Ученики должны уметь:
• характеризовать спрос на труд и предложение труда;
• описывать факторы повышения производительности труда;
• определить факторы, влияющие на заработную плату;
• характеризовать основные группы, входящие в состав трудовых ресурсов;
• объяснять причины различных видов безработицы;
• давать определение бюджета семьи;
• описывать различные источники дохода и направления расходов бюджета;
• оценивать степень неравномерности распределения доходов населения в различных странах;
• сравнивать преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса;
• приводить примеры целесообразности выбора форм бизнеса в конкретных ситуациях;
• показывать зависимость прибыли фирмы от ее выручки и издержек.
Ключевые положения
1) Рынок труда — сфера устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцами и покупателями.
2) Уровень заработной платы работника связан с человеческим капиталом, а также особенностями региона, спецификой отрасли, условиями труда и др.
■ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
3) Чтобы иметь прибыль, фирма должна повышать производительность труда. Факторы роста производительности труда: научно-технические, организационно-экономические, социально-психологические.
4) Экономически активное население, или рабочая сила, включает занятых и безработных.
5) Полная занятость наступает, когда циклическая безработица равна нулю (при этом фрикционная и структурная безработица остаются).
6) Безработица имеет серьезные социально-психологические последствия для граждан и страны в целом, нуждается в государственном регулировании.
7) Бюджет семьи — баланс доходов и расходов семьи за определенный период. Составление бюджета помогает людям наилучшим образом использовать свои деньги.
8) Источниками доходов семьи могут быть трудовой доход, имущественный доход и трансферты.
9) От величины доходов зависит структура расходов семьи: с ростом доходов доля расходов на питание снижается.
10) Регулирование неравенства доходов возможно с помощью налогов и социальных выплат.
11) Предприятия отличаются по организационно-правовой форме, размерам, структуре продукции. Каждая форма организации бизнеса имеет свои преимущества и недостатки.
12) Главная экономическая цель фирмы — прибыль. Прибыль равна выручке минус издержки производства.
13) Издержки фирмы — это денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции.
44. Верны ли следующие суждения о роли потребителя и производителя в рыночной экономике?
А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.
Б. Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
45. Тушь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее, по за
ключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не
содержала соответствующих предупреждений. Какое право по
требителя было нарушено?
1) на достоверную информацию о товаре
2) на качественный товар
3) на безопасность товара для жизни и здоровья
4) на замену или возврат некачественного товара
46. При наличии дефицита на рынке товаров и услуг производите
лю выгодно
1) увеличить и цену, и выпуск продукции
2) уменьшить и цену, и выпуск продукции
3) уменьшить цену и увеличить выпуск продукции
4) увеличить цену и уменьшить выпуск продукции
47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производи
тель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
два предложения, содержащих информацию о производителе.
48-50. По каждому из предложенных ниже высказываний изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) относительно затронутой социальной проблемы* Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Экономика | «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо). |
Экономика | «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» (А. Смит). |
Экономика | «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция» (А. Смит). |
Ответы к разделу «Экономическая сфера жизни общества»
1 - 1
2 - 2
3 - 2
4 - 3
5 - 3
ОТВЕТЫ
число налогов | ||
Содержание верного ответа и указания | ||
8 по оцениванию | ||
(допускаются иные формулировки ответа, | ||
не искажающие его смысл) | ||
Ответ должен содержать следующие элементы: | ||
1) проявления воздействия экономики на соци- | ||
альную сферу, например: | ||
— изменение социальной структуры в резуль- | ||
тате экономических реформ; | ||
— зависимость состояния социальной сферы от | ||
состояния в экономической сфере; | ||
2) соответствующие примеры, допустим: | ||
— приватизация и появление новых социаль- | ||
ных групп; | ||
— спонсорская поддержка преуспевающими | ||
фирмами детских домов и т. п. | ||
Могут быть названы другие проявления и приве- | ||
дены другие примеры | ||
Правильно названы два проявления, и приведе- | ||
ны соответствующие примеры | ||
Правильно названо одно проявление, и приведен | ||
пример | ||
Правильно названо одно проявление без примера, | ||
или приведен пример без указания проявлений | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
системы | |
государственное распределение | |
ЕГБЖАИ | |
бюджет | |
47. Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
— производитель — это субъект экономиче
ской деятельности, изготавливающий и про
дающий товары и предоставляющий услуги.
2) два предложения, содержащих информацию о
производителе, например:
— «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма».
— «Производитель стремится поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».
Могут быть составлены другие предложения
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение,
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свлдетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание ответа
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,
ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
Содержание верного ответа и указания
По оцениванию Баллы
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт
Представлена собственная точка зрения (пози- 4 ция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт
Представлена собственная точка зрения (пози- 3 ция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт
Представлена собственная точка зрения (пози- 2 ция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт
ОТВЕТЫ
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации | ||
Проблема не раскрыта. ИЛИ дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания | ||
Максимальный балл | 4 |