Экономика потребителя. Экономика производителя




Ученики должны уметь:

• характеризовать спрос на труд и предложение труда;

• описывать факторы повышения производительности труда;

• определить факторы, влияющие на заработную плату;

• характеризовать основные группы, входящие в состав трудовых ресурсов;

• объяснять причины различных видов безработицы;

• давать определение бюджета семьи;

• описывать различные источники дохода и направления расходов бюджета;

• оценивать степень неравномерности распределения до­ходов населения в различных странах;

• сравнивать преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса;

• приводить примеры целесообразности выбора форм биз­неса в конкретных ситуациях;

• показывать зависимость прибыли фирмы от ее выручки и издержек.

Ключевые положения

1) Рынок труда — сфера устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцами и покупателями.

2) Уровень заработной платы работника связан с челове­ческим капиталом, а также особенностями региона, специ­фикой отрасли, условиями труда и др.


■ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

3) Чтобы иметь прибыль, фирма должна повышать произ­водительность труда. Факторы роста производительности труда: научно-технические, организационно-экономиче­ские, социально-психологические.

4) Экономически активное население, или рабочая сила, включает занятых и безработных.

5) Полная занятость наступает, когда циклическая безра­ботица равна нулю (при этом фрикционная и структурная безработица остаются).

6) Безработица имеет серьезные социально-психологиче­ские последствия для граждан и страны в целом, нуждается в государственном регулировании.

7) Бюджет семьи — баланс доходов и расходов семьи за оп­ределенный период. Составление бюджета помогает людям наилучшим образом использовать свои деньги.

8) Источниками доходов семьи могут быть трудовой до­ход, имущественный доход и трансферты.

9) От величины доходов зависит структура расходов се­мьи: с ростом доходов доля расходов на питание снижается.

 

10) Регулирование неравенства доходов возможно с помо­щью налогов и социальных выплат.

11) Предприятия отличаются по организационно-право­вой форме, размерам, структуре продукции. Каждая форма организации бизнеса имеет свои преимущества и недостатки.

12) Главная экономическая цель фирмы — прибыль. При­быль равна выручке минус издержки производства.

13) Издержки фирмы — это денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции.

44. Верны ли следующие суждения о роли потребителя и произво­дителя в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в фор­мировании рыночного спроса.

Б. Цену товаров и услуг на рынке устанавливает произво­дитель без участия потребителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

45. Тушь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее, по за­
ключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не
содержала соответствующих предупреждений. Какое право по­
требителя было нарушено?

1) на достоверную информацию о товаре

2) на качественный товар

3) на безопасность товара для жизни и здоровья

4) на замену или возврат некачественного товара

46. При наличии дефицита на рынке товаров и услуг производите­
лю выгодно

1) увеличить и цену, и выпуск продукции

2) уменьшить и цену, и выпуск продукции

3) уменьшить цену и увеличить выпуск продукции

4) увеличить цену и уменьшить выпуск продукции

47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производи­
тель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
два предложения, содержащих информацию о производителе.

48-50. По каждому из предложенных ниже высказываний изложи­те свои мысли (свою точку зрения, отношение) относительно за­тронутой социальной проблемы* Приведите необходимые аргу­менты для обоснования своей позиции. Выполняя задание, ис­пользуйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

 

Экономика «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их пред­ложению» (Д. Рикардо).
Экономика «Каждому человеку должно быть предоставле­но равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» (А. Смит).
Экономика «Непременным условием действия экономиче­ских законов является свободная конкурен­ция» (А. Смит).

Ответы к разделу «Экономическая сфера жизни общества»

 

1 - 1

 

2 - 2

 

3 - 2

 

4 - 3

 

5 - 3

 

ОТВЕТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

   
  число налогов
  Содержание верного ответа и указания  
8 по оцениванию  
  (допускаются иные формулировки ответа,  
  не искажающие его смысл)  
Ответ должен содержать следующие элементы:  
  1) проявления воздействия экономики на соци-  
  альную сферу, например:  
  — изменение социальной структуры в резуль-  
  тате экономических реформ;  
  — зависимость состояния социальной сферы от  
  состояния в экономической сфере;  
  2) соответствующие примеры, допустим:  
  — приватизация и появление новых социаль-  
  ных групп;  
  — спонсорская поддержка преуспевающими  
фирмами детских домов и т. п.  
  Могут быть названы другие проявления и приве-  
  дены другие примеры  
Правильно названы два проявления, и приведе-  
  ны соответствующие примеры  
Правильно названо одно проявление, и приведен  
  пример  
Правильно названо одно проявление без примера,  
  или приведен пример без указания проявлений  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 3
   
   
   
   
   
   

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

 

   
   
   
   
   
   
   
   
  системы
  государственное распределение
   
  ЕГБЖАИ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  бюджет
   
   
   
   
   
   
   
   
   

47. Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следую­щие элементы:

1) смысл понятия, например:

— производитель — это субъект экономиче­
ской деятельности, изготавливающий и про­
дающий товары и предоставляющий услуги.

2) два предложения, содержащих информацию о
производителе, например:

— «Производителем может выступать отдель­ный человек, предприятие, фирма».

— «Производитель стремится поступать ра­ционально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».

Могут быть составлены другие предложения



Раскрыт смысл понятия и составлены два пред­ложения


 


Раскрыт смысл понятия и составлено одно пред­ложение,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свлдетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание ответа

Раскрыт смысл понятия, предложения не состав­лены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, со­ставлено одно предложение, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл



ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

Содержание верного ответа и указания

По оцениванию Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

При оценивании ответа необходимо выделить сле­дующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (по­зиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на фак­ты общественной жизни или собственный опыт

Представлена собственная точка зрения (пози- 4 ция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным исполь­зованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социаль­ный опыт

Представлена собственная точка зрения (пози- 3 ция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использовани­ем обществоведческих терминов и понятий в кон­тексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социаль­ный опыт

Представлена собственная точка зрения (пози- 2 ция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использова­нии обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социаль­ный опыт


ОТВЕТЫ

 

 

 

  Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации  
Проблема не раскрыта. ИЛИ дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте зада­ния  
Максимальный балл 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: