Московская область в настоящее время является крупнейшим регионом по развитию жилищного строительства в России. В 2009г. в России было введено 59764 тыс.кв. м жилых домов, в том числе в Московской области 8236 тыс.кв. м, что составляет 13,8% общероссийских объемов.
В России в 2009г. на душу населения было введено 0,42 кв. м жилья, тогда как в Московской области 1,23 кв.м. Этот показатель находится на уровне передовых стран Европы и Северной Америки. К 2020г., по оценке ввод жилых домов в Московской области достигнет 20–22 млн.м2.
Помимо этого, в Московской области весьма развито деревянное домостроение. Из общего объёма введённых в 2009г деревянных домов в России 7321 тыс.кв. м, в Московской области было введено 909 тыс.кв. м или 12,4 процента. В области весьма значительны объемы деревянного домостроения в садоводческих кооперативах. В 2009г. в Московской области было введено примерно 1,5 млн.кв. м постоянного деревянного жилья и жилья в садоводческих кооперативах и в перспективе объемы ввода деревянного жилья будут только расти.
За рубежом в производстве деревянных домов широко используется прогрессивный и высокотехнологичный материал, существенно сокращающий трудозатраты при производстве деревянных жилых домов. Это древесностружечные плиты с ориентированной стружкой – Oriented Strand Board (OSB).
Плиты OSB изготавливаются из стружки длиной 75-150 мм, шириной 10-25 мм и толщиной 0,5 мм. Плиты, как правило, трехслойные: наружные слои стружки ориентированы в направлении движения ковра, тогда как средний слой ориентирован поперек ковра. Такая структура плит OSB резко повышает их прочность на изгиб. Плиты OSB обладают высокой жесткостью, сходной с жесткостью массивной древесины, высокой формоустойчивостью и в отличие от ДСП общего назначения являются конструкционным материалом.
Для производства OSB используется тонкомерная древесина хвойных и лиственных пород.
Повышенные механические свойства плит OSB (по сравнению с ДСП общего назначения) достигаются за счет значительно более крупной стружки, чем той, что используется при производстве ДСП (по длине – 5-7 раз, по ширине – от 3-х до 8 раз и по толщине в 3-4 раза), а также за счет создания эффекта различной ориентации стружки во внешних и внутренних слоях плит. Предел прочности таких плит (плотность 650-720 кг/м3) при статическом изгибе составляет: 40-50 МПа в продольном направлении и 20-25 МПа в поперечном. Для сравнения: хвойная фанера общего назначения имеет предел прочности при статическом изгибе 40-50 МПа. Помимо достаточно высоких прочностных свойств этот материал обладает однородностью структуры, исключающей такие пороки, как расслоение, покоробленность, внутренние пустоты, трещины, выпадающие сучки.
Плиты OSB хорошо обрабатываются и существенно лучше, чем ДСП, держат крепления (гвозди, шурупы).
Плиты OSB в целом ряде областей заменяют массивную древесину и клееную фанеру, причем в структуре потребления конструкционных листовых материалов доля их неуклонно возрастает. Особенно широкое развитие этот процесс получил в Северной Америке, где ежегодно строится 1,5 – 2,0 млн. деревянных домов заводского изготовления, при производстве которых эти плиты широко используются. В связи с развитием производства плит OSB, производство фанеры клееной в Северной Америке за последние 30 лет (с 1978 по 2008 г.) сократилось с 20,1 до 12,6 млн. м3, или в 1,6 раза. Ниже приводится примерное распределение объемов потребления плит OSB в мире по сферам применения (табл.2.4.1.5).
Таблица 2.4.1.5
Распределение объемов потребления OSB по сегментам
1. | Кровля (обрешетка кровли под бетоночерепицу, металлочерепицу, шифер и пр.) | 27% |
2. | Полы и перекрытия (опоры для лаг, черновые и однослойные полы, элементы двутавровых балок, несущие лаги и т. д.) | 24% |
продолжение таблицы 2.4.1.5
3. | Стены (листовой материал обшивки, основа для внешних облицовочных покрытий и пр.) | 19% |
4. | Прочие строительные нужды (съемная опалубка, быстроразборные и ограждающие конструкции) | 17% |
5. | Нестроительное применение (упаковка, поддоны, торговое и выставочное оборудование, элементы мебели и др.) | 13% |
Наиболее интенсивно процесс производства плит ОSB развивается в США и Канаде, так как в общем вводе жилья в этих странах деревянные дома занимают 70 %.
Развитие заводского деревянного домостроения в России сдерживается по причине отсутствия собственного производства плит OSB, так как импортные плиты достаточно дороги (600 – 650 долл. США за 1 м3).
В материалоемкости деревянных домов заводского изготовления за рубежом доля плит OSB весьма значительна. Поэтому, для удешевления стоимости такого жилья в России, необходимо удовлетворение потребности в плитах OSB при производстве деревянных домов заводского изготовления плитами российского производства.
С 2005 по 2008 год импорт плит OSB в Россию вырос в 8,4 раза: с 35 тыс. м3 в 2005 г. до 295 тыс. м3 в 2008 г. В 2009г. в связи с финансовым кризисом он сократился до 197 тыс.м3.
По оценке ОАО «НИПИЭИлеспром» к 2020г. в Московской области потребуется 400–500 тыс.м3 плит OSB для строительства деревянных домов, реконструкции и ремонте жилья и для других нужд.
Строительство завода по производству плит OSB мощностью 500 тыс.м3 плит в год предусматривается на промышленной площадке ООО "Кроношпан" под г. Егорьевск.
В связи с весьма значительным ростом ввода жилых домов в Московском регионе к 2020г. существенно вырастут объемы производства мебели в области. По оценке за 10 лет они вырастут к 2020г. в 3 раза до 60 млн. руб. В 2009г. удельный вес мебели, вырабатываемой в Московском регионе (Московская область и г. Москва) достигал в общероссийских объемах 26,2%. В 2009г. он снизился до 23,7%. В перспективе, к 2020г. удельный вес Московского региона в общероссийских объемах производства мебели сократится до 20 процентов.
В ближайшее время после остановки морально и физически изношенного производства ДСП на ПК "Корпорация "Электрогорскмебель" будет введен в действие завод ДСП мощностью 250 тыс.м3 плит в год на оборудовании фирмы "Диффенбахер" (Германия).
Потребление древесностружечных плит общего назначения в Московском регионе к 2020г. достигнет, ориентировочно 1,5 млн.м3, что будет, в основном, обеспечено действующими мощностями заводов ДСП Московской области (табл.2.4.1.6).
Таблица 2.4.1.6
Производство древесностружечных плит в Московской области в 2005, 2010 и 2018 гг.
№ п/п | Наименование | Объемы производства, тыс. м3 | 2010 2005 % | Объемы производства, 2010, тыс. м3 | 2015 2010 % | Объемы произ-водства, 2018, тыс.м3 | 2018 2015 % | 2018 2005 % | |||
факт | оценка | ||||||||||
I Древесностружечные плиты общего назначения | |||||||||||
Московская область – всего в том числе | 622,2 | 157,5 | 139,8 | 109,5 | 241,1 | ||||||
1. | ОАО МЭЗ ДСП и Д | 226,0 | – | – | – | – | – | – | – | ||
2. | ЗАО ПТК "Прогресс" | 124,2 | 112,7 | 100,0 | 100,0 | 112,7 | |||||
3. | ПК "Корпорация "Электрогорск мебель" | 124,1 | 8,1 | в 15 раз | 166,7 | 201,5 | |||||
4. | ПТК "Плитпром" | – | – | 183,3 | 127,3 | – | |||||
5. | ОАО "Мебельная компания "Шатура" | 146,4 | 102,5 | 113,3 | 100,0 | 116,1 | |||||
6. | ОАО "Кроношпан" | – | – | 129,0 | 100,0 | – | |||||
7. | ООО ТД "Плитпром" | 1,4 | – | – | – | – | – | – | – | ||
Малые предприятия | 0,1 | – | – | – | – | – | – | – | |||
II Древесностружечные плиты с ориентированной стружкой (OSB) | |||||||||||
1. | ООО "Кроношпан" | – | – | – | – | 250,0 | – | ||||
Древесноволокнистые плиты
Большие объемы ввода жилых домов в Московской области, достигнутые в настоящее время (объемы ввода жилых домов на одного жителя области в 2009 г составляли 1,23 м2), а также то, что область является крупнейшим регионом, где вырабатывается 24% всей общероссийской мебели, делают Московскую область передовой в потреблении древесноволокнистых плит в России. Наиболее значимую долю в потреблении древесноволокнистых плит в области занимают ДВП средней плотности (МДФ).
За последние 5 лет производство таких плит было развернуто в Московской области на ООО "Кроношпан". В составе этого предприятия функционирует 2 линии по производству плит средней плотности (МДФ) общей мощностью 310 тыс. м3 плит в год. Эти линии обеспечивают выпуск плит МДФ как для строительства (паркет-ламинат, облицованные погонажные изделия, стеновые панели и т.п.), так и для мебели (фасадные элементы корпусной и кухонной мебели, столешницы, детали заднего полика и т.п.). Однако мощностей ООО "Кроношпан" недостаточно для обеспечения потребности Московского региона в плитах МДФ. К тому же по оценке, в 2010 г уровень использования производственных мощностей по производству плит МДФ на этом предприятии достигнет 95%. Однако, группа "Кроно" не планирует в перспективе увеличивать мощности данного предприятия по производству плит МДФ (табл.2.4.1.7).
Таблица 2.4.1.7
Производство древесноволокнистых плит
в Московской области в 2010, 2015 и 2018 гг.
Наименование | Объемы производства, тыс. м3 | в % к | Объемы производ-ства 2015 тыс. м3 | в % к | Объемы производ-ства 2018 тыс. м3 | в % к | в % к | |
факт | оценка | |||||||
Московская область – всего | 17,6 | 294,4 | в 16,7 раз | 310,0 | 105,3 | 310,0 | 100,0 | в 17,6 раз |
в том числе: | ||||||||
ООО "Кроношпан" | 13,4 | 294,4 | в 16,7 раз | 310,0 | 105,3 | 310,0 | 100,0 | в 23,1 раз |
Малые предприятия | 4,2 | - | - | - | - | - | - | - |
Строительство современных крупных заводов по производству древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ) в Московской области на новых площадках весьма проблематично по причинам, вызванным экологическими проблемами, связанными с выбросами предприятиями вредных веществ в окружающую среду. Это одна из причин, по которой ЗАО ПТК "Прогресс", располагающее в г. Сергиев Посад заводом ДСП. мощностью 140 тыс. м3 плит в год, намечает строительство завода по производству плит МДФ в Смоленской области. К 2018 г спрос Московской области в плитах МДФ не сможет быть обеспечено производством этой продукции на предприятиях области. Недостающие объемы спроса плит средней плотности (МДФ) могут быть закрыты поставками из Костромской, Смоленской и Новгородской областей, где располагаются как действующие (Костромская область), так и намечаемые к строительству крупные заводы по производству плит МДФ (Смоленская и Новгородская области).
Перспективы производства бумаги и картона
и изделий из бумаги и картона.
Учитывая сырьевые возможности Московской области, в сортиментной структуре которых наличие балансовой древесины не является достаточным для организации рентабельно работающего производства волокнистых полуфабрикатов, в перспективных планах отсутствуют проекты строительства полуфабрикатных производств (целлюлоза, химико-термическая механическая масса и др.)
В производстве бумаги намечается восстановление объёмов производства на действующих мощностях без существенного улучшения структуры ассортимента. На ЗАО «Восход» будет продолжен выпуск малотоннажных видов для печати (форзацная, документная и др.), а также бумаги - основы для тетрадей, для альбомов. На ОАО «Караваево» продолжится выпуск традиционных для них видов бумаги: оберточная, пачечная, коробочная и др. на действующих мощностях. Рынок сбыта данной продукции этих двух предприятий Московская область и ближайшие регионы Российской Федерации, где имеется спрос на эту продукцию.
Производство картона на предприятиях Московской области в перспективный период будет определяться увеличением внутреннего областного спроса и развитием переработки его в гофротару. Предусматривается увеличение мощностей по производству гофротары на ЗАО «Гофрон» с 65 до 100 млн. м2 в год и бугорчатых прокладок с 50 до 70 млн. шт. в год за счёт модернизации оборудования. ОАО «Караваево» планирует увеличить выпуск гофрокартона до 9,0 млн. м2, в том числе товарного 5,4 и картонных ящиков - 3,6 млн. м2 также за счёт модернизации оборудования.
Получат определённое развитие и вновь введённые предприятия по переработке бумаги и картона.
Оценка перспектив развития целлюлозно-бумажной отрасли лесопромышленного комплекса Московской области представлена в таблице 2.4.1.8.
Таблица 2.4.1.8
Перспективы развития производства бумаги и картона
и изделий из них в Московской области на период до 2018 года
Показатели | Ед. изм. | 2009 г. факт | 2010 г. оценка | Прогноз | 2018 к 2009,% | |
2015г. | 2018г. | |||||
Бумага, всего | тонн | 6,9 р. | ||||
в том числе: | ||||||
ЗАО «Восход» | тонн | 13,6 р. | ||||
ОАО «Караваево» | тонн | 6,2 р. | ||||
Картон (включая бумагу для гофрирования) | тонн | 196,8 | ||||
в том числе: | ||||||
ОАО «Караваево» | тонн | 178,0 | ||||
ЗАО «Восход» | тонн | 105,3 | ||||
ООО «СКПК» | тонн | - | ||||
ОАО «Геопак» | тонн | 151,0 | ||||
Изделия из бумаги и картона | ||||||
Бумага текстурная ФЛ ООО «Шаттдекор» | тыс. м2 | |||||
Ящики из картона, всего | тыс. м2 | 118,2 | ||||
ФЛ «Архбум» | тыс. м2 | 129,2 | ||||
ЗАО «Гофрон» | тыс. м2 | 106.4 | ||||
Фл «Стора Энсо Пакаджинг ББ» | тыс. м2 | 125,8 | ||||
ФЛ «Гофра-Дмитров» | тыс. м2 | 121,8 | ||||
ОАО «Караваево» | тыс. м2 | 159,3 | ||||
Прочие | тыс. м2 | 1129,8 | 230,1 | |||
Тара потребительская, всего | тонн | 79766,7 | 100,5 | |||
в том числе | ||||||
Лобненский ФЛ ЗАО «Тетра Пак» | тонн | 100,4 | ||||
Прочие | тонн | 71,7 | 103,9 |
Приведенные данные в табл. 2.4.1.8 показывают, что в перспективный период до 2018 года ожидается частичное восстановление объёмов производства бумаги и картона в пределах существующих производственных мощностей и ожидаемого спроса на эту продукцию. Определённый рост получит переработка бумаги и картона в изделия, что позволит увеличить поставки этой продукции на рынок Москвы и Московской области, существенно сократив её ввоз по импорту и из других регионов Российской Федерации.
2.4.2. Государственный лесной контроль и надзор. Повышение точности учета
ресурсов древесины. Контроль за соблюдением лесного законодательства
и ответственность за нарушение лесного законодательства
Государственный лесной контроль и надзор
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения участниками лесных отношений лесного законодательства.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. № 520-р осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на территории Московской области не передается органам государственной власти Московской области (субъекту). Согласно Указу Президента РФ от 27.08.2010 г. № 1074 функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), переданы Федеральному агентству лесного хозяйства.
Обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства выполняется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора».
Государственные инспекторы при осуществлении государственного контроля и надзора имеют право;
1) пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства;
2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
3) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям (далее – граждане), а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;
4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
6) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;
7) предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
8) осуществлять иные предусмотренные федеральным законом права.
Проведение государственного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утвержденными Федеральным агентством лесного хозяйства, её территориальными органами, в соответствии с компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан.
Повышение точности учета ресурсов древесины
Для повышения точности учета ресурсов древесины предусматривается проведение регулярных лесоучетных работ, включающих лесоустройство, государственную инвентаризацию лесов, иных исследовательских работ на землях лесного фонда и иных категорий с использованием методов, обеспечивающих необходимую точность (не ниже 10%) определения запаса древостоев лесных насаждений.
В соответствии с Лесным кодексом учет лесных ресурсов на землях лесного фонда осуществляется лесоустройством, которое в себя включает:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков леса;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков и лесных участков;
5) таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных лесных ресурсов);
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Непосредственно оценка лесных ресурсов проводится при таксации леса и в ходе проектирования лесных участков. Таксация леса выполняется с целью получения количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, а также для проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Точность лесотаксационных работ зависит от разряда лесоустройства, который в свою очередь зависит от целевого назначения лесов, интенсивности лесопользования, повышение точности учета ресурсов древесины обеспечивают также работы по государственной инвентаризации лесов и иные исследовательские работы.
Лес относится к воспроизводимым лесным ресурсам, поэтому характеристики насаждений со временем претерпевают изменения, связанные с естественным ростом.
Своевременный учет этих изменений позволяет поддерживать необходимую точность данных о лесных ресурсах, что приобретает особую важность при организации лесопользования и контроля за нелегальным оборотом древесины.
Информационное обеспечение устойчивого управления лесами
Московской области
В рамках разработанной Рослесхозом (ФГУП «Рослесинфорг») целевой программы «Информационное обеспечение устойчивого управления лесами Московской области» планируется проведение лесоустройства на территории Московской области.
Проведение лесоустройства в области базируется на двух основных принципах:
1. Работы выполняются в три этапа.
2. Устанавливается очередность выполнения работ по лесничествам.
Этапы лесоустроительных работ включают в себя:
первый этап – подготовительные работы, состоящие из двух блоков:
приобретение материалов цифровой аэрофотосъемки, лесотаксационное дешифрирование ортофотопланов в М 1:10 000;
работы по землеустройству и землепользованию в границах лесничеств с последующей постановкой лесных участков на государственный кадастровый учет;
второй этап – полевые работы, включающие в себя таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов) и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
третий этап – камеральные работы, включающие в себя обработку материалов полевых исследований (второго этапа работ) с получением:
- таксационных описаний;
- лесных карт;
- автоматизированных рабочих мест для лесничеств и участковых лесничеств с использованием ГИС - средств.
В 2011 году планируется полностью завершить работы по землеустройству и землепользованию лесничеств области. В связи с этим, кадастровые работы планируется выполнить в Бородинском, Волоколамском, Ногинском, Подольском, Московском учебно-опытном, Звенигородском, Истринском, Клинском, Наро-Фоминском, Талдомском, Сергиево-Посадском, Орехово-Зуевском, Луховицком, Ступинском, Шатурском и «Русский лес» лесничествах. Протяженность границ по этим лесничествам составит 62381 км.
В 2012 году полевые работы будут проводиться в Бородинском, Волоколамском, Дмитровском, Ногинском, Подольском, Учебно-опытном лесничествах на площади 679 тыс. га, в 2013 году – в Виноградовском, Звенигородском, Истринском, Клинском, Наро-Фоминском, Талдомском, Сергиево-Посадском лесничествах на площади 742 тыс. га, в 2014 году – в Егорьевском, Орехово-Зуевском, Луховицком, Ступинском, Шатурском и «Русский лес» лесничествах на площади 594,6 тыс. га.
Стоимость работ по лесоустройству в рамках целевой программы «Информационное обеспечение устойчивого управления лесами Московской области» составит около 1424 млн.рублей.
Проведение лесоустройства в рамках целевой программы «Информационное обеспечение устойчивого управления лесами Московской области» позволит:
- обеспечить органы управления лесным хозяйством достоверной информацией о современном состоянии лесов Московской области;
- произвести уточнение количественных и качественных характеристик лесных насаждений, а также их пространственное размещение;
- подготовить кадастровые паспорта и ортофотопланы на лесные участки;
- подготовить картографическую основу на земли лесного фонда, отражающую особенности лесных биогеоценозов;
- запроектировать мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов;
- создать в каждом участковом лесничестве автоматизированные рабочие места, предусматривающие использование современных лесных геоинформационных систем, провести обучение специалистов лесничеств, для работы с лесными геоинформационными системами;
- автоматизировать процессы внесения изменений в данные государственного лесного реестра и получения соответствующих отчетных документов;
- внести необходимые коррективы в документы лесного планирования Московской области.
Контроль за соблюдением лесного законодательства
и ответственность за нарушение лесного законодательства
Как показал анализ нарушений лесного законодательства за период 2003-2009 годы, основным нарушением в Московской области (63,0%) является незаконная рубка леса и нелегальный оборот древесины.
Основными причинами вызывающими рост объемов незаконных рубок являются следующие:
- устойчивый спрос на древесину на внешнем рынке;
- разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие высокая доходность незаконных лесозаготовок;
- снижение рабочих мест в лесной отрасли;
- низкий уровень заработной платы;
- недостаточная эффективность действующего законодательства в области привлечения лиц, совершивших незаконную рубку, к различным видам ответственности;
- отсутствие действующих механизмов контроля за лесозаготовками;
- отсутствие взаимоувязанного учета лесного фонда и отпускаемой древесины;
- недостаточная эффективность взаимодействия органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере контроля за заготовкой и оборотом древесины.
В целях учета заготовленной древесины при всех видах рубок, а также контроля нелегальных рубок и нелегального оборота древесины, предусматривается в рамках единой системы государственного учета заготовленной древесины, осуществляемой в пределах Российской Федерации, создание и реализация в 2009-2011 г.г. системы учета заготовки древесины на территории Московской области.
Такая система будет основываться на следующих положениях:
- маркировка всей заготовленной древесины от всех видов и форм рубок;
- регулярный (ежедневный) учет заготовленной древесины с помощью электронных средств и формирование единой областной базы данных по заготовке древесины;
- внедрение единого для Российской Федерации документа на право транспортировки заготовленной древесины;
- запрещение вывоза за пределы лесных территорий немаркированной древесины и древесины, не прошедшей учет;
- ежегодный отчет юридических и физических лиц, использующих древесину в целях переработки, с представлением баланса потребления и переработки древесины;
- контроль налогообеспечения лесозаготовительных предприятий.
Для обеспечения контроля за соблюдением лесного законодательства на территории Московской области планируется наделить статусом государственных инспекторов лесничих лесничеств и участковых лесничеств. Предполагается, в соответствии с совершенствуемым лесным законодательством, расширение их полномочий, укрепление кадрового состава и материально – технической базы, обеспечение безопасности труда лесных инспекторов, а также, при необходимости создание лесной милиции.
В соответствии с Лесным кодексом, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность. Привлеченное к уголовной или административной ответственности лицо за нарушение лесного законодательства также должно нести имущественную ответственность за причинение вреда лесам.