Методист Центра качества образования




Методические рекомендации

Об особенностях преподавания предмета «Обществознание»

В общеобразовательных организациях Республики Крым

В 2018/2019 учебном году

 

Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 2018/2019 учебном году осуществляется в соответствии со следующими законодательными и нормативно-правовыми документами:

Федеральные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).

3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15).

6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).

13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

 

Региональные документы

1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017 №1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым» (в ред. приказа от 16.11.2017 № 2909).

4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

5. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2018 №01-14/1915 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018/2019 учебный год».

 

Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.

Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета и процессов социализации обучающегося, формирования у него целостного мировоззрения на основе исторически сложившихся духовно-нравственных традиций российского общества.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» является составной частью основной образовательной программы общеобразовательной организации.

По содержанию рабочая программа учебного предмета «Обществознание» представляет собой документ, составленный с учетом:

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования по обществознанию (обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию);

- максимального объема учебного материала для учащихся;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательной организации для реализации учебного предмета «Обществознание» в каждом классе;

- познавательных интересов учащихся;

- целей и задач образовательной программы образовательной организации;

- выбора образовательной организацией учебно-методического комплекта.

Структура рабочей программы учебного предмета определена п.18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1577).

Обращаем Ваше внимание, что на заседании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2016г. (протокол заседания № НТ-19/08ПР) было принято решение о подготовке приказа о внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников для обеспечения учебниками и учебно-методическими пособиями всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Отмечаем, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016г. №38 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу выше указанного приказа и удаленные из федерального перечня на его основании.

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в действующий федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу настоящего приказа.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях наряду с печатными используются электронные учебные издания. Требования к электронным изданиям определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2016 №870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Использование электронных форм учебников (учебных изданий) обусловлено следующими преимуществами:

1) обеспечивает быстрый поиск нужной информации по запросу;

2) позволяет создавать индивидуальные траектории освоения информации, представленной в виде гипертекста;

3) способствует концентрации внимания учащихся на изучаемом материале с помощью мультимедийных функций;

4) предоставляет возможность организовать интерактивное моделирование, в том числе создание объемных моделей и проведение виртуальных экспериментов;

5) помогает учащимся провести самопроверку и самооценку уровня достижения планируемых результатов, в том числе в игровой форме.

Для осуществления правильного выбора необходимо знать особенности электронных форм учебников и отличать их от электронных версий учебников, представленных в формате РОР. Электронная форма учебника представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронная форма учебника (ЭФУ) содержит педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное); средства контроля и самоконтроля.

Электронная форма учебника:

- представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательной деятельности;

- может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;

- должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное).

О возможностях приобретения электронных форм учебников говорится в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 г. № НТ- 136/08 «О федеральном перечне учебников»:

1) «...использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений»;

2) «...одновременно с учебником в бумажной форме может быть приобретена электронная форма учебника, а к учебникам, закупленным ранее только в печатной форме, возможна закупка отдельно электронной формы учебника».

В связи с исключительной важностью предмета «Обществознание», который наряду с историей является гражданоформирующей дисциплиной, на уроках обществознания необходимо обратить особое внимание на воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, правового сознания, гордости за историю и культуру Республики Крым, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституциях Российской Федерации и Республики Крым. При изучении предмета «Обществознание» необходимо учитывать также национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Крым и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).

Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой образовательной организацией образовательной программой.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом. В календарно-тематическое планирование по предмету «Обществознание» рекомендуется включить проведение учебных занятий по следующим темам: «Взаимодействие природы и общества в условиях Республики Крым», «Экологические и демографические проблемы Республики Крым», «Достижения и проблемы культуры Республики Крым», «Экономика Республики Крым», «Человек на рынке труда. Рынок труда в Республике Крым», «Состояние правовой культуры в Республике Крым», «Правосудие в Республике Крым».

Существующая структура изучения обществознания в школе включает преподавание курса обществознания в основной школе, которое является составной частью обществоведческой подготовки учащихся. Изучение обществознания в 6 - 7 классах ориентировано, прежде всего, на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ в жизни общества. В 5-х классах возможно преподавание обществознания в виде учебного курса с использованием учебника «Обществознание» 5 класс под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., издательство "Просвещение".

Курс основной школы представляет собой относительно завершенную систему знаний. Он дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знаниях прикладного характера, необходимых для выполнения социальных ролей. Целый ряд теоретических предположений изучаются на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые рассматриваются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях.

В классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющей обществоведческого образования отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.

Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня, где помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных обществоведческих науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного явления, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а так же об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности.

В рамках реализации практической части рекомендуется применение различных форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся; использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинги, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов). Особое значение имеют педагогические приемы и методики в подготовке к единому государственному экзамену.

Как показывает практика, влияние ЕГЭ на процесс преподавания предмета в школе очень велико. Это проявляется, в частности, во все большем отказе от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений.

Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, предполагает, что для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл необходимы знания по восьми содержательным линиям курса и комплекс специальных умений для осуществления познавательной деятельности. В том числе сравнение отдельных социальных объектов, решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений.

Реализация требований, выдвигаемых ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса. Это могут быть как занятия на уроках обществознания, так и дополнительные занятия по предмету по подготовке к ЕГЭ. В любом случае эти занятия предполагают овладение предметным содержанием, умениями, способами учебной познавательной деятельности.

Для проведения всех этапов Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, организации подготовки учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях по предмету рекомендуется использовать пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Пять колец» (три выпуска), а также Интернет-ресурсы – федеральный портал российских олимпиад школьников. Пособия содержат характеристику типов олимпиадных заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями. При подготовке заданий учтены принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который внедряется в образовательные учреждения Российской Федерации. Рекомендуется ознакомиться с изданием Р.В. Пазина «Обществознание» (Сборник олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2012).

В 2018/2019 учебном году продолжается изучение учебного курса «Основы православной культуры Крыма» в 1-11-х классах за счет часов регионального и школьного компонента, во внеурочной деятельности, а также в форме кружковой работы. Действующими являются Примерные рабочие программы по курсу «Основы православной культуры Крыма» для начального общего, основного общего и для среднего общего образования» под редакцией протоиерея А.В.Якушечкина, В.В.Сухореброва (утверждены решением коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым протокол 5/7 от 25.08.2017г.). Рекомендуется использовать в образовательном процессе учебное пособие «Основы православной культуры Крыма» под редакцией А.В.Якушечкина, Т.И.Титовой (утверждено решением коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым протокол 5/6 от 25.08.2017г.).

Во внеурочной деятельности при составлении рабочих программ по курсу «Основы православной культуры Крыма» можно ориентирваться также на программы: «Основы православной культуры Крыма (8-11 классы)» (авторы Т.И.Титова, А.В.Якушечкин), «Основы православной культуры Крыма 5-7 классы» (автор И.А.Анюхина), «Основы православной культуры Крыма. Второй год обучения» (автор В.В.Сухоребров), «Основы православной культуры Крыма. Начальная школа» (автор Л.В.Наумова).

Кроме того, в образовательных организациях Республики Крым за счет часов регионального и школьного компонентов может преподаваться учебный курс «Основы исламской культуры Крыма» в соответствии с программой авторов М.А.Хайруддинова и Л.А.Рустемовой.

Общий анализ качества выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию
в Республике Крым в 2018 году

У подавляющего большинства выпускников хорошо сформировано умение находить и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), но лишь ¼ (это представители групп, набравших 61-80, 81-100 баллов) из них способны применить эту информацию в заданном контексте на максимальный балл (задание 21), остальные же ¾ учащихся демонстрируют посредственное владение данным навыком.

Сформированное умение конкретизировать отдельные положения текста на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания (задание 23) также демонстрируют представители групп, набравших 61-80, 81-100 баллов – это ¼ общего числа сдававших ЕГЭ. У представителей группы, набравшей 42-60 баллов (около половины общего количества экзаменуемых), заметен значительный рост числа не справившихся с этим заданием – 1/3 представителей этой группы, а число совершенно не владеющих данным навыком в группе, не преодолевших минимального порога при сдаче ЕГЭ составило – ¾.

Умение самостоятельно формулировать и аргументировать суждения относительно иных аспектов, связанных с проблематикой текста (задание 24), на максимальный балл ни в одной из анализируемых групп не составляет большинства экзаменуемых. Указанным навыком вообще не владеют около 1/2 представителей группы набравших 42-60 баллов, и 4/5 не преодолевших минимального порога при сдаче ЕГЭ (что составляет около половины всех сдававших ЕГЭ).

Умением самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте (задание 25) в совершенстве (на максимальный балл) обладают лишь подавляющее большинство представителей группы, набравших 81-100 баллов (лишь 2% от общего числа экзаменуемых). Из представителей группы, набравших 61-80 балл лишь 2/3 справляются с этим заданием средне и посредственно (при 1/3 не справившихся). У ¾ экзаменуемых рассматриваемая компетенция вообще не выявлена.

Показатели сформированности умения конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук (проверяемые в задании 26) численно и пропорционально коррелируют с компетенциями, продемонстрированными экзаменуемыми при выполнении задания 25.

Умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, тестируемые в задании-задаче 27, с разной степенью успешности демонстрируют около половины экзаменуемых. Не вызывает никаких проблем выполнение этого задания лишь у представителей группы набравших 81-100 баллов (у 87% из них указанная компетенция сформирована в полной мере). В целом же, количество участников ЕГЭ, справившихся с решением задачи на «отлично» и «хорошо», значительно превосходит число тех, кто справился с ней лишь на посредственном уровне. В целом (и особенно в смысле качества) успешность выполнения данного задания в сравнении с аналогичными по уровню сложности заданиями 24, 25, 26, вероятно связана с преобладанием предметного компонента над метапредметной составляющей, ролью конкретных теоретических знаний, необходимых для успешного выполнения данного задания.

Умение систематизировать, обобщать, связывать и сооотносить социальную информацию в виде сложного плана (задание 28) демонстрируют менее ¼ от общего числа сдававших ЕГЭ. Качественно же это могут сделать лишь 2/3 представителей группы, набравшей 81-100 баллов, т.е. те же 2% от общего числа экзаменуемых, которые оказались способны отлично выполнить 25 задание.

На основе статистических данных можно сделать вывод о наличии примерно одного уровня сформированности соответствующих компетенций и устойчивой корреляции высокого качества выполнения заданий 23, 25 и 28 участниками ЕГЭ набравшими 81-100 баллов.

Умение раскрывать смысл авторского суждения, рассуждать и аргументировать с привлечением теоретических положений общественных наук, иллюстрировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, проверяемые мини-сочинением демонстрируются неравномерно как по типам навыков, так и по группам сдававших ЕГЭ.

В среднем 70% от общего числа участников ЕГЭ продемонстрировали способность понимания смысла авторского суждения, причем у представителей групп набравших 61-80 и 81-100 баллов (что составляет около ¼ экзаменуемых) этот показатель приближается к 100%, причем они же демонстрируют и средний уровень навыков к теоретической аргументации. Умение же рассуждать с привлечением теоретических понятий и положений не смогли продемонстрировать ¾ участников ЕГЭ, отсутствие указанного умения достигает 83% и в самой массовой группе учащихся, набравших от 42 до 60 баллов. Высокую степень корректности теоретических рассуждений демонстрируют лишь участники, набравшие 81-100 баллов (что составляет лишь 2,7 % от общего числа лиц сдававших ЕГЭ).

Что касается умения привести пример в качестве иллюстрации и конкретизации своих рассуждений, то такой навык полностью отсутствует у половины экзаменуемых, лишь 8% обладают хорошо сформированной указанной компетентностью и 40 % средней. Умением вариативно подтверждать примерами свои рассуждения обладает лишь большинство представителей группы набравшей 81-100 баллов, у представителей же всех остальных групп сдававших экзамен этот показатель значительно ниже.

Методист Центра качества образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: