

- состав насаждений должен быть представлен хозяйственно ценными древесными породами, которые при данных экономических и лесорастительных условиях являются наиболее желательными, перспективными, приближающимися к эталону высокопроизводительных насаждений и в наибольшей степени устойчивыми к неблагоприятным условиям среды, обеспеченной биологическим разнообразием, свойственным определенным лесорастительным условием или группе типов леса.

Целевой состав и структуру древостоев рекомендуется определять в сравнении с эталонными насаждениями различного хозяйственного назначения, с учетом возможности проведения лесохозяйственных мероприятий по их формированию.

Выращивание целевых насаждений ценных древесных пород может быть обеспечено только при соблюдении системы лесохозяйственных мероприятий. Одним из основных компонентов такой системы является уход за лесами.

Проведение рубок ухода (особенно в молодняках) является дополнительным резервом по формированию насаждений заданного породного состава, по увеличению в насаждениях доли ценных древесных пород.

Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (с учетом высокопродуктивных березняков) в настоящее время определена в 85,8%. Его отличие от установленного ранее для Московской области целевого прогнозного показателя (94,62%) имеет под собой запрет на проведение сплошных рубок.

В последующих разделах Лесного плана приведены объемы запланированных мероприятий по лесовосстановлению и уходу за лесами, обеспечивающие увеличение покрытых лесной растительностью земель и повышение доли лесных насаждений ценных древесных пород. Способы и нормативы проведения этих мероприятий определяются в лесохозяйственных регламентах лесничеств Московской области.

 

2.1.2. Сокращение площади лесов, погибших от лесных пожаров,

повреждения вредными организмами и от воздействия

иных негативных факторов

 

Приоритетными направлениями устойчивого управления лесами, рационального использования лесных ресурсов и улучшения экологической обстановки в Московском регионе являются:

- максимальное сбережение водоохранных, почво- и ветрозащитных, климатосберегающих, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций лесных насаждений;

- эффективное проведение лесовосстановительных (санитарно-оздоровительный) мероприятий, предусматривающих создание древостоев, наиболее устойчивых к рекреационным нагрузкам, с высокими санитарно-эстетическими, поглотительными и защитными свойствами.

 

Для оценки качества ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов Рослесхозом предложено девять целевых показателей. Одним из этих показателей является удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от всех причин усыхания. Рассчитывается этот удельный показатель как процентное отношение площади погибших насаждений (в гектарах) ко всей покрытой лесной растительностью площадью (в гектарах).

 

Таблица 2.1.2.1

 

Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью,

погибших от различных негативных последствий, %.

 

Год Общий В том числе по причинам
болезни и насекомые болезни насекомые пожары неблагоприятные условия погоды
             
  0,410 0,314 0,034 0,280 0,093 0,002
  0,210 0,167 0,035 0,132 0,038 0,005
  0,243 0,190 0,047 0,143 0,031 0,019
  0,221 0,175 0,067 0,108 0,033 0,013
  0,041 0,026 0,043 0,021 0,007 0,008

 

Удельный показатель отношения погибших насаждений к площади земель лесного фонда покрытых лесной растительностью составил 0,041. В среднем по России этот целевой показатель равен 0,038%, а Центральному Федеральному округу – 0,071%.

 

Рис.2 Динамика целевых показателей лесов Московской области за последние 5 лет.


По сравнению с 2006 годом (0,221%) целевой показатель уменьшился более чем в 5 раз, а с 2003 годом - в 10 раз (рис. 2). При планировании целевых показателей по удельной гибели лесных насаждений следует иметь ввиду цикличность процессов усыхания по независящим от человека причинам, а также теоретическую невозможность достижения нулевых показателей.

Показатель удельной гибели лесов от пожаров в 2007 году составил 0,007%, что почти в 13 раз меньше показателя 2003 года и в 4,7 раза меньше прошлого года, ежегодное улучшение в среднем составляет 18%.

 

Таблица 2.1.2.2

 

Планируемые целевые показатели

Целевые показатели Общий В том числе по причинам
болезни и насекомые болезни насекомые пожары неблагоприятные условия погоды
             
Средний за последние 5 лет 0,2250 0,1744 0,0452 0,1368 0,0404 0,0094
2009 года 0,2138 0,1657 0,0429 0,1300 0,0384 0,0089
2010 года 0,2025 0,1570 0,0407 0,1231 0,0364 0,0085
2011 года 0,1913 0,1482 0,0384 0,1163 0,0343 0,0080
2012 года 0,1800 0,1395 0,0362 0,1094 0,0323 0,0075
2014 года 0,1688 0,1308 0,0339 0,1026 0,0303 0,0071
2015 года 0,1575 0,1221 0,0316 0,0958 0,0283 0,0066
2016 года 0,1463 0,1134 0,0294 0,0889 0,0263 0,0061
2017 года 0,1350 0,1046 0,0271 0,0821 0,0242 0,0056
2018 года 0,1238 0,0959 0,0249 0,0752 0,0222 0,0052
2019 года 0,1125 0,0872 0,0226 0,0684 0,0202 0,0047

 

Улучшение целевых показателей можно добиться путём своевременного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, (кроме сплошных санитарных рубок), действий профилактического характера и пр. Нами планируется ежегодное улучшение целевых показателей на 5%.

 

2.1.3. Иные целевые показатели улучшения состояния лесов.

Целевые прогнозные показатели отображают наиболее оптимальные результаты ведения лесного хозяйства и использования, к достижению которых необходимо стремиться.


Показатели определяют основные направления и параметры улучшения земель лесного фонда, интенсификации лесопользования и ослабления вредных воздействий на леса.

Основные целевые прогнозные показатели для Московской области показаны в таблице 2.1.3.1.

 

Таблица 2.1.3.1

 

Целевые прогнозные показатели

 

Показатели индикаторов Ед. изм. Фактическое значение показателя Значение ЦПП
       
Объем рубок лесных насаждений с 1 га, покрытых лесной растительностью земель лесного фонда м³/га 1,69 3,56
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров % 0,89 0,00
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней % 1,21 0,00
Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда % 50,89 61,54
Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда % 85,77 94,62
Общий средний прирост на 1 га, покрытых лесной растительностью земель лесного фонда м³/га 3,36 4,45
Лесистость территории субъекта Российской Федерации % 41,4 42,2

2.2. Распределение лесов по зонам планируемого освоения,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: