Юность как психологический возраст
ЮНОСТЬ Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет). Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная — экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека, понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностной идентичностью. Возрастные задачи: — принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и т.д.); — усвоение мужской или женской роли (складывание индивидуальной структуры своего тендерного поведения, своего образа тендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; например, для девушки это может быть образ тургеневской девушки, своей в доску девчонки или роковой красавицы); — установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; — завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; — подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе — при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов); — подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей; — формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.); — построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения. Задачи развития включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей. 2. Социальная ситуация развития В юношеском возрасте жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив — аффективный центр жизни юноши. Социальная ситуация развития в ранней юности - порог самостоятельной жизни. В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития. Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития: в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуальном (время наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает). Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации. 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно - профессиональная деятельность. Избирательное отношение к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению - зрелость личности. Содержание психологической готовности к самоопределению : - сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; - развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека - члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы); - становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним. В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий: · фантастического выбора (до 11 лет) · пробного выбора (до 16—19 лет) - из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать · реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира. Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность на самое лучшее в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде ォразумной и неманипулятивной корректировки профессионального выбора. ©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
|