Древесностружечные плиты




Московская область в настоящее время является крупнейшим регионом по развитию жилищного строительства в России. В 2009г. в России было введено 59764 тыс.кв. м жилых домов, в том числе в Московской области 8236 тыс.кв. м, что составляет 13,8% общероссийских объемов.

В России в 2009г. на душу населения было введено 0,42 кв. м жилья, тогда как в Московской области 1,23 кв.м. Этот показатель находится на уровне передовых стран Европы и Северной Америки. К 2020г., по оценке ввод жилых домов в Московской области достигнет 20–22 млн.м2.

Помимо этого, в Московской области весьма развито деревянное домостроение. Из общего объёма введённых в 2009г деревянных домов в России 7321 тыс.кв. м, в Московской области было введено 909 тыс.кв. м или 12,4 процента. В области весьма значительны объемы деревянного домостроения в садоводческих кооперативах. В 2009г. в Московской области было введено примерно 1,5 млн.кв. м постоянного деревянного жилья и жилья в садоводческих кооперативах и в перспективе объемы ввода деревянного жилья будут только расти.

За рубежом в производстве деревянных домов широко используется прогрессивный и высокотехнологичный материал, существенно сокращающий трудозатраты при производстве деревянных жилых домов. Это древесностружечные плиты с ориентированной стружкой – Oriented Strand Board (OSB).

Плиты OSB изготавливаются из стружки длиной 75-150 мм, шириной 10-25 мм и толщиной 0,5 мм. Плиты, как правило, трехслойные: наружные слои стружки ориентированы в направлении движения ковра, тогда как средний слой ориентирован поперек ковра. Такая структура плит OSB резко повышает их прочность на изгиб. Плиты OSB обладают высокой жесткостью, сходной с жесткостью массивной древесины, высокой формоустойчивостью и в отличие от ДСП общего назначения являются конструкционным материалом.

Для производства OSB используется тонкомерная древесина хвойных и лиственных пород.

Повышенные механические свойства плит OSB (по сравнению с ДСП общего назначения) достигаются за счет значительно более крупной стружки, чем той, что используется при производстве ДСП (по длине – 5-7 раз, по ширине – от 3-х до 8 раз и по толщине в 3-4 раза), а также за счет создания эффекта различной ориентации стружки во внешних и внутренних слоях плит. Предел прочности таких плит (плотность 650-720 кг/м3) при статическом изгибе составляет: 40-50 МПа в продольном направлении и 20-25 МПа в поперечном. Для сравнения: хвойная фанера общего назначения имеет предел прочности при статическом изгибе 40-50 МПа. Помимо достаточно высоких прочностных свойств этот материал обладает однородностью структуры, исключающей такие пороки, как расслоение, покоробленность, внутренние пустоты, трещины, выпадающие сучки.

Плиты OSB хорошо обрабатываются и существенно лучше, чем ДСП, держат крепления (гвозди, шурупы).

Плиты OSB в целом ряде областей заменяют массивную древесину и клееную фанеру, причем в структуре потребления конструкционных листовых материалов доля их неуклонно возрастает. Особенно широкое развитие этот процесс получил в Северной Америке, где ежегодно строится 1,5 – 2,0 млн. деревянных домов заводского изготовления, при производстве которых эти плиты широко используются. В связи с развитием производства плит OSB, производство фанеры клееной в Северной Америке за последние 30 лет (с 1978 по 2008 г.) сократилось с 20,1 до 12,6 млн. м3, или в 1,6 раза. Ниже приводится примерное распределение объемов потребления плит OSB в мире по сферам применения (табл.2.4.1.5).

 

Таблица 2.4.1.5

Распределение объемов потребления OSB по сегментам

  1.     Кровля (обрешетка кровли под бетоночерепицу, металлочерепицу, шифер и пр.) 27%  
  2.   Полы и перекрытия (опоры для лаг, черновые и однослойные полы, элементы двутавровых балок, несущие лаги и т. д.) 24%  

продолжение таблицы 2.4.1.5

  3.   Стены (листовой материал обшивки, основа для внешних облицовочных покрытий и пр.) 19%  
  4.     Прочие строительные нужды (съемная опалубка, быстроразборные и ограждающие конструкции) 17%    
5.   Нестроительное применение (упаковка, поддоны, торговое и выставочное оборудование, элементы мебели и др.)     13%

 

Наиболее интенсивно процесс производства плит ОSB развивается в США и Канаде, так как в общем вводе жилья в этих странах деревянные дома занимают 70 %.

Развитие заводского деревянного домостроения в России сдерживается по причине отсутствия собственного производства плит OSB, так как импортные плиты достаточно дороги (600 – 650 долл. США за 1 м3).

В материалоемкости деревянных домов заводского изготовления за рубежом доля плит OSB весьма значительна. Поэтому, для удешевления стоимости такого жилья в России, необходимо удовлетворение потребности в плитах OSB при производстве деревянных домов заводского изготовления плитами российского производства.

С 2005 по 2008 год импорт плит OSB в Россию вырос в 8,4 раза: с 35 тыс. м3 в 2005 г. до 295 тыс. м3 в 2008 г. В 2009г. в связи с финансовым кризисом он сократился до 197 тыс.м3.

По оценке ОАО «НИПИЭИлеспром» к 2020г. в Московской области потребуется 400–500 тыс.м3 плит OSB для строительства деревянных домов, реконструкции и ремонте жилья и для других нужд.

Строительство завода по производству плит OSB мощностью 500 тыс.м3 плит в год предусматривается на промышленной площадке ООО "Кроношпан" под г. Егорьевск.

В связи с весьма значительным ростом ввода жилых домов в Московском регионе к 2020г. существенно вырастут объемы производства мебели в области. По оценке за 10 лет они вырастут к 2020г. в 3 раза до 60 млн. руб. В 2009г. удельный вес мебели, вырабатываемой в Московском регионе (Московская область и г. Москва) достигал в общероссийских объемах 26,2%. В 2009г. он снизился до 23,7%. В перспективе, к 2020г. удельный вес Московского региона в общероссийских объемах производства мебели сократится до 20 процентов.

В ближайшее время после остановки морально и физически изношенного производства ДСП на ПК "Корпорация "Электрогорскмебель" будет введен в действие завод ДСП мощностью 250 тыс.м3 плит в год на оборудовании фирмы "Диффенбахер" (Германия).

Потребление древесностружечных плит общего назначения в Московском регионе к 2020г. достигнет, ориентировочно 1,5 млн.м3, что будет, в основном, обеспечено действующими мощностями заводов ДСП Московской области (табл.2.4.1.6).

 

Таблица 2.4.1.6

 

Производство древесностружечных плит в Московской области в 2005, 2010 и 2018 гг.

 

№ п/п Наименование Объемы производства, тыс. м3 2010 2005 % Объемы производства, 2010, тыс. м3 2015 2010 % Объемы произ-водства, 2018, тыс.м3 2018 2015 % 2018 2005 %
факт оценка
                   
I Древесностружечные плиты общего назначения
    Московская область – всего в том числе 622,2   157,5   139,8   109,5 241,1
1. ОАО МЭЗ ДСП и Д 226,0
2. ЗАО ПТК "Прогресс" 124,2   112,7   100,0   100,0 112,7
3. ПК "Корпорация "Электрогорск мебель" 124,1   8,1   в 15 раз   166,7 201,5
4. ПТК "Плитпром"     183,3   127,3
5. ОАО "Мебельная компания "Шатура" 146,4   102,5   113,3   100,0 116,1
6. ОАО "Кроношпан"     129,0   100,0
7. ООО ТД "Плитпром" 1,4
  Малые предприятия 0,1
II Древесностружечные плиты с ориентированной стружкой (OSB)
1. ООО "Кроношпан"     250,0
                       

Древесноволокнистые плиты

Большие объемы ввода жилых домов в Московской области, достигнутые в настоящее время (объемы ввода жилых домов на одного жителя области в 2009 г составляли 1,23 м2), а также то, что область является крупнейшим регионом, где вырабатывается 24% всей общероссийской мебели, делают Московскую область передовой в потреблении древесноволокнистых плит в России. Наиболее значимую долю в потреблении древесноволокнистых плит в области занимают ДВП средней плотности (МДФ).

За последние 5 лет производство таких плит было развернуто в Московской области на ООО "Кроношпан". В составе этого предприятия функционирует 2 линии по производству плит средней плотности (МДФ) общей мощностью 310 тыс. м3 плит в год. Эти линии обеспечивают выпуск плит МДФ как для строительства (паркет-ламинат, облицованные погонажные изделия, стеновые панели и т.п.), так и для мебели (фасадные элементы корпусной и кухонной мебели, столешницы, детали заднего полика и т.п.). Однако мощностей ООО "Кроношпан" недостаточно для обеспечения потребности Московского региона в плитах МДФ. К тому же по оценке, в 2010 г уровень использования производственных мощностей по производству плит МДФ на этом предприятии достигнет 95%. Однако, группа "Кроно" не планирует в перспективе увеличивать мощности данного предприятия по производству плит МДФ (табл.2.4.1.7).

Таблица 2.4.1.7

Производство древесноволокнистых плит

в Московской области в 2010, 2015 и 2018 гг.

Наименование Объемы производства, тыс. м3 в % к Объемы производ-ства 2015 тыс. м3 в % к Объемы производ-ства 2018 тыс. м3 в % к в % к
факт оценка
                 
Московская область – всего 17,6 294,4 в 16,7 раз 310,0 105,3 310,0 100,0 в 17,6 раз
в том числе:                
ООО "Кроношпан" 13,4 294,4 в 16,7 раз 310,0 105,3 310,0 100,0 в 23,1 раз
Малые предприятия 4,2 - - - - - - -

 

Строительство современных крупных заводов по производству древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ) в Московской области на новых площадках весьма проблематично по причинам, вызванным экологическими проблемами, связанными с выбросами предприятиями вредных веществ в окружающую среду. Это одна из причин, по которой ЗАО ПТК "Прогресс", располагающее в г. Сергиев Посад заводом ДСП. мощностью 140 тыс. м3 плит в год, намечает строительство завода по производству плит МДФ в Смоленской области. К 2018 г спрос Московской области в плитах МДФ не сможет быть обеспечено производством этой продукции на предприятиях области. Недостающие объемы спроса плит средней плотности (МДФ) могут быть закрыты поставками из Костромской, Смоленской и Новгородской областей, где располагаются как действующие (Костромская область), так и намечаемые к строительству крупные заводы по производству плит МДФ (Смоленская и Новгородская области).

 

 

Перспективы производства бумаги и картона

и изделий из бумаги и картона.

Учитывая сырьевые возможности Московской области, в сортиментной структуре которых наличие балансовой древесины не является достаточным для организации рентабельно работающего производства волокнистых полуфабрикатов, в перспективных планах отсутствуют проекты строительства полуфабрикатных производств (целлюлоза, химико-термическая механическая масса и др.)

В производстве бумаги намечается восстановление объёмов производства на действующих мощностях без существенного улучшения структуры ассортимента. На ЗАО «Восход» будет продолжен выпуск малотоннажных видов для печати (форзацная, документная и др.), а также бумаги - основы для тетрадей, для альбомов. На ОАО «Караваево» продолжится выпуск традиционных для них видов бумаги: оберточная, пачечная, коробочная и др. на действующих мощностях. Рынок сбыта данной продукции этих двух предприятий Московская область и ближайшие регионы Российской Федерации, где имеется спрос на эту продукцию.

Производство картона на предприятиях Московской области в перспективный период будет определяться увеличением внутреннего областного спроса и развитием переработки его в гофротару. Предусматривается увеличение мощностей по производству гофротары на ЗАО «Гофрон» с 65 до 100 млн. м2 в год и бугорчатых прокладок с 50 до 70 млн. шт. в год за счёт модернизации оборудования. ОАО «Караваево» планирует увеличить выпуск гофрокартона до 9,0 млн. м2, в том числе товарного 5,4 и картонных ящиков - 3,6 млн. м2 также за счёт модернизации оборудования.

Получат определённое развитие и вновь введённые предприятия по переработке бумаги и картона.

Оценка перспектив развития целлюлозно-бумажной отрасли лесопромышленного комплекса Московской области представлена в таблице 2.4.1.8.

 

Таблица 2.4.1.8

 

Перспективы развития производства бумаги и картона

и изделий из них в Московской области на период до 2018 года

Показатели Ед. изм. 2009 г. факт 2010 г. оценка Прогноз 2018 к 2009,%
2015г. 2018г.
             
Бумага, всего тонн         6,9 р.
в том числе:            
ЗАО «Восход» тонн         13,6 р.
ОАО «Караваево» тонн         6,2 р.
Картон (включая бумагу для гофрирования) тонн         196,8
в том числе:            
ОАО «Караваево» тонн         178,0
ЗАО «Восход» тонн         105,3
ООО «СКПК» тонн         -
ОАО «Геопак» тонн         151,0
Изделия из бумаги и картона            
Бумага текстурная ФЛ ООО «Шаттдекор» тыс. м2          
Ящики из картона, всего тыс. м2         118,2
ФЛ «Архбум» тыс. м2         129,2
ЗАО «Гофрон» тыс. м2         106.4
Фл «Стора Энсо Пакаджинг ББ» тыс. м2         125,8
ФЛ «Гофра-Дмитров» тыс. м2         121,8
ОАО «Караваево» тыс. м2         159,3
Прочие тыс. м2 1129,8       230,1
Тара потребительская, всего тонн 79766,7       100,5
в том числе            
Лобненский ФЛ ЗАО «Тетра Пак» тонн         100,4
Прочие тонн 71,7       103,9

Приведенные данные в табл. 2.4.1.8 показывают, что в перспективный период до 2018 года ожидается частичное восстановление объёмов производства бумаги и картона в пределах существующих производственных мощностей и ожидаемого спроса на эту продукцию. Определённый рост получит переработка бумаги и картона в изделия, что позволит увеличить поставки этой продукции на рынок Москвы и Московской области, существенно сократив её ввоз по импорту и из других регионов Российской Федерации.

2.4.2. Государственный лесной контроль и надзор. Повышение точности учета

ресурсов древесины. Контроль за соблюдением лесного законодательства

и ответственность за нарушение лесного законодательства

Государственный лесной контроль и надзор

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения участниками лесных отношений лесного законодательства.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. № 520-р осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на территории Московской области не передается органам государственной власти Московской области (субъекту). Согласно Указу Президента РФ от 27.08.2010 г. № 1074 функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), переданы Федеральному агентству лесного хозяйства.

Обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства выполняется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора».

Государственные инспекторы при осуществлении государственного контроля и надзора имеют право;

1) пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства;

2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

3) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям (далее – граждане), а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;

4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

6) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;

7) предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;

8) осуществлять иные предусмотренные федеральным законом права.

Проведение государственного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утвержденными Федеральным агентством лесного хозяйства, её территориальными органами, в соответствии с компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан.

 

Повышение точности учета ресурсов древесины

Для повышения точности учета ресурсов древесины предусматривается проведение регулярных лесоучетных работ, включающих лесоустройство, государственную инвентаризацию лесов, иных исследовательских работ на землях лесного фонда и иных категорий с использованием методов, обеспечивающих необходимую точность (не ниже 10%) определения запаса древостоев лесных насаждений.

В соответствии с Лесным кодексом учет лесных ресурсов на землях лесного фонда осуществляется лесоустройством, которое в себя включает:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков леса;

3) проектирование лесных участков;

4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков и лесных участков;

5) таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных лесных ресурсов);

6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Непосредственно оценка лесных ресурсов проводится при таксации леса и в ходе проектирования лесных участков. Таксация леса выполняется с целью получения количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, а также для проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Точность лесотаксационных работ зависит от разряда лесоустройства, который в свою очередь зависит от целевого назначения лесов, интенсивности лесопользования, повышение точности учета ресурсов древесины обеспечивают также работы по государственной инвентаризации лесов и иные исследовательские работы.

Лес относится к воспроизводимым лесным ресурсам, поэтому характеристики насаждений со временем претерпевают изменения, связанные с естественным ростом.

Своевременный учет этих изменений позволяет поддерживать необходимую точность данных о лесных ресурсах, что приобретает особую важность при организации лесопользования и контроля за нелегальным оборотом древесины.

Информационное обеспечение устойчивого управления лесами

Московской области

В рамках разработанной Рослесхозом (ФГУП «Рослесинфорг») целевой программы «Информационное обеспечение устойчивого управления лесами Московской области» планируется проведение лесоустройства на территории Московской области.

Проведение лесоустройства в области базируется на двух основных принципах:

1. Работы выполняются в три этапа.

2. Устанавливается очередность выполнения работ по лесничествам.

Этапы лесоустроительных работ включают в себя:

первый этап – подготовительные работы, состоящие из двух блоков:

приобретение материалов цифровой аэрофотосъемки, лесотаксационное дешифрирование ортофотопланов в М 1:10 000;

работы по землеустройству и землепользованию в границах лесничеств с последующей постановкой лесных участков на государственный кадастровый учет;

второй этап – полевые работы, включающие в себя таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов) и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

третий этап – камеральные работы, включающие в себя обработку материалов полевых исследований (второго этапа работ) с получением:

- таксационных описаний;

- лесных карт;

- автоматизированных рабочих мест для лесничеств и участковых лесничеств с использованием ГИС - средств.

В 2011 году планируется полностью завершить работы по землеустройству и землепользованию лесничеств области. В связи с этим, кадастровые работы планируется выполнить в Бородинском, Волоколамском, Ногинском, Подольском, Московском учебно-опытном, Звенигородском, Истринском, Клинском, Наро-Фоминском, Талдомском, Сергиево-Посадском, Орехово-Зуевском, Луховицком, Ступинском, Шатурском и «Русский лес» лесничествах. Протяженность границ по этим лесничествам составит 62381 км.

В 2012 году полевые работы будут проводиться в Бородинском, Волоколамском, Дмитровском, Ногинском, Подольском, Учебно-опытном лесничествах на площади 679 тыс. га, в 2013 году – в Виноградовском, Звенигородском, Истринском, Клинском, Наро-Фоминском, Талдомском, Сергиево-Посадском лесничествах на площади 742 тыс. га, в 2014 году – в Егорьевском, Орехово-Зуевском, Луховицком, Ступинском, Шатурском и «Русский лес» лесничествах на площади 594,6 тыс. га.

Стоимость работ по лесоустройству в рамках целевой программы «Информационное обеспечение устойчивого управления лесами Московской области» составит около 1424 млн.рублей.

Проведение лесоустройства в рамках целевой программы «Информационное обеспечение устойчивого управления лесами Московской области» позволит:

- обеспечить органы управления лесным хозяйством достоверной информацией о современном состоянии лесов Московской области;

- произвести уточнение количественных и качественных характеристик лесных насаждений, а также их пространственное размещение;

- подготовить кадастровые паспорта и ортофотопланы на лесные участки;

- подготовить картографическую основу на земли лесного фонда, отражающую особенности лесных биогеоценозов;

- запроектировать мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов;

- создать в каждом участковом лесничестве автоматизированные рабочие места, предусматривающие использование современных лесных геоинформационных систем, провести обучение специалистов лесничеств, для работы с лесными геоинформационными системами;

- автоматизировать процессы внесения изменений в данные государственного лесного реестра и получения соответствующих отчетных документов;

- внести необходимые коррективы в документы лесного планирования Московской области.

Контроль за соблюдением лесного законодательства

и ответственность за нарушение лесного законодательства

Как показал анализ нарушений лесного законодательства за период 2003-2009 годы, основным нарушением в Московской области (63,0%) является незаконная рубка леса и нелегальный оборот древесины.

Основными причинами вызывающими рост объемов незаконных рубок являются следующие:

- устойчивый спрос на древесину на внешнем рынке;

- разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие высокая доходность незаконных лесозаготовок;

- снижение рабочих мест в лесной отрасли;

- низкий уровень заработной платы;

- недостаточная эффективность действующего законодательства в области привлечения лиц, совершивших незаконную рубку, к различным видам ответственности;

- отсутствие действующих механизмов контроля за лесозаготовками;

- отсутствие взаимоувязанного учета лесного фонда и отпускаемой древесины;

- недостаточная эффективность взаимодействия органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере контроля за заготовкой и оборотом древесины.

В целях учета заготовленной древесины при всех видах рубок, а также контроля нелегальных рубок и нелегального оборота древесины, предусматривается в рамках единой системы государственного учета заготовленной древесины, осуществляемой в пределах Российской Федерации, создание и реализация в 2009-2011 г.г. системы учета заготовки древесины на территории Московской области.

Такая система будет основываться на следующих положениях:

- маркировка всей заготовленной древесины от всех видов и форм рубок;

- регулярный (ежедневный) учет заготовленной древесины с помощью электронных средств и формирование единой областной базы данных по заготовке древесины;

- внедрение единого для Российской Федерации документа на право транспортировки заготовленной древесины;

- запрещение вывоза за пределы лесных территорий немаркированной древесины и древесины, не прошедшей учет;

- ежегодный отчет юридических и физических лиц, использующих древесину в целях переработки, с представлением баланса потребления и переработки древесины;

- контроль налогообеспечения лесозаготовительных предприятий.

Для обеспечения контроля за соблюдением лесного законодательства на территории Московской области планируется наделить статусом государственных инспекторов лесничих лесничеств и участковых лесничеств. Предполагается, в соответствии с совершенствуемым лесным законодательством, расширение их полномочий, укрепление кадрового состава и материально – технической базы, обеспечение безопасности труда лесных инспекторов, а также, при необходимости создание лесной милиции.

В соответствии с Лесным кодексом, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность. Привлеченное к уголовной или административной ответственности лицо за нарушение лесного законодательства также должно нести имущественную ответственность за причинение вреда лесам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: