Познавательная сфера в период старения




Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

Применительно к благоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей. Память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.

Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако тренировка после тщательного инструктирования и небольшой практики существенно улучшает результаты, даже у самых старых (тех, кому около 80 лет). Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше.

Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная — страдают в разной степени. Основнойサ объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память. Большой интерес представляют исследования автобиографической памяти.

Интеллект. В рамках иерархического подхода к рассмотрению интеллекта при характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект». Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать задачи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения понятий, объяснить, почему красть нехорошо). Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Q-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и подвижного интеллекта.

Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстрировали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на который приходился пик интеллектуального развития, начинался процесс нисхождения, но значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет.

С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении:

1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.

2. Ухудшение способности к восприятию.

3. Сужение поля внимания.

4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.

5. Трудности распределения и переключения внимания.

6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.

7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.

8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.

9. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.

10. Трудности воспроизведения.

Принцип «компенсации дефекта» должен применяться для решения когнитивных проблем старения.

Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте

Замедление реакций при боль- шей и более быстрой утомляе- мости. Трудно быстро вспомнить нужную информацию   — Избегать спешки — Распределять время —Выработать дополнительные стратегии (предварительная подготовка к важной встрече, просмотр имен и фотографий, набросать план разговора, порепетировать) — Делать перерывы — Организовать рабочее место — Относиться терпимо к собственным слабостям  
Ухудшение способности к вос- приятию. Возрастные изменения в сен- сорных функциях (слух, зре- ние, вкус, обоняние, осязание)   — Прибегнуть к помощи корригирующих очков, лупы, слухового аппарата — Садиться поближе к обеседнику и поближе к экрану телевизор. — Без стеснения просить повторить сказанное — Наклонять ухо ко рту собеседника  
Уменьшение длительности со- средоточения внимания. Отвлекаемость, быстрая утомляемость   - Делать паузы, прогулки, отдых, сон — Осознать отвлекающие факторы — Учитывать собственные неблагоприятные состояния (волнение, усталость) и отложить дело на другое время
Трудности распределения и пе- реключения внимания. Становится труднее делать несколько дел одновременно   Выбрать главные дела — Делать их последовательно (есть слона чайными ложками, не вертеться, а поворачиватьсяサ)
Уменьшение объема внимания. Сосредоточение на одном ас- пекте ситуации (приближаю щийся автобус) приводит к игнорированию других (маши- ны на проезжей части)   — Осознанные стратегии распределения внимания и учета всех сторон ситуации  
Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточ- ные действия. Писал письмо, пошел за очка- ми, отвлекся на пятно на ковре, забыл, зачем пришел   — Мысленно воспроизводя события в обратном порядке, найти отправную точку — Фиксировать свои мысли на первоначальной цели, визуализировать ее — Использовать речевые команды себе.  
Автоматизм действий и ошибки памяти. Сомнения в том, закрыли ли дверь, выключили ли утюг   — Сознательная проверка рутинных действий (отвести для утюга такое место, чтобы его нужно было переставить при выключении) — Вставлять паузы для размышлений между двумя действиями и ォфотопаузыサ (подчерк нутое осознание действия) — Использовать парадоксальные зрительные подсказки (чтобы не забыть о работающей стиральной машине, захватить с собой в другую комнату стиральный порошок, как напоминание о процессе)  
Повседневная забывчивость. Забывание зонта, поиски ключей перед выходом из дома   — Организация пространства дома, порядок и визуальные подсказки — ォСказано — сделаноサ — не откладывать то, что может быть сделано сразу (сразу написать другу, как только вспомните о нем)  
Потеря нити высказывания. Начало сказано, а что даль- ше?   — Прибегнуть к словесным шаблонам (как я уже говорил в связи с этим очень важно отметитьサ и т.п.), к повторению сказанного другими словами, чтобы выиграть время для вспоминания — Задавать вопросы, вставлять собственный комментарий  
Трудно выполнять прежние виды деятельности   — Ограничить время деятельности — Найти другие варианты внутри той же области  

Особую группу исследований и обсуждений составляет проблема мудрости как когнитивного свойства, в основе которого лежит кри­сталлизованный, культурно - обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека. Когда говорят о мудрости, имеют в виду прежде всего способность взвешенных суждений по практиче­ским неясным вопросам жизни.

Основные свойства мудрости, согласно П. Балтесу1:

— это решение важных и сложных вопросов (часто это вопросы
о смысле жизни);

—исключительно высокий уровень знаний, советов и суж­дений;

—необычайно широкие, глубокие и сбалансированные знания, которые могут применяться в особых ситуациях;

—это сочетание ума и добродетели (характер), которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы челове­чества;

—хотя достижение мудрости нелегко, распознают ее большин­ство людей без труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: